Наставление третье. Призыв к единобожию.

Наставление третье. Призыв к единобожию.

Призыв к единобожию

Автор: Доктор Салих ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Усман Ас-Синди — доцент кафедры «Вероубеждение» факультета «Призыва и основ вероучения» Международного Исламского Университета г. Медина.

✻✻✻

Наставление третье

Призывающий к единобожию должен разбираться в своём призыве. Это очень долгая тема, и поэтому я ограничусь лишь несколькими советами:

  • Во-первых, очень важно, чтобы призывающий стремился перейти от распространения теоретических знаний к распространению практических, в том смысле, чтобы он не ограничивался распространением абстрактного знания и заложением абстрактных основ. Нет, ему следует стремиться найти отклик в их сердцах, чтобы это привело к любви к Аллаху, предпочтению Его довольства, почитанию Сунны, приверженности ей и предпочтению её перед мазхабами, мнениями и страстями, и чтобы в итоге очистились души, что является одной из величайших целей призыва:

هُوَ ٱلَّذِي بَعَثَ فِي ٱلۡأُمِّيِّـۧنَ رَسُولٗا مِّنۡهُمۡ يَتۡلُواْ عَلَيۡهِمۡ ءَايَٰتِهِۦ وَيُزَكِّيهِمۡ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡحِكۡمَةَ وَإِن كَانُواْ مِن قَبۡلُ لَفِي ضَلَٰلٖ مُّبِينٖ٢

«Он — Тот, кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении».
[Сура «Собрание», аят 2]

  • Во-вторых, призывающий к единобожию должен быть мудрым в своём призыве и находить подход к каждой категории призываемых. Ведь есть простые невежды и есть упорствующие в своём невежестве. Есть мягкие и есть грубые, есть скромные и есть высокомерные.

Так же люди различаются по своей приверженности единобожию. Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорит о различиях в душах людей по отношению к свидетельству единобожия:

«Среди людей есть такие, чьё свидетельство мёртво. Есть такие, у которых оно спит, а если разбудить его, то оно проснётся. Есть такие, чьё свидетельство лежит, а есть такие, у которых оно готово встать. Свидетельство в сердце подобно душе в теле. Душа может быть мёртвой, может быть при смерти, может быть выздоравливающей, а может быть здоровой, приносящей пользу телу».

— «Ад-Да’у ва д-дава’у» (302).

Исходя из этого, призывающий должен обращаться к каждой категории соответствующим ей образом. Если надо, он говорит прямо, а если надо — иносказательно. Если надо, он суров, а если надо — мягок. Если надо, он удаляется, а если надо —проявляет дружбу. Эти вопросы связаны с тем, будет ли от этого польза или нет.

  • В-третьих, вдобавок к прежнему пункту я скажу, что призывающий должен уделять внимание аспекту милосердия в своём призыве. Это то, что мы находим в руководстве Пророка (да пребудут над ним мир и благословения Аллаха) сказавшему относительно народа, изначально отвергавшему единобожие:

«О Аллах, укажи дауситам прямой путь и приведи их».

— Аль-Бухари (2937), Муслим (2524).

Он завещал призывающим к единобожию из числа своих сподвижников:

«Радуйте, а не отпугивайте».

— Аль-Бухари (2873), Муслим (1733).

И даже если мудрость требует суровых речей и использования жестких методов, их мотивом должно быть сострадание к заблудшим, проявления милосердия к ним и стремление наставить их на прямой путь.

Не секрет, что смотреть на противников единобожия и относиться к ним следует с двух сторон:

  1. Применять к ним то, что они заслужили из наказания, порицания и ненависти, ведь самые крепкие узы веры — это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха.
  2. То, что шейху ль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) выразил словами:

«Если ты посмотришь на них со стороны предопределения, как они находятся во власти недоумения и как одолел их шайтан, то прояви к ним милосердие и будь добр с ними. Ведь им был дан разум, но не было дано очищение, было дано знание, но не было дано понимание…».

— «Аль-Фатва аль-Хамавия аль-кубра» (533).
  • В-четвертых, было бы желательно, чтобы призывающий к единобожию в своём обращении с призывом позаботился бы о таких средствах как:
    • Выбор привлекательных названий для лекций или посланий на тему единобожия. Ведь требуется донести до людей полезные знания и использовать для этого доступные дозволенные средства.
    • Говорить о единобожии на примерах из Корана.
    • Извлечение уроков единобожия из историй. Посредством достоверных историй (а истории привлекают души) призывающий сможет донести часть своего призыва как до согласных, так и до несогласных. Для этой цели подойдут истории из пророческого жизнеописания, или истории, которые приводятся в Сунне, или истории пророков, или истории из жизнеописаний сподвижников и праведных предшественников.
    • К этому также относится внимание к донесению уроков единобожия посредством приведения примеров, что является известным кораническим методом.
    • Также из этого: призыв к таухиду аль-ибада (таухиду аль-улюхия) посредством таухида ар-рубубия, а также посредством имён и атрибутов Аллаха, хвала Ему, и посредством напоминания людям о величии Аллаха, Его власти, совершенстве Его творения и присущих Ему атрибутах величия и славы — всё это подтверждает Его единство в праве на поклонение.
    • Также одним из способов является сочетание обращения к разуму, поощрения и устрашения.

В общем можно сказать, что тот, кого действительно заботит единобожие, найдёт способ для призыва к нему, даже если будет рассказывать об очищении, нравственности или экономике!

Я убежден, что если кому‑то удастся найти действенный метод призыва к единобожию, то значит ему даровано большое благо.

Новое на сайте