Доктор Рагиб ас-Сирджани
Осада Иерусалима
Войска крестоносцев подошли к стенам Иерусалима. Убайдиты, которые правили священным городом в это время, отправили к крестоносцам предложение: в обмен на сдачу всех земель Шама оставить Иерусалим у них, при этом имея возможность заходить в город всем войском без оружия. Но крестоносцы, разумеется, издевательски отклонили это предложение и без особых усилий захватили город и совершили в нём самые жестокие преступления, тем самым показав свою низкую сущность.
✻✻✻
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу. Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня.
Приветствуем вас в одиннадцатой части из цикла «Крестовые походы на Исламский мир».
В прошлой Главе мы увидели образование королевство Антакии. Правителем нового государства крестоносцев стал Боэмунд Сицилийский, предводитель норманнов Сицилии. Получив своё королевство, Боэмунд вышел из участия в достижении главных целей этого похода, ради которых он вообще был объявлен, а это захват Иерусалима, помощь паломникам и помощь православным христианам на Востоке и так далее. Теперь он правитель города своей мечты и всё остальное уже в прошлом.
То же самое, как мы помним ранее сделал Болдуин, брат Годфрида Бульонского, основавший королевство Эдесса. Теперь на Востоке два новых государства: графство Эдесса на Севере Ирака и Сирии, и графство Антакии на северо-западной границе Сирии с Турцией.
Те же мечты преследовал, и так скажем, набожный Раймонд IV. Мы увидели, как он попытался осадить город Ирка, а затем Триполи, чтобы образовать здесь своё графство. Но, даже первый оказался Раймонду не по зубам. Так, после более трёх месяцев безуспешной осады и давления со стороны остальных крестоносцев, он был вынужден вернуться к основной цели данного похода.
Здесь на землях Ливана полностью ухудшились и можно сказать завершились их отношения с Византией. Крестоносцы, получившие доказательства сговора Алексея Комнина с убайдитами, окончательно убедились в предательстве своего союзника.
Мы забыли упомянуть, что Боэмунд после окончательного захвата власти в Антакии, объявил о своей полной независимости. Вспомним, что Боэмунд был первым, кто объявил о своём подчинении Византийской Империи, но после получения своих земель и Византия, и священный поход стали ему не нужны. А с Раймондом IV все сложилось, наоборот, он был единственным кто не присягнул Империи. Но, несмотря на все те подлости и предательства императора, в критические для крестоносцев моменты только Раймонд остался с ним в хороших отношениях и был готов ему служить. Им руководило сильное желание создать свой эмират, с чем ему могла помочь только Византия. Остальные предводители находились с Раймондом уже не в очень хороших отношениях.
Обстановка перед осадой Иерусулима
На пути в Шам крестоносцам пришла очередная делегация из шиитского государства убайдитов, управлявшая Египтом в тот период. Вспомним, что ранее убайдиты отправляли крестоносцам делегацию, предлагая разделить Шам, то есть, северную часть Сирии: Ливан и Турция крестоносцам, а южную: Иерусалим и близлежащие города убайдитам.
Теперь, когда крестоносцы начали приближаться к Иерусалиму, к ним пришла вторая делегация убайдитов. Шииты предлагали следующее: заключить военный союз, согласно которому они помогают друг другу в войне с сельджуками, и крестоносцы любого королевства могут без оружия войти в Иерусалим и находиться в нём, но город остается под властью убайдитов. Крестоносцы отправили эту делегацию обратно в Египет, нагрузив её издевательским отказом. Их ответом было то, что они не собираются заходить в священный город по чьему-либо приказу или разрешению, они это сделают как захотят и когда захотят.
Город уже находился во власти шиитов. Следовательно, отказ крестоносцев означал их войну с ними, несмотря на всю мощь Государства убайдитов. Их государство занявшие территорию всего Египта и части Шама, на самом деле, обладала немалой военной мощью, но эти их старания сдружиться с крестоносцами, жертвуя мусульманами и их землями явно говорило о том, что они не в силах сражаться с захватчиками, и испытывают страх.
Некоторые историки выражают удивление тем, что убайдиты желали помочь крестоносцам против мусульман. Но, мы ранее упоминали о том, что это было свойственно шиитам издавна, они в своей войне против суннитов пользовались помощью и крестоносцев, и других врагов ислама, что мы видим и сегодня. На этом пути они убивали учёных, уничтожали знание суннитов и делали многое другое, что указывает на полное отсутствие в них не только религиозности, но и элементарной нравственности. Это можно увидеть и в их истории с Иерусалимом.
