Доктор Рагиб ас-Сирджани
Падение Антиохии и осада Триполи
К Антакии, недавно захваченной крестоносцами, подошло войско мусульман под предводительством Карбуги. И теперь они попали в то положение, в котором недавно были мусульмане. Но армия Карбуги, состоявшая из нескольких войск, объединённых очень слабым союзом, была обречена на поражение. Мусульмане были сокрушены. Крестоносцы образовали второе государство – Антакия. Правителем стал Боэмунд Сицилийский.
✻✻✻
Добро пожаловать на эту приятную и благодатную встречу!
Просим Аллаха сделать эти мгновения из числа наших благих деяний на весах Судного дня.
Приветствуем вас в десятой части из цикла «Крестовые походы на Исламский мир».
В прошлой Главе мы рассказали про осаду Антакии, которую крестоносцам удалось прорвать после предательства в стенах мусульман. Мы увидели сущность крестоносцев в том, как они поступили с городом. Десятки тысяч мусульман было убито, были сожжены и разрушены здания, взято в плен огромное количество женщин и детей.
Далее, мы увидели, как из Масула вышло войско мусульман, под предводительством Карбуга, которое далее объединилось с войсками других областей мусульман. Этому войску не удалось спасти мусульман Антакии, но радость крестоносцев захвату города была недолгой. Антакия была вновь осаждена, но уже мусульманами. Положение защищавшихся было сложное: не осталось еды и питья, воины, измученные холодом, а Император Византии Алексей, испугавшийся большого войска мусульман и повторения ошибки Романа IV, отказался прийти на помощь.
Боэмунду Нормандскому не оставалось ничего, кроме как выйти за стены и вступить в бой. Для поднятия духа своих воинов он придумал захватывающий рассказ о том, как в городе нашли копьё, которое приносит удачу любому войску. Это якобы было то самое копьё, которым пронзили пророка Иисуса, мир ему.
وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَكِن شُبِّهَ لَهُمْ
«…но они не убили его и не распяли, им это просто показалось.»
[Сура «ан-Ниса», аят 157]
Разрозненность мусульман и образование государства Антакия
Ворота Антакии поднялись. Взяв священное копьё, религиозный вдохновитель крестоносцев Раймонд IV повёл воодушевленное войско христиан навстречу врагам.
За это короткое время осады, в рядах мусульман появились проблемы. Карбуга сравнив войска мусульман и крестоносцев, и увидев, что врагов, готовых сражаться не на жизнь, а на смерть больше, решил, что следует увеличить число армии. Он задумался над тем, чтобы призвать правителя Алеппо, Ридвана сына Тутуша. И это было очень разумное решение:
- во-первых, Алеппо находится совсем недалеко от осажденной Антакии;
- во-вторых, участие Алеппо в этой битве, которая может положить конец походу крестоносцев, намного улучшит положение мусульман, в частности Шама;
- в-третьих, Алеппо была в опасности, так как крестоносцы в случае победы и продолжения похода в глубь Шама, не пройдут мимо этих важных городов мусульман.
Посмотрите на это решение Карбуги со стороны религии Ислам, с политической или военной стороны. Со всех сторон это правильное решение, но несмотря на это, оно не понравилось Дукаку, сына Тутуша, из-за конфликта со своим родным братом Ридваном, Дукак отказался находиться с ним в одном войске и пригрозил тем, что вернётся со своим войском в случае его присоединения. Иначе говоря – «либо он, либо я». Представьте себе, в этих сложных для мусульман обстоятельствах, он отказывается находиться в одном войске со своим родным братом, Пречист Аллах! Покоя не мог найти Хусейн ибн Муляиб, правитель Хомса. Он боялся, что Ридван, владения которого были совсем недалеко от Хомса, воспользуется его отсутствием и отобьёт у него город. Так, часть войска мусульман будучи пропитана личными страстями, любовью к власти, готова была вернуться назад.
Карбуге пришлось отказаться от идеи призыва Ридвана, помощь которого, безусловно, была нужна мусульманам. Но, эту потерю невозможно было считать такой уж великой, так как в Ридване невозможно было увидеть цели возвеличить Ислам, цели совершить джихад, цели спасти мусульман.
В таком плачевном положении пребывало войско мусульман перед встречей со своим врагом. Но это было не всё, за это время в войске начали расползаться мерзкие, националистические убеждения разделяющие арабов и турков. Это то, что Пророк, мир ему и благословение, назвал джахилийской (невежественной) гордостью — гордость своей нацией, происхождением:
النَّاسُ كُلُّهُمْ بَنُو آدَمَ وَآدَمُ خُلِقَ مِنْ تُرَابٍ
«…все люди – дети Адама, а Адам создан из земли».
— Ахмад (2/523), Абу Дауд (5116) и ат-Тирмизи (3955).
Так сказано в хадисе Пророка, мир ему и благословение. Но, войско Карбуги не вспомнило об этом. Эти настроения даже привели к конфликтам внутри войска. Представьте себе, и это войско вступает в битву с крестоносцами, которые готовы идти на смерть.
В начале сражения преимущество было у войска мусульман, но каким может быть, братья мои и сёстры, боевой дух войска тех, кто сражается ради сохранения не религии, а своих владений; тех, кто мечтает о расширении своих земель, но не о распространении религии, не о возвеличивании знамени «Ля иЛяха иллаЛлах, Мухаммаду расулуЛлах». Такое войско, даже если оно одержит победу в некоторых битвах, при встрече с реальным врагом будет разрушено, потому что Аллах, Свят Он и Велик, помогает лишь тем, кто помогает Ему. То есть Он помогает только тому, кто вышел ради Него, Свят Он и Велик.
Крестоносцы, оставившие свои земли далеко в тысячах милей, оставленные своим союзником без помощи, которым не было никакого пути назад, сражались неистово. Мусульмане, к сожалению, начали проигрывать.
Первым с поля боя убежал Дукак, эмир Дамаска. За ним эмир Хомза, Хусейн ибн Муляиб. Карбуга остался наедине с врагом, но вскоре был вынужден также отступить. Так, разбежалось всё войско мусульман.
Крестоносцы были настолько воодушевлены, что несмотря на свою утомлённость, не дали мусульманам спокойно отступить. Боэмунд дал приказ не трогать никакие трофеи, а продолжать преследовать врагов. Три километра они преследовали войско мусульман и сумели убить огромное количество отступавших, мусульмане потерпели очередное горькое поражение.
Как же это напоминает другую картину из поздней истории мусульман. События 1948 года, когда навстречу захватчикам Палестины врагами Ислама вышла армия арабских стран, соперничающих между собой, без какого-либо единства. Не под знаменем джихада на пути Аллаха, не под знаменем «Ля иЛяха иллаЛлах, Мухаммаду расулуЛлах».
Итогом этого, стало позорное поражение мусульман и захват Палестины евреями.
Разве не похоже это на поражение в битве за Антакию за, почти, тысячелетие до этого?!
Крестоносцы утвердились в Антакии, со стороны мусульман не осталось никакой угрозой. Карбуга вернулся в Масул, Дукак в Дамаск, Хусейн в Хомс. Мусульмане потеряли огромное количество воинов, оружие и провизии. Самое время для того, чтобы объявить об образовании нового государства крестоносцев.
Вспомним, что несколько месяцев назад в Эдессе возникло первое государство, вторым стало королевство Антакия.
Внутренние проблемы и распри крестоносцев
Перед крестоносцами, которые ещё не дошли до главной своей цели, стояло несколько проблем:
- Во-первых, количество воинов существенно уменьшилось.
Вспомним, что путь крестоносцев до Антакии был непростым, осада Никеи и битвы с Кылыч-Арсланом, две осады Антакии, долгая и сложная дорога. Завоевать Иерусалим с таким количеством воинов было задачей почти невозможной.
- Вторая проблема была в Византийском Императоре.
Алексей Комнин нарушил договор и не пришёл со своей армией на помощь при осаде Антакии, крестоносцы со своей стороны, согласно договору и клятве, данной императору, должны были вернуть завоёванные города Византии. В данном случае, речь шла не о простом городе, а о Великой Антиохии, или Антакии.
Все предводители желали отказаться от Константинопольского договора, как это сделал ранее Болдуин, граф Эдессы. Но всё было не так просто. Крестоносцы не завершили свой путь. Впереди главная цель – Иерусалим. Учитывая колоссальные потерю воинов, им как никогда нужна была помощь Византии, помощь провизией, её армия и путеводители. В итоге было решено отправить Императору письмо, в котором того приглашали принять ключи от завоёванного города. Но, для вручения города крестоносцы поставили строгое условие: чтобы император Алексей пришёл сам, во главе большого войска, которое позже примет участие в завоевание Иерусалима и это было основное условие крестоносцев. Император сам должен был сопровождать их до Иерусалима, так как после Антакии было невозможно исключить то, что он их бросит ещё раз после того, как те углубятся в земли мусульман.
Каков был ответ императора, узнаем позже. А пока перейдём к третьей проблеме в новом государстве крестоносцев.
- В полуразрушенном городе не осталось еды и остального, что сделало бы пребывание в городе комфортным.
Армия была вынуждена выйти за стены и напасть на поселения, находящиеся поблизости. Но, была ещё одна проблема, в сравнении с которой перечисленное до сих пор, было ничем.
- Кто будет править Антакией до прихода императора Алексея?
Вы, наверное, подумали всё ведь решено до захвата Антакии? Условием поставленным Боэмундом для его дальнейшего участия в этом походе было то, что Антакия, после завоевания, переходит полностью к нему и что на него никто не претендует. Все крестоносцы приняли это условие, так как войско сицилийских норманнов являлось основной силой крестоносцев. Но, это было до захвата Антакии.
Как вы думаете, после завоевания этого величественного города, все были довольны тем, что это богатство переходит к Боэмунду? — Нет! Всё было не так просто. Не успел Боэмунд поднять свои знамёна над стенами завоёванного города, как против него встал никто иной, как наш старый знакомый Раймонд IV.
Будет уместным вспомнить ещё раз то, с чем вышел Раймонд IV из Франции. Одним из первых ответивший на призыв папы Урбана II, он был настоящим примером христианского предводителя, во имя Иисуса, во имя креста, ради спасения паломников Иерусалима, вот во имя чего он вышел.
Представьте каково было удивление Боэмунда, когда услышал, что Раймонд претендует на власть в городе. Это было прямым нарушением договора со своим союзником, братом. Но, видимо соблазн был слишком велик. Но правление Антакией означает, что ты дальше не будешь участвовать в завоевание Иерусалима. Как же то, ради чего ты вышел?! Как же паломники, церковь?! Забыв эти вопросы, все те красивые слова, сказанные им ранее, все эти призывы выйти в поход во имя Иисуса, мир ему, Раймонд начал цепляться за власть в Антакии. Это, безусловно, вызвало жесткую реакцию со стороны Боэмунда. Вначале возвысились голоса, а затем мечи и всё дошло до конфликта между этими двумя предводителями крестоносцев за власть в Антакии.
Готфрид Бульонский и Роберт Нормандский вмешались в этот конфликт, и предложили для снятия образовавшегося напряжения и улучшения положения армии, напасть на соседние поселения. Простые жители окрестных сёл, которым ранее была обещана безопасность, были разграблены и жестоко убиты. Воины получили много провизии, оружия и другие трофеи. Заодно успокоились и предводители, которые теперь могли в ясном уме, разрешить образовавшийся конфликт.
Планы Алексея Комнина
За всё это время не пришло никаких вестей от Алексея Комнина. Почему он не спешит вернуть Антакию Византийской Империи? Неужели этот важный город был ему безразличен и его не тревожит то, что крестоносцы могут создать здесь своё королевство? Император Византии на самом деле, имел очень коварные планы. Он видел, что крестоносцы с продвижением в глубь Шама, ослабевают и уменьшаются в числе, и был этому только рад. Желавшие захватить города, которые входили в интерес Византии, крестоносцы были наравне с врагами. Был и другой сильный соперник — мусульмане, которые заняли Малую Азию, Шам — земли, которые ранее принадлежали империи.
Письмо крестоносцев Алексей оставил без ответа и отложил в самый дальний угол стола. Его план был таков: полностью игнорировать призыв крестоносцев, ждать пока они пойдут далее в Шам и сами вступят в сражение с мусульманами, где обе стороны потеряют большое количество воинов. И когда мусульмане и крестоносцы будут истощены после сражений, придёт он, Император Византии со своей армией и завоюет все эти богатые земли с минимальными потерями, и станет единоличным правителем.
Да, он желал избавиться от европейцев и боялся их. Это не была та наёмная армия, которыми он их представлял, это были переселенцы, прибывшие семьями завоевать новые земли. Какая польза императору от того, что крестоносцы, с его помощью, заберут эти города из рук мусульман и поселяться на них? И какая ему польза, если мусульмане победят и укрепят своё положение? Поэтому он желал избавиться от обеих сторон, без потери со своей стороны. Это, кстати, очень распространённый политический ход многих стран, отличающихся коварной политикой. Если вернуться в историю и посмотреть на ход многих войн до наших дней, можно обнаружить факты, подтверждающие то, что некоторые страны Третьего Мира поддерживают обе воющие стороны и усиливают их вражду. И после того, как обе стороны потеряют свои силы и ресурсы, входят они и наводят свой порядок. Это старый политический ход, который мы выше увидели в решениях императора Византии. Это очередной раз показывает, насколько важно нам мусульманам изучать историю, которая, как мы часто напоминаем, повторяется.
Осада Триполи и разоблачение планов Императора
Так как время шло, а вопрос правления Антакии не был решён, предводители созвали собрание, в котором было решено дать власть в Антакии Боэмунду, а Раймонда IV назначить предводителем над всем войском крестоносцев, направлявшихся к священному Кудсу. Последний не был удовлетворён этим решением, но всё же конфликт удалось разрешить. Раймонду, который показал, что его целью было вовсе не религия и священный Иерусалим, а получение власти на новых землях, было предложено взять власть Иерусалима. А Антакию оставить Боэмунду, который давно связал свои мечты с этим городом. Против остальных предводителей он не мог идти. Поэтому приняв это решение, одев одежду паломников, сняв обувь, со священным копьём в руках, он повёл войско крестоносцев в сторону священного Иерусалима.
На пути в священный город произошло много интересных событий. Армия крестоносцев разделилась на две части, для захвата двух городов находящихся недалеко от ливанского города Триполи.
Раймонд IV осадил город Ирка, ныне это Арка, а Готфрид сирийский город Джибилля, ныне это город Джебла.
Всё это делалось для того, чтобы надавить на правителя Триполи, богатого портового города, одного из самых богатых городов во всём Шаме, с высоким уровнем торговли.
Правил им шиит по имени ибн Омар. Большинство жителей Триполи в тот период были шиитами, но несмотря на это, город не входил в состав Убайдитского исмаилитского государств. То есть, это был отдельный независимый Эмират.
Узнав о тех богатствах, которые хранит в себе Триполи, крестоносцы очередной раз начали терять голову, особенно Раймонд. Ранее в Антакии, где он показал независимую всем часть себя, ему напомнили о ранних его призывах и что ему следует уповать на Бога и идти к Иерусалиму, во имя Иисуса, мир ему, а не цепляться за власть. Но теперь перед ними открылся новый город, намного богаче предыдущего.
Что же решает Раймонд? — Он решает снова всё забыть. Забыть про священный город, забыть про паломничество и священное копье, и начинает строить планы создания своего собственного королевства в этом богатом городе, в котором ему, возможно, будет намного комфортнее, чем в Иерусалиме.
Готфрид, после нескольких дней осады, захватил город Джибилля, но дела Раймонда шли не очень хорошо. Город Ирка, который он осадил, оказался хорошо защищённым. В отчаянии, он был вынужден обратиться за помощью к Готфриду. Тот через некоторое время, прибыл со своей армией. Но даже тогда осада не принесла успехов. За это время крестоносцы получили послание от ибн Омара, правителя Триполи. В нём сообщалось, что он готов каждый год платить дань, если крестоносцы не станут нападать на его город.
Как мы сказали ранее, это был очень богатый прибрежный город с прямым выходом в море и хорошо укрепленными стенами.
Крестоносцы несколько дней размышляли над тем, остаться в захваченных городах и получать дань Триполи или идти дальше к своей главной цели – Иерусалиму. Большинство решило, что эта идея с захватом Триполи — пустая трата времени, и что нужно идти дальше. Отказался, как вы, наверное, уже поняли Раймонд. Уж слишком велика оказалась любовь этого рыцаря-отшельника к этим богатым землям, слишком сильна оказалась его мечта — построить здесь своё собственное королевство. Из-за прихоти Раймонда, крестоносцам пришлось задержаться возле стен города Ирка. Осада продолжалась месяц, второй, третий, пока крестоносцы не взбунтовались против своего военачальника и не вынудили того снять осаду и продолжить путь к главной цели.
