Доктор Рагиб ас-Сирджани
Последствия падения Иерусалима
После основания третьего государства крестоносцев, следует обратить внимание на положение исламского Востока. Крестоносцы основали здесь три государства: Эдесса, Антиохия и Иерусалим. Каково было положение мусульман? Почему восхваляемые из правителей не помогли Шаму? Каковы будут действия церкви, которая пока осталась ни с чем?
✻✻✻
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу. Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня.
Приветствуем вас на тринадцатой части из цикла «Крестовые походы на Исламский мир».
В прошлой Главе мы увидели образование нового государства крестоносцев — Иерусалимского Эмирата. Оно пока называется Эмиратом, но в будущем, как мы увидим, станет Королевством. Во главе новообразованного государства стал, получивший поддержку большинства крестоносцев, Годфрид Бульонский, который, первым делом начал подчинять близлежащие города мусульман. Некоторые силой, устрашением и убийствами, другие, заключив мирный договор. Обо всём этом мы подробно рассказали в предыдущей Главе.
События, на которых мы остановились, произошли в 1099 году (492 году по Хиджре), то есть после вторжения крестоносцев на земли мусульман в Малой Азии прошло два года.
Краткое описание положения и расстановки сил всех сторон
Прежде чем говорить о том, что последовало за этими печальными событиями, я предлагаю ненадолго остановиться. Я хочу вместе с вами пройтись быстрым взглядом по всем государствам и народам, являвшимися свидетелями всех событий для того, чтобы узнать, как и в какую сторону изменилось положение дел.
Крестоносцы
Крестоносцы к этому периоду основали три государства — Эмирата.
Самым первым появилось Эдесское графство. Оно было создано Болдуином, братом Готфрида Бульонского. Большинство населения Эдессы в начале составляли армяне, но позже сюда начали переселяться французы, так как сам Болдуин был французом, пока их количество почти не сравнялось с армянами. И те, и другие были христианами, но религиозные разногласия все же существовали. В состав графства входило: одноименный город, являвшийся столицей; города Сурудж (ныне Суруч), Сумайсат (ныне Самсат), Турбессель и некоторые другие города и села.
После него появилось государство Антакья (Антиохии). Во главе его стоял Боэмунд Сицилийский, он, разумеется, был католиком, и всё его войско составляли сицилийские католики. Он жестоко убил всех мусульман в Антакьи, а православным христианам не навредил. Но, позже из-за разногласий с Византийской империей, братские отношения перешли в гнёт. Начало этому положило изгнание православного патриарха Иоанна. После чего начался период католического, или как его чаще называют латинского патриархата. Антиохийский патриархат, по понятным причинам, считался одним из самых важных патриархатов. Расширить границы своего государства Боэмунду пока особо не удалось, хотя попытки захватить близлежащие города были предприняты.
После Антакьи образовалось государство Иерусалима, о котором мы рассказали в предыдущей Главе. В его состав, кроме Священного города, входили такие Палестинские города, как Яффа, Хифа, Табария, Бисан и другие. Годфриду помогал Танкред Сицилийский, который взял под свой контроль область Галилея к Северу от Иерусалима. Годфрид успел обеспечить стабильность в своём государстве с помощью перемирия с мусульманами. Добиться перемирия Годфриду не было сложно, так как мусульман в первую очередь тревожили свои жизни. Те даже согласились работать, на недавно завоеванных у них землях. Но, это всё до тех пор, пока на их место ни прибудут, умиравшие с голода, европейцы и отношение к мусульманам полностью изменится.
Таким было положение крестоносцев к периоду, на котором мы остановились. Всё это произошло лишь за два года.
Папская церковь
Весть о присвоении Годфридом власти в Священном городе взбудоражило представителей духовной власти католиков. Урбана II, как мы сказали, уже не было в живых. Его место занял Пасхалий II. Все эти поездки с призывом людей, соборы, проповеди, письма правителям, целью всего этого не было защита паломников, креста или религии Иисуса, мир ему. Всё это делалось церковью для того, чтобы расширить свою власть и влияние, и далее присоединить православную церковь к католической.
Присвоение представителями светской власти Антакьи, а затем Иерусалима, полностью разрушали мирские планы церкви. Пасхалий незамедлительно направил в Шам нового легата по имени Даимберт, известного как архиепископ Даимберт Пизанский. Это был очень грамотный и смышленый человек, имевший опыт войны с мусульманами, так как ранее он являлся представителем Папы в крестовых воинах на Андалусию. Он был родом из Пизы, известного портового города, принимавшего участие в этих войнах, и за ним стояло 120 пизанских военных кораблей, готовых отправиться на завоевания земель Востока. То есть, это был архиепископ и военный адмирал в одном лице.
Через несколько месяцев, после завоевания Иерусалима, военный архиепископ Даимберт прибыл в город Латакия. Разумеется, за это время Годфрид и его команда успели укрепить свои корни в Священном городе. Но, Даимберта это никак не останавливало. Вскоре, после прибытия на земли Шама, он получил приглашение от правителя расположенной неподалеку Антакьи. Боэмунд хотел ему кое-что предложить, подробности этого мы расскажем далее. Очевидно, что целью Папского посланника было не просто путешествие по красивым землям Востока, церковь желала присвоить Священный город себе.
Византийская империя
Пожалуй, больше всех вокруг пальца, в эти два года, обвели Византийцев. Они вызвали войско католиков из Западной Европы, потратились имуществом и людьми не для того, чтобы те захватили земли Азии и Шама для себя. Они были вызваны в качестве наёмников для освобождения этих земель, которые ранее, до завоевания их мусульманами-сельджуками, принадлежали Византийской империи, то есть для освобождения этих земель. После чего они присоединятся к Империи, но оказалось, что огромное войско наёмников прибыло со своими личными планами на эти земли. Они полностью вышли из-под контроля Алексея Комнина, который остался лишь с Никеей и не которыми другими городами на Западе Малой Азии. А отправить войско в глубь земель мусульман, где ещё и «непослушные», он не смог. Отношения императора с крестоносцами, конечно, полностью испортились, за исключением Раймунда IV, который был единственным кто не присягнул ранее на верность императору Алексею, но теперь был единственным другом императора, так как среди крестоносцев только он остался без земель.
Аббасидский халифат
Аббасидский халиф, то есть правитель государства Аббасидов, о котором мы вообще не слышали за это время, существовал лишь для того, чтобы называться халифом. Этого слабака звали Мустазхир Биллях. Опять, громкое имя в переводе «Побеждающий с помощью Аллаха»! Таких тогда было много, но, к сожалению, это были лишь имена. В первых Главах мы говорили, что халифат в течении 200 лет управлялся разными династиями: тюрками, шиитами, буидами, затем сельджуками. Халиф не имел абсолютно никакой силы и вторжение жестоких захватчиков на святые земли мусульман было встречено им с абсолютным холодом, с таким холодом, от которого ни он сам, ни его войско не сдвинулось с места.
Султан Баркиярук
Султан Баркиярук, сын Малик шаха, правитель Великих сельджуков Персии, на тот момент являлся самой большой надеждой мусульман. На тот период это была самая яркая и сильная личность в Восточной части Исламского мира.
На Западе была другая более сильная личность Юсуф Ибн Ташвин, но он был слишком далеко от места печальных для мусульман событий и в добавок, был занят войной с крестоносцами Испании в Андалусии.
На Востоке, без сомнений, наиболее влиятельным был Баркиярук — султан великих сельджуков. Но, к сожалению, как мы увидели, он не сумел помочь мусульманам Шама, кроме того неудачного похода к Карбуги правителя Масула в Антакии. Не увенчавшийся никаким успехом, он до сих пор ничем не мог оказать поддержку мусульманам Шама. В книгах мусульман его описывают человеком справедливым, храбрым, красивого образа жизни, желавшего возвеличить мусульман.
Почему же он не оказал поддержку мусульманам в такой важный период? — Причин этому можно выделить две:
- Во-первых, он находился в сильном конфликте с правителями Шама.
До начала смуты крестоносцев, Баркиярук вступил в жестокую войну с Тутушем сыном Альп-Арслана, то есть со своим дядей. Он получался братом его отцу Малик шаху. Начало войне положил Тутуш, желавший земли Баркиярука. В этой жестокой и печальной войне Тутуш был убит.
Шамом правили, точнее самыми сильными областями Шама, Ридван сын Тутуша в Алеппо и Дукак сын Тутуша в Дамаске. Вражда из-за убийства Баркияруком их отца, к сожалению, взяла верх над братскими отношениями, в Шаме даже не думали объединиться и призвать Баркиярука на помощь.
- Вторая причина, по которой султан не сумел оказать помощь Шаму — бесконечные разногласия внутри государства, возникшие после смерти Малик шаха — великого султана мусульман, правившего землями от Китая до Шама.
Огромные богатые земли, оставленные Малик шахом, стали смутой для многих. За власть боролись братья Баркиярука — Махмуд, Тогрулбек и дядя Санжар. Вражда и смута внутри семьи Малик шаха отвлекла мусульман Персии и Ирака от бед, в которые попали их братья в Шаме.
Убайдитский халифат
Халифа, правившего Египтом, и немногим ранее частью Шама, звали Мустали Биллях. Шииты-исмаилиты — самые мерзкие из шиитских течений, исказители религии, заядлые враги суннитов, стремившиеся лишь к мирской власти, даже не думали помочь сельджукам, которых режут на землях Шама. Они даже попытались заключить договор с неверными захватчиками против сельджуков и разделить с ними Шам, но попытка оказалась неудачной. Такой же, как и попытка войска из Аскаляна напасть на Иерусалим после его завоевания. Позже будут ещё попытки захватить Священный город для присоединения его к Египту, но они окажутся слабыми, как и само Убайдитское государство.
Правители Шама
Шам, к сожалению, был разделён на десятки эмиратов, без преувеличения. Самыми важными, как мы не раз упоминали — были Алеппо Ридвана ибн Тутуша и Дамаск Дукака ибн Тутуша.
Обе эти личности были настоящими нечестивцами и притеснителями, унаследовавшими эти качества своего отца Тутуша. Их волновал не Ислам, а лишь собственные владения. Их не тревожили ни Антакья, ни Иерусалим, ни какой-либо другой город, осаждённый кровожадными крестоносцами. Этих двух слабых существ хватило лишь на то, чтобы беспокоиться о том, как сохранить свои города. Первый, Ридван, в добавок совершил страшную ошибку — видя свою слабость он решил заручиться поддержкой исмаилитов. На заключении с ними договора он не остановился, позже он оказался под влиянием их убеждений и начал призывать к шиизму. Представьте себе, суннит, внук Альп-Арслана, великого Исламского героя призывает к шиизму! Это, разумеется, вызвало злость у других сельджукских правителей и жителей самого Алеппо, которые строго придерживались суннитского Ислама и шариата. Так шиитская ересь просочилась в города Шама.
Далее, мы расскажем о последствиях распространения исмаилизма, которое также называют баттынизмом, в Алеппо и других городах Шама.
Дукак, хоть и не уступал в нечестивости брату, под влияние шиитов не попал.
Кылыч-Арслан
С Кылыч-Арсланом, правителем сельджуков Рума, мы познакомились в первых Главах. Вспомним, что его войско было разбито в нескольких сражениях, итогом чего стало падение Никеи и других городов на западе Малой Азии. С остатками своего войска, он вынужден был отступить на Восток. Войска же крестоносцев полностью оставили земли Азии, изначально они не преследовали цели остаться на этих землях. Государства, образованные ими позже — Эдесса, Антакья, Триполи, Иерусалим, — все находятся за границей Азии. Она была лишь мостом для перехода в Шам. Этот путь, учитывая жертвы, будь то от голода или в сражениях не был выгоден для крестоносцев.
В чём же была причина такого выбора? — Выгода от этого была для хитрого Алексея Комнина. Он желал, чтобы крестоносцы, которые направлялись на Юг, якобы спасти священный Шам, прошли через земли его врагов и нанесли им как можно больше ущерба. Речь идёт об огромной Византийской империи, обладавшей сильным флотом. Безусловно, Император мог предоставить крестоносцам корабли, которые прямо доставят их на берега Шама, но, так он поступил бы, если бы его целью было лишь освободить Иерусалим. Больше этого он желал истребить мусульман, проживающих на этих землях. Так всё и произошло.
Крестоносцы прошли по землям мусульман, захватили города, убили огромное количество мирных жителей, заставили войска отступить на Восток и пошли дальше на Юг. Алексей Комнин закрепил за собой западные города Никеи, но, не нашёл в себе смелости направить войска в глубь Азии. Она осталась в руках Кылыч-Арслана, который объявил столицей своего государства город Конья.
Не станем забывать о данишмендах — турках проживающих на Северо-Востоке Малой Азии, с которыми у сельджуков Рума были непримиримые разногласия.
И, конечно, главный на данный момент вопрос к Кылыч-Арслану, где ты был, когда захватывали Антакью, Иерусалим, Триполи? Почему не объединился с мусульманами Шама против тех, вред которых сам успел ощутить на себе? — Ответ на эти вопросы нам уже знаком. Сулейман сын Кутульмуша, основавший государство Сельджуков Рума, он же отец Кылыч-Арслана, погиб от рук Тутуша сына Альп-Арслана, отца Ризвана и Дукака.
Вот таким печальным было положение мусульман на этих землях.
Христиане Шама и Малой Азии
Христиане, то есть православные и армяне до прихода крестоносцев жили на землях Шама и Малой Азии под властью мусульман в мире и обладали полной свободой вероисповедания. Их не принуждали оставить свою религию, им не навязывали другие идеи и ценности. Пять непрерывных веков, представьте себе! Таков шариат, братья и сестры. В Исламе нет принуждения, запрещено убивать мирных жителей, а действия крестоносцев, воевавших в Андалусии и Шаме, иудеев, напавших на Палестину и других куффаров, показывает их низкую сущность. За два года сколько мирных жителей убили эти нелюди? Антакья, Нуман, Иерусалим и другие города которые будут завоёваны.
К православным христианам крестоносцы относились дружелюбно, потому что им, в отличии от мусульман, они могли доверять свои посевы, крепости. Также и армяне, но их в Шаме было не так много.
Мусульмане
Вспомним также и положение простых мусульман. Безусловно, самым большим позором и самым большим преступлением можно посчитать поведение правителей мусульман, которые продали свою религию и честь ради того, чтобы сохранить свою ничтожную жизнь и удержать за собой крошечный кусок земли. Мы увидели Ягисяна, сыновей Тутуша и ещё увидим таких правителей. Но, во всём произошедшем была вина и народа. Передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Какой народ, такой и правитель»[1]
Хотя передача хадиса слабая, смысл, который он передаёт подтверждается историей действительностью. Правитель будет таким же, как и вы, то есть Аллах даёт людям правителя в соответствии с их поведением. Если народ бежит за мирским, таким же будет и правитель. Если народ забудет свою религию, свои законы, свои земли, свою честь, Аллах даст им правителя следующего этому же пути.
Таким и было общество мусульман в тот период, они держались за эту низкую жизнь, жертвуя ради нее самым ценным.
Мы никогда не станем оправдывать тех мусульман, которые стёрли со своих словарей слово «Джихад на пути Аллаха», мы никогда не станем оправдывать мусульман, которые встретили крестоносцев с улыбкой и преподнесли им подарки, мы никогда не станем оправдывать тех мусульман, которые торговали с Сицилийскими торговцами и королевством крестоносцев, зная что, те жестоко истребили огромное количество мусульман и захватили их земли. Мы не оправдаем никогда мусульман, их правителей, войска совершившие эти преступления, из-за которых безнравственные европейцы утвердились на этих священных землях.
Прибытие Даимберта Пизанского
Итак, император Даимберт Пизанский прибыл в порт Латакия его встретил Боэмунд, так как Латакия расположена недалеко от Антакьи. Он предложил Папскому легату забрать город Латакия себе, но он не был в руках Боэмунда. После его завоевания, крестоносцы ради сохранения хороших отношений с императором, вручили ключи от города Византийцам, поэтому он был обвешен знаменами Империи. Даимберт не знавший о положении дел в Шаме, видя, что все большие города заняты, согласился завоевать город для Папского духовенства. Он осадил город и начал вытеснять оттуда войска византийцев. Но, тут из Палестины вернулся Раймунд, злой и до сих пор не сумевший основать своё государство. Картина осаждённого города, недавно прибывшими пизанцами, ещё больше разозлила Раймунда. Он объявил, что является союзником императора Алексея и не даст им захватить Латакию. Этот поступок укрепил дружбу Раймонда с Императором, который согласился помочь ему, наконец, основать свой Эмират. А Даимберт после того, как снял осаду, отправился в Священный город, чтобы увидеть богатства, которых лишили Папу Римского.
Что предпримет Даимберт для того, чтобы католическая церковь заполучила Священный город? Даст ли укрепившийся союз между Раймондоми и Алексеем свои плоды? Получит ли он своё государство? Каковы будут действия Боэмунда, отношения которого с Раймондом перешли в стадию вражды? — Это мы узнаем в следующей Главе.
Я прошу Аллаха дать нам понимания Его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать из них пользу. Воистину, это в Его руках и только Он способен на это.