Доктор Рагиб ас-Сирджани
Освобождение Халифата от Монголов
Глава 10
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать эти мгновения из числа наших благодеяний на чашах весов.
С вами десятая часть из цикла «Истории о татаро-монголах».
В прошлой Главе мы говорили об осаде Багдада Монгольскими войсками, о прибытии войска Хулагу с Востока, войска Байджу с Севера и войска Китбуги с Юга, и о полном, тотальном окружении города Багдад. Также мы помним, что происходит это в начале 656 года по Хиджре, в частности в начале месяца Мухаррам этого года.
Монгольские войска были на расстоянии пятидесяти километров от Багдада, когда очень слабые разведывательные службы ‘Аббасидского халифата обнаружили их присутствие в ошеломляющем количестве со всех сторон города. Чем ответил халиф Аль-Муста’асим биЛлях и что предприняли визири (министры), советники, армия и простой народ внутри Багдада?
Сражение с монголами
Аль-Муста’асим биЛлях провёл совещание, на котором присутствовал Муайядуддин Аль-’Алькъами, старший помощник халифа, занимавший свой пост уже долгие годы. Халиф Аль-Муста’асим биЛлях всё это время даже не подозревал о его предательстве. На этом собрании приближённых были также те, в чьих сердцах всё ещё осталось место переживания за Умму, за её религию. Самыми яркими их представителями были двое: Муджахидуддин Айбек и Сулейманшах. Оба они, будучи полководцами и военачальниками, призывали к джихаду уже не первый раз, однако их никто не слушал. На прошедшей встрече Аль-Муста’асима биЛлях с Муайядуддином и другими визирями они оба снова настаивали на этом, неизвестном доселе иракскому обществу решении. Слово джихaд никогда не произносилось в высших кругах того периода уже очень долгое время. Быть может, десятки лет об этом просто нигде не было слышно. Задачей военных было лишь обеспечение безопасности Аль-Муста’асима биЛлях, Аль-Мунтасира биЛлях, халифов как таковых и других представителей власти. И как мы говорили ранее, они совершенно не занимались своей прямой обязанностью, не боролись с настоящими врагами Уммы.
Муайядуддин не был согласен с данным решением, и он делал всё, чтобы его не приняли, заявляя, что лучшим средством выхода из сложившегося критического положения для Ирака будет проведение мирных переговоров с монгольской армией, осадившей Багдад. Аль-Муста’асим биЛлях сердцем был на стороне Муайядуддина Аль-’Алькъами. Он не был достаточно силён для войны. В то же время разумом он склонялся к предложению Сулейманшаха и Муджахидуддина Айбека. Так как он был свидетелем того, как татаро-монголы до этого раз за разом нарушали заключённые ими договоры. Он видел массовые убийства и истребление мусульман, разграбление их богатств, а теперь самую настоящую осаду Багдада. Он знал, что эти переговоры не имеют никакого смысла. Также он знал, со слов мудрых — и не обязательно мусульман, что когда слабый садится за стол переговоров с сильным, то — это никакое не перемирие, это капитуляция. Сердцем он предпочитал выбор Муайядуддина, так как не мог сражаться, но его разум подсказывал ему, что необходимо сделать именно то, что предлагают Сулейманшах и Муджахидуддин Айбек.
Халиф, не зная, что делать долго колебался и в итоге всё-таки решил объявить о войне. Конечно, слово джихaд (война) было тяжёлым для такого маленького халифа. Естественно, маленького не телом, а достоинством и значением. Маленького своим разумом и мудростью. Он сказал: будем воевать. Что, по сути, означало: попробуем, посмотрим, что же такое джихaд.
Джихaд, дорогие братья и сёстры, не совершается на бум. Решение о джихaде не принимается спонтанно. Такое решение не может принимать любой военачальник, когда ему заблагорассудится, без определённого порядка, подготовки и обдумывания плана. Для принятия такого решения необходимо подготовить Умму, подготовить армию, души. Подготовить жену, мать, сына, детей, всех людей. Подготовить учённых, факихов, студентов; подготовить всю Умму к джихaду на пути Аллаха.
