С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Автор: Маджид ибн Сулейман
Рассматриваемые темы:
- Четвертая глава:
- Коранические доводы;
- Тридцатый довод — довод Корана;
- Значение атрибутов Мессии: Слово Аллаха и дух от Него.
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА
Коранические доводы
Эта глава содержит содержащиеся в Коране доводы, опровергающие утверждения о божественности Мессии.
Тридцатый довод — довод Корана
Краткое разъяснение сущности Мессии ‘Исы, сына Марьям, в Коране.
В 570 г., когда религия стала чуждой и учение пророков было предано забвению, когда люди оставили поклонение Единому Богу, поклоняясь другим людям, камням и изображениям, Всевышний отправил ко всему человечеству Своего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он принес людям истинную религию, с которой приходили все пророки. Послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, касалось всех людей без исключения, арабов и неарабов. И было ниспослано ему Писание, защищенное от любого искажения и изменения, — Великий Коран.
В Коране разъясняется подлинная сущность Мессии, относительно которой люди разделились на группы и секты, однако истина заключается в том, что ‘Иса был человеком и великим пророком из числа сынов Исраиля. Его положение не возвышается до Божественного, как это сделали христиане, и не принижается утверждениями, что он был убит, или распят, или унижен, как это делают иудеи. Всевышний говорит в Коране, что Он защитил Мессию от козней иудеев, когда они пожелали убить его. Он вознёс его к Себе на небеса Божественным чудом, и Мессия находится там по сей день, ожидая своего пришествия на землю, где он будет править по справедливости на протяжении сорока лет, затем умрёт, как умирали другие пророки, затем будет похоронен в земле, а с наступлением Судного дня воскрешён, как и остальные пророки и люди.
Всевышний сказал:
مَّا ٱلۡمَسِيحُ ٱبۡنُ مَرۡيَمَ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُ وَأُمُّهُۥ صِدِّيقَةٞۖ كَانَا يَأۡكُلَانِ ٱلطَّعَامَۗ ٱنظُرۡ كَيۡفَ نُبَيِّنُ لَهُمُ ٱلۡأٓيَٰتِ ثُمَّ ٱنظُرۡ أَنَّىٰ يُؤۡفَكُونَ ٧٥
«Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины.»
[Сура «Аль-Ма’ида», аят 75]
Эти слова, сказанные Всевышним о Мессии, и есть бесспорная истина, потому что они сказаны Господом людей, Который лучше кого бы то ни было знает Свои творения. Это не противоречит ни разуму, ни реальным событиям. То, что Всевышний защитил Мессию от казни и унижения, согласуется с пророческим статусом ‘Исы, а его вознесение на небеса согласуется с его высоким положением. То, что он человек, а не сын Бога, и тем более не Бог, согласуется с разумом, потому что все пророки были людьми и потому что Всевышний Господь миров не нуждается в детях, и для Него было бы неприемлемым и неподобающим создавать творение, в котором бы потом была нужда. Всё это очевидно, хвала Аллаху, для каждого, кто непредвзято ищет истину.
Небольшое отступление.
Коран уделяет большое внимание пророку ‘Исе, сыну Марьям, начиная его историю с рождения его матери и её воспитания в атмосфере чистоты и набожности. Затем Всевышний рассказывает, как Он облагодетельствовал её, чудесным образом даровав ей сына без отца. Он послал к ней самого великого ангела — Джибриля, который обрадовал её вестью о чудесном сыне, после чего она понесла. Всевышний повествует, как Он охранял её до и во время родов, как иудеи стали порицать её за ребенка, рожденного вне брака, и как ‘Иса удивительным образом заговорил с ними из колыбели, оправдав свою мать и провозгласив, что является рабом Аллаха и Его пророком.
Затем в Коране рассказывается о том, как ‘Иса был послан к сынам Исраиля с великими знамениями, указывающими на его пророчество, чтобы обучать людей. Все эти чудеса и знамения указывали лишь на то, что он посланник Божий, подобный другим пророкам и посланникам, которые были до него. Затем Коран завершает историю ‘Исы, сообщая о том, как иудеи пытались убить его и как Всевышний чудесным образом спас его, вознеся на небо, чего не происходило ни с кем из предыдущих пророков. Такова истина, противостоящая неприемлемым измышлениям иудеев и христиан, утверждающих, что ‘Иса был подвергнут позорной казни через распятие на кресте, а чернь унижала его и издевалась над ним, надев на его голову терновый венец.
