Автор: Маджид ибн Сулейман
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Рассматриваемые темы:
- Библейские доводы.
- Четвертый, пятый и шестой доводы.
Четвертый довод
Четвертый довод, опровергающий божественность Мессии, — это свидетельство самого Мессии о том, что он является человеком, которое приводится в Евангелии от Луки (9:56):
«Ибо сын человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать».
— (Евангелии от Луки 9:56)
Это ясный текст, подтверждающий, что Мессия был не сыном Бога, а сыном человека и человеком из рода человеческого, потому что известно, что он — сын Марии, которая носила его в чреве своем, а затем родила так, как все женщины рожают своих детей.
В Евангелии от Иоанна Мессия сказал:
«Когда вознесете сына человеческого, тогда поймете, что это — я и что я ничего от себя самого не делаю: я говорю только то, чему меня научил Отец».
— (Евангелие от Иоанна 8:28)
Разве этот текст не указывает со всей очевидностью на то, что Мессия является человеком?
Если бы он был Богом, то не называл бы себя сыном человеческим и не говорил бы, что он не делает ничего от самого себя, ведь Господь сущего делает, что пожелает, и управляет всем сущим, как пожелает. Ни один разумный человек не скажет, что слова, подобные тем, что были сказаны Иисусом, могут принадлежать Богу.
Также Мессия говорит тем, кто задумал убить его:
«Но вы стремитесь убить меня, человека, говорящего вам истину, — истину, которую я слышал от Бога».
— (Евангелие от Иоанна 8:40)
Когда Мессии сказали: «Ты — сын Божий», — он сказал в ответ, что он сын человеческий (Евангелие от Иоанна 1:49–51).
В Евангелиях более чем достаточно указаний на то, что Мессия был человеком (см. например: Евангелие от Луки 17:22 и 18:8, Евангелие от Матфея 12:32).
То, что Мессия многократно и ясно описывает себя как человека и сына человеческого, является очевидным и бесспорным доказательством того, что он человек. Невозможно, чтобы тот, кто считает себя Богом или Его сыном и пришел в этот мир для того, чтобы призвать людей к поклонению себе, говорил подобное: это противоречит здравому смыслу и является обманом, а Мессии не подобают ни лживые речи, ни отсутствие здравого смысла. Все эти тексты указывают на то, что Мессия был человеком; это истина, подтвержденная во всех Евангелиях.
Пятый довод
Пятым доводом, указывающим на то, что Мессия был человеком, являются присущие ему человеческие атрибуты, неоднократно упоминаемые в Евангелиях и в других книгах Нового Завета: он чего-то не знал, в чем-то не разбирался, что-то забывал; он уставал, испытывал голод и жажду, грустил и чувствовал боль, спал, боялся, плакал, молился своему Господу. Он явно был человеком, подобным нам, с присущими человеческой природе слабостями и несовершенством. Если бы он был Богом, то этих слабостей у него бы не было, ведь Господь совершенен в Своих атрибутах и далек от всех недостатков.
Приведем некоторые из евангелических текстов, в которых упоминаются человеческие атрибуты Мессии.
«Меня мучает жажда».
— (Евангелие от Иоанна 19:28)
«А Иисус в это время спал».
— (Евангелие от Матфея 8:24)
«Иисус, утомленный дорогой, присел отдохнуть у источника».
— (Евангелие от Иоанна 4:6)
«Они пришли на место, называемое Гефсимания, и Иисус сказал своим ученикам: “Посидите здесь, пока я буду молиться”. Он взял с собой Петра, Иакова и Иоанна. Его охватили ужас и тревога. Тогда он сказал им: “Душа моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте”. Отойдя немного, он пал на землю и молился, чтобы, если возможно, этот час миновал его».
— (Евангелие от Марка 14:32–35)
Здесь уместно задать читателю логический вопрос: «Кому поклонялся Мессия? Себе или кому-то иному (Аллаху)?»
«Иисус заплакал».
— (Евангелие от Иоанна 11:35)
«Когда подошло время, Иисус и его апостолы собрались у стола. Иисус сказал им: “Я очень хотел есть с вами эту пасху до своего страдания”».
— (Евангелие от Луки 22:14–15)
И не только это, Мессия опасался, что иудеи убьют его, как приводится в Евангелии от Иоанна:
«С этого дня они стали думать, как убить Иисуса. И поэтому Иисус уже не ходил открыто среди иудеев. Он ушел в местность, расположенную недалеко от пустыни, в город Ефраим. Там он и остался со своими учениками. Приближался иудейский праздник Пасхи, и многие жители страны шли в Иерусалим для обрядового очищения перед Пасхой. Они искали Иисуса и, стоя в храме, спрашивали друг друга: “Как вы думаете? Он, наверняка, не придет на праздник?” А первосвященники и фарисеи отдали распоряжение о том, что если кто-либо узнает, где находится Иисус, то должен сообщить им, чтобы они могли арестовать его».
— (Евангелие от Иоанна 11:53–57)
Суммируя все вышеупомянутое, мы задаемся вопросами: «Может ли тот, кому присущи подобные атрибуты, называться Господом, Творцом небес и земