Доктор Рагиб ас-Сирджани
На пути к Шаму
Пало несколько сельджукских городов один за другим, от Никеи до Мараша. После этого всю свою силу крестоносцы направили на юг в сторону Священного Иерусалима. Но здесь от крестоносцев откололся Болдуин. В городе Эдесса он создал первое государство крестоносцев – Графство Эдессы. Остальное войско крестоносцев продолжило путь на юг, где дорогу в Шам им должна была открыть Антакия, город, имевший особое место в сердцах каждого христианина. Крестоносцы осадили Антакию.
✻✻✻
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня.
Приветствуем вас в восьмой части из цикла «Крестовые похода на Исламский мир».
В прошлой Главе мы рассказали о внезапном, для сельджуков, вторжении огромного войска крестоносцев численностью в 300 тысяч воинов и 700 тысяч простых жителей на земли мусульман. Мы успели увидеть два печальных поражения мусульман: первое – в битве за Никею, столицу государства сельджуков Рума; второе – в битве при Дорилее. После которых последовало падение городов мусульман одного за другим — падение Кейсери, Ма́ргаш, Та́рсуса и других городов, — пока к Византийской империи не перешла вся западная часть Малой Азии. Стоит отметить, что все захваченные города перешли к самой Византии, как и указывалось в Константинопольском договоре, согласно которому все земли, принадлежавшие Византии, а это города не только Малой Азии, но и некоторые области Шама, переходили к императору Алексею.
Всё шло хорошо для византийцев и крестоносцев, за исключением того, что христиане теряли огромное количество людей. Многие погибли в битвах против султана Кылыч-Арслана, при Никее и Дорилее. Но больше этого христиан погибало от голода и жажды. Им приходилось проходить по сложным ухабистым дорогам, по гористым местностям, где сложно было найти пропитание, иногда даже по пустынным местам. Вдобавок, турки, убегавшие вглубь Азии, сжигали на своём пути все поля. Поэтому до границ Шама, возле Антакии, из них дойдёт только около 150 тысяч воинов.
Образование Эдесского графства
Мы остановились в прошлой Главе на том, что Болдуин, брат Готфрида де Бульон, один из полководцев его армии, решил отделиться от основной армии и направиться в город Эдесса, которая была крестоносцам не по пути, т.к. их путь из Малой Азии в Шам, а дальше в Иерусалим, пролегал по берегу Средиземного моря. Эдесса же находилась на востоке Малой Азии, на севере Ирака и Сирии, то есть очень далеко от изначального курса крестоносцев.
Болдуин, обольщённый словами некоторых из армянских правителей, полностью забыл про священный поход, о паломниках, забыл про крест, и вместе со своим отрядом направился в Эдессу. Крестоносцам, которые уже потеряли много воинов, это, разумеется, не понравилось.
Этот город до прихода крестоносцев находился под властью сельджуков и платил им дань. Но падение Никеи и печальные поражения Кылыч-Арслана стали причиной их отказа от подчинения туркам. Армяне, будучи христианами близкими к католикам, предпочли власть западных европейцев власти турков и византийцев.
Так, Болдуину по дороге в Эдессу без какого-либо сопротивления подчинились ещё несколько армянских городов. Но всё это противоречило интересам правителя города Эдесса по имени Торус. Он был той же религии, что и его народ, но желал примкнуть к Византии, что не нравилось гордому армянскому народу, желавшему иметь свою отдельную церковь. Но Болдуин, хоть его это и не устраивало, не желал вступать с ним в вооруженный конфликт, дабы сохранить свой отряд и армию армян. Торус, учитывая желание народа, который поддерживает крестоносцев и уже заручился их поддержкой, был вынужден не только принять Болдуина в стенах своего города, но и объявить об его усыновлении. Что означало, что власть после его смерти перейдет к Болдуину. Это не могло не нравиться последнему, но он, конечно же, не собирался этим довольствоваться. Сговорившись с некоторыми из предводителей армянской армии, крестоносцы убили правителя, подло нарушив заключённый ранее договор.
Посмотрите на эту низость и подлость даже по отношению к своим единоверцам христианам.
Так Болдуин полностью захватил власть в армянском городе Эдесса. Он уже не помнил о священном походе, он не помнил о своих братьях, которые направлялись в Антакию и далее в Шам. Он помнил лишь о личных амбициях.
Так образовалось первое королевство крестоносцев на территории мусульман.
Вспомним ещё раз, что все города Малой Азии, которые сдались крестоносцам, перешли к Византийской империи, не участвовавшей в этих походах кроме как, отправляя маленькие формальные отряды, миссией которых было лишь принять власть в захваченных городах.
