Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 4
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
Это четвёртая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы увидели завоевания татаро-монголами части исламского мира. Мы видели падение двух городов — Бухары и Самарканда, видели террор, который устроил Чингисхан, прежде чем покорить два региона: Хорасан и Хорезм — одни из самых больших Исламских регионов на Востоке исламского мира. Мы остановились на вторжении Чингисхана в город Балх на севере Афганистана и на том, что Чингисхан дал правдивое обещание обеспечить безопасность жителям Балха, но только в том случае, если они помогут ему завоевать остальные исламские города.
Падение города Мерв
И первым из завоёванных далее городов стал город Мерв. Город Мерв был очень большим исламским городом, обладающим колоссальным демографическим потенциалом. Жителей этого города в то время было порядка 900 000 мусульман. Просто задумайтесь о цифре, 900 000 мусульман, то есть почти миллион и для того времени это очень большой город.
Удивительно, братья и сёстры, то, что жители Балха приняли предложение Чингисхана и стали на самом деле помогать ему в походе на Мерв и в его завоевании в интересах татаро-монголов. Это что-то поразительное, мы удивляемся, услышав об этом. Однако, Пречист Аллах, давайте взглянем на это поближе и все вместе призадумаемся. Конечно, пропаганда того времени обрисовала для них то, что союз с великой силой, с величайшей силой того времени — это достоинство и мудрость лидеров, принявших это решение. И пусть исламские силы, мусульманская группа присоединится к татаро-монгольской армии ради обеспечения безопасности в регионе и для подавления любого сопротивления, возникающего в исламских городах, даже если они имеют связи и отношения: религиозные, соседские и даже родственные с этими исламскими городами. Ведь, практически, все эти города близки и взаимосвязаны друг с другом. Так это преподнесли народу Балха. И, действительно, народ Балха или войско Балха выдвинулось вместе с татаро-монголами в войне против мусульман города Мерв. Это север Афганистана (Примечание редакции: город был расположен в юго-восточной части нынешнего Туркменистана), дорогие братья. Если вы находите всё это странным и удивительным, давайте все вместе вспомним историю падения Афганистана под натиском оккупации в 2002 году, всего лишь 17 лет назад. Мы увидим, как точно также жители севера Афганистана стали сотрудничать с врагами-оккупантами в захвате Кабула. Все мы свидетели этому, мы видели это своими глазами и, к сожалению, ни одна Исламская армия откуда бы то ни было ничего не предприняла.
Итак, татаро-монгольское войско направилось к большому, великому городу Мерв, и во главе этого войска стоял сын Чингисхана. Они подошли к городу. Жители города собрались и приняли решение обороняться. Это был первый город, который собирался дать отпор, потому как всё всем стало ясно. Татаро-монголы нарушали каждое данное ими слово. И вот из города Мерв выдвинулось 200 тысяч воинов. Но учтите один нюанс, эти 200 тысяч воинов не имели абсолютно никакого представления о военном деле. Почему? — Потому что в Мерве не было (регулярной) армии. Все воины отступили, дезертировали, обратились в бегство, повсюду, особенно после поражения лидера — Мухаммада Хорезмшаха, о котором мы рассказали в предыдущей серии. Регулярной армии больше не стало. Рядовые граждане участвовали в войне и делали всё, что в их силах. Татаро-монгольская армия, конечно же, была сильной, дисциплинированной, обученной армией, обладающей длительной военной подготовкой в сражениях, как в Китае, так и с мусульманами на Востоке исламского мира. Внутри города 700 тысяч человек, снаружи 200 тысяч. Татаро-монголы, воспользовавшись простейшей военной тактикой, притворились, что потерпели поражение перед 200 тысячами человек. Они стали медленно отступать и отступать, и эти 200 тысяч человек ринулись за ними, пока татаро-монголы не окружили их в запланированной засаде. Эти 200 тысяч мусульман были уничтожены, дорогие братья, все до последнего. Истребили абсолютно всех, вы только представьте.
Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах, описывает эту бойню, с известной горечью, знакомой нам о нём из его летописи из рассказов о татаро-монголах, сказал:
«Мусульмане долгое время терпели угнетение, но…»,
Вслушайтесь в эти удивительные слова.
«Однако, татаро-монголы не знают, что такое поражение. Нет такого слова — поражение — в татаро-монгольском словаре».
Так Ибн Аль-Асир представлял мусульманский мир. Полная капитуляция исламского мира. Пало 200 тысяч шахидов при первом же ударе (натиска) на город Мерв.