Город был захвачен шиитами год назад, до сельджуков убайдиты правили всем Шамом, в том числе, Иерусалимом более 100 лет с 1358 года по 1477 год, пока Альп-Арслан и его дети полностью не вытеснили их с этих земель.
До начала крестового похода священным городом правил турок по имени Артук бен Эксюк, после смерти он передал власть двум своим сыновьям Сукману и Гази. В их руках Иерусалим находился 7-8 лет, пока убайдиты не вторглись в город, воспользовавшись вторжением войск крестоносцев, осадой Антакии и отвлечением сельджуков. Убив часть населения и изгнав другую часть, в 491 году по Хиджре они заново захватили город Иерусалим, то есть за год до прихода крестоносцев к его стенам.
Крестоносцы приближаются к стенам священного города, за стенами шииты-убайдиты. Мусульмане-сунниты полностью истощены, те из них, кто не попался на пути захватчиков, пребывая в ужасе после падения Антакии, начали пополнять их казну данью, в надежде на то, что те не станут захватывать их земли.
В одном из собраний крестоносцев было выдвинуто очень интересное предложение: продолжить поход далее на Юг, пройти пустыню Синай и захватить Египет. Представьте себе, их осталось совсем мало, расстояние к тому же огромное, а пустыню Синай не так легко пройти.
Причиной зарождения таких мыслей у крестоносцев стали многократные попытки шиитов заключить с ними союз, то есть попытки, которые говорили об их слабости и отсутствия единства. Но, было решено сосредоточиться на захвате Иерусалима и не идти дальше до прибытия дополнительных сил из Европы, так как сил для захвата Египта было недостаточно, а после разделения армии на ополчение, которые будут охранять захваченные города, воинов останется совсем мало.
Мы не зря упомянули об этих мыслях крестоносцев, они уже сейчас понимали, что настоящие ключи от Иерусалима находится в Египте и что захват Египта будет означать полное подчинение земель Палестины, которые останутся без важной помощи мусульман с Юга. Египет — это не только сильное и многочисленное войско, но, и нечто более важное, народ сильный исламским духом, который являлся угрозой для любого захватчика. Эти мысли предводителей крестоносцев не были забыты, они породят пятый и шестой крестовые походы, целью которых будет Египет и душа Ислама, находившаяся в нём.
Кстати, власть убайдитов несмотря на то, что продолжалась два столетия, не смогла отделить народ Египта от основ истинного суннитского Ислама. Все эти двести лет египтяне хранили традиции и истинные убеждения Ислама и это были не те разделённые мусульмане, которых крестоносцы встретили ранее, готовые любой ценой ухватиться за свою ничтожную жизнь.
«Любовь к миру этому и ненависть к смерти»
Крестоносцы уже в двух шагах от священного Кудса. Но, до того, как перейти к этой главе, позвольте нам остановиться и поделиться с вами некоторыми мыслями.
Мы сказали, что мусульмане избегали крестоносцев, потому что жили в тот период низкой жизнью, цеплялись за каждый день своей жизни, несмотря на то унижение, в котором будут проведены эти дни. Все мусульмане убеждены, что пропитание и срок жизни предопределены Всевышним, но, их любовь к мирской жизни и отсутствие должного исламского воспитания, привели их к такому положению.
Но у этих событий есть и другая очень странная сторона.
Как крестоносцы, пересекая все эти земли, все эти огромные расстояния углубляются в Исламский мир, в огромные Исламские земли, не боясь, что на них нападут сзади или откуда-то сбоку? Как получилось так что крестоносцы не испытывают никакого страха перед мусульманами?
Когда смотрим на их собрание, мы видим, что они разногласят по поводу того, кто будет управлять войском или тем, или иным городом, но, мы не видим разногласий по поводу сражения. Вынести решение выйти в сражении не составляет для них никакой трудности и не сопровождается никакими колебаниями. Как будто их встречают крошечные отряды врагов. Они оставили свои земли в тысячах километрах и пришли в эти далекие земли, а отряды врагов на самом деле многочисленны.