Алексей Комнин, помнивший о печальной истории двадцатилетней давности — истории о битве при Манцкерте, где погибло более 150 тысяч человек из армии византийцев, боялся повторить ошибку императора Романуса, который после поражения сначала лишился своего трона, а затем и жизни. Поэтому он за всё время кампании в Малой Азии поддерживал крестоносцев лишь этими маленькими отрядами.
Это первое королевство крестоносцев, королевство Эдесса[1] или Имарат Эдесса было ещё маленьким и слабым. Но это было лишь начало. Начало королевства, которое продержится более ста лет.
Болдуин с крошечным отрядом, который составлял лишь маленькую часть одного из нескольких войск крестоносцев, сумел утвердить свою власть в этих землях и создать сильное государство, которое оставит немалый след в крестовых походах.
Что же он предпринял для этого? Каковы были его дальнейшие действия?
Его разумная политика состояла из нескольких шагов:
- Во-первых, он увеличил число браков между крестоносцами и армянами, жившими на этих землях.
То есть создал самую важную и крепкую связь – родственную. Начало этому поставил он сам, женившись на девушке по имени Арда, дочери одного из армянских шахов. Что повлекло за собой резкое увеличение числа подобных браков. - Во-вторых, он начал расширять границы государства.
Эдесса – это пока маленький город. Было необходимым его расширить.
Для этого Болдуин начал отправлять отряды, состоявшие из армян и крестоносцев, для захвата близлежащих поселений.
Первой целью стал город Самосата (Самсат), которым владели мусульмане-сельджуки. Правитель, увидев, что ему не одолеть Эдесское войско решает сдать город без сопротивления, но за плату. Представьте себе! Какими низкими интересами болела наша община в то время?! Мусульманский правитель продаёт город мусульман неверным, с его крепостями, полями, садами. Цена составила жалкие 10 тысяч золотых монет. Так к Эдесскому королевству или графству, примкнул город Самосата.
Захват сельджукских городов, которые являлись ярыми врагами армян; освобождение самих армян, которые находились в темницах; улучшение материальной жизни — всё это безмерно увеличило любовь армян к Болдуину и их преданность.
Далее был захвачен город Суруч, в котором крестоносцы устроили массовую резню мусульман, а затем город Биреджи́к. Так маленький город Эдесса превратился в большое графство под властью Болдуина.
Что же касается отношений с Византийской империей, то он категорически отказался от подчинения ей. Вспомним, что он вместе со своим братом ранее поклялся в верности императору, но теперь Болдуин открыто объявил о прекращении всех связей с империей и о полной своей независимости. Разумеется, это делало армян невероятно счастливыми, которые не любили православных христиан и были далеки от них, как мы говорили ранее. И это, конечно, ещё больше упрочило положение Болдуина в своём государстве.
Император не видел нужды в конфликте с правителем нового графства крестоносцев, так как Эдесса находилась пока довольно далеко от Константинополя. Поэтому государству Болдуина со стороны византийцев опасности не грозило.
Армяне, как мы сказали, были рады своему правителю, но тот, не мог им полностью доверять. Он предполагал, что это подчинение временно, что они подчинились ему лишь для получения свободы и своего государства, для их спасения от византийцев и мусульман. Поэтому Болдуин сделал то, что совсем не понравилось армянам. Он отправил множество писем во Францию к правителям, герцогам, богачам, приглашая их на земли Востока, где их ожидали богатые земельные угодья. На земли нового графства прибыло огромное количество европейцев, которым Болдуин, как и обещал выделил огромные земельные участки на окраинах Эдессы. Этим, разумеется, он вызвал волну гнева армянского народа, так как получалось, что европейцы будут владеть этими землями, а армяне будут на них работать. На землях, которые недавно принадлежали им. Бунт, в который перерос их гнев, был жестоко подавлен Болдуином. Теперь, держа армян между страхом и надеждой, он правил уже совсем другой Эдессой.
Итак, первое государство крестоносцев:
- Эдесское графство;
- Дата образования: 490 год по Хиджре или 1097 по грегорианскому календарю;
- Правитель: Болдуин I;
- Основное население: армяне.
Антакия (Антакья)
Теперь давайте вернёмся к остальным крестоносцам, которые, встречая всевозможные трудности на своём пути, умирая от голода и жажды, дошли до первого города Шама, или последнего города Малой Азии — до великой Антакии, которую христиане называли Антиохия.
Почему великая? — Потому что этот город имел огромную важность как для византийцев и мусульман, так и для крестоносцев, которые пришли из далекой западной Европы.
Давайте посмотрим, каковы причины такой важности этого города для европейцев, из-за которых и византийцы, и крестоносцы так стремились к его захвату.
- Во-первых, Антакия это давний исторический центр христиан, который в течение длительного времени был столицей Византийской империи.
- Во-вторых, это религиозный город, с которым связана история самых ранних христиан.
Здесь последователи Иисуса, мир ему, впервые получили имя «христиане». В Библии, в главе «Деяния апостолов» говорится:
«Там, в Антиохии, учеников впервые стали называть христианами»
[Деяния апостолов, стих 26].
Здесь, Святой Пётр основал первую епархию в истории христиан. Это всё, разумеется, делало Антакию одним из самых важных мест на земле для всех христиан, как для православных, так и для католиков и армян.
- В-третьих, этот город был освобождён мусульманами в самом начале Ислама, в 15 году по Хиджре (636 г. по Григорианскому). А события, о которых мы говорим в цикле, разворачиваются в 490 году (1097 г. по Григорианскому).
То есть Антакия более 470 лет, за исключением некоторых периодов, находится под властью мусульман. Иными словами, почти 5 веков это величие, эта богатая христианская культура хранится в руках нехристиан. Антакия была освобождена великим сподвижником Пророка, мир ему и благословение, Абу Убайдой ибн Джаррах, да будет доволен им Аллах. Но тем, кто вселил в этот город настоящий дух Ислама, является другой великий сподвижник Муавия ибн Абу Суфьян, да будет доволен им Аллах, который долгое время правил Шамом. Видя в постоянных нападениях византийцев на этот город, его важность для христиан, он начал переселять сюда мусульман из Алеппо, Дамаска и даже Ирака, выделяя им земли и помогая обустроить новый дом. Массовые переселения мусульман в Антакию, вселили в город дух Ислама. Уже в эти ранние времена здесь начала стремительно развиваться прекрасная культура мусульман. - Четвертая причина такого особого внимания христиан к этому городу – это экономически благоприятное расположение города.
Находясь на границе Малой Азии и Шама, Антакия являлась важным торговым центром, в котором сливались торговые пути востока, Малой Азии и Шама. Здесь даже совершались торговые сделки между мусульманами и византийцами в период перемирия между двумя странами. - Антакия была одним из самых защищённых городов Малой Азии.
Даже можно сказать, что она наряду с Константинополем была самым защищённым городом во всём мире. Она была защищена не только войском, стенами и крепостями, но и географией. Что делало её захват почти невозможном. - Антакия – это ворота в Шам.
То есть, если крестоносцы смогут захватить Антакию, то им откроется весь Шам. И в то же время они не смогут пройти в глубь Шама, оставив за спиной такой город, в котором собраны огромные силы мусульман. Поэтому, даже если бы не было вышеперечисленных причин, крестоносцам пришлось бы остановиться у стен этого города. - Антакия находится недалеко от моря.
В её владении находился порт под названием Сувайди́я, хотя Антакия не считается портовым городом. Также неподалеку, на Сирийском берегу, расположен другой важный портовый город Латакия.
Всё, это, разумеется, увеличивало её защищенность и, следовательно, важность.
Важно также понять национально-религиозный состав населения Антакии. Здесь помимо мусульман проживали византийцы – православные христиане и армяне. Они проживали здесь в больших количествах и в течение долгого времени.
О чём это говорит, мои братья и сестры? — Это ясно говорит о свободе, предоставляемой Исламом. Со стороны Ислама мир никогда не видел ни национального геноцида, ни культурного. А сами мусульмане из-за этого настрадались: в Испании, в Шаме, от крестоносцев и в других странах. Это можно увидеть и в политике некоторых современных стран.
Всё вышеперечисленное: благоприятность географического положения, культурное наследие и другое, делало Антакию настоящей ареной боевых действий.
До Ислама город несколько раз был захвачен персами, в 15 году по Хиджре (636 г. по Григорианскому) он перешёл к мусульманам. В 358 году (969 г. по Григорианскому) он был снова захвачен Византийской империей и оставался во владении империи до 470 года, пока он не пал от рук армян. То есть Антакия находилась во владении мусульман, затем византийцев, затем была захвачена армянами за 20 лет до начала крестового похода. Последние правили ею в течение 7 лет, за которые сильно изменилось местное население. Поэтому, здесь, как мы сказали, в период, о котором мы говорим, проживало много армян. Власть армян продолжалась до 477 года (1084 г. по Григорианскому), в котором Сулейман сын Кутулмуша, основатель государства сельджуков Рума, отец того самого Кылыч-Арслана, о котором мы говорили в прошлой Главе, освободил город и вернул его мусульманам. Как вы видите, это произошло за 13 лет до начала крестового похода на земли мусульман.
Соперничество за овладение городом шло не только между мусульманами и христианами, но и внутри мусульман — между государствами сельджуков. Так как город находился на границе двух государств, за него шла борьба между сельджуками Рума, проживавшими к северу от города, и сельджуками Шама, правившими областями Дамаск, Алеппо и другие.
Последними правил Тутуш сын Альп-Арслана, с которым мы познакомились в первых Главах. Далее, когда будем подробнее рассказывать о правлении в Шаме, мы к нему ещё вернёмся.
Завершая эту важную историю Антакии, вспомним, что Боэмунд, предводитель пятого войска из Италии, за 16 лет до начала крестового похода предпринял попытку захвата города, которая не увенчалась успехом. Инициатором этого похода был его отец Роберт Гвискар, герцог Сицилии — один из самых влиятельных правителей Европы. Неудача в этом походе сильно ударила по гордости обоих тиранов, известных своими жестокими захватами и грабежами на юге Европы. Эта неудача была позором для них. Поэтому столько лет они ждали удобного момента, для осуществления своей мечты. Именно с этой целью он ответил на призыв Папы Урбана и вышел в поход. Далее мы увидим, как Боэмунд продаст всё, чтобы купить Антакию. Его мысли были не об Иисусе, мир ему, не о кресте, не о паломниках, даже не об Иерусалиме. Он лишь хотел захватить Антакию. Подробности всего этого мы расскажем в последующих Главах.
Начало осады Антакии крестоносцами
Антакией в тот период правил мусульманин-туркмен по имени Ягисиян (прим.: или Яги-сиян). То есть, это был не сельджук, а представитель ещё одной тюркской нации. Если говорить о его личности, то можно его сравнить с Кылыч-Арсланом. Но не радуйтесь, это сходство ограничивалось лишь на умении вести политику и войны. В нём не было самого необходимого — цели возвеличить Ислам. Наоборот, если вернуться в прошлое, то можно найти довольно тёмные страницы его истории. До того, как стать правителем Антакии, его жизнь представляла собой прыжки от подчинения одному правителю к подчинению другому ради личной выгоды. Вначале он сражался вместе с сельджуками Рума, а затем перешёл к их врагам из Шама. Когда шла борьба между сыновьями Ту́туша — Ридваном, правившим Дамаском и Дукаком, правителем Алеппо, — он (Ягисиян) вместе с Ридваном сражался против Дукака, но позже, когда ход противостояния начал меняться, перешёл на сторону последнего. То есть, его войско было чем-то вроде отряда наёмников, который всегда на той стороне, которая больше платит.
Такое поведение, мои братья и сестры, не приветствуется нашей религией, и предводитель с таким поведением никогда не найдёт помощи Всевышнего. Аллах, Свят Он и Велик, говорит в Своей великой книге:
يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إِن تَنصُرُواْ اللَّهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ
«О верующие! Если вы поможете Аллаху, то Он поможет вам и утвердит ваши стопы».
[Сура «Мухаммад», аят 7].
То есть, мы должны строить наши дела ради Него и тогда мы найдём Его помощь.
Это, как вы видите никак нельзя сказать о поведении Ягисияна. Хотя мы признаем его искусное умение вести политику. В правление Ягисияна Антакия не имела абсолютно никакой связи с близлежащими городами, даже с городом Алеппо, который находился на расстоянии лишь 60 км. Им правил Ридван, которого Ягисиян предал, перейдя на сторону его врага – Дукака.
К стенам Антакии, которая притягивала к себе всех, кого только можно, оставленной всеми мусульманами, приблизилась армия крестоносцев. Несмотря на отсутствие поддержки из других городов, Антакия сумела продержать осаду длительное время. Ягисиян успел до прихода захватчиков запастись провизией, собрать приличное войско и обеспечить безопасную дорогу к берегу. Одним словом, это была очень хорошая подготовка к обороне города. В добавок, крестоносцы из-за голода и длинной дороги не были сильны духом. Каждый раз, когда нападали на окрестные сёла или порты, они встречали охваченные гневом отряды тюрков, которые с легкостью отбивали их нападения.
Так, крестоносцы безуспешно продолжали осаждать город Антакия.
Что будет далее? Каковы будут дальнейшие действия Ягисияна в этой обороне? Что сделают обессиленные долгой осадой крестоносцы после того, как потеряют огромное количество воинов, умиравшие от голода и жажды? Что предпримут мусульмане Дамаска, Алеппо и других городов, когда узнают об осаде этого важного города мусульман? — Всё это мы узнаем в следующей Главе, если пожелает Аллах.
Я прошу Аллаха дать нам понимание его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу. Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.