Крестовые походы на Исламский мир. Глава 9

Крестовые походы на Исламский мир. Глава 9

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Осада Антиохии

Амир Антакии, узнавший о приближении войск крестоносцев, отправил призыв о помощи к правителям мусульман. Первыми отозвались Дукак сын Тутуша и Хусейн ибн Муляиб. Но они смогли удивить врагов лишь своей вялостью. Призыв также дошёл до султана сельджуков Беркиярука. Он отправил к Антакии наместника Мосула Карбуга. Сможет ли Карбуга спасти Антакию? Что предпримут крестоносцы? Эти и другие подробности мы узнаем в очередной Главе нашего цикла.

✻✻✻

Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!

Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня.

Приветствуем вас в девятой части из цикла «Крестовые походы на Исламский мир».

В прошлой Главе мы увидели начало осады крестоносцами города или эмирата Антакии, расположенного на границе Малой Азии и Шама. А также мы увидели основание первого государства крестоносцев Эдесского графства, европейцем по имени Болдуин I, который отделился от войска своего брата Готфрида дэ Бульон, ради создания собственного королевства на богатых землях Азии. Присоединив города Самсат, Биреджик и Суруч он превратил его в сильное государство, которое охватило часть земель современной Турции, Сирии и Ирака. Вернёмся к Антакии.

Слабость мусульман

Этот период, как и во время любой осады, был очень сложным для мусульман. Особенно усугубило положение морская блокада порта, с приплывшими кораблями крестоносцев. Этим враги отрезали последние пути доставки помощи мусульманам. Но было сложно не только им, но и крестоносцам. Благодаря подготовке правителя Антакии Ягисияна, город был ещё в силах держать осаду. Тот, узнав о приближении крестоносцев, успел запастись провизией и собрать войско. Сами крестоносцы, которые потеряли огромное количество воинов в предыдущих битвах и потеряли Болдуина, со своим отрядом, умирали от голода и жажды. Попытки достать пропитание из окрестных сёл не увенчались успехом, так как армия Антакии при малейшей возможности нападала на захватчиков. Всё это очень сильно усложнило период осады для самих крестоносцев. За это время Ягисиян отправил несколько писем с призывом о помощи в соседние города мусульман. Ридван – правитель Алеппо, с которым Ягисиян находился в конфликте, разумеется, отказался помочь. Призыв дошёл до правителя Дамаска, Дукака сына Тутуша, сына Альп-Арслана и до араба правителя Хомса, Хусейна ибн Муляиб. Эти два города находятся на расстоянии приблизительно 170-300 км от Антакии. Также одно письмо дошло до Карбуга, правителя города Масул, он был наместником Баркиярука — султана большого Сельджукского государства, одного из пяти сельджукских султанатов, о которых мы говорили ранее.

Но, подготовка и выход войск шли очень медленно. Объединенное войско Дукака и Хусейна ибн Муляиба дошло до Антакии через два месяца. То есть, целых два месяца Антакия находилась в осаде, не получая абсолютно никакой помощи. К городу за это время не приблизилось ни одно войско мусульман. Но даже это войско Дукака и Хусейна не смогло оказать никакой помощи.

Боэмунду, который их встретил не составило труда с ними разобраться. Битва была короткой, мусульмане после недолгого сражения отступили и каждый из правителей со своим войском бежал обратно в свой город. Потому что их тревожили только свои владения, их не тревожили мусульмане Антакии, их не тревожил Ислам, на который напали враги.

Дукаку, убежавшему бросив Антакию, крестоносцы отправили письмо, в котором уверяли того в том, что они пришли на эти земли лишь с целью вернуть Византийской Империи некоторые города, которые ранее ей принадлежали — Никею, Антакию и др., и что они не станут захватывать Дамаск, Алеппо и другие области Шама. Этим они вселили в его сердце настоящее спокойствие, которое означало что он не встанет на их пути. Дукак был примером настоящего притеснителя и нечестивца, копией своего отца Тутуша, также страстно любящим власть, богатство не переживающим о мусульманах. Так он, бросив город Антакию, закрылся в своих владениях.