Cын Чингисхана подошёл к городу Мерв и ввёл его в осаду. Большой, сильный, защищённый город. Чтобы не терять времени, он отправил письмо правителю города Мерв, в котором он обещал сохранить им жизни, если тот со своими горожанами выйдет и сдастся им. В третий раз они обещают гарантировать безопасность и в третий раз, как мы уже можем догадаться, они нарушают этот договор.
Правитель же, желая сохранить жизни, согласился выйти. Он вышел со своими помощниками, наместниками и крупными купцами города. Большая делегация для встречи сына Чингисхана. И как только сын Чингисхана взял их под контроль, он заковал их всех и повелел составить список из имён людей, владеющих каким-либо ремеслом в городе Мерв, а также богатых, состоятельных людей. Два длинных списка. В одном имена ремесленников и мастеров. Естественно, ведь город Мерв был большим промышленным центром, одним из самых важных Исламских экономических городов. А в другом списке имена зажиточных людей, купцов, бизнесменов. Затем город принудительно открыл свои ворота и вошедший в него сын Чингисхана начал искать богатства, мастеров и купцов. Мастеров он отправил в Монголию для того, чтобы те помогали созидать татаро-монгольское государство в самом его сердце, а богатых людей задержали и мучили до тех пор, пока они не указали на всё своё имущество. Затем татаро-монголы, вошедшие в город, стали искать и присваивать все возможное имущество и богатство. Они даже раскопали могилы правителей, правителей Мерва, стоявших ранее у власти. Они откопали их могилы, чтобы убедиться, были ли захоронены вместе с ними сокровища и тому подобное.
Затем, в итоге, они издали отвратительный указ. Стереть весь город Мерв в порошок. Вы только подумайте, сколько людей было убито в городе Мерв. Оставшиеся в городе после ухода 200 000 воинов из 900 000. 700 000 человек, дорогие братья и сёстры! Всё население, вплоть до последнего было истреблено. В городе не осталось ни одного мусульманина. Были убиты все мужчины, все женщины и все дети. Это самое отвратительное в истории, что мы слышали. Т.е. общее количество убитых мусульман в течении нескольких дней — 900 тысяч человек в одном этом городе, 200 тысяч на подступах к нему и 700 тысяч внутри самого города. Это что-то неслыханное в истории народов. Этот город исчез как с карты исламского мира, так и с мировой карты. Когда-то давно существовал величественный город под названием Мерв. Но после этих событий мы не найдём ни одного упоминания города Мерв в истории. Взгляните на карту сейчас, вы не найдёте на ней слова Мерв, абсолютно весь город предан забвению.
Падение города Гургандж
Далее они направились к другим ближайшим городам. Они отправились в Найсабур, такой же большой город и сотворили с ним всё то же, что они учинили в Мерве. Сын Чингисхана даже повелел обезглавить тела. И Пречист Аллах, они овладели совершенно невообразимым количеством имущества, ведь это были богатые, весьма развитые экономически города. Они забирали всё и если что-то просто физически не могли с собой унести, то просто сжигали это. Они не желали оставлять ничего живого в городе. Они брали с собой горы шёлкового материала, плотного шёлка и если нести становилось тяжело, то сжигали его. Невиданное в истории истребление и разорение.
Они завладели всем регионом Хорасан, и перешли к местности Хорезм, сердцу Хорезмского государства, они принялись за город Гургандж, неприступную столицу и держали его в осаде 5 непрерывных месяцев. Его жители были не в силах оказать военное сопротивление, так как нет армии, все воины разбежались. Они также не могут открыть ворота, зная, что не смогут сражаться и будут убиты. Так они находились в осаде до тех пор, пока татаро-монгольские войска после пяти подряд месяцев не пробили брешь в стенах Гурганджа и не проникли внутрь города. И тут произошло кровавое побоище, многие люди спрятались в подвалах, на кладбищах, в колодцах и тайниках, кто где только мог. Что же предприняли татаро-монголы? Они пошли к реке Сырдарья и открыли плотину, находящуюся на ней, прямо перед городом. Вода реки Сырдарья хлынула на город и полностью потопила его. И как рассказывает Ибн Аль-Асир:
«Тот, кто не умер от меча, либо погиб под завалами, либо оказался потоплен.»
Город исчез, и его история также завершилась. И сейчас мы ничего о нём также не слышим. Его больше нет на карте мира среди исламских городов (Примечание редакции: сейчас этот город называется Кёнеургенч).
Это всего лишь некоторые отдельные эпизоды, дорогие братья, это лишь часть истории похода татаро-монгол на исламские земли. И обратите внимание, всё, о чём сейчас идёт речь произошло в 617 году по Хиджре. Всего за один год, дорогие братья.
Джалалуддин Хорезмшах
Татаро-монголы двинулись к Афганистану, мы говорили о Балхе, что на севере Афганистана. Теперь, они продвинулись к центру Афганистана и к его югу. Кто же правил этим регионом?
