Поход на Багдад

Поход на Багдад

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 9

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, чтобы сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

С вами девятая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».

В прошлой Главе мы видели, какую невероятную подготовку провёл Хулагу в целях обеспечения комфортных условий для завоевания ‘Аббасидского халифата и прибрания Ирака к рукам татаро-монголов. Мы видели подготовку театра военных действий, видели дипломатические союзы, а также психологическое давление, оказанное против мусульман, а иногда и посредством самих мусульман, через доступные средства информирования, то тут, то там, было слышно описание армии монголов, их лошадей, их возможностей. Преподносилась настолько колоссальная разница в отставании мусульман от монголов, что у мусульман не осталось ни малейшей надежды на самооборону, сопротивление или войну.

Предательство в правлении ‘Аббасидского халифата

Ко всему прочему Хулагу договорился с Муайядуддином аль-’Алькъами, который был главой министров, как мы упоминали ранее. Он договорился с ним, что тот, уговорит халифа ‘Аббасидов на протяжении нескольких лет…

Обратите внимание, всё это происходило за несколько лет до самого падения Багдада. Хулагу начал планирование захвата Багдада с 649 года, как мы сказали, и продолжал подготовку вплоть до 656 года.

…Он договорился с ним, что тот на протяжении нескольких лет попытается, насколько сможет, понизить бюджет ‘Аббасидской армии Ирака, сильно сократить вооружение и распустить многих солдат или направить их на гражданские работы для того, чтобы у этой армии не осталось способности к сопротивлению и сил для сражения. И действительно, Пречист Аллах, халиф Муста’асим биЛлях прислушался к советам своего скверного окружения, прислушался к словам Муайядуддина аль-‘Алькъами и начал сокращать Исламскую армию. Тогда как во времена его отца Мустансира биЛлях было сто тысяч воинов мусульман, в период его правления осталось всего десять тысяч солдат.

Вы только представьте себе, армия ‘Аббасидского халифата — десять тысяч солдат и те в унизительном состоянии. Почему? Потому что он также сократил и бюджет армии. Зарплаты стали настолько низкими, что солдатам едва хватало на их скромную жизнь. Настолько, что ‘Аббасидские солдаты в конце существования ‘Аббасидского халифата стояли перед мечетями и на рынках с протянутой рукой, прося подаяние у прохожих.

Как воин может сражаться в таком состоянии?! Особенно когда нет идеи. Ведь учёные мусульман того времени не побуждали, не воодушевляли воинов к войне на пути Аллаха и к помощи своим братьям, которых повсеместно вырезают и убивают на востоке Исламского мира, как мы упоминали в предыдущих Главах. В конечном счёте, беспрецедентную подготовку монгольской армии сопровождал такой же сильный упадок в армии мусульман, а у нашего Господа, Пречист Он и Возвышен, законы не меняются.

فَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَبۡدِيلٗاۖ وَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَحۡوِيلًا

«И никогда ты не найдёшь для закона Аллаха замены! И никогда ты не найдёшь для пути Аллаха отклонения!»
[Сура «Фатыр», аят 43]

Из установлений Всевышнего Аллаха, Пречист Он и Возвышен, то, что тот, кто предпринимает усилия, достигает цели, пусть даже он будет неверующим, а тот, кто не использует возможности и ничего не делает, терпит поражение, лишение, уступает и унижается, как мы видим на примере ‘Аббасидского халифата, пусть даже он будет мусульманином.

Мобилизация татаро-монголов

Хулагу, видя сложившуюся обстановку к 654 году, за пару лет до похода на Багдад, посчитав это прекрасной возможностью завоевания ‘Аббасидского халифата, начал мобилизовать войска и привлекать силы со всех концов. Основное Монгольское войско находилось в районе Тебриза, Азербайджана и Хамадана, т.е. на Западе Монгольской империи и на Востоке от Ирака, на сегодняшний день это территории Ирана и Азербайджана. Это было главное войско.

Поход на Багдад

Далее он начал стягивать многочисленные войска, подкрепления. Он вызвал большую часть Монгольской армии, базировавшуюся в России. Это войско внесло весомый вклад в завоевание России, оно обладало огромным опытом. Во главе его стояли сыновья хана Батыя (Бату) сына Джучи. Бату сын Джучи был тем, кто руководил западным походом на Европу. Его сыновья командовали этим так сказать «русским Монгольским войском». Затем он вызвал ещё одно войско из Европы. Им командовал кровожадный полководец, о котором мы упоминали ранее, когда говорили о его переписке с католическим папой Иннокентием IV. Этим человеком был Байджу — безусловно, один из самых великих полководцев татаро-монголов. Во главе громадного войска он прибыл из Европы в Багдад.

Таким образом, Монгольская армия состояла: из основного войска, находившегося на территории Ирана; войска, прибывшего из России и третьего войска из Европы.

Помимо этих войск Хулагу вызвал тысячу искусных китайских лучников и инженеров, пускавших огненные стрелы. Это было одно из передовых средств ведения войны на то время, о котором люди ещё не слышали и которого воины ещё не видели.

Далее Хулагу назначил Китбугу главным военачальником над монгольскими войсками. Китбуга — это один из самых лучших Монгольских военачальников, в принципе. Он был военачальником ещё со времён Чингисхана. Также он был одним из тех, кто принял христианскую веру.

Между прочим, христианство широко распространилось в высших кругах татаро-монголов, так как большое количество монгольской знати брало в жёны европейских княгинь, после завоевания Европы и её колонизации. Конечно, они не могли жениться на мусульманках, потому как мусульманки не выходят замуж за монголов или вообще людей другого вероисповедания. Но они могли жениться на христианках и так христианство проникло в королевские дворцы монголов или маголов.

Китбуга был христианином и стоял во главе этих войск. Помимо его искусности в сражениях и мудрости в военной тактике он был христианином и мог легко взаимодействовать с немалым количеством христиан в Монгольской армии. Король Хетум был христианином. Также татаро-монголам помогали правитель Курджа (Грузии); князья крестоносцев, во главе с князем Боэмундом, главой Антиохийского княжества в Леванате; Макика, христианский патриарх в Багдаде, а также те христиане Леванта, которые тайно содействовали монголам. Со всеми ими он мог поддерживать хорошую связь, находить общий язык и лучше с ними сотрудничать.

Всё это было тщательно спланированной операцией Хулагу, который мобилизовал все эти войска для осады ‘Аббасидского халифата. Более того, к нему присоединились некоторые группы мусульман, к большому сожалению. Отряд Бадруддина Люълюъа, эмира Мосула и группа Насыра Юсуфа Аль-Аййюби, эмира Алеппо и Дамаска, во главе которого стоял сын Насыра Аль-Аййюби по имени Аль-’Азиз. К тому же пришёл сам правитель Армении, король Хетум и сам правитель Курджа (Грузии). Собралась огромная армия. Силы, которые были брошены только на осаду Багдада, составляли двести тысяч человек и это не считая сил, раскинутых на Севере Ирака, на его Юге, со всех сторон.

Было проведено военное совещание в Хамадане. Хамадан — это персидский город в Иране, находящийся в 450 километрах к северо-востоку от Багдада. Хулагу провёл в нём большое военное совещание, где было принято решение о походе на ‘Аббасидский халифат.

Войска выдвинулись, но перед татаро-монголами стояло одно большое препятствие на Востоке ‘Аббасидского халифата и на Западе Ирана, и препятствие это носило имя — исмаилиты.

Исмаилиты — это группа людей, считающих себя мусульманами, но на деле не имеющих никакой связи ни с мусульманами, ни с Исламом. Они исказили множество основ религии и принципов Шариата. У них были свои крепости и башни. Они были достаточно воинственными людьми. Они часто предавали мусульман, строили козни, совершали покушения на убийства лидеров мусульман и их учёных. Важно то, что этот народ был весьма опасен, так как обладал немалой военной мощью.

