Покорение татаро-монголами востока исламского мира

Покорение татаро-монголами востока исламского мира

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 3

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Мы говорили о наступлении татаро-монгол на Исламский мир, мы говорили о сражении Чингисхана с Мухаммадом Хорезмшахом на востоке исламского государства, где погибло большое количество людей с обеих сторон и установления полного контроля Чингисханом над Востоком Исламского мира из-за того, что Мухаммад Хорезмшах со своей армией отступил к столице города Гургандж для его укрепления, желая сохранить своё имущество, своё богатство и желая защитить свою семью, оставив позади себя мусульманские народы без какой-либо защиты и помощи.

Мы видели в прошлой Главе вторжение армии татаро-монголов в великий город Бухара — один из самых больших обителей знаний в Исламе. Достаточно и того, что он подарил нам имама Аль-Бухари — одного из самых выдающихся учёных Сунны в Исламе.

Этот город, как мы сказали, был полностью разрушен. В нём были убиты как воины, которые защищались в крепости, так и все остальные жители.

И тут кто-то может задать вопрос: «Почему же Аллах позволил варварское убийство и истребление воинов-суджахидов, учёных и факихов, хотя они выполняли свой долг и давали отпор врагам, как могли? Почему и они были убиты вместе с малодушными капитулянтами Бухары?». На самом деле на этот вопрос отвечает хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда госпожа Зайнаб бинт Джахш[1], мать правоверных, да будет доволен ею Аллах спросила его:

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ؟ قَالَ: «نَعَمْ، إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ»

«О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы несмотря на то, что среди нас будут праведные люди?! Он ответил: «Да, если пороки умножатся».

— Аль-Бухари (3346), Муслим (2880), ат-Тирмизи (2187), Ибн Маджах (3953), Ибн Хиббан (327, 6831), Ахмад (6/428, 429), ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 7/218. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7176.

Пороки действительно увеличились и в Бухаре, и во всех городах мусульман в общем, в то время. Одним из этих пороков является то, что мусульмане не поднимают оружие для самообороны. Это порок, когда мусульмане позволяют попирать их права, вот так, не приложив ни малейшего усилия для борьбы. Это порок, когда не соблюдается Шариат Аллаха, Пречист Он и Возвышен, это порок, когда мусульмане грешат и ослушиваются своего Господа день за днём напролет, а затем они же ещё и ожидают, ошибочно надеясь на помощь от своего Господа, Пречист Он и Возвышен. Все эти грехи и многое другое поразило мусульман, потому что практически все жители Бухары погибли.

«О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы несмотря на то, что среди нас будут праведные люди?! Он ответил: «Да, если пороки умножатся».

Город Бухара пал, и как мы уже сказали — это отнюдь не конец, а только начало этой истории, которая начинается в 617 году от Хиджры. В году, запомнившемся как самое отвратительное в истории всего человечества, а не только в истории мусульман.

В начале моего повествования об этом годе я хочу процитировать слова Ибн Аль-Асира, да помилует его Аллах. Сегодня это один из крупнейших учёных Ислама и один из выдающихся историков, это автор книги «Аль-Камиль фи-т-тарих» («Полная история Ислама), безусловно, одна из самых известных книг по истории мусульман. Слова Ибн Аль-Асира считаются более авторитетными, чем слова любого другого историка. Почему именно Ибн Аль-Асира? — Потому что он был современником, дорогие братья, он был очевидцем этих событий, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В действительности Ибн Аль-Асир застал очень трудные времена. Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах, был свидетелем всех побоищ, всех страданий и трудностей, с которыми столкнулась Умма. Но, к большому сожалению, он не видел победы. Он скончался прежде, чем люди освободились от монголо-татарского ига, и это давило на него. Это можно ясно увидеть во всех его трудах, в них ощущается вся эта трогательная скорбь, боль и горесть, которую он испытывал чрезвычайно сильно. Поэтому мы изучаем труды Ибн Аль-Асира, придавая им особую важность в отличие от книг других историков, и мы обязаны обратить наше внимание на его слова, когда изучаем историю татаро-монгол. Ибн Аль-Асир в своём вступлении к истории татаро-монгол приводит очень печальную страницу, полную боли, из которой я выписал некоторые выражения. В самом начале он, да помилует его Аллах, пишет очень удивительное высказывание, которое ещё удивительнее слышать от такого крупного учёного, как Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах. Он говорит, что он очень долго откладывал написание этой истории. Почему же? — Вы только вслушайтесь в его ответ:

«Кому же будет легко собственноручно написать извещение о смерти Ислама?»

Вы только прислушайтесь к этим словам. То есть всё, Ислам исчезает с поверхности земли, извещение о смерти Ислама. Ислам может умереть? Ибн Аль-Асир считал, что это признаки Судного дня, всё это конец, Ислам безвозвратно умирает. Кому же будет легко собственноручно написать извещение о смерти Ислама и мусульман? Кто может быть равнодушным при упоминании такого. Далее он пишет:

«О если бы моя мать не родила меня, о если бы я умер до всего этого и был бы забыт навсегда».

Далее он пишет ещё многое и в конце приходит к совершенно поражающему утверждению. Ибн Аль-Асир сравнивает смуту татаро-монголов с Даджалем, и после такого сравнения заявляет, что смута татаро-монголов тяжелее, чем смута Даджаля. Представляете?! Это при том, что все мы знаем, что Даджаль является наихудшим из ожидаемого зла и что более сложное испытание, чем смута Даджаля будет только испытание в Судный день. При всём при этом Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах, сказал эти слова из-за всего того ужаса, который он видел. Он сказал:

«Что касается Даджаля (тут он сравнивает татаро-монгол с Даджалем) то он убивает тех, кто противится ему, но оставляет в живых тех, кто последует за ним. (То есть тех, кто последует за ним Даджаль не убьет, но что до этих, то они убивают всех). Они никого не оставляют в живых, убивают мужчин, женщин и детей. Они разрезают животы беременными, закалывают детей, зародышей ещё в животах своих матерей».

Так об этом пишет Ибн Аль-Асир, да помилует его Аллах. Обратитесь к его словам в предисловии к истории о татаро-монголах. Слова полные горечи и скорби.

Падение Самарканда

Мы сказали, что завоевание Бухары произошло в конце 616 года. Так, вот уже в начале 617 года они принялись за Самарканд, а Самарканд — это безусловно один из самых больших Исламских городов. Этот город также был известен как «Обитель знаний» в Исламе. Город этот был экономически развит, в нём сосредоточилось немалое богатство, поэтому Мухаммад Хорезмшах оставил в нём пятьдесят тысяч воинов Хорезмитов. Пятьдесят тысяч мужчин из регулярной армии Хорезма. Естественно, он не оставил их ради жителей города, он преследовал цель защитить те огромные богатства, находившиеся в этом великом городе Самарканд.

Пришли татаро-монголы, они привели с собой из Бухары большое количество пленённых мусульман. Они взяли в плен, оставшихся в живых жителей Бухары и её окрестностей, а также жителей тех городов, через которые они прошли на пути в Самарканд. Для чего им нужны были пленные мусульмане? — Они выполняли для них сразу несколько задач:

  • Во-первых, каждый пленник нёс татаро-монгольское знамя.
    Он шёл и держал в руках татаро-монгольский флаг и те, кто издали видели эти войска, думали, что эти пленники также входят в число татаро-монгольской армии. Следовательно, они полагали, что всё это ужасающее количество людей — это войны татаро-монгольской армии. Это устрашает людей, противников, которых они встречают. Они увеличивают своё количество посредством пленных.
  • Во-вторых, они использовали их как живой щит.
    Когда начинался обоюдный обстрел луками и копьями, они ставили пленных мусульман в первые ряды для того, чтобы те принимали удар на себя, спасая тем самым ряды татаро-монголов.
  • В-третьих, они заставляли пленников воевать со своими братьями мусульманами. Пленного, который отказывался это делать тут же убивали.

Конечно, пленник не имеет никакого права убивать своего брата мусульманина для того, чтобы спасти свою жизнь, но в этот момент всё на свете становилось для них неважным. И действительно, среди них находились те, кто помогал татаро-монголам в войне с мусульманами, как мы уже это видели на примере жителей Бухары, когда они штурмом взяли крепости мусульман, в которых находились воины, учёные (‘алимы) и факихи. Крайне унизительное состояние, дорогие братья. Иной раз пленников убивали непосредственно у стен городов для того, чтобы вселить ужас в сердца людей. Иногда производили обмен пленными на случай, если пленили кого-либо из татаро-монгол, но это было довольно редко, потому как татаро-монголов в плен почти не брали.