Правителем был Джалалуддин сын Мухаммада Хорезмшаха. Сын того самого лидера, который сбежал и умер в Каспийском море, о которым мы рассказывали в предыдущих Главах. Видя повсюду окружавшее его прискорбное положение дел, он стал пытаться вернуть своё утерянное королевство. Своё и своего отца. Он собрал войска, пытаясь дать отпор наступлению татаро-монгольской армии. Джалалуддин мобилизовал войска Афганистана, а также отовсюду, почти 60 тысяч, дезертировавших солдат Хорезма. К нему также прибыл один из правителей турков, чьё имя было Сайфуддин Буграк. Он привёл ему 30 тысяч турецких воинов, бывших одними из самых искусных воинов в Исламской Умме. К нему также явился правитель Герата. Правителем Герата был мусульманин, его звали Маликхан (Примечание редакции: возможно здесь говорится о Хан-Малике, бывшем наместнике Мерва). Как только татаро-монгольские войска атаковали город Герат и пленили его жителей, он с группой своих воинов бежал к Джалалуддину.
Джалалуддин организовал большую армию из всех этих разрозненных групп войск и расположился в городе Балх, по соседству с городом Газни, который считался столицей. Город Газни — это центр одноимённой провинции Афганистана. Там он поджидал татаро-монгольскую армию, которая вскоре и пришла туда.
Видимо Чингисхан, недооценив численность этой армии, а также сложный ландшафт земель Афганистана и её высокие горы, отправил только часть своей армии для сражения с Джалалуддином сыном Хорезмшаха.
В местности Балх, рядом с Газни, произошла ужасающая битва между Джалалуддином и татаро-монгольским войском. И, Пречист Аллах, впервые в нашей истории побеждают мусульмане. Мусульмане побеждают благодаря сплочению исламских войск. Объединению Герата с турками, с войсками Газни под руководством Джалалуддина сына Хорезмшаха, а также с хорезмскими солдатами. И результат такого союза не заставил себя ждать. Естественно! Во всех предыдущих городах была сильная разрозненность и это временное объединение, временный союз принёс свои плоды, Пречист Аллах. Мусульмане одержали разгромную победу над татаро-монголами. Татаро-монголы потерпели первое поражение на исламской территории. Оставшиеся в живых обратились в бегство и вернулись к Чингисхану. Чингисхан удивился. Неужели в мусульманских странах есть те, кто оказывает сопротивление?! Он отправил ещё одно войско (на сей раз) в Кабул, основной регион в центре Афганистана. Конечно, район Кабула очень сложный, труднопроходимый регион, располагающийся между, горами Сулеймана и Гиндукуш. Это по-настоящему сложная территория. Джалалуддин снова собрал свои войска, теперь уже в Кабуле и снова Джалалуддин одерживает победу над татаро-монгольской армией. И мы уже готовы говорить, что Господь, Свят Он и Велик, избавит мусульманские стран от тяжёлых времён, однако в этом втором сражении случилось нечто весьма и весьма опасное.
В этом сражении мусульмане собрали множество татаро-монгольских трофеев. Но что в этом плохого? Разве получение трофеев мусульманами это проблема? — Да, это проблема, дорогие братья и сёстры. Проблема в том, что мусульмане предстали перед соблазном мирского. Когда татаро-монголы встретились со страхом и почувствовали поражение во втором сражении, они бросили всё своё имущество за спины, чтобы облегчить себе ношу для бегства, и воины-мусульмане, нашедшие имущество язычников на земле татаро-монголов, возжелали его, они направились к нему и стали драться за него. Между предводителями мусульман произошла борьба за это имущество, за эти трофеи. Произошла борьба, соперничество, сражение между мусульманами, не языком или руками, а мечом, дорогие братья. Разве такое укладывается в голове?! Как мусульмане могут сражаться за мирское, когда татаро-монголы всего в нескольких шагах от них?! Да, дорогие братья и сёстры, мирское губительно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил своим сподвижникам, лучшим из людей, лучшему поколению:
فَوَاللَّهِ ما الفَقْرَ أخْشى علَيْكمْ ولكِنْ أخْشى عليكمْ أنْ تُبْسَطَ عليْكمُ الدُّنْيا كما بُسِطَتْ على مَنْ كانَ قَبْلَكمْ فَتنافَسُوها كما تَنافَسُوها فَتُهْلِكَكمْ كما أهْلَكَتْهُمْ
«Однако, клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!»
— Ахмад (4/137), аль-Бухари (3158), Муслим (2961)[1].
Посланник да благословит его Аллах и приветствует, совершенно точно описывает то, что произошло на земле Кабула. Описывает именно эту ситуацию, словами:
«… и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их!»