Как уже говорилось ранее, мусульмане в своих представлениях об ‘Исе придерживаются истины, являющейся золотой серединой между крайностью христиан, которые чрезмерно возвеличили Мессию, обожествив его, и крайностью иудеев, которые не признавали его, преследовали и старались убить.
Лишь малая часть последователей Мессии осталась верна его учению — это те апостолы, которые крепко придерживались его религии даже после того, как он был вознесён на небеса; и они непричастны ни к чрезмерности христиан, ни к жестокости иудеев.
С приходом Ислама вопрос об истинной сущности Мессии, смущавший умы людей на протяжении шести веков после его вознесения, наконец разъяснился, ведь Аллах милосерден к Своим рабам. Он не оставил сынов Исраиля без руководства и наставления, отправив Своего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к ним и остальным людям, ниспослав ему Священный Коран и взяв на себя защиту этого Писания от искажений и изменений, чтобы с ним не произошло то, что произошло с Тауратом (Тора) и Инджилем (Евангелие), ведь именно эти искажения привели христиан к разному пониманию сущности Мессии. Коран разъяснил этот вопрос, не оставив ни малейшей возможности для непонимания и сомнений.
‘Иса был человеком, подобным другим людям, и великим пророком, отправленным к сынам Исраиля; он приказывал людям поклоняться Единому Аллаху и оставить поклонение чему бы то ни было помимо Него; Всевышний ниспослал ему Инджиль (Евангелие) с руководством и светом.
Также Коран разъяснил, что Всевышний отменил и закон Мессии, и законы предыдущих пророков и заменил их законами Ислама, которые стали единственными возможными законами, далекими от любых искажений и заблуждений.
Всевышний в Коране сурово порицает тех, кто считает, что Он взял себе сына:
وَقَالُواْ ٱتَّخَذَ ٱلرَّحۡمَٰنُ وَلَدٗا ٨٨ لَّقَدۡ جِئۡتُمۡ شَيۡـًٔا إِدّٗا ٨٩ تَكَادُ ٱلسَّمَٰوَٰتُ يَتَفَطَّرۡنَ مِنۡهُ وَتَنشَقُّ ٱلۡأَرۡضُ وَتَخِرُّ ٱلۡجِبَالُ هَدًّا ٩٠ أَن دَعَوۡاْ لِلرَّحۡمَٰنِ وَلَدٗا ٩١ وَمَا يَنۢبَغِي لِلرَّحۡمَٰنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا٩٢
«Они говорят: “Милостивый взял Себе сына”. Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына!»
[Сура «Марьям», аяты 88–92]
Имя ‘Исы упоминается в Коране двадцать пять раз, и девять раз он упоминается как Мессия; его мать, Марьям, упоминается тридцать один раз — и эти упоминания сопряжены с почтением и уважением, подобающими людям, без чрезмерности, доходящей до обожествления. Они поклонялись Аллаху так же, как мы поклоняемся Ему; они надеялись на Рай и искали спасения от Огня подобно остальным людям.
Помимо этого, Коран сообщает, что ‘Иса был одним из посланников, обладавших решимостью; это пять величайших посланников: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), ‘Иса (Иисус) и Мухаммад, да пребудет с ними мир от Аллаха!
Значение атрибутов Мессии: Слово Аллаха и дух от Него
Во многих аятах Корана Всевышний Аллах описывает Мессию как Слово Аллаха и дух от Него. Всевышний сказал:
يَٰٓأَهۡلَ ٱلۡكِتَٰبِ لَا تَغۡلُواْ فِي دِينِكُمۡ وَلَا تَقُولُواْ عَلَى ٱللَّهِ إِلَّا ٱلۡحَقَّۚ إِنَّمَا ٱلۡمَسِيحُ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَ رَسُولُ ٱللَّهِ وَكَلِمَتُهُۥٓ أَلۡقَىٰهَآ إِلَىٰ مَرۡيَمَ وَرُوحٞ مِّنۡهُۖ فَـَٔامِنُواْ بِٱللَّهِ وَرُسُلِهِۦۖ وَلَا تَقُولُواْ ثَلَٰثَةٌۚ ٱنتَهُواْ خَيۡرٗا لَّكُمۡۚ إِنَّمَا ٱللَّهُ إِلَٰهٞ وَٰحِدٞۖ سُبۡحَٰنَهُۥٓ أَن يَكُونَ لَهُۥ وَلَدٞۘ لَّهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِۗ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ وَكِيلٗا ١٧١
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далёк от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!»
