Наставление шестое и последнее. Призыв к единобожию.

Наставление шестое и последнее. Призыв к единобожию.

Призыв к единобожию

Автор: Доктор Салих ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Усман Ас-Синди — доцент кафедры «Вероубеждение» факультета «Призыва и основ вероучения» Международного Исламского Университета г. Медина.

✻✻✻

Наставление шестое и последнее

О, единобожник, призыв к Аллаху нуждается в правдивых людях, жертвующих на пути Аллаха своими жизнями и всем ценным что имеют и готовыми заплатить высокую цену за возвышение слова Аллаха. Призыв к Аллаху — это «джихад сердцем и языком, который может быть лучше джихада рукой»[1].

Пусть знает проявляющий усердие в следовании за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), что призыв к Аллаху — это его путь:

قُلۡ هَٰذِهِۦ سَبِيلِيٓ أَدۡعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِيۖ

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению»»
[Cура «Йусуф», аят 108].

Это путь, а где же те, кто спешит к нему?

Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Тот, кто призывает к Всевышнему Аллаху, тот на пути посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он действует согласно убеждению, и он из его последователей. А тот, кто призывает к чему‑то другому, тот не на его пути, он не действует согласно убеждению, и он не из его последователей».

— «Джиляу ль-Афхам» (581).

Единобожие, о, приверженцы единобожия, — это милость, а призыв к нему — это благодарность за эту милость. Всевышний сказал:

وَأَمَّا بِنِعۡمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثۡ ١١

«И возвещай о милости своего Господа»
[Cура «Утро», аят 11].

Аль-Куртуби сказал:

«Передаётся, что он (Муджахид) сказал: «О пророчестве». То есть: доноси то, что тебе ниспослано. Здесь обращение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а постановление относится как к нему, так и к другим».

— «Аль-Джами’у ли ахкями ль-Куран» (20/69).

Всевышний Аллах говорит:

ثُمَّ لَتُسۡـَٔلُنَّ يَوۡمَئِذٍ عَنِ ٱلنَّعِيمِ ٨

«В тот день вы будете спрошены о благах»
[Сура «Страсть к приумножению», аят 8].

А какое благо больше, чем единобожие?

Тот, кто хочет быть из числа благодарных за эту милость, пусть посвятит призыву большую часть своего времени и внимания. Пусть он будет проявляющим заботу, усердие и стремление к наставлению людей на прямой путь, и пусть отдаёт предпочтение Аллаху перед собой.

Ибн аль-Джаузи сказал, описывая имама Ахмада:

«Это человек, который не обращал внимания на свою душу перед Аллахом и жертвовал ей, так же, как и Биляль не обращал внимания на свою души».

— «Манакибу ль-имам Ахмад» (446).

Мы уже привели сообщение от Са’ида ибн Мусаййиба о том, что его душа была для него перед Всевышним Аллахом ничтожнее души мухи.

«Они считали свои души ничтожными, потому что видели последствия, ибо проницательные глаза смотрят на исход, а не на состояние».

— «Манакибу ль-имам Ахмад» (446).

Он был прав (да смилуется над ним Аллах), и таково положение правдивых!

«И знай, о, достигший успеха, что правдивость веры требует, чтобы человек гневался на то, что нарушаются запреты Аллаха, почитал и возвеличивал Аллаха, считал Его достойным того, чтобы Ему подчинялись и не ослушались, поминали Его и не забывали, благодарили и не проявляли неблагодарность, и чтобы желал пожертвовать жизнью и имуществом ради избавления нарушающих Его запреты от греха».

— См. «Джами’у ль-‘улюм ва ль-хикям» (325).

Как сказал один из них:

«Я желал бы, чтобы моё тело разрезали ножницами, но только, чтобы люди подчинялись Аллаху».

— Это слова Зухайра ибн На’има аль-Баби, которые привёл от него Абу На’им в «Хиляту ль-анбия» (10/150).

Относительно того, как праведные предшественники почитали запреты Аллаха, особенно в том, что касалось единобожия, уместным будет привести то, что привёл Абу На’им от Ханнаса ибн Сухайма, который сказал:

«Я пришёл с Зиядом ибн Джарриром[2] из аль-Каннасы и сказал о чём‑то: «Нет, клянусь верностью». Тогда Зияд начал сильно плакать, так что я подумал, что сделал что‑то серьёзное. Я спросил его: «Тебе не понравилось то, что я сказал?» Он ответил: «Да, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, повелитель правоверных, да будет доволен им Всевышний Аллах, строго настрого запрещал клясться верностью»».

— Это и следующее сообщение привёл Абу На’им в «Хиляту ль-анбия» (4/196).

Также Абу На’им передает от Раби’а ибн Атаба, что он сказал:

«Я шёл с Зиядом ибн Джарриром, и он услышал, как один человек поклялся верностью. Я посмотрел на него и увидел, что он плачет. Я спросил: «Что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Разве ты не слышал, как этот человек поклялся верностью? Разорвать мои внутренности до крови лучше для меня, чем поклясться верностью».

— «Хиляту ль-анбия» (4/196).

И как хорошо сказал один из них:

«Да будет милость Его над обладателями великих душ и пылких обострённых чувств. Сколько боли и сколько тягот они переносят в этой наполненной болью и тяготами вселенной: люди грешат, а они пьют из горькой чаши греха. Люди проявляют нечестие, а они несут бремя исправления того, что они испортили. Люди поступают дурно по отношению к Подателю милостей и к самим себе, а они единственные претерпевают мучения этого зла и вкушают его горечь… Они хотят, чтобы вся эта вселенная несла в себе то же, что несут они сами из добродетелей, руководства и убеждений, а иначе они страдают…

Да будет милость Его над обладателями великих душ и пылких обострённых чувств. Они утомляют свои души, чтобы утешить других, и заставляют страдать свои тела и души, чтобы принести счастье душам и телам людей. Обладание великой душой будто указывает на величину её боли и страданий, а обострение чувств — на обострение боли и мучений. И возвышенность души над недостатками будто означает возложение на неё испытаний и тревог людей, а её удаление от пороков будто означает её удаление от отдыха и спокойствия».

О, приверженцы единобожия… Ноша тяжела, ответственность велика, а Рай до́рог. Аллах говорит:

وَٱلَّذِينَ جَٰهَدُواْ فِينَا لَنَهۡدِيَنَّهُمۡ سُبُلَنَاۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلۡمُحۡسِنِينَ ٦٩

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!»
[Сура «Паук», аят 69].

Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал наши сердца праведными, наполнил их любовью к Нему, помог нам подчиняться Ему и исповедовать Его единобожие и сделал нас Его воинами и помощниками Его религии. Поистине, наш Господь слышит мольбу.

Да благословит Аллах, приветствует и дарует благодать Своему рабу и посланнику Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Вы можете прочитать эту книгу в формате PDF (нажмите на изображение).

Читать
©Перевод
«BAYT AL-MAGRIFA»
  • [1]

    «Ахкяму ахлю з-зимма» (1/729).

  • [2]

    Аль-Аслами, один из таби’инов (да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им).

Новое на сайте