Был убит один из братьев Сайфуддина Буграка, турецкого полководца, предводителя турецкого войска искусных воинов. Когда это случилось, Сайфуддин впал в ярость. И что же он сделал? Он взял эту 30-ти тысячную армию и покинул поле боя, он отделился от армии Джалалуддина. И ведь сам Джалалуддин не был особенно мудрым человеком, полководцем или борцом за Ислам. Он преследовал всего лишь личные цели, добивался мирского, пытался вернуть власть своего отца, он не особо беспокоился о положении мусульман.
Ситуация была критическая, дорогие братья. Это было что-то вроде предсмертной агонии. Это было временное объединение для сохранения мирского, для защиты личных интересов, армия мирской выгоды, дорогие братья. Это не было армией, сражающейся за будущую жизнь. И если даже такая армия одержит победу в сражении или в нескольких битвах, в итоге она непременно потерпит поражение. Иногда мы возлагаем большие надежды на безбожную армию, не думающую о будущей жизни, не думающую о Рае, не боящуюся Ада, не боящуюся Господа миров, Свят Он и Велик, совершающую большие грехи и преступления. Порой мы связываем с ней свои надежды, полагая, что она может одержать победу, так как она многочисленна, отлично вооружена и хорошо подготовлена. Однако, дорогие братья, у Аллаха свои неизменные и незаменимые пути на земле.
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِن تَنصُرُواْ ٱللَّهَ يَنصُرۡكُمۡ وَيُثَبِّتۡ أَقۡدَامَكُمۡ٧
«О вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху [если вы будете усердствовать на Его пути], поможет Он вам (против ваших врагов) и укрепит ваши стопы [даст вам поддержку].»
[Сура «Мухаммад», аят 7]
Эта армия, которая ищет выгоду, ищет мирское, никогда не сможет получить помощь Аллаха.
Сайфуддин Буграк отступил с тридцатью тысячами воинов. Джалалуддин пытался уговорить его остаться рядом для последней битвы, пока конфликт с татаро-монголами не разрешится, но он не согласился, его обделили в мирском и поэтому он отказался помочь мусульманам. Он взял своих воинов и ушёл. Исламская армия под командованием Джалалуддина перенесла глубокое потрясение, полное падение боевого духа. Ведь это были лучшие воины в исламской армии. Не говоря уже о той борьбе, что произошла в командовании.
На этот раз издалека пришёл сам Чингисхан. До этого он отправлял отряд, затем ещё один. Но сейчас он пришёл сам, чтобы лично увидеть тех, кто разгромил два его войска. И как только Джалалуддин узнал о приближающемся Чингисхане, он сделал ровно всё то, что сделал в своё время его отец. Он бежал с одного города в другой, и с ним бежала его армия, с ним бежал его народ. Нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха!
Так он добрался до реки Инд. Он пересёк весь Афганистан, пересёк юг Пакистана и добрался до реки Инд. Реки Инд, которая отделяла Индию и Хорезмское государство. И как мы говорили в предыдущих Главах, между Индией, под руководством гуридов и Хорезмским государством, во главе с Мухаммадом Хорезмшахом и его сыном Джалалуддином шла борьба. Но вместе с тем Джалалуддин посчитал, что Индия, точнее Гуридский султанат, всяко лучше, чем татаро-монголы. Он попытался убежать через реку, но не смог, он просто не успел, и ему пришлось сразиться.
Произошло одно из самых яростных сражений в истории мусульман, в котором Чингисхан полностью и без остатка разбил исламскую армию. И когда издалека приплыл корабль, Джалалуддин, спасаясь, еле запрыгнул на него и даже не взял с собой свою семью. Он бежал в Индию, сделал ровно то, что сделал когда-то его отец. Его отец сбежал в Каспийское море, а он через реку Инд бежал в Индию. Татаро-монголы схватили его семью, убили его детей и забрали его богатства.
Пречист Аллах, дорогие братья, история повторяется, и то, что сделал Джалалуддин, повторили многие правители подобные Джалалуддину и Мухаммаду Хорезмшаху. И последствия этого ложились тяжким бременем на всю Умму, которая была довольна такими людьми в качестве их предводителей.
Как вы думаете, что сделали мусульмане после бегства Джалалуддина сына Хорезмшаха? И что сделали татаро-монголы на бескрайних просторах исламских земель, которые остались без предводителя, без контроля и порядка, без войска и сопротивления? То, что сделали татаро-монголы мы узнаем по воле Аллаха в следующей Главе.
Прошу Аллаха, Свят Он и Велик, даровать нам понимание его путей, научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он научил нас. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует