Подготовка татаро-монголов к завоеванию ‘Аббасидского халифата

Подготовка татаро-монголов к завоеванию ‘Аббасидского халифата

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Освобождение Халифата от Монголов
Глава 8

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Я прошу Аллаха, чтобы он сделал эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.

Эта восьмая Глава из цикла «Истории о татаро-монголах».

В прошлой Главе мы говорили о важных и основательных изменениях, произошедших в монгольской политике по отношению к Исламскому миру, со дня назначения Менгу-хана главой Монгольской империи.

Менгу-хан взошёл на престол в 649 году по Хиджре и был таким же сторонником политики экспансии, как Угэдэй, а до него и Чингисхан. Он принял решение о завоевании ‘Аббасидского халифата и поручил это своему брату Хулагу.

Хулагу, как мы говорили в предыдущей Главе, начал тщательную, мудрую и, если быть откровенным, просто блестящую подготовку. Сначала он подготовил будущий театр активных действий: он построил дороги и мосты, изготовил огромные повозки, мобилизовал армию. Проще говоря, он сделал многое из того, что облегчит процесс завоевания ‘Аббасидского халифата. Всё это было открыто, а мусульмане на это никак не реагировали.

Затем татаро-монголы сделали заметный прогресс в своей политике в отношении дипломатических переговоров и поиске союзников. Татаро-монголы никогда не знали, что такое дипломатия; не знали, что такое союз и никогда ни с кем не объединялись. Они не видели никого помимо себя. Но сейчас они попытались заключить союз с некоторыми государствами для осуществления главной задачи – завоевания ‘Аббасидского халифата.

Союз татаро-монголов с другими правителями против мусульман

В 651 году по Хиджре Людовиком IX (король Франции) к татаро-монголам было направлено посольство, однако переговоры ни к чему не привели. Потому что Менгу-хан совсем не смыслил в дипломатии. Королю Франции он ответил, что заключит союз только при условии зависимости Франции от Монгольской империи; что у империи нет, и не может быть друзей. Естественно, это говорил человек владеющий половиной мира на то время. Король Франции не пошёл на это, так как имел свои планы на Левант и Египет. Так эти переговоры зашли в тупик. Однако, князья и знать империи переубедили Менгу-хана. Они настаивали на том, что ему следует проявить некоторую политическую гибкость. Политика – это двуличие, натянутая улыбка, игра слов, громкие заявления, лесть, обещания, подарки и многое другое. Нужно научиться заключать союзы. И даже если король Франции не согласился с тем, чтобы его страна была в зависимости от Менгу-хана, ведь есть много других королей в мире, которые согласны быть в подчинении и служении у ног Менгу-хана. Для достижения этого Менгу-хану необходимо сделать несколько шагов навстречу и грамотно использовать политику. Так, как это советовали ему делать князья и знать империи.

Прибыл правитель Армении, которого звали Хету́м. Государство Хету́ма испытало на себе самые горькие последствия монгольского нашествия. Татаро-монголами было вырезано большое количество армян, как уже было сказано в предыдущих Главах. Армения неоднократно покорялась монголами. Многие её города были разгромлены. Тем не менее, несмотря на всё это, Хету́м пришёл с согласием стать подданным Монгольской империи. Тем более, что отношения Хету́ма с мусульманами были далеко не самыми лучшими. Постоянные военные конфронтации и давняя тёмная история связывала его с мусульманами.

Итак, Хету́м пришёл в Каракорум. Менгу-хан же стал более подкованным в политике. Он оказал ему роскошный приём, королевский. Он встречал «его величие, короля государства Армения». Это притом, что площадь всей Армении равна всего тридцать тысяч квадратных километров — что примерно не больше ни самой крупной Исламской провинции и, конечно, это всего лишь точка по сравнению с великой Монгольской империей. Тем не менее, ему была оказана такая честь для того, чтобы мотивировать его к полной самоотдаче в интересах Монгольской империи.