Пречист Аллах, мусульманин обязательно должен задаться этими вопросами и знать причины. Кто-то может сказать, что ответ скрывается в той сложной жизни в Европе, от которой они ушли. Как мы рассказывали ранее, Европа страдала от болезней, голода и гнёта, и эти новые земли были для европейцев единственным спасением. Это даёт ответ лишь на часть вопроса и не объясняет того полного невнимания крестоносцев к силе мусульман. Полный ясный ответ этому мы находим в хадисе нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором сказано:
«يُوشِكُ الأُمَمُ أَنْ تَدَاعَى عَلَيْكُمْ كَمَا تَدَاعَى الأَكَلَةُ إِلَى قَصْعَتِهَا»
«Близко то время, когда общины (неверных и заблудших) будут вместе набрасываться на вас подобно тому, как едоки приглашают друг друга к трапезе!»
— Ахмад (5/278), Абу Дауд (4297), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/182, ар-Руйани в «Муснаде» (25/134/2), ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (8/97).
Посмотрите на это сравнение: с разных концов, соберутся разные общины, чтобы захватить земли мусульман. Против мусульман вышли общины из Франции, из Испании, Англии, Германии, Дании, Голландии и других далёких стран, даже из Шотландии. К ним примкнули византийцы, армяне и другие православные христиане. Все они объединились и собрались вокруг земель мусульман.
«Близко то время, когда общины (неверных и заблудших) будут вместе набрасываться на вас подобно тому, как едоки приглашают друг друга к трапезе!»
Тарелка с едой не обладает волей, она не может отвергать того, кто протягивает к ней руку. Таким же было и положение мусульман.
Сподвижники удивлённые и встревоженные спросили:
يا رسولَ اللهِ! فمِن قِلَّةٍ يَوْمَئِذٍ؟
«О Посланник Аллаха! Это произойдет из-за того, что нас тогда будет мало?»
— Те же передатчики.
Как иначе объяснить то, что эти общины будут без сопротивления забирать земли мусульман?
Пророк, мир ему и благословение, ответил:
«بَلْ أَنْتُمْ يَوْمَئِذٍ كَثِيرٌ»
«Напротив, в тот день вас будет много…»
— Те же передатчики.
Мы видели огромное количество мусульман, огромные города, отдельные эмираты. Крестоносцы прошли все эти земли, не встретив ни единого сопротивления.
«بَلْ أَنْتُمْ يَوْمَئِذٍ كَثِيرٌ وَلَكِنَّكُمْ غُثَاءٌ كَغُثَاءِ السَّيْلِ»
«Напротив, в тот день вас будет много, но вы будете подобны мути, рассеянной в потоке [подобно грязи]…»
— Те же передатчики.
Что такое текучая грязь? — Это мусор, грязь которая покрывает воду. Вода бросает её направо и налево, её выбор — это то, что ей предоставляют обстоятельства. Её выбор – это то, что сохранить ей жизнь, какой бы она ни была. В унижении, в позоре, неважно, главное сохранить жизнь. Так описал мусульман Пророк Мухаммад, мир ему и благословение.
Что же он сказал далее? Обратите внимание.
«وَلَيَنْزِعَنَّ اللَّهُ مِنْ صُدُورِ عَدُوِّكُمُ الْمَهَابَةَ مِنْكُمْ»
«и Аллах сделает так, что страх перед вами покинет сердца ваших врагов…»
— Те же передатчики.
Вот ответ на тот самый вопрос! Аллах забрал у крестоносцев страх перед мусульманами, поэтому они не обращают внимание на их количество, на их оружие, крепости, не обращают внимание на этот огромный народ. Это то, на что указывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
«وَلَيَنْزِعَنَّ اللَّهُ مِنْ صُدُورِ عَدُوِّكُمُ الْمَهَابَةَ مِنْكُمْ وَلَيَقْذِفَنَّ اللَّهُ فِى قُلُوبِكُمُ الْوَهَنَ». فَقَالَ قَائِلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا الْوَهَنُ؟ قَالَ: «حُبُّ الدُّنْيَا وَكَرَاهِيَةُ الْمَوْتِ».
«и Аллах сделает так, что страх перед вами покинет сердца ваших врагов, а в ваши сердца Аллах поселит слабость /вахн/”. Кто-то спросил: “О Посланник Аллаха, а что это за слабость?” Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Любовь к миру этому и ненависть к смерти”».
— Те же передатчики.
