С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Автор: Маджид ибн Сулейман
Рассматриваемые темы:
- Сура Священного Корана «Аль-Ихляс»;
- «Аяту-ль-Курси»;
- Краткое изложение верований римлян.
ПЯТАЯ ГЛАВА
Полезные дополнения
Эта глава содержит полезные примечания и дополнения.
- Сура Священного Корана «Аль-Ихляс».
- «Аяту-ль-Курси».
- Краткое изложение верований римлян.
- История девы Марии и её сына Мессии Иисуса.
- Некоторые сомнения и ответы на них.
- Значение выражения «сын Божий» в Библии.
- Общие полезные выводы.
- Внушение веры от сердца к сердцу.
Сура Священного Корана «Аль-Ихляс»
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ١ اللَّهُ الصَّمَدُ ٢ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ٣ وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ٤
«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему”.»
[Сура «Аль-Ихляс», аяты 1–4]
Объяснение
«Скажи…» — это обращение к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, означающее: «Скажи, о Посланник, людям».
«Он — Аллах Единый» — Аллах Един в Своей Божественности, в Своём Господстве, в Своих Именах и Атрибутах, и никто не равен Ему.
«Аллах Самодостаточный» — Он — Тот, к Кому все творения обращаются со своими нуждами.
«Он не родил и не был рожден» — у Него нет ни детей, ни родителей, ни супруги, поскольку всё это является атрибутами творений. Что же касается Аллаха, то нет ничего похожего на Него, и Он лучше знает Себя, чем кто бы то ни было.
«И нет никого равного Ему» — нет ни равных, ни подобных Ему в Его Именах, Его Атрибутах и Его деяниях, Свят Он и Велик.
Всевышний Господь миров ниспослал эту суру, небольшую по размеру и великую по содержанию, чтобы опровергнуть три категории людей:
- многобожников, живших во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждавших, что ангелы являются дочерями Аллаха;
- иудеев, называвших Узейра сыном Аллаха;
- и христиан, говоривших, что Мессия — сын Аллаха. Всевышний опроверг наличие у Себя атрибутов рождения и равенства абсолютным образом.
Также передается со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Всевышний сказал:
«Клевещет на Меня сын Адама и поносит Меня, хотя не подобает ему совершать подобное. Что касается клеветы, то это его слова: “Он не вернёт меня к жизни, подобно тому, как Он создал меня в первый раз”, — но начало творения не сложнее для Меня, чем его воскрешение. Что же касается поношения, то это его слова: “Аллах взял себе сына”, — тогда как Я — Единый, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и нет никого равного Мне».
— Аль-Бухари (3193, 4974, 4975), ан-Насаи (4/112).
Просим Аллаха сделать и нас, и вас теми, кто читает Священный Коран, и привести и нас, и вас к успеху в этом мире и к преуспеянию в Раю — в следующем.
«Аяту-ль-Курси»
Является обязательным возвеличивать Всевышнего и отвергать наличие у Него всего, что приравнивает Его к творениям, соединяет или смешивает Его с ними, ведь Бог — это Бог, а творения — это творения. Так посмотри же, уважаемый читатель, на те атрибуты Всевышнего, которые упомянуты в самом великом аяте Корана, называемом «Аяту-ль-Курси».
ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡحَيُّ ٱلۡقَيُّومُۚ لَا تَأۡخُذُهُۥ سِنَةٞ وَلَا نَوۡمٞۚ لَّهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِۗ مَن ذَا ٱلَّذِي يَشۡفَعُ عِندَهُۥٓ إِلَّا بِإِذۡنِهِۦۚ يَعۡلَمُ مَا بَيۡنَ أَيۡدِيهِمۡ وَمَا خَلۡفَهُمۡۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيۡءٖ مِّنۡ عِلۡمِهِۦٓ إِلَّا بِمَا شَآءَۚ وَسِعَ كُرۡسِيُّهُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضَۖ وَلَا يَـُٔودُهُۥ حِفۡظُهُمَاۚ وَهُوَ ٱلۡعَلِيُّ ٱلۡعَظِيمُ ٢٥٥
«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает то, что было прежде них, и то, что им предстоит. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 255]
Этот священный аят является самым великим аятом Корана, самым почетным и преисполненным самого высокого достоинства, и всё это потому, что в нём упомянуты благородные качества Всевышнего. Именно поэтому есть немало хадисов, призывающих читать этот аят утром и вечером, перед сном и после молитв.
Объяснение
«Аллах — нет божества, кроме Него» — нет никого достойного поклонения, кроме Него. Лишь Он Один достоин всех видов поклонения, подчинения и обожествления за Своё совершенство, совершенство Своих атрибутов и величие Своей милости. Каждый человек обязан быть Его рабом, слушаться Его повелений, остерегаться Его запретов и быть уверенным в том, что ничто, помимо Аллаха, не достойно поклонения, ибо всё, помимо Него, есть Его творение, которым Он управляет, которому присущи многочисленные недостатки и которое не заслуживает никакого поклонения, неважно, является ли это творение человеком, животным, предметом или какой-либо абстрактной идеей.