[Сура «Ан-Ниса’», аят 171]
Он также сказал:
إِذۡ قَالَتِ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ يَٰمَرۡيَمُ إِنَّ ٱللَّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٖ مِّنۡهُ ٱسۡمُهُ ٱلۡمَسِيحُ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَ وَجِيهٗا فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِ وَمِنَ ٱلۡمُقَرَّبِينَ ٤٥
«Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных”.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 45]
وَمَرۡيَمَ ٱبۡنَتَ عِمۡرَٰنَ ٱلَّتِيٓ أَحۡصَنَتۡ فَرۡجَهَا فَنَفَخۡنَا فِيهِ مِن رُّوحِنَا وَصَدَّقَتۡ بِكَلِمَٰتِ رَبِّهَا وَكُتُبِهِۦ وَكَانَتۡ مِنَ ٱلۡقَٰنِتِينَ ١٢
«А также Марьям (Марию), дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него (в вырез на её одежде) от Нашего духа. Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных.»
[сура «Ат-Тахрим», аят 12]
Таким же образом его описывал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует:
«Того, кто засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища; и что Мухаммад — Его раб и Посланник; и что ‘Иса — Его раб и посланник и Его Слово, которое Он вложил в Марьям, и дух от Него; а также что Рай является истиной и Ад является истиной, Аллах введёт в Рай, на каких бы деяниях он ни умер».
— Ахмад (5/314), аль-Бухари (3435), Муслим (28, 29)[1].
В другой версии:
«…Аллах введет в Рай через любые из его восьми врат, которые он выберет».
То, что Мессия является Словом Аллаха, означает, что Аллах сотворил его посредством слова, которое Он произнёс. Это слово — «Будь!», и посредством этого слова ‘Иса возник в чреве своей матери без отца. Аллах сказал: «Будь!» — и ‘Иса стал; он был сотворён; он появился. Это Божественное чудо творения подобно творению Адама, также сотворенного посредством слова «будь» без отца и без матери. Всевышний сказал:
إِنَّ مَثَلَ عِيسَىٰ عِندَ ٱللَّهِ كَمَثَلِ ءَادَمَۖ خَلَقَهُۥ مِن تُرَابٖ ثُمَّ قَالَ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٥٩
«Воистину, ‘Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: “Будь!” — и тот возник.»
[сура «Али ‘Имран», аят 59]
То, что Мессия является духом от Аллаха, означает, что он является духом, берущим начало от Аллаха, поскольку Всевышний сотворил души всех людей. А тот, чья душа сотворена, не может быть Богом, ведь Бог — не творение, Он — Творец всех творений.
Добавление же к описаниям Мессии «дух» и «слово» имени Всевышнего указывает на высокое положение ‘Исы и почёт, оказываемый ему.
Беременность его матери, не знавшей мужчины, была чудом, но это, поистине, легко для Аллаха.
Мудрость этого чуда заключается, во-первых, в том, что оно указывает на мощь Всевышнего, Который разнообразен в Своём творении: Он сотворил Адама без мужчины и женщины; сотворил Еву от мужчины без женщины; и сотворил всех остальных людей от мужчин и женщин, кроме Мессии, которого сотворил от женщины без мужчины. Всё это указывает на величие Аллаха и Его силу и на то, что для Всевышнего нет ничего невозможного, ведь сотворение небес и земли гораздо величественнее, чем сотворение людей; однако бо́льшая часть людей не ведает.
Аллах может сотворить человека от мужчины и женщины. Он может сотворить его и без мужчины, и без женщины, как сотворил Адама; или от мужчины без женщины, как Он сотворил Еву из ребра Адама. Он также может сотворить человека от женщины без мужчины, как Мессию, сына Марьям, или даровать ребенка престарелой паре, как в историях Ибрахима и Закарии. Он может сделать пару бесплодной, может сделать потомство только мужским, или только женским, или смешанным — ведь, поистине, Аллах мощен над всякой вещью и стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается. Всевышний сказал:
إِنَّمَا قَوۡلُنَا لِشَيۡءٍ إِذَآ أَرَدۡنَٰهُ أَن نَّقُولَ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٤٠
«Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: “Будь!” — как это сбывается.»