Джихaд на пути Аллаха — это вершина Ислама. Что это значит вершина Ислама? Это значит высшее проявление в нём, это самое высшее, что может быть в Исламе. Ты должен преодолеть множество больших этапов на пути к становлению воином на пути Аллаха. Нельзя просто вдруг встать и сказать: давайте выйдем на джихaд, посмотрим, как это бывает. Но именно так и произошло.
Аль-Муста’асим биЛлях принял решение приступить к оборонительному джихaду. Было принято решение, что Муджахидуддин Айбек выйдет во главе ‘Аббасидского войска. Вся ‘Аббасидская армия вместе взятая состоит всего из 10 000 человек. Муджахидуддин вышел со слабым, малочисленным войском, когда узнал о войске Байджу. Они знали о войске Хулагу и войске Китбугу на Востоке и на Юге, но они не знали о войске Байджу, подступающем с Севера. Когда они узнали о нём и что оно идёт с Севера, стало ясно, что если это войско осадит Багдад с Севера и с Запада, тогда весь Багдад будет взят в плотное кольцо и тогда не останется возможности для отступления. Поэтому он со своим войском направился на Север, чтобы встретить войско Байджу.
Два войска встретились в местности под названием Анбар. И ни для кого не секрет, что ‘Аббасидское войско не имеет абсолютно никакого опыта ведения войны. Но в отличие от них Монгольское войско, которое прибыло на эту землю в первый раз, оказалось более осведомлённым о местности, чем сами жители этой местности. ‘Аббасидское войско заманили в местечко под названием Мустанкъа’ат в Анбаре, а затем в этом месте ‘Аббасидское войско было уничтожено. Муджахидуддину Айбеку и ещё крошечной группе воинов удалось выжить, и они снова вернулись в Багдад, который потерял свою и без того немощную армию.
Попытка заключить перемирие
Положение теперь ещё более усугубилось. Естественно, Халиф Аль-Муста’асим биЛлях был в замешательстве: «Что же делать? Где искать выход?» Тут Муайядуддин стал снова убеждать его, что у него нет другого выхода, кроме мирных переговоров с новым мировым лидером Хулагу. Стол переговоров, заверял он, может принести какие-то плоды. Пусть даже небольшие, но это лучше, чем быть убитым в своём же городе.
В конце концов, халиф Аль-Муста’асим биЛлях согласился и отправил делегацию представителей Исламского ‘Аббасидского халифата.
Кто был в составе этой делегации? Представьте себе, делегация состояла всего из двух человек:
- Первый — Муайядуддин Аль-’Алькъами, который не был суннитом.
- Второй — христианин Макика.
Можете себе представить?! Делегация ‘Аббасидского, исламского, суннитского халифата состоит из двух человек: один шиит, другой христианин. Так обстояли дела в ‘Аббасидском халифате.
Они оба вышли и встретились с Хулагу. Хулагу долго говорил с ними и обещал предоставить им обоим высокие должности в новом совете правления страной, который встанет у власти после лишения Аль-Муста’асима биЛлях его престола. Эти «знатные» послы вернулись в Багдад к Аль-Муста’асиму и стали докладывать об условиях Хулагу, а также о его обещаниях. Хулагу обещал кое-что, о чём такой слабый правитель как Аль-Муста’асим биЛлях мог только мечтать.
Обещания Хулагу:
- Первое что обещает Хулагу Аль-Муста’асиму БиЛлях — это оставить его на престоле правления в Багдаде.
Конечно, мы все знаем, как татаро-монголы до этого постоянно лгали и обманывали правителей мусульман и мусульманские народы. Однако, так оно и было. Они обещали оставить его у престола правления, но под наблюдением татаро-монголов.