Покорение татаро-монголами востока исламского мира

Итак, они подошли к городу Самарканд и начали его осаду. Жители Самарканда собрались в поиске решения — что делать? Несмотря на то, что там находился отряд Харезмитов, воинов из регулярной армии, но, Пречист Аллах, этот отряд был абсолютно бесхарактерным и это совершенно естественно для войска без принципов. Не поднимался ни вопрос борьбы на пути Аллаха, ни стремление попасть в Рай, ни смерть в подчинении Аллаху, Пречист Он и Возвышен, ни защита неприкосновенности мусульман, ничто из этого даже не обсуждалось. Просто самая обычная регулярная армия, которая заботится о защите только Мухаммада Хорезмшаха и его ближайших соратников из правящей власти этой страны, помимо этого её больше ничего не волнует. Поэтому, когда татаро-монголы пришли в город Самарканд, само это войско потребовало открыть ворота и заключить договор с татаро-монголами о предоставлении безопасности жителям города. Разве это не те самые татаро-монголы, которые всего несколько месяцев назад не сдержали своё слово, данное жителям Бухары?! Неужели вы хотите совершить ту же ошибку?! Но, Пречист Аллах, войска Хорезмской армии дошло до такой необъяснимой трусости. Сам народ говорил им о том, что татаро-монголы сделают сейчас ровным счётом то, что они совершили в Бухаре. Но нет, они решили открыть им ворота. Заметьте, какой была армия Хорезма — львом в отношении мусульман и страусом перед татаро-монголами. Воины Хорезмской армии открыли ворота. Татаро-монголы вошли в исламский город Самарканд и Пречист Аллах, как только город перешёл в их руки, они убили все пятьдесят тысяч воинов Хорезмской армии, а затем стали истреблять и творить нечестие с населением города. Это неудивительно, всё это повторялось точно так, как мы уже видели ни раз, ни два и ни три. Люди просто старались хоть как-то сохранить себе жизнь, надеясь на призрачную возможность остаться в живых, даже если это всего лишь иллюзия, обещания татаро-монголов, которые не держат своё слово. Таковой была эта действительность, через которую прошли мусульмане.

Когда Мухаммад Хорезмшах услышал об этом, он ещё усерднее позаботился о защите города Гургандж оставив Самарканд и всё остальное.

Чингисхану очень понравился тот город, который он только что получил в свои руки, ведь это был огромный, сильный, защищенный город. В то же время он находился в самом центре всего этого региона.

Город Самарканд сейчас находится в Исламской стране Узбекистан.

Бесславный конец правления Мухаммада Хорезмшаха

Чингисхан отправил двадцать тысяч татаро-монгольских воинов из города Самарканд с единственной миссией схватить Мухаммада Хорезмшаха. Помимо этого их абсолютно ничего не интересовало, ни разрушения, ни разорения, ни убийства, ни казни, ничего, их целью было только достать Мухаммада Хорезмшаха, чтобы, схватив его поставить всё государство на колени. Обратите внимание, он отправил только двадцать тысяч солдат, хотя этим двадцати тысячам воинам предстоял поход в самое сердце Исламского государства, ведь куда они идут? — Они направляются в столицу, в Гургандж. Естественно, это указывает на то, что Чингисхан нашёл перед собой совершенно никчемную силу, ведь он встретил пятьдесят тысяч воинов в Самарканде без сопротивления, а до этого взял Бухару также без какого-либо сопротивления. Всего лишь те некоторые, что были внутри крепости пытались дать отпор. Эти двадцать тысяч воинов действительно отправились и осадили город Гургандж. Как только Мухаммад Хорезмшах узнал о приближении татаро-монгольских солдат к Гурганджу он тут же покинул город.

Вот так вот сразу, предводитель, который правит таким обширным регионом, такой большой мусульманской страной, печётся только о спасении своей жизни и жизни своей семьи. Он взял с собой семью и всё своё имущество, все богатства и сокровища, и направился к западу подальше от Гурганджа.

Татаро-монголы не вошли в город. Когда они узнали, что Мухаммад Хорезмшах сбежал, они пошли вслед за ним. Они имели перед собой определенную цель — это схватить Мухаммада Хорезмшаха и люди освобождали им дорогу, потому как татаро-монголы при исполнении задания никого не убивали, и мусульмане довольствовались от них этим – «раз вы никого не трогаете, то дорога для вас свободна». Мухаммад Хорезмшах бежал от одного города к другому. Он прошёл на своём пути, Пречист Аллах, несколько мусульманских городов от Гурганджа в Нишапур, затем Мазендеран в Иране, затем в Рей, потом он опять вернулся в Мазендеран. Далее он отправился в Табаристан, а оттуда он пытался выйти в Каспийское море. Табаристан располагался на границе Каспийского моря. От города к городу татаро-монголы шли по его следам, и никто его не защищает, Пречист Аллах. Это человек, который правил этим народом, он не встречался с людьми, со своими подданными, он виделся всего лишь с непосредственно близкими к нему чиновниками и губернаторами. Народ выдал его предельно просто, более того, некоторые люди из его народа даже сами указывали татаро-монголам на шаги передвижения Мухаммада Хорезмшаха, помогая им схватить его.

И вот Мухаммад Хорезмшах дошёл до берега Каспийского моря в городе Табаристан. На найденном там корабле он уплыл в глубь моря, оставив позади себя весь мир и всё, что в нём. Когда двадцать тысяч воинов прибыло к берегу Каспийского моря, не найдя там кораблей, они прекратили преследование. А что сделал Мухаммад Хорезмшах? — Он причалил к одному острову в Каспийском море, на нём была древняя крепость, в которой он и остановился, одиноким, беглым, униженным и слабым. С ним не было никого, кроме некоторых членов его семьи. Он не смог взять с собой даже всю свою семью, ему пришлось оставить часть из них в Табаристане.

Пречист Аллах, братья и сестры, его история поражает. После нескольких дней или максимум месяцев, Мухаммад Хорезмшах умер на этом острове. Он скончался в своей постели, никто его не убивал. Он умер в такой бедности, что в качестве савана был обернут в постельное белье, на котором он спал. Его похоронили на этом острове глубоко посреди моря. Господь, Пречист Он и Возвышен, уготовил ему бесславную участь. Этот человек сам избрал свою смерть. Да, мы не выбираем свою судьбу и то, как мы умрём, но ведь он мог встретить свою смерть с поднятой головой, защищая свою страну, свою религию, семью и свой народ. Его смерть могла запомниться нам именно так. В момент смерти никак невозможно отложить или предвосхитить, такое твёрдое убеждение всех мусульман. Однако это истина, которая остаётся только в теории. Как об этом сказал один из Табиинов:

«Самым слабым убеждением из всех, я нашёл убеждения людей о своей смерти. Каждый из нас знает, что он умрёт, но эти обманчивые надежды заставляют нас бездействовать тратить время в пустую, грешить, отдаляться далеко-далеко от прямого пути, притеснять и совершать множество смертных грехов. Потому что у нас, как мы думаем ещё очень много времени для покаяния и возвращения на путь Аллаха, Пречист Он и Возвышен».

Однако, Пречист Аллах, Мухаммад Хорезмшах умер в таком унизительном положении. И когда отряд из двадцати тысяч воинов возвращался в Самарканд к Чингисхану, по дороге они прошли через город Рей и нашли там часть семьи Мухаммада Хорезмшаха, которую он там скрывал. Они пленили и убили их. Убили его жену и некоторых его детей, а также забрали то ошеломляющее количество богатства, с которым он хотел сбежать от своего народа. Всё пропало, всё закончилось и ему ещё предстоит отчёт перед Всевышним, Пречист Он и Возвышен.

Страх мусульман перед монголами

Как вы считаете, что случилось с этими двадцатью тысячами воинов в центре Исламского мира на их пути назад? — Кто-то кто возьмётся проанализировать эту картину — двадцать тысяч воинов у Табаристана и Чингисхан в Самарканде -, может сказать, что эта группа сто процентов пропадёт, всё ей конец. Почему же дорогие братья? Вы знаете, какое расстояние между Самаркандом и Табаристаном? — Это около 650 километров. 650 километров разделяет эту маленькую группу всего в двадцать тысяч воинов от её основного подкрепления — Чингисхана в Самарканде. Но, несмотря на это, никто из мусульман не дал им отпор, защищая себя, сражаясь и ведя борьбу на пути Аллаха.