[Сура «Ан-Нахль», аят 40]
Он также сказал:
وَقَالُواْ ٱتَّخَذَ ٱللَّهُ وَلَدٗاۗ سُبۡحَٰنَهُۥۖ بَل لَّهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ كُلّٞ لَّهُۥ قَٰنِتُونَ ١١٦ بَدِيعُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَإِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ١١٧
«Они сказали: “Аллах взял Себе сына”. Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются. Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается.»
[Сура «Аль-Бакара», аяты 116–117]
Божественное желание является абсолютным, и эта мудрость утверждается в тех аятах, где Всевышний радует Марьям вестью о рождении ‘Исы:
كَذَٰلِكِ ٱللَّهُ يَخۡلُقُ مَا يَشَآءُۚ إِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ
«Так Аллах творит, что пожелает!» — то есть желанию Аллаха сопутствует Его могущество, поэтому далее говорится: «Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” — как это сбывается.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 47]
Любое творение, будь оно естественным или чудесным, как Адам, Хава (Ева) и ‘Иса, указывает на величие Творца, Который сотворил всё из ничего, и Он приказал задуматься над этим важным вопросом:
وَفِي ٱلۡأَرۡضِ ءَايَٰتٞ لِّلۡمُوقِنِينَ ٢٠ وَفِيٓ أَنفُسِكُمۡۚ أَفَلَا تُبۡصِرُونَ ٢١
«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?»
[Сура «Аз-Зарийат», аяты 20–21]
Это означает, что в сотворении вас самих заключено указание на величие Аллаха, на единобожие, на то, что только Он Один достоин поклонения. Неужели вы пренебрегаете этим указанием, не понимая и не замечая мудрости Творца и цели Его творения?
Вторая причина чудесного зачатия Мессии без отца заключена в том, что оно стало знамением его пророчества. Всевышний укрепил ‘Ису многочисленными знамениями, первым из которых стало его чудесное рождение. Он также даровал ему Инджиль (Евангелие), и способность исцелять больных, и многое другое. Всевышний Аллах помог мне собрать все эти сведения в книге под названием «Высокое положение Марьям и её сына в религии Ислам».
Полезное примечание.
Коран сообщает, что Аллах сотворил Адама от Своего духа. В суре «Ас-Саджда» сказано:
ثُمَّ سَوَّىٰهُ وَنَفَخَ فِيهِ مِن رُّوحِهِۦۖ
«…затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа…»
[Сура «Ас-Саджда», аят 9]
И об этом же говорит Всевышний ангелам, повелевая им почтить Адама земным поклоном:
فَإِذَا سَوَّيۡتُهُۥ وَنَفَخۡتُ فِيهِ مِن رُّوحِي فَقَعُواْ لَهُۥ سَٰجِدِينَ ٢٩
«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц.»
[Сура «Аль-Хиджр», аят 29]
Еще одно полезное примечание.
Коран описывает пророка Йахью ибн Закарию как того, кто подтвердил миссию ‘Исы, сына Марьям, и в этом описании Аллах называет ‘Ису Словом от Себя:
فَنَادَتۡهُ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَهُوَ قَآئِمٞ يُصَلِّي فِي ٱلۡمِحۡرَابِ أَنَّ ٱللَّهَ يُبَشِّرُكَ بِيَحۡيَىٰ مُصَدِّقَۢا بِكَلِمَةٖ مِّنَ ٱللَّهِ وَسَيِّدٗا وَحَصُورٗا وَنَبِيّٗا مِّنَ ٱلصَّٰلِحِينَ ٣٩
«Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахье (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников”.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 39]
Данный аят говорит о том, что Йахья первым уверовал в Слово от Аллаха, которым был Мессия, и засвидетельствовал его пророческую миссию.
И в заключение скажем, что только такие убеждения относительно Мессии являются единственно допустимыми. Тот же, кто противоречит этому, поистине, противоречит Господу, ослушивается Его, проявляет к Нему неверие и достоин Огня, поскольку отверг то, что сказано в Коране.