Вот основа всех проблем, мои братья и сёстры. Мусульмане держались за ничтожную жизнь всем чем можно было держаться. Одни из самых важных городов находились в осаде очень долгое время. Антакия была в осаде семь месяцев, затем соседний с ней город почти месяц. Города близ Триполи находились также в осаде. Скоро мы увидим осаду Иерусалима.
Почему к ним не вышло ни одного войска мусульман?! Почему народ не вышел против правителя, требуя собрать армию для помощи этим осажденным городам? Что же мы видим вместо этого?
Мы видим, как правители на своих руках несут дары этим захватчикам. Некоторые из них даже предоставили путеводителей, чтобы показать им дорогу к священному Иерусалиму. Всё это ради того, чтобы крестоносцы сохранили им жизнь. Такому униженному народу, настолько любящему свою жизнь, что ещё оставалось делать, кроме как заплатить этим жестоким захватчикам. После падения Иерусалима, как вы думаете, крестоносцы оставили в покое этих мусульман, так низко павших ради сохранения жизни? — Нет, не оставили! После священного города, они перешли к следующему, затем к следующему и так захватили почти всю Палестину, почти весь Ливан, часть Сирии и другие земли мусульман.
Нам, дорогие братья и сестры, необходимо часто размышлять над подобными историями. Ответы на все вопросы и проблемы мы можем найти в хадисах нашего Пророка, мир и благословение Аллаха. Он указывает нам на те слабости, через которые пройдёт наша Умма, указывает на причины наших поражений. Почему мы в таком количестве проигрываем нашим врагам? Почему крестоносцы одерживают победу на наших землях, где они окружены нашими городами, отрезанные не только от своих стран, но и от Византийской Империи, которая отказалась помогать им? У всего этого есть свои причины и непременно есть установление Всевышнего, которые невозможно изменить. Одно из них мы узнали из приведённого ранее хадиса нашего Пророка, мир и благословение Аллаха.
Осада и падение Иерусалима
Теперь же, давайте вернёмся к походу крестоносцев. Захватчики дошли до местности Яффа, на берегу Средиземного моря, которая очень близка к Иерусалиму.
Здесь находился важный морской порт, входивший во владение убайдитского государства. Как мы можем видеть, почти все прибрежные города Шама являлись владениями шиитского государства. Бейрут, Сур, Акра, Кейсария, Яффа, Кифа и другие. Под их властью не находился лишь Триполи. Но, и им, как мы сказали ранее, правили шииты из племени бану Аммар.
Чтобы захватить Яффу, крестоносцам пришлось лишь войти в город, так как он был полностью пустым. Жители, узнавшие об их приближении, давно его покинули.
Яффа была очень важна для крестоносцев, так как Иерусалим — это не портовый город. Первым делом, следовало закрыть путь к морю, к тому же крестоносцы ожидали морскую помощь из Сицилии в виде провизии, доспехов, оружия и конечно же людей, нужда в которых была больше всего. Так крестоносцы завладели прекрасным, в первую очередь в стратегическом плане, местом.
Затем крестоносцы укрепили береговую линию своих владений, захватив другие местности вдоль берега. Далее направились на восток, захватив по дороге город Рамла, затем город Лод, Вифлеем и некоторые другие города. Захватчики подошли к стенам священного города Иерусалим.
Дойдя до этой картины, то есть встреча армии крестоносцев со священным городом, историки пытаются в красивых словах передать, якобы религиозные чувства крестоносцев. Поход ради креста, Иисуса, мир ему, и так далее. Самое удивительное то, что некоторые историки мусульман передают эти слова так, как будто это истина. О каких религиозных чувствах может говорить человек, который видел всё то, что творили эти люди по дороге к Иерусалиму?! Как же все те жестокие убийства детей и женщин?! Как же убийство тех православных христиан в Венгрии?! В первых сериях мы узнали, как эти бешеные католики жестоко расправились с четырьмя тысячами православных христиан в городе Семлин. Разве вышел ради религии Боэмунд, который отделился от армии, как только захватил богатый город Антакию?! Разве вышел ради креста Болдуин, который отделился от армии ради создания своего собственного королевства?! А любимец Папы Римского Раймонд IV, которого считали примером христианского правителя, источником истинных христианских убеждений стремлений и так далее. Разве вышел ради религии этот человек, который несколько раз также попытался создать своё королевство?! Хотя поход, якобы ради освобождения Иерусалима, был на грани срыва. Нет никаких сомнений в том, что всё это ложь. Ещё большим доказательством этого является то, что сотворили крестоносцы в священном городе после того, как захватили его. Все знают о совершённых ими гнусных делах, выходящих за рамки любой религии и морали.