- Второе — он обещал ему выдать свою дочь (дочь Хулагу) замуж за сына Аль-Муста’асима биЛлях.
Несмотря на то, что дочь Хулагу была язычницей, безбожницей, которую не разрешено брать в жёны, это было большим подарком от Хулагу Аль-Муста’асиму биЛлях.
- Третье — установление постоянных мирных отношений с ‘Аббасидским халифатом.
Обратите внимание, вечный мир, несмотря на десятки, сотни оккупированных Исламских городов. Территория от Китая до самых границ Ирака полностью оккупирована, но Хулагу продолжает обещать вечный мир.
- Четвёртое — гарантия безопасности жителям Багдада.
Такими были обещания Хулагу.
Условия для их выполнения:
Что же должен сделать Аль-Муста’асим БиЛлях, чтобы получить всё обещанное? Какие условия выдвигал Хулагу?
- Первое условие, и тут, пожалуйста, слушайте внимательно, — разрушить все крепости города, разбить все башни, засыпать все рвы и сдать всё оружие.
То есть в городе не должно остаться никаких возможностей и средств для противостояния. Нужно отдать всё своё оружие для того, чтобы Хулагу, лидер татаро-монголов был удовлетворён.
- Второе — халиф должен согласиться, что будет править Багдадом под контролем татаро-монголов. Татаро-монголы останутся в Ираке на некоторое время, затем вернутся, когда установится порядок, конечно же, как посчитают сами татаро-монголы.
Такими были предложения.
Что касается Аль-Муста’асима биЛлях, то он стал их обдумывать. Эти условия довольно жёсткие. Было ясно, что это оккупация, оккупация Ирака и что ему нужно либо принять эти условия, либо продолжать борьбу, третьего не дано. Он знал, что согласие с этими условиями сулит ему унижение. Согласие может сохранить ему жизнь, но не достоинство. Он никогда больше не будет уважаемым и могущественным. В лучшем случае его ожидает презренная жизнь. Однако жизнь, вот за что он хватался, как только мог. Он долго размышлял; он сомневался, сомневался он и вместе с ним сомневался и народ; он никак не мог принять решение. Всё это происходило с 12-го по 19-ое Мухаррама. Целую неделю он всё колебался, мешкался. В итоге Хулагу стал беспокоиться, стал посылать гонцов, выяснять будут ли они выполнять условия, чтобы получить обещанное, либо это война? А халиф всё продолжал сомневаться и медлить с ответом, пока не наступил месяц Сафар.
Татаро-монголы входят в Багдад
С началом Сафара терпение Хулагу закончилось. Он не мог продолжать столько ждать, потому что содержание монгольских войск, окружавших Багдад, обходится в 1000 динаров ежедневно. Это огромная армия, братья мои: еда, питьё, снаряжение; они стоят тут уже долгое время. К тому же, если вы сопоставите дни мусульманского календаря с Грегорианским, то выяснится, что эти дни выпадали на месяц Январь 1260 года по Грегорианскому календарю. Холодный, знойный месяц, снег. Армия не может выносить такие условия такое продолжительное время. Хулагу должен подстегнуть Аль-Муста’асима биЛлях к скорому принятию решения и подчинению его условиям. Хулагу начал бомбардировку Багдада. Багдад начали обстреливать в начале месяца Сафар 656 года по Хиджре.
Плотный обстрел вёлся со всех сторон. Обстрел огненными стрелами, каменными ядрами, катапультами, одновременно со всех сторон и с течением времени величественная ограда города Багдад начала прогибаться. Одна из историй, которую приводит Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва Ннихая»…
И на самом деле он никак не комментирует эту историю. И я удивляюсь, почему он не сделал никаких примечаний на её счёт, потому что на самом деле эта история имеет важное и ясное значение. Она показывает сущность Исламской Уммы в то время.
…Ибн Касир, рассказывая о событиях этой осады, говорит:
«Татаро-монголы окружили резиденцию халифа. Они осыпали её стрелами со всех сторон…»
Послушайте внимательно, эти слова.