Двадцать тысяч татаро-монгол опустошили всё окрестности, они вошли в город Казвин и убили в нём сорок тысяч людей. И обратите внимание, в это время не было никаких бомб или ракет, из оружия есть только меч. Мусульман убивали, а они не защищались. После города Казвин они вошли в город Мазендеран, а город Мазендеран был одним из самых хорошо укрепленных мусульманских городов до такой степени, что, когда осуществлялись Исламские завоевания и были завоёваны персидские города, город Мазендеран остался неприступным благодаря своим укреплениям (город находится в современном Иране). Он был завоёван только во время Сулеймана Ибн ‘Абдуль-Малика, известного Омейядского халифа. Тем не менее, они вошли в этот год в течение всего лишь нескольких часов. Не потребовалось и дня, только несколько часов. Они завоевали Мазендеран, Рей, Казвин, Табаристан. Всего двадцать тысяч воинов, и всё это, Пречист Аллах, несмотря на множество преград между ними и Чингисханом. Преимущественно горная местность, разделяющая реки большое количество населения мусульман в этих краях. Несмотря на всё это, никто и пальцем не пошевелил. Абсолютная покорность мусульман и беспрепятственное наступление татаро-монгол.

Мухаммад Хорезмшах был загадкой, стоит об этом упомянуть, ведь в некоторых книгах о Мухаммаде Хорезмшахе написано, что он был достойным учёным, читавшим Куран, однако, он не имел знания в сфере политики и управления, и он даже не интересовался о состоянии своего народа. Он жил полностью изолировано ото всех вокруг себя. При его власти страна воевала со всеми близлежащими Исламскими странами. Поэтому, когда началось татаро-монгольское иго, все от него отвернулись. От него отвернулся ‘Аббасидский Халифат, Гуриды в Индии и турки бросили его. Сам его народ, как мы уже упоминали, бросил его и даже помогал врагам мусульман в его поисках.

Дальнейшие планы Чингисхана

Что дальше планировал Чингисхан? — Он хотел завладеть двумя огромными мусульманскими регионами.

Первый из них — это Хорасан. Хорасан — это вся восточная часть Ирана, Северо-восточная часть Афганистана, а также значительные территории стран, находящихся в этом регионе и входивших в своё время в Советский Союз.

Название второго региона – это Хорезм, это центральная область Хорезмского государства, та, самая в которой находилась столица Гургандж.

Это два достаточно больших региона с не менее плотным населением. И Чингисхан для того, чтобы достичь успеха в желаемом решил предпринять некие террористические атаки. Что же он сделал?

Сначала он незамедлительно спланировал нападение на место под названием Фергана, находящегося в пределах 500 километров к востоку от Самарканда. Он разрушил этот город до основания и убил всех его жителей. Сейчас этот город находится на северо-западе Афганистане (Примечание редакции: этот город находится в Узбекистане). Далее город Термез — город великого Имама мусульман ат-Тирмизи, автора известного свода хадисов. Этот город, находившиеся примерно в 100 километрах от юга Самарканда, также полностью уничтожили. Затем они разрушили крепость Киляб — одну из самых мощных крепостей в истории мусульман на берегу реки Сырдарья. Эти террористические атаки вселили страх в сердца мусульман, и никто из них не смел и думать поднять меч против татаро-монгол.

Хорасан, один из самых больших Исламских регионов, стал постепенно переходить в их руки. Среди городов Хорасана, такие города, как Балх (Вазирабад), Герат, Мерв, а также многие другие города. В городе Балх он сделал нечто весьма удивительное. В этом городе он также, как и раньше дал обещание о помиловании, однако на этот раз сдержал своё слово. Он обеспечил им безопасность, но почему же? Потому что он обещал жителям Балха. Город Балх находится на севере Афганистана. Он обещал жителям Балха сохранить им их жизни при условии, если они помогут ему овладеть Исламскими странами.

Что на это ответили жители Балха, северные жители Афганистана, когда им было обещано сохранить их жизни, если они будут сражаться вместе с Чингисханом против мусульман? Это мы узнаем в следующей Главе, по воле Аллаха. Также узнаем, чем ответили мусульманские города в Хорасане и Хорезме, и противостоял ли им кто-нибудь или все люди сдались.

Прошу Аллаха, Пречист Он и Возвышен, даровать нам понимание Его пути, научить нас полезному и сделать для нас полезным то, чему Он нас обучил.

Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Одна из жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Новое на сайте