Эта группа людей пыталась заключить союз с Хулагу против суннитского ‘Аббасидского халифата, который они ненавидели. Однако Хулагу отказался заключать с ними союз, так как боялся сил исмаилитов, обладавших как мы сказали, крепостями, башнями и военной сноровкой. Поэтому Хулагу решил смести этот народ со своего пути для того, чтобы не оставлять потенциально опасные военные силы за спиной. Тем более, что между татаро-монголами и исмаилитами была ещё свежа память о давней кровной вражде. Ведь исмаилиты когда-то убили Чагатая — сына Чингисхана. Он был убит, когда монголы пытались захватить Иран. С того дня татаро-монголы не забывали о кровной мести. Более того, монголы в своих походах на эти земли и в войнах с Исламским миром брали с собой дочь Чагатая, внучку Чингисхана, в качестве дополнительной мотивации для войска, желавшего отомстить за смерть Чагатая сына Чингисхана, величайшего императора монгольской империи. Её звали Салькъан Хатун. Она принимала участие во всех экспедициях.

Вкратце говоря, после некоторых переговоров и продолжительного противостояния они в итоге смогли взять вверх над исмаилитами. В процессе этого они окружили их крупнейшую крепость под названием Аламут на Западе Ирана. После нескольких дней в осаде и падения крепости все они были убиты. Таким образом, монголы смогли взять власть в свои руки над всем регионом исмаилитов. Нескольких из них даже привели к Салькъан Хатун (дочь Чагатая) для того, чтобы она собственноручно осуществила месть за своего отца. Важно то, что благодаря такой хорошей подготовке все крепости исмаилитов пали и тем самым дорога для татаро-монголов к завоеванию ‘Аббасидского халифата была открыта.

Три основных войска монголо-татаров

  • Первым войском, также называемым ядром, руководил сам Хулагу.

Это войско должно было пересечь горы Кермана на востоке ‘Аббасидского халифата и на западе Ирана. Пройдя через эти горы, они дойдут до Багдада и возьмут город в осаду с её восточной стороны. Осадят восточную границу величайшего города, столицы ‘Аббасидского халифата — Багдад.

  • Второе войско или левое крыло — это войско во главе с Китбугой, вторым великим полководцем Монгольской армии после Хулагу.

Хоть это войско и выдвинется из того же самого города, из Хамадана, оно отделится от основного войска и направится в сторону юга, для того чтобы достичь Багдада с её южной стороны. Таким образом, располагавшееся в Хамадане войско было поделено на две основные части. Одна, из которых осаждает Багдад с Востока, а другая делает это на Южной стороне. Почему войско было поделено на две части? Потому что дороги просто не вместят такую огромную армию, которую подготовил Хулагу. Те самые дороги, которые как бы ни расширял Хулагу до этого, не смогут вместить такое огромное количество воинов. К тому же верховым животным нужны пастбища на этих землях и одни и те же поля будут не достаточны для стольких лошадей. Поэтому Китбуге — войску левого крыла — был предназначен специальный маршрут, а у основного войска — ядра армии, был свой путь к восточной границе Багдада. К тому же это и маскировка от ‘Аббасидской разведки, если таковая будет. Если есть разведывательные службы, люди, пытающиеся разузнать информацию о Монгольской армии, то они увидят одно из войск, двигающееся в определённом направлении, но не оценят полный объём монгольской армии должным образом.

  • Что касается третьего не менее опасного войска, то оно прибудет с севера. Это войско выдвинется из Европы, пересечёт всю Турцию, пройдёт через Мосул и придёт к Багдаду, для осады её с севера.
Поход на Багдад

Таким образом, монголы хотят окружить Багдад со всех сторон: с Востока Хулагу, с Юга Китбуга, с Севера Байджу, который прибудет из Европы, пересёкший Турцию и Мосул.

Чтобы добраться до пункта назначения перед Байджу стояла большая проблема.

Первая проблема в том, что для того, чтобы ему дойти до этого места он должен в точности рассчитать время для встречи с монгольской армией. Ведь остальная армия выдвигается не из одного с ним города. Она отправляется совсем с другой стороны. И обратите внимание, это время, когда нет мобильной связи, к которой мы привыкли сегодня, нет машин для вычисления, как и с какой скоростью, должно двигаться войско, чтобы оно добралось до места прибытия в назначенный срок. В пути встречаются естественные препятствия: реки, горы… Это реально сложная задача. Однако, Пречист Аллах, она поясняет нам пунктуальность Монгольской армии, её способности к манёврам и расчёта времени.

Северное монгольское войско, направляющееся из Европы, прибыло к месту в одно и то же время с прибытием Хулагу и Китбуга, и окружило Багдад.

Жители Багдада были захвачены врасплох монгольскими войсками одновременно со всех сторон. ‘Аббасидские разведчики обнаружили эти войска уже, когда те были на расстоянии пятидесяти километров от Багдада.

Вторая проблема, которая стояла перед войском, двигающимся с Севера из Европы, была не менее серьёзной. Рассказ об этом полон горести и сожаления. Проблема заключалась в том, что, чтобы добраться до Багдада, этому войску нужно было пройти целых 500 непрерывных километров по землям Турции, а затем ещё 500 километров по землям севера Ирака, от Мосула и до самого Багдада, т.е. тысячу километров по землям мусульман! А где же эти самые мусульмане?! Где были все Исламские народы?! Братья мои, эмир Мосула Бадруддин Люълюъ ни только позволил пользоваться территорией Мосула для прохода Монгольских воинов, но он лично принимал участие в успешной переправе Монгольского войска через реку Евфрат — одной из самых больших преград на пути похода войска монголов. Несмотря на это, он сам помогал войску преодолеть её и в полном составе пробраться к подступам Багдада на расстоянии пятидесяти километров, никем не замеченными. Это было большой бедой, вероломным предательством со стороны Кылыч Арслана IV, Кей-Кавуса II — сельджукских эмиров на территории Турции, а также Бадруддина Люълюъа — правителя Мосула. Все они помогли Монгольскому войску и открыли для него свои врата. Монгольское войско преодолело 950 километров пути внутри границ Исламских земель, а ‘Аббасидский халифат об этом ничего не знал. Вы только вдумайтесь в это. Также и другие войска, которые двигались с Иранских земель, с Хамадана проделали путь в 450 километров, а ‘Аббасидские разведывательные службы обнаружили их только на расстоянии в 50 километров. Конечно, из этого становится ясно, что военные возможности и силы сопротивления Исламской ‘Аббасидской армии неимоверно слабы.

Багдад перед нападением монголо-татар

После всех этих приготовлений Хулагу оказался совсем близко к ‘Аббасидскому халифату, как мы сказали на расстоянии около 50-ти километров. Что же делать? Как же быть? Что происходило в самом Багдаде? Всё ранее описанное происходило снаружи Багдада. А какое положение было внутри Багдада?

Багдад, дорогие братья и сёстры, был одним из самых неприступных городов в мировой истории. Этот город был столицей ‘Аббасидского халифата на протяжении более чем 500 лет, представьте себе. Столица ‘Аббасидского халифата, столица мусульман, город с богатейшей древней историей. Как такой город вообще может пасть?! Самый укреплённый, самый защищённый город в мире. Но где же мужчины, которые будут стоять на этих укреплениях, и защищать город с оружием в руках?! Давайте кинем кроткий взгляд на внутренний режим Багдада.

Поход на Багдад

Халифом ‘Аббасидов, правителем мусульман в это время был человек по имени Муста’асим биЛлях. Он правил этой страной с 640 года по Хиджре. То есть, на данный момент он уже 16 лет находился у престола. И у власти он оказался не случайно, ведь он был сыном халифа. Его отец Мустансир биЛлях тоже был правителем мусульман. Значит, с малых лет его готовили к становлению халифом. Но, несмотря на это, у него не было тех качеств, которыми обязательно должен обладать правитель, будь он мусульманином или нет. Ему не хватало смелости в принятии решений; он не мог отдать приказ о войне, не мог даже приказать защищаться; ему не хватало целеустремлённости. Все его желания и чаяния были ограничены спокойной и размеренной жизнью в своём дворце. Максимум чем он интересовался, так это делами всего одного города — Багдада, в котором он жил. У него даже не было амбиций взять под контроль хотя бы окрестности Багдада; хотя бы соседние к Багдаду города, также находящиеся на территории Ирака и которые по идее, также должны быть в его юрисдикции. Ему не хватало способности объединиться, повести людей за собой и наладить хорошие отношения с другими Исламскими странами вокруг себя; ему не хватало умения в подготовке армии, братья мои. Армия была предельно слабой, как мы об этом уже говорили. Она достигла предельно унизительного состояния, которое трудно себе вообразить. Армия ‘Аббасидского халифата состояла всего из 10 000 воинов. До такого унизительного состояния армия дошла в результате слабого руководства, слабой политики, слабого управления и даже слабой религиозной составляющей. И удивительно, дорогие братья, то, что можно прочитать о биографии этого человека. К примеру, Ибн Касир, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-Бидая ва Ннихая», пишет о нём так:

«Этот человек часто читал Коран, любил знания, был приверженцем Сунны и следовал пути саляфов (праведных предшественников).»

Мне же хочется сказать: Пречист Аллах! Что же это за путь такой? Разве саляфы не вели борьбу на пути Аллаха?! Разве у праведных предшественников не было чувства гордости и ревности за всю ту кровь мусульман, что проливалась всюду до этого?! Разве во времена праведных предшественников не было единства мусульман?! Ведь всё это и есть путь саляфов. Так, как же он был приверженцем Сунны и следовал пути праведных предшественников, когда во всём этом он отличался от них?! Он читал Коран, проводил ночи в богослужениях, выплачивал милостыню. Однако, где же неприкосновенность мусульман и их защита на Исламских землях?! И где тот Шариат, исполнение которого было доверено ему Аллахом?! К тому же, ведь он правил государством шестнадцать непрерывных лет. Это не год, ни два, ни три и ни десять лет возможностей. Шестнадцать лет! Дорогой мой брат, если ты не способен улучшить положение государства, уйди в отставку и освободи место другому, кто сможет. Иначе ты будешь спрошен за каждого мусульманина, которым ты правишь, а также за тех мусульман, которым ты не помог и не пришёл на помощь в тот день, когда они нуждались в помощи и поддержке. Дорогие братья, я не питаю ненависти к халифу. Халиф действительно заслуживал той мрачной участи, в которой они в итоге оказались. Участь не только его самого, но и всего его народа, который довольствовался, что такой халиф, с таким унизительным уровнем правил ими ни год и ни два, а шестнадцать непрерывных лет. Все эти обстоятельства просто обязаны были вылиться в нечто, прочитав о чём абстрактно, оторвано от контекста мы сильно удивляемся. Однако если мы проанализируем, то состояние и узнаем о личности халифа, характере армии и даже об особенностях народа, жившего в Багдаде…

В Багдаде проживало три миллиона мусульман. Это был самый большой город на поверхности Земли. Самый большой город среди всех Исламских и не Исламских городов. Багдад был самым густонаселённым городом в мире. Три миллиона человек! Но эти три миллиона изнежены и избалованы. Их нисколько не интересовали их религиозные обязанности, их честь и достоинство. Всё что они хотели это просто прожить свои жизни, пусть даже униженными, несчастными и обречёнными.

Как татаро-монголы завоевали этот неприступный город Багдад с жившими в нём в то время подобиями мужчин? Как отреагировали мусульмане на эту позорную осаду, которую организовали у Багдада монгольские воины? Об этом мы узнаем в следующей Главе.

Просим Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий (путей), научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.

Новое на сайте