7 июня 1099 года крестоносцы начали осаду священного для мусульман города Иерусалим. По календарю мусульман это произошло в 492 году, приблизительно в месяце Раджаб.
Осада продолжалась пять непрерывных недель, ни одно войско мусульман ни из Египта, ни из Хиджаза, ни из Шама, ни из Ирака не двинулось чтобы помочь священному Кудсу, помочь мечети аль-Акса, осаждённые крестоносцами, отрезанные от остального Исламского мира.
Братья и сестры, история повторяется. Не так давно, в 48 году прошлого столетия мы увидели образование государства евреев на территории мусульман. Позже, в 67 году, они захватили всю территорию Палестины в том числе, священный Кудс. Кто тогда вышел против них?! Мы увидели лишь слабое войско, лишённое единства, которое не смогло ничего сделать.
Точно так же, когда враги Ислама — крестоносцы, в 1099 году осадили священный город, мусульмане встретили эту новость с абсолютным холодом. Да, на сердце была печаль, но, к сожалению, не то, что поднимает армию, не то, что поднимает знамя джихада.
Итогом этого стало падение Иерусалима после пяти недельной осады. Пройти через осаду крестоносцам помогли две осадные башни, сделанные из больших деревянных досок, которые были собраны после разрушения в мусульманском городе Вифлеем. Крестоносцы сумели подойти к стенам, избежав потери, скрываясь под этими башнями. Мусульманам удалось сжечь лишь одну из них, вторая примкнула к стене и позволило крестоносцам без усилий залезть на стену, так как вершина башни была наравне с краем стен. Забрав стены, крестоносцы ворвались в священный город.
Иерусалим — один из важнейших городов в мире и возможно единственный город, который возвеличивают и мусульмане, и христиане, и иудеи. Поэтому захват Иерусалима был настоящим ужасом для мусульман и моментом ликования христиан всего мира.
Падение Иерусалима, которое произошло 15 июля 1099 года (27 Шаабана 492 года по Хиджре), безусловно, является одной из самых печальных дат в истории мусульман.
Захватчики первым делом устроили массовые убийства жителей города. Они убивали всё что двигается.
Убайдитский наместник вместе со своей свитой, вместо того чтобы участвовать в битве, укрылся в одной из крепостей. Это были единственные, кому сохранили жизнь. Раймонд IV, в знак сохранения хороших отношений между двумя государствами и дальнейшей взаимной поддержки, отпустил их.
Крестоносцы не оставили ни единого уголка в городе. Свою смерть встречали и те, кто бежал в ужасе по улицам, и те кто спрятался у себя дома. Все оставшиеся мусульмане в отчаянии прибегли к стенам священной мечети, но крестоносцы не знавшие что такое милость, в очередной раз показали кто они есть на самом деле. Для них не было важно святость этих земель, для них не было важно даже святость этих стен. Здесь, мои братья и сестры, на территории священной мечети (Аль-Акса), эти жестокие захватчики убили 70 тысяч мусульман мужчин, женщин и даже детей и этим открыли одну из самых тёмных страниц истории всего человечества.
Это позор для всей Европы, это позор для крестоносцев. До сих пор христиане не принесли извинения исламскому миру, до сих пор Папство, которое было инициатором этого похода, не принесло извинение за эти жестокие убийства. Это Европа не раз извинялась перед евреями за холокост, во время Второй Мировой войны.
Сами европейские историки упоминают, что по словам тех, кто запечатлел эти ужасные события, из-за тел убитых и рек крови, которые в местах доходили до колен, было невозможным пересекать улицы. Крестоносцы не ограничились убийствами мусульман, также жестоко были убиты иудеи, жившие по соседству с мусульманами. В живых остались лишь христиане.
Одним словом, это был настоящий геноцид нехристиан. Ни один человек из жителей города не остался жив. После всего совершенного, крестоносцы заходили в церковь и праздновали свою великую победу во имя Господа и во имя религии.
А о последующем после этих печальных событий, если того пожелает Аллах, расскажем в следующей Главе.
Я прошу Аллаха дать нам понимание его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать из них пользу. Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.