Хусейн ибн Муляиб, также закрылся в своём городе. Его силы были незначительны, так как город Хомс в тот период не отличался особой развитостью.

Внутреннее соперничество крестоносцев и византийцев

Вернёмся к положению крестоносцев.

После начала осады, которая была в октябре, прошло несколько месяцев. Наступил декабрь, январь. Наступившая зима не несла крестоносцам ничего, кроме бед и большого голода. Крестоносцы в большом количестве находятся на открытой местности в холоде, а мусульмане хоть и в осаде, но в своих домах. Все эти трудности — холод, голод, смерть — вызвали волну недовольства и сомнения среди крестоносцев. Многие начали сомневаться в успехе этого похода и задумались о возвращении.

Боэмунд, предводитель Сицилийских норманнов, который присоединился к походу ради Антакии, разумеется, искал возможности присвоить город себе. Ему не был интересен ни Иерусалим, ни Эдесса, ни Дамаск. Только Антакия. И это положение крестоносцев играло ему на пользу. А проблема была, во-первых, в том, что основным претендентом на город была Византия, которая вероятно желала вернуть этот город больше, чем другие города. Отряд византийцев, сопровождавшие их для передачи ключей от города Византийцам, возглавлял полководец по имени Татикий. Боэмунд никак не мог быть доволен тем, что после всех этих жертв с его стороны и трудностей город перейдёт к Византийской Империи. Даже если этим будут довольны остальные предводители крестоносцев. Те, в основном стремились к землям Палестины, а Боэмунд желал лишь Антакию. Также проблема была в следующих предводителях: Годфрид дэ Бульон, Раймонд IV, Роберт Нормандский, каждый из них не мог согласиться с тем, чтобы такое наследие перешло к Боэмунду.

Как же решает Боэмунд воспользоваться этими обстоятельствами, в которых люди почти разубедились в успехе похода, для того чтобы заполучить Антакию? — Он заявил всем, что он, вместе со своей армией, не может больше выносить этот голод и эти трудности, и собирается обратно в Сицилию.

Представьте состояние крестоносцев! Когда знакомились с Боэмундом и его армией, мы упомянули, что его армия была самой сильной и дисциплинированной. Отступление Боэмундо означало неминуемое фиаско этого похода. Столько денег и времени было пожертвовано на этот поход, столько людей погибло. Люди построили свои мечты и бросили свои дома вместе с хозяйством. Безусловно, это был сильный удар для всех крестоносцев.

Боэмунд, разумеется, не собирался обратно. Весь этот спектакль был ради достижения личных целей. Этим он хотел надавить на всех и диктовать свои условия. На вопрос остальных предводителей: «Чего он желает и что его может задержать?». Он ответил, что может остаться при одном условии — Антакия полностью должна перейти к ему, чтобы никто не претендовал на город, даже Византийская Империя. В таком трудном положении, когда поход был на грани срыва, им разумеется, ничего не оставалось, кроме как принять это условие.

Так, проблема соперничества с остальными предводителями была решена. Оставалось разобраться с Византией.

Боэмунду не потребовалось много времени, чтобы придумать как избавиться от представителя Византии Татикие. Он начал убеждать крестоносцев в том, что Татикие решает какие-то тайные дела с турками-мусульманами за их спиной. То же самое, что сделали византийцы ранее при осаде Никеи, где они договорились с турками, что город сдастся Империи, пока его не захватили крестоносцы, которые могут нарушить присягу. По словам Боэмундо, византийцев ничуть не заботило состояние крестоносцев, не заботило то, что они умирают, переносят такие трудности, и они с самого начала, в тайне от своих союзников, решают свои дела. Этим он сумел нарушить доверие предводителей крестоносцев к Византийской Империи и сумел также вселить страх в сердце Татикие. Увидев, что крестоносцы, уставшие от долгой осады и голода, теряют доверие к Империи и почувствовав страх за свою жизнь, в одну из ночей он со своим отрядом убежал в Кипр, а оттуда в Константинополь. Так византийцы покинули земли Антакии и город остался наедине с голодной армией крестоносцев.

Новое войско мусульман и захват Антакии крестоносцами

Прошёл ещё месяц, два. Вдалеке начало «шевелиться» войско мусульман. До сих пор, в течение этих шести месяцев мы увидели только одно войско, вышедшее из Дамаска и Алеппо, которое вернулось, буквально не сделав ничего. Это новое движение началось в Масуле, по велению султана Баркиярука вышло войско под предводительством наместника Большого Сельджукского государства в Масуле, по имени Карбуга. По дороге Карбуга решил осадить Эдессу, так как новое государство врагов находилось очень близко к Масулу. Город, основное войско которого покинуло его, мог в любой момент подвергнуться нападению со стороны крестоносцев. Королевство Эдесса оказалось не таким простым, как казалось. Осада длилась несколько недель. Что было слишком длинным сроком для осажденных антакийцев.

В итоге, не сумев прорвать защиту города, Карбуга был вынужден двигаться дальше. В местности Манждабик, Карбуга призвал армии Исламских государств к объединению в единую силу против европейских захватчиков. Из тех, кто ответил на призыв, был знакомый нам Дукак. Не смотря на суверенность, все эти сельджукские государства находились под влиянием основного большого султаната. Поэтому на призыв главного сельджукского султана он не мог не ответить. К тому же, он понимал, что его город в опасности, а это было самым страшным: потерять свою власть. Одним словом, он был вынужден выйти в поход заново и не имел абсолютно никакой цели спасти Ислам. Как мы упоминали ранее, это был человек крайне нечестивый и несправедливый. Ответил также Хусейн ибн Муляиб, правитель Хомса и некоторые отряды из местности Диярбакыр, которые находятся на Юге современной Турции и на Севере Ирака, и Сирии. С этим большим войском Карбуга направился в Антакию.

Захват Антакии крестоносцами и союз с фатимидами

Вести о приближении мусульман к крестоносцам шли недолго. Если Карбуга с войском подоспеет, то осаду придётся снять, так как уставшим и голодным солдатам не удастся одолеть это большое войско. К тому же, в городе Ягисиян ждал удобного случая напасть. Поэтому крестоносцам было необходимо предпринять быстрые меры. Вскоре, один из армян Антакии, который внешне принял Ислам, скрыв своё лицемерие, предложил Боэмунду свою помощь. Это был не простой горожанин, а один из приближённых Ягисияна, которому тот так доверял, что поставил его следящим за некоторыми из крепостей города. Предпочитавший власти Боэмунда и желавший богатства, и большие земли, он решил написать тому письмо, в котором предлагал свою помощь. Боэмунд, разумеется, согласился принять помощь и дал предателю своё слово, так как эта сделка была для него очень выгодной. Обо всех этих тайных переговорах остальные предводители крестоносцев не знали.

За это время сложное положение вынудило Стефано де-Блуа, полководца армии Роберта Нормандского, отделиться от крестоносцев. Это не особо печалило Боэмунда, так как город его мечты был почти им взят. Перед тем, как войти в город он ещё раз собрал предводителей, чтобы напомнить им о данном ими обещании.

Войска Карбуга так и не подоспело. 3 июня 1098 г. (491 г. по Хиджре) ворота Антакии открылись, и крестоносцы вошли в город.

Ягисиян не узнал о предательстве, кроме как после того, как армия захватчиков начала чинить в городе разгром. Он попытался спастись со своим окружением, но был окружен группой армян и убит. Ягисиян погиб и оставил город врагам, чтобы те совершали в нём, всё что захотят.

В захваченном у мусульман городе крестоносцы совершили всё, что можно представить: десятки тысяч мусульман было убито, были разграблены дома и мечети, огромная часть города была разрушена. Православным и армянам крестоносцы не навредили, так как не было в тот момент выгоды в войне с Императором Византии.

Так крестоносцы одержали важную победу и образовали очередное государство на землях мусульман.

Не успел Боэмунд захватить город, как к нему пришло очень удивительное послание. Субхана Аллах! Это были послы из Египта. В первых Главах мы рассказывали, что Египет в этот период находился под властью убайдитов, которых люди называют фатимидами. Эти мерзкие шииты ложно относят себя к госпоже Фатиме, дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. На самом деле их основателем является иудей по имени Убайдулла Ибн Маймун ибн Каддах. Эти шииты-исмаилиты отправили к Боэмунду своих послов, предлагая этому злодею очень странную вещь: разделить Шам. Крестоносцы забирают Север: Турцию, Сирию и Ливан, а убайдиты земли от Палестины до Египта. Всё это вместе с взаимной поддержкой завоевания этих земель.

Такое послание конечно очень обрадовало Боэмунда. Он радушно принял послов, выразил им своё согласие на такой союз и проводил их обратно в путь, полностью удовлетворив Государство убайдитов.

Разумеется, это был очередной спектакль с целью успокоения шиитов, чтобы те не входили в конфликт. Этим союзом крестоносцы вытеснили их из этой хитрой игры, что было очень правильным шагом, так как убайдиты обладали огромной и опытной армией, способной создать проблемы даже для нескольких Боэмундов.

Если обратиться к истории убайдитов, возможно в последующих Главах мы расскажем некоторые из её подробностей, то можно обнаружить что с самого начала их возникновения в Маракко и по ходу их завоевания с Севера Африки и Шама, то их история — это война с мусульманами-суннитами, убийства учёных суннитов, уничтожение книг суннитов. Часто пользуясь на этом пути помощью врагов мусульман, ранее в Андалусии, теперь в Шаме. Это то, что всегда было присуще шиитам-исмаилитам, которые являются самой мерзкой сектой шиитов.

Это послание крестоносцам со стороны убайдитов (фатимидов) оставило у самих христиан самое отвратительное впечатление о мусульманах. Это отсталая община, одна группа из которых сговаривается с врагом против другой. Для них не составляет никаких проблем продать крестоносцам такие огромные и богатые земли, как Сирия и Ливан, ради того, чтобы получить другие земли. Разве не складывается впечатление, что эта Умма не имеет никакого развития и не имеет никакого веса?! Это безусловно привело к росту боевого духа хрестьян, и падению духа мусульман.

Этот союз означал, что сунниты Шама попали между двумя врагами: крестоносцами на Севере и убайдитами на Юге. Против такой силы, разделённому Шаму нечего было выставить. Иными словами, при таком раскладе падение Шама было неизбежно. Но, Боэмунд дал пока лишь обещание, ему пока не было дела до этого союза. Он был занят освоением Антакии, как только крестоносцы освоились и дела в Антакии пришли в норму, к городу подошло войско мусульман.

Осада Антакии мусульманами

Карбуга во главе большой объединенной армии Масула, Дамаска, Хомса и некоторых других областей Шама осадил город и все стало в точности, наоборот. Теперь мусульмане снаружи осаждают город, а крестоносцы защищают стены от подоспевшего войска Карбуги.

Крестоносцы после завоевания не нашли в городе покой. Город был полон трупами, десятки тысяч. Во избежание болезней из-за разлагаемых тел, крестоносцы были вынуждены заняться их захоронением, не различая между мусульманином и христианином. В складах, где хранится запас еды их также ожидал сюрприз. В них, после долгой осады не осталось ничего.

Кстати, мои братья и сестры, осада Антакии длилась целых 7 месяцев. Только через 7 месяцев к городу подоспела реальная помощь. Что говорит о колоссальной отсталости мусульман. Каждый заботится о себе и не переживает о том, что происходит с его братьями на других землях.