В это время к ним пришло письмо от императора Алексея, который, разумеется, знал обо всём происходящем и продолжал свою игру. В нём он сообщал, что через несколько месяцев — 1 июня 1098 года (491 г. по Хиджре), он прибудет со своей армией и приказывал подождать его на землях Ливана, чтобы вместе с объединённой армией православных и католиков двинуться на земли Палестины.
Среди крестоносцев снова возникли разногласия. Раймонд говорил, что необходимо подождать. Представьте себе, Раймонд, который не имел до сих пор хороших отношений с императором, который, как мы помним, при встрече отказался давать присягу Византии, объясняясь тем, что он не покоряется никому кроме Иисуса, во имя, которого он вышел в поход. Так, он, чувствуя, что крестоносцы склоняются больше на сторону Готфрида и Боэмунда, решил приблизиться к Императору и заручиться его поддержкой. Готфрид не был с ним согласен и в свою очередь, стоял на том, что необходимо продолжить поход. Он уверял Раймонда в том, что не стоит доверять императору, который бросил их в Антакии, где крестоносцы могли проиграть войску Карбуги и нуждались в помощи Византии. Затем, после победы над сельджуками не ответил на письмо с просьбой прибыть со своей армией. Готфрид понимал, что император Алексей играет с ними. Эти разногласия переросли в серьезный конфликт, но, к счастью для крестоносцев, он был разрешён благодаря одной удивительной случайности.
Император Алексей включил в свою игру третьего участника — Государство убайдитов. Он отправил им письмо, в котором, сообщал, что в случае захвата Иерусалима, разделит с ними Шам, если те окажут ему поддержку. Но этому письму было предписано попасть в руки крестоносцев, Пречист Аллах! Так пропали все сомнения насчет подлости императора Алексея. Всем стало известно, что Византия играет с ними, с сельджуками, с убайдитами и другими странами. Наконец, после нескольких месяцев, потраченных впустую, крестоносцы двинулись к своей главной цели.
События этого периода — после захвата, до выхода из земель Триполи, показали мудрость Готфрида Бульонского, как предводителя. Разоблачение интриг императора Византии намного повысили его авторитет среди крестоносцев. Что не скажешь о Раймонде, который, наоборот, стремился к союзу с императором. Кстати, об этом союзе мы ещё поговорим, так как позже Раймонд отделится от остальных предводителей крестоносцев и присоединиться к императору Алексею.
Эти месяцы, конечно, не прошли без потери со стороны крестоносцев. По некоторым версиям, число воинов в армии, которая двинулась из Ливана в сторону священного города, уменьшилось до шести тысяч. По другим версиям их осталось около 80 000. И это версия, к которой мы склоняемся, потому что 6 000 воинов никак не смогли бы продолжить свой путь на землях мусульман, не говоря уже о захвате Иерусалима. Эти 80 000 воинов, проходя через земли Ливана и Палестины, приближались к священному Кудсу.
Стоит также упомянуть один печальный факт — все исламские города, по которым проходили крестоносцы после Триполи, отправляли к захватчикам свои делегации с подарками, провизией и другими податями, прося тех не захватывать их город. Представьте себе, братья и сёстры! Посмотрите на эту подлость, посмотрите, как они цепляются за жизнь, за свою ничтожную жизнь ради сохранения которой они помогают захвадчикам в их пути к священному Кудсу. Так поступили правители городов Бейрут, Сур (Таир), Акра, Урсуф, Кейсария и других городов Палестины и Ливана. Представьте себе, в каком низком положении находились тогда мусульмане!
Каковы будут дальнейшие действия армии крестоносцев, которые приближаются к Кудсу? Каковы будут действия Готфрида Бульонского? Как себя поведёт Раймонд IV? Как себя поведут убайдиты, которые правили Иерусалимом в тот период? Как себя поведут мусульмане, проживавшие в окрестных сёлах и городах? — Всё это и другое мы узнаем в следующих Главах, если пожелает Аллах.
Я прошу Аллаха дать нам понимание его путей. Одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу. Поистине Он владеет этим и только Он способен на это.