«…пока одна из стрел не попала в девушку, которая играла перед халифом и веселила его. Она была одной из его наложниц, которую звали ‘Арафа. Стрела угодила в неё сквозь одно из окон и убила её, когда она танцевала перед халифом. Халиф встревожился и был сильно напуган. Он долго горевал.»
Обратите внимание, вокруг Багдада происходит самая настоящая осада; повсюду летят стрелы; огонь полыхает на завесах королевского дворца; ограда прогибается под продолжительными ударами татаро-монголов; вокруг Багдада 200 000 воинов, а халиф смотрит на танцы внутри дворца халифата. Танцы на костях мусульман. Несмотря на такое критическое положение, в котором оказался Ирак; несмотря на всё, что в нём происходит; несмотря на резню, сжигание мечетей, домов, разграбление имущества, он всё ещё занят какими-то развлечениями, забавами и играми, от которых он не может отказаться даже в такой критической ситуации. Он смотрит на то, как танцует его рабыня, находясь в таких обстоятельствах. И случилось так, что танцевавшая девушка ‘Арафа была убита, Аль-Муста’асим биЛлях обнаружил, что на стреле, которой она была убита, была написана одна фраза. Её написали мусульманские писатели, находившиеся в армии татаро-монголов. На стреле было написано следующее:
«Когда Господь хочет осуществить свою волю и своё предписание, Он лишает разума тех, кто обладает им.»
Пресвят Аллах, очень мягкая фраза и она в точности описывает состояние мусульман в то время. Аллах лишил мудрости, разума халифа, разум его помощников и влиятельных людей государства, а также разум всего народа. Они больше не могли различать между правильным и ошибочным, между истиной и ложью. Поэтому и итог был соответствующим.
Что сделал халиф после убийства танцевавшей ‘Арафа? Что он предпринял после такой трагедии?
Он повелел увеличить меры предосторожности. То есть добавить больше преград вокруг дворца, чтобы танцовщицы или ещё кто-то не были убиты внутри него.
От этой истории сжимается сердце, но, к большому сожалению, это реально происходило. Мы достаточно часто можем наблюдать, как мусульмане смотрят на танцы, на разврат, во всяких видеоклипах, фильмах и т.д. Они живут в такой атмосфере, а Исламские страны от Востока до Запада страдают от оккупации. Будь то военная оккупация, политическая, экономическая или научная. Как вы можете видеть, это реальность. Когда мы читаем об этом в книгах мы удивляемся, но мы видим это своими глазами. Нет силы и мощи кроме как у Аллаха Великого и Всемогущего!
На четвёртый день месяца Сафар, то есть по истечении четырёх дней после начала штурма Багдада, пала часть восточной ограды города, та, что напротив Хулагу. С падением этой ограды пало также сердце халифа. Внутри себя он уже потерпел поражение. Он поспешил к Муайядуддину Аль-’Алькъами, которого он считал самым близким к себе человеком и самым преданным своим помощником.
«Что же мне делать?» — вопрошал у него халиф.
Муайядуддин ответил: «Иди к Хулагу. У него большое сердце. Он может простить и помиловать. Выйди к нему, поговори с ним».
Тогда Аль-Муста’асим биЛлях оправил его к Хулагу и Хулагу согласился, чтоб Аль-Муста’асим БиЛлях встретился с ним за пределами города. А также чтобы вместе с Аль-Муста’асимом на встречу пришли все чиновники, визири, факихи, учёные и все власть имущие и влиятельные люди города для того, чтобы прийти к совместному соглашению и договорённости. Как говорил Хулагу:
«Для того, чтобы итоги переговоров были обязательны к исполнению для всех!»
Халиф действительно вышел. Халиф, который всю свою жизнь встречал людей в своём дворце, вышел из своего дворца униженным и поникшим. 700 человек сопровождало его! Большая делегация, состоящая из учёных страны, из знати, визирей, министров. Вышли все. Среди них также был Муайядуддин Аль-’Алькъами и патриарх Макика. Делегация из 700 представителей всего государства для встречи с Хулагу.