«Живого, Вседержителя» — это два благородных имени из девяноста девяти известных нам великих имён Аллаха. Их особенностью является то, что они указывают на все остальные имена, ведь Живой — это Тот, Кто обладает совершенной Жизнью, что подразумевает наличие совершенных индивидуальных качеств, таких как Слух, Зрение, Знание, Сила и т.п.; а Вседержитель — это Тот, на Кого опирается всё сущее, что указывает на все деяния, совершаемые Господом миров, такие как творение, наделение уделом, умерщвление, оживление и другие разновидности управления. Всё это имеет отношение к имени Аль-Кайюм.
«Им не овладевают ни дремота, ни сон» — Аллаху не присущи ни сон, ни даже предшествующее ему состояние, поскольку сон является качеством недостатка и обычно приходит после усталости, которая, как известно, также есть качество недостатка; а Творец бесконечно далёк от всего, в чем есть недостаток, поскольку Его качества — это качества совершенства. Всевышний сказал:
لِلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱلۡأٓخِرَةِ مَثَلُ ٱلسَّوۡءِۖ وَلِلَّهِ ٱلۡمَثَلُ ٱلۡأَعۡلَىٰۚ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ٦٠
«Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь, а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый.»
[Сура «Ан-Нахль», аят 60]
Он также сказал:
وَهُوَ ٱلَّذِي يَبۡدَؤُاْ ٱلۡخَلۡقَ ثُمَّ يُعِيدُهُۥ وَهُوَ أَهۡوَنُ عَلَيۡهِۚ وَلَهُ ٱلۡمَثَلُ ٱلۡأَعۡلَىٰ فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۚ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ٢٧
«Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый.»
[Сура «Ар-Рум», аят 27]
«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» — Он является Властителем всего сущего, и всё, помимо Него, — в Его власти. Небеса, и земля, и всё, что между ними: солнце, луна, звезды, горы, моря, люди и животные — это его творения, и Он управляет всем этим, как пожелает, наделяет их милостью и уделом, отвечает на их мольбы, указывает путь, ведущий к Раю, и предостерегает от пути, ведущего в Ад.
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» — никто не сможет ни за кого заступиться в Судный день без дозволения Аллаха, поскольку заступничество также в Его власти; и если кто-то пожелает заступиться за кого-либо в Судный день, то сначала он должен будет взять у Всевышнего дозволение на это. Если такое дозволение будет получено заступником и тем, за кого заступаются, то этот человек войдет в Рай; если же заступничество не будет принято, то не войдет. Это указывает на то, что Властелином Судного дня будет Один лишь Всевышний Аллах.
«Он знает то, что было прежде них» — Всевышний знает то, что было в прошлом.
«И то, что им предстоит» — Он знает о том, что произойдет в будущем, поскольку знание Всевышнего охватывает все подробности прошлого и будущего, явного и скрытого. Люди же узнаю́т из этого лишь то, что открывает им Аллах. Поэтому далее говорится: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».
«Его Престол объемлет небеса и землю» — Престол — это подножие Трона, являющееся местом для стоп, и мы не знаем, каково это в отношении Аллаха, то есть не знаем сути, но признаём атрибут, поскольку это часть сокровенного знания, не открытого нам, но верить в это обязательно.
Описание Престола как объемлющего небеса и землю указывает на совершенство величия Творца и на Его всеохватывающую власть, однако Престол является не самым великим Его творением. Поистине, есть творение величественнее Престола, а именно Трон Всемилостивого, на который Он вознёсся и на котором Он утвердился, и это также является сокровенным. Сказал Всевышний:
ٱلرَّحۡمَٰنُ عَلَى ٱلۡعَرۡشِ ٱسۡتَوَىٰ ٥
«Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне).»
[Сура «Та Ха», аят 5]
‘Арш (трон) в арабском языке — это возвышенное место для восседания царя.
«…и не тяготит Его оберегание их» — для Всевышнего Аллаха не составляет никакого труда оберегать небеса и землю и управлять делами Своих Творений, ведь Он является Властелином, Творцом и Управителем. Это и есть единобожие в Господстве: Всевышний Аллах Единственен в Своей власти, в Своем творении и управлении; и оберегание небес и земли — часть этого.
«Он — Возвышенный» — Он возвышен Сам по Себе над Троном; Он возвышен Своей силой, так что никто не может противостоять Ему; а также возвышен Своей почтенностью и совершенством из-за совершенства Своих атрибутов. И все эти три значения Его возвышенности указывают на её абсолютность.
«Великий» — Он настолько велик, что перед его величием меркнут все великие и становятся ничтожными все владыки. Свят Тот, Кому принадлежит это величие, непобедимо возвысившийся над всем, что на небесах и на земле.
Как было сказано выше, это самый великий аят Корана, поэтому в нём содержатся великие атрибуты и великие значения. Вот десять великих значений, которые мы находим в этом аяте:
- Единобожие в поклонении Аллаху Единому: «Нет божества, кроме Него».
- Единобожие в господстве: «Вседержителя»; «…и не тяготит Его оберегание их».
- Единобожие в именах и атрибутах: «Живого, Вседержителя».
- Отрицание наличия у Аллаха качеств неполноценности и схожести с творениями: «Им не овладевают ни дремота, ни сон».
- Обширность Его власти: «Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле».
- Его абсолютно единоличная власть в Судный день и отсутствие власти у кого-либо, кроме Него: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»
- Обширность Его знаний: «Он знает то, что было прежде них, и то, что им предстоит».
- Отсутствие у рабов любого знания, кроме того, что Аллах открыл им: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».
- Величина Его Престола: «Его Престол объемлет небеса и землю».
Этот аят включает в себя полное вероубеждение в части имен и атрибутов Всевышнего, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно призывал к чтению этого аята по утрам и по вечерам, перед сном и после молитв.
Краткое изложение верований римлян
Римляне — это народ, с древнейших времён пребывавший в заблуждении. Они не знали ни истинного Бога, ни Его пророков и жили подобно животным, хотя даже животные лучше неверующих народов, поскольку знают своего Творца, в отличие от них. Они верили, что всё окружающее их подчиняется некой силе, проявляющейся в природных явлениях, таких как бури и ветры, дожди, молнии и гром, закат солнца, появление луны и звёзд, смена времён года, жизненный цикл животных, растений и человека от слабости к силе и от силы к слабости.
Римляне называли носителей этой силы ду́хами и божествами, и количество этих ду́хов и божеств было огромным. Они верили, что есть ду́хи, охраняющие домашний очаг и посевы, ду́хи лесов, божества, вызывающие и останавливающие бури, штормы, наводнения, божества войн и т.п. Связь римлян с этими божествами была сугубо прагматической: они веровали в тех из них, кто якобы был им полезен, и приносили им жертвы, чтобы ублажить их и заслужить помощь в своих делах.
Также у римлян были объекты поклонения, наделяемые человеческим обликом, к ним относилось большинство божеств официального пантеона Римской империи. Это, например, Юпитер, которого считали верховным божеством; Минерва, считавшаяся богиней плодородия; Сатурн, который считался богом земледелия. Римляне полагали, что довольство того или иного божества и, соответственно, наличие или размер его помощи своим адептам, зависят от их количества.
Тенденция к обожествлению всего подряд доходила до абсурда: если умирал какой-нибудь выдающийся правитель, его тут же заносили в божественный пантеон и поклонялись ему после его смерти. Подобным образом обожествили многих императоров, например, Цезаря, Августа, Траяна и других. Законы Римской империи не запрещали её гражданам принимать чужие религии с условием, чтобы это не подрывало устои государства и не мешало поклоняться божествам римского пантеона, придерживаясь определённых обрядов и соблюдая определённые ритуалы, поскольку государственный статус этих культов был залогом единства общества и, согласно римским верованиям, причиной довольства этих божеств.
Также необходимо добавить, что возвеличивание правителей со временем оформилось в культ императоров, у изваяний которых совершались определённые обряды и акты поклонения, и любой человек, не признающий подобного, наказывался самым жестоким образом.
При Мессии Палестина называлась Иудеей и была провинцией Римской империи, и поскольку иудеи отказывались от любого следования языческим культам, имперские власти неоднократно подвергали их гонениям, наиболее жестокие из которых были в 70 г., а также между 132 и 135 гг. Как мы рассказывали выше, иудеи использовали законы Рима против Мессии, донеся на него имперским властям, однако Всевышний спас его от казни и вознёс на небеса. После вознесения Мессии Павел использовал эти законы против его последователей, чтобы, избавившись от них, получить возможность полностью исказить учение Иисуса и распространить религию, носящую имя Мессии, но полностью противоречащую всему, с чем он пришёл, о чём мы уже рассказывали подробно.
Римская империя, а позже Византия и Папский Рим веками правили разными землями, увеличивая искажение христианства от поколения к поколению, пока это искажение не дошло до финальной фазы и не появилась религия, не имевшая ни малейшего отношения к Мессии, и обо всём этом также было подробно рассказано выше. Через шесть веков после вознесения Иисуса, Всевышний послал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией Ислам. Когда люди узнали, что эта религия от Господа и что она является истиной, они стали входить в нее целыми народами. Так распространился Ислам. После этого началась война между мусульманами и Византийской империей, религия которой была искажённой и навязанной людям огнём и мечом. Мусульмане одержали победу и освободили Шам, Египет, территорию современной Турции и другие земли, установив на них истинную религию Ислам вместо ложной религии, искажённой Павлом, правителями Рима и Византии и поколениями богословов и священников.