Итак, положение крестоносцев ухудшилось. Не было никакой надежды, что осаду удастся сдержать. Боэмунд отправил гонца к Карбуге с просьбой разрешить войску крестоносцев в безопасности вернуться в Италию и Францию. Войско, которое осаждало город 7 месяцев, а теперь заперто в нём, не имея ни еды, ни питья находилось в отчаянии. Карбуга отверг просьбу крестоносцев, так как понимал, что они после всего этого не вернутся на свои земли. Осада города мусульманами продолжалась.

В армии крестоносцев началась настоящая паника. Напомним, что это было зимнее время, поэтому помимо голода их мучал холод. Воины, защищавшие передние ряды стены, уже через 7-8 дней после осады, начали из-за холода покидать свои посты и укрываться в домах. Боэмунд, видевший панику своего войска, видевший как рушится его мечта, дорогу, которую он строил долго, не имея никакой помощи, был вынужден отправить письмо с просьбой о помощи к Императору Алексею Комнину. Прихода Императора Алексия он, разумеется, не желал, так как знал, что тот заберёт город себе, но у него не было другого выбора — либо попросить помощи у Императора, либо встретить смерть.

Император готов был собрать войско и выйти в путь, но узнав, что Карбуга собрал огромное войско, не решился и бросил крестоносцев, как говорится, на произвол судьбы. Конечно, ни у одной стороны не было ничего религиозного, как они утверждали. Каждый имел свои цели, каждый боялся за себя и свою власть, но и история бедного Романа IV, проигравшего сельджукам в битве при Манцикерте, не давала Византийскому Императору никакого покоя. Так он оставил крестоносцев без помощи в стенах Антакии, за которыми к ним рвались сельджуки. Крестоносцам оставалось только выйти и вступить в бой.

Боэмунд видел состояние своей армии и понимал, что они не хотят сражаться. Для того, чтобы воины не возвращались в дома, Боэмунд в первую очередь сжёг все здания. Горела вся Антакия. Для того, чтобы поднять дух воинов и вызвать в них желание сражаться ему в голову пришла невероятная идея, как затронуть и поднять их религиозные чувства. Он объявил, что нашёл в городе то самое копьё, которым якобы пронзили Иисуса, мир ему, после которого он умер. Христиане убеждены что его убили и это одно из убеждений, которое противоречит Исламу, так как мы верим, что его не убивали. Аллах в Коране говорит:

وَقَوۡلِهِمۡ إِنَّا قَتَلۡنَا ٱلۡمَسِيحَ عِيسَى ٱبۡنَ مَرۡيَمَ رَسُولَ ٱللَّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَٰكِن شُبِّهَ لَهُمۡۚ وَإِنَّ ٱلَّذِينَ ٱخۡتَلَفُواْ فِيهِ لَفِي شَكّٖ مِّنۡهُۚ مَا لَهُم بِهِۦ مِنۡ عِلۡمٍ إِلَّا ٱتِّبَاعَ ٱلظَّنِّۚ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينَۢا ١٥٧

«и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те [люди Писания], которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его.»
[Сура «ан-Ниса», аят 157]

Один из отрядов выкопал возле церкви копьё и объявил, что оно то, самое. Далее, один из священников рассказал, что ему было внушено во сне, что войско, в котором будет находиться это копьё непременно одержит победу и никогда не проиграет. Честь нести данное копье досталось Раймонду IV, который являлся у крестоносцев примером религиозного предводителя.

Воодушевленные всем этим воины крестоносцы вышли за стены города на встречу к своим врагам.

Как завершится это историческое сражение между мусульманской армией Карбуги и крестоносцами во главе с нёсшим копьё Раймондом IV и воодушевлявшим воинов Боэмундом Нормандским? Каковы будут последствия этого сражения? И как продолжится путь крестоносцев на землях Востока? — Это и другое, мы узнаем в следующей Главе.

Я прошу Аллаха дать нам понимание его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу. Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.

Новое на сайте