И вот Аль-Муста’асим биЛлях выходит, доходит до шатра Хулагу и тут войти к Хулагу разрешают только семнадцати людям. Остальную делегацию задерживают для обыска, как им было сказано. Но на самом деле их увели на убой. Всех членов делегации убили, кроме семнадцати человек, которые вместе с Аль-Муста’асим биЛлях вошли в шатёр к Хулагу. Войдя в шатёр и начав говорить с Хулагу, халиф обнаруживает, что Хулагу относится к Муайядуддину по-особому; что он говорит с ним не так, как с Аль-Муста’асимом. Тогда он понимает, что Муайядуддин Аль-’Алькъами всё это долгое время водил его за нос, и он об этом даже не подозревал.
Конечно, для Аль-Муста’асима нет оправданий. Он должен был быть бдительней и мудрее. Если ты правишь таким государством как ‘Аббасидский Халифат, ты должен тщательней подходить к выбору окружения, которому ты делегируешь административные задачи государства. Однако халиф не отличался таким характером.
В итоге он узнал, что всех членов делегации убили. Сам халиф был окован в цепи, а Хулагу тут же отдал приказ о разбое и разграблении города.
Что это означало для Багдада, братья мои? А то, что армия входит в город и творит в нём всё, что пожелает. Солдаты монгольской армии входят в город Багдад и делают в нём всё, что им заблагорассудится. Нет никаких ограничений и правил для этого полчища. Халиф окован в цепи, его волочат с закованными ногами и заводят внутрь города, чтобы он видел, что делают солдаты с его народом, с его городом, его землёй, его дворцами, его богатствами и даже с его детьми. Двух сыновей Аль-Муста’асима биЛлях привели и убили перед его глазами, трёх его сестёр взяли в плен. Он смотрел, как уничтожают его город. Его убили не сразу. Халиф оставался в живых ещё целых 10 дней после падения Багдада.
Врата Багдада открылись четвёртого Сафара 656 года по Хиджре. Войска татаро-монголов вошли в город вместе с халифом. Халиф закован, а Монгольские войска творят бесчинства в Багдаде.
О, наш славный Багдад. Где Халид ибн Аль-Валид? Где Аль-Муса̒нна ибн Аль-Ха̒риса? Где Ан-Ну’ман ибн Мукъаррин? Где Са’ад ибн Абу Ваккъас? Где муджахиды (воины)? Где стремящиеся в Рай? Где те, кто сражается на пути Аллаха? Да просто, где мужчины? Нет мужчин, нет никакого сопротивления. Варварские войска татаро-монголов вошли, чтобы делать всё, что захотят и ни один мужчина среди мусульман не поднял свой меч в сторону татаро-монголов. Конец был трагическим, кончина Халифа была трагической, участь учёных этого города была трагической, участь всего народа была трагической. А также участь тех, кто окружал халифат, но не пошевелился ради него, была трагической.
Подробности всего, что происходило, чрезвычайно болезненны. Но несмотря на всю боль мы постараемся изложить вам в деталях продолжение этой истории в следующих Главах, если Аллах пожелает. Мы должны читать о ней, размышлять над ней, мы должны изучать историю. Почему? Потому что история повторяется! Просим Всемогущего и Великого Аллаха даровать нам понимание его назиданий (путей), научить нас полезному и сделать полезным для нас то, чему Он нас научил. Только Он на это способен и только Ему всё принадлежит.
فَسَتَذۡكُرُونَ مَآ أَقُولُ لَكُمۡۚ وَأُفَوِّضُ أَمۡرِيٓ إِلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ٤٤
«Вы вспомните то, о чём я вам говорю. Я вверяю своё дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов.»
[Сура «Гъафир», аят 44]
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Продолжение следует