Хетум, конечно, не мог себе поверить. Такой гостеприимный и тёплый приём от «владыки мира» того времени — Менгу-хана — для главы какого-то маленького государства?! Для него это было великой честью и гордостью. Возвращался он к себе на родину, конечно, уже с высоко поднятой головой, полагая, что благодаря своей мудрой политике, смог наладить хорошие связи с величайшим в мире государством. Хотя всем было понятно, что он всего лишь пешка в руках татаро-монголов. Король Хетум сидел на роскошной королевской аудиенции у Менгу-хана, на которой он осыпал его хорошими предложениями и привилегиями. Менгу-хан сказал ему, что если он поможет им в войне с халифатом, то получит следующее:

  • Во-первых: Гарантия сохранности его личных владений и гарантия сохранности его самого в качестве главы государства Армении.

Конечно, для короля Хетума это самое важное. Он был просто счастлив такой невиданной ранее щедрости татаро-монголов.

  • Второе: Освобождение армянских церквей от подати.
  • Третье: Передача Армении некоторых турецких городов.

Армяне вели борьбу за некоторые города с мусульманами-сельджуками, жившими в Турции. Как вы знаете, Армения находится непосредственно к востоку от Турции. Так вот монгольский каган Менгу-хан обещал отдать Армении несколько мусульманских турецких городов, если армяне помогут в войне с ‘Аббасидским халифатом.

Тот, кто не владеет, обещал тому, кто не заслуживает.

  • Четвёртое и последнее: Назначение короля Хетума главным советником Менгу-хана по делам западной Азии.

Должность, конечно, довольно серьёзная, но бесполезная. Хетум никак не влияет на монгольскую политику. Это просто титул, как «его превосходительство посол», «его величие король», «его преосвященство царь». Просто громкие слова, ничего не значащие для императора, владеющего почти всем миром в то время. Это просто политический приём, которому он ловко обучился.

Хорошо, взамен чего всё это? Что требовалось от Хетума? Что требовалось от Армении? Почему такое огромное государство как великая Монгольская империя, проявляя беспрецедентную скромность, идёт на соглашение, заключает союз и даёт обещания правителю Армении (страны, которая просто не заметна на карте мира)?

На самом деле, Менгу-хан преследовал довольно долгосрочные цели:

  • Во-первых: Менгу-хан воспользуется опытом ведения войны этой страной с мусульманами. Ведь эта страна уже долгие, долгие годы воюет с мусульманами. Да, она маленькая, но опыта у неё не занимать. Являясь ближайшим соседом мусульманских стран, она владеет ценной информацией. Таким образом, он приобретёт важнейшие логистические сведения об ‘Аббасидском халифате. Тем самым, задача завоевания ‘Аббасидского халифата станет ещё проще.
  • Во-вторых: Он сможет использовать армянские войска в сложных походах и сражениях. В случае штурма опасных зон или столкновении с сильными Исламскими отрядами армянские воины будут выстроены в авангарде. Пусть лучше погибнут армяне, чем татаро-монголы.
  • В-третьих, по списку, но не по значению: психологический фактор. Название армии вторжения в ‘Аббасидский халифат, сменится с монгольской, на армию союзных сил. Это будет уже не только Монгольская империя, но это Монгольская империя, это Армения, это, возможно ещё и Грузия (Курдж) и ещё какие-то страны. Это будет целый альянс. Хотя все эти страны, заключившие союз с государством номер один, практически ничего не решают. Они не несут ощутимой пользы. Однако не стоит недооценивать психологический фактор влияния этого угрожающего выражения — «союзные силы», нежели это была бы просто «монгольская армия».

Менгу-хан, тем самым, как мог, добивался преувеличения и раздувания своих возможностей в надежде погасить всякий энтузиазм в защите своей родины в сердцах мусульман. К тому же, так он, конечно, открывает врата для сотрудничества с остальными христианами. Этот правитель Хетум сейчас его друг и соратник, и теперь он может выступать послом (посредником) между ним и крестоносцами. Да, переговоры с крестоносцами не имели успеха, и каждая новая попытка проваливалась. Послы Людовика IX, послы Иннокентия IV, предыдущие и последующие делегации, все их переговоры заходили в тупик. С этого дня же посредством Хетума будут налажены дипломатические мосты с христианскими королями, связи с которыми ранее были оборваны. Также Хетум впоследствии сможет добраться до христианских княжеств крестоносцев, находящихся на территории Леванта и заключить с ними союз от имени друга величайшей силы на то время – силы татаро-монголов. Так, Хетума можно использовать полностью в интересах Монгольской империи и при этом империя от этого ничего не теряет. Ведь что в итоге он получил? — За ним сохранили престол государства, которое ничего не значит на карте Монгольской империи. Сохранили его трон как правителя лояльного Монгольской империи, находящегося под её крылом. Церквей, освобождённых от податей, в этой невидимой на карте мира стране, очень мало и тот титул, который был ему присвоен, не имеет никакого значения. Поэтому Менгу-хан фактически ничем не пожертвовал. От этого он только выиграл и приобрёл. Таково положение могущественных лидеров, правящих миром силой, а не нравом и религией. А также их последователей, знающих, как говорится, своё место и правильно оценивающих свои возможности.

Итак, Менгу-хан, действительно, начал посылать Хетума, правителя Армении заключать договоры. Куда же он его отправил? — Он отправил его в княжества крестоносцев на территории Леванта. В Леванте в то время существовали несколько таких княжеств: Антакья, Сайда (Сидо̒н), Акра, Хайфа и другие.

Что же им пообещал Менгу-хан через Хетума? — Он пообещал им, что если они помогут татаро-монголам завоевать Левант, то он безвозмездно передаст им Иерусалим (Байтуль-Макъдис).

Подготовка татаро-монголов к завоеванию ‘Аббасидского халифата

Къудс, который когда-то освободил Салахуддин Аль-Айюби, да помилует его Аллах, снова попал в руки крестоносцев, когда эмиры-айюбиды в 626 году подарили его христианам-крестоносцам для того, чтобы последние помогли им в походе на Египет. Пресвят Аллах! Однако, в 643 году Нажмуддин Айюб, благочестивый правитель Египта того времени смог снова освободить Къудс. Это за семь-восемь лет до событий, о которых мы говорим.

Теперь же Менгу-хан обещает князьям крестоносцев, что вернёт им Иерусалим, что подарит им Палестину. Слово Менгу-хана, такое же слово, как было дано и Хетуму, дорогие братья и сёстры. История повторяется.

Тот, кто не владеет вещью, обещает её тому, кто её не заслуживает.

Такими были отношения князей крестоносцев с Менгу-ханом, правителем татаро-монголов. Но обратите внимание, правителей большинства княжеств крестоносцев переполнял сильный страх. Потому что, они переживали не лучшие времена, находясь при этом ещё и в сердце Исламского мира. Поэтому, они не могли открыто объявить о согласии сотрудничать с Менгу-ханом, императором татаро-монголов. Они решили переждать в сторонке и понаблюдать, какая из сторон возьмёт вверх: мусульмане или монголы. Для того, чтобы присоединиться к победителям. За исключением единственного правителя одного из княжеств крестоносцев в Леванте. И это был Боэмунд, правитель Антиохийского княжества, ныне район и город с одноимённым названием Антакья в Турции. Боэмунд поспешил явиться в Каракорум. Он встретился с Менгу-ханом и обещал ему сделать всё, что возможно со своей стороны, чтобы помочь завоевать Левант в обмен на щедрые дары императора. И действительно, далее мы узнаем, как Боэмунд будет помогать Менгу-хану и Хулагу. В следующих Главах мы увидим также, какой подарок он за это получит.

Менгу-хан также заключил союз с христианами на Исламских землях. И это не христиане, проживающие в княжествах крестоносцев, а те, кто реально находятся в обществе мусульман. Он прибыл в Багдад к патриарху, его звали Макика. Он заручился его поддержкой, пообещав ему высокую должность во власти, которая будет править Ираком после его падения. Менгу-хан дал ему такое слово.

Союз некоторых эмиров мусульман с монголо-татарами

Менгу-хан даже добрался до главы министров ‘Аббасидского халифата, того времени. Вы можете себе это представить?! В своей дипломатической деятельности он дошёл до председателя министров Ирака, того времени, а халиф совершенно не в курсе. Халифа звали Муста’асим биЛлях, а главу министров Муайядуддин Аль-‘Алькъами. Имя, как это прекрасно, Муайядуддин (поборник религии). Но был он шиитом и испытывал огромную ненависть к учёным суннитам, а также к суннитскому ‘Аббасидскому халифату, который был воплощением Ислама долгие годы и столетия. Этот человек заключил союз с Менгу-ханом, в обмен на получение высшего поста управления государством после падения Ирака. Происходит столько заговоров, а мусульмане не о чём не подозревают. Либо кто-то догадывается, но продолжает молчать. Однако, все эти заговоры не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит дальше. Ещё более печальная и удручающая история.

Часть эмиров мусульман (самостоятельно) отправляется в Каракорум для встречи с Менгу-ханом. Точнее они хотели отправиться в Каракорум, но Хулагу не позволил им это сделать. Менгу-хан, который до этого сам был инициатором таких союзов, отказался принять их и поручил это Хулагу, умаляя, таким образом, их значимость. Договоры были заключены с Хулагу. Они заключили с ним союз для завоевания ‘Аббасидского халифата!

Кто эти люди?

  • Бадруддин Ал-Люълюъ — эмир Мосула. Он правил севером Ирака, участвовал в заговоре с монголами против ‘Аббасидского халифата.
  • Кылыч-Арслан IV и Кей-Кавус II. Они были правителями сельджуков на территории Турции. Сельджукское государство в это время также участвовала в заговоре с монголами для покорения ‘Аббасидского халифата.
  • Ан-Насыр Юсуф Аль-Айюби, ещё одно громкое имя. Эмир Алеппо и Дамаска. Он отправил своего собственного сына Ибн Ан-Насыра для заключения союза с Хулагу и для присоединения к Исламской группе в составе армии монголов. Ан-Насыр Юсуф — это родной внук Салахуддина Аль-Айюби.

Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха!

Посмотрите на огромную пропасть между великим воином Салахуддином Аль-Айюби, да помилует его Аллах, и тем, кто пришёл после него и продал свою религию за никчёмную, ничтожную, презренную долю мирского имущества.

Ан-Насыр Юсуф послал своего сына воевать в рядах монголов против ‘Аббасидского халифата! Для того, чтобы освободить Ирак, по их словам, от действующего халифа Муста’сима биЛлях, правящего в то время Ираком.

  • Далее к заговору присоединяется Ашраф Аль-Айюби. Ашраф Аль-Айюби, эмир Хомса, также заключает союз с Хулагу против мусульман.

На самом деле, дорогие братья и сёстры, все эти союзы максимально ослабили силы мусульман. Ослабили силы мусульман, потому что этими союзами ‘Аббасидский халифат был окружён со всех сторон.

Мы говорим о Севере Ирака и о его Западе. Некоторые государства непосредственно на Севере Ирака: Мосул и близлежащие земли, а другие на Западе, на территории Сирии: Алеппо, Хомс и Дамаск. Ситуация из неприятных, Исламское государство окружено со всех сторон мусульманами! К тому же ситуацию делает ещё опасней та информация, которую они способны сливать татаро-монголам. Ведь они живут на землях мусульман. Сколько раз они посещали ‘Аббасидский халифат, посещали Багдад, Басру и другие города. Они знают тут каждый камень и травинку; они раскрыли им все карты, поведали им обо всех тайнах; они дали Хулагу полный карт-бланш. Они ни на секунду не думали предать Хулагу, но решительно вознамерились предать Ирак, предать ‘Аббасидский халифат.

Более того, дорогие братья, эти заговоры полностью подорвали моральный дух мусульманских народов. Когда мусульмане увидели, как они устремились к монголам, желая получить хоть мизерную, ничтожную долю мирского имущества, пожертвовав ради этого всем, что у них есть, моральный дух мусульман пал до нулевой отметки. Это и объяснит нам в будущем то, почему мусульмане не подняли меч в свою защиту. Они даже и не думали о сопротивлении. Мусульмане пали под ногами монголов, терпя — невиданные доселе и не случавшиеся после — поражения. Ситуация действительно была трагической, дорогие братья. Упадок в исламском мире достиг невероятных размеров. А Хулагу, к тому же, всё продолжал планировать и планировать.

Моральное подавление мусульман

Что же ещё? — Хулагу развернул психологическую атаку против мусульман. Он не ограничился военной подготовкой в будущем театре военных действий и не остановился на заключенных союзах с христианами, курджами (грузинами), армянами, князьями крестоносцев, эмирами мусульман и другими. Он начал терроризировать и кошмарить мусульман, совершать атаки, истощающие силы ‘Аббасидского халифата, на протяжении пяти лет.

После Чингисхана и Угэдэя война в исламском мире активно не велась. Теперь же он стал напоминать им о прошлом. Он приходил в ни о чём не подозревавшие сёла, вырезал всё их население и возвращался. Истощающие нападения. Он устраивал засады караванам. В одном из таких нападений он овладел караваном, в котором было 600 тысяч золотых динаров ‘Аббасидского халифата. Можете себе представить, какой экономический удар был нанесён по ‘Аббасидскому халифату грабежом шестисот золотых динаров из его казны?! Путём таких террористических актов он истощал ресурсы ‘Аббасидского халифата и среди людей пошла молва о том, что монголы непобедимы.

Ещё одно средство подавления морального духа мусульман — он сотрудничал с некоторыми мусульманскими писателями. Мусульманские писатели и писари в то время выполняли задачу СМИ. СМИ того времени были рассказы, проза и поэзия, а также проповедники, выступавшие повсюду. Эти проповедники в мусульманских городах рассказывали о возможностях татаро-монголов, они описывали силу и мощь татаро-монголов и убеждали людей в колоссальной, непостижимой разнице между армией монголов и армией мусульман. Психологическое и ментальное давление на моральный дух, дорогие братья. Только представьте себе, мусульмане сами рассказывают о могуществе своего врага. И так повсюду. Как мы видели и продолжаем видеть сегодня, описание сил врага мусульман на страницах почти всех газет, в средствах массовой информации. Полное подавление мысли о возможности сопротивления в головах мусульман.

«Лошади татаро-монголов сильнее лошадей мусульман, монгольские мужчины сильнее мужчин мусульман, монгольские женщины сильнее мужчин мусульман!»

Клянусь Аллахом, так они говорили в своих рассказах, чтобы подавить весь моральный дух мусульман, и чтобы последние таким образом сложили свои головы перед татаро-монголами.

Татаро-монголы писали свои письма посредством мусульман и в стиле мусульман, на арабском языке, в рифмованной прозе, как это было принято в то время. Они даже использовали аяты священного Корана! В них они описывали справедливость монголов на их землях и что они пришли на эти земли лишь для того, чтобы разделить свои ценности. Тогда как целью их было лишь уничтожение населения. Люди слышали эту речь, кто-то верит этому, кто-то заставляет себя верить. В итоге, весь моральный дух мусульман сломлен и всё теперь готово к мечам татаро-монголов.

Когда Хулагу увидел, что всё готово, он твёрдо решил собрать войска и пойти на Багдад, чтобы завоевать жемчужину Исламского мира и столицу Исламского халифата на протяжении больше пятисот лет, великий город Багдад.

Как это было и каким был ответ мусульман в Багдаде, Ираке, в Леванте, Египте и в других регионах исламского мира? Всё это и многое другое мы узнаем в следующей Главе, если пожелает Аллаха.

Просим Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий (путей), научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.

فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤

«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов»
[Сура «Гъафир», аят 44]

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Продолжение следует

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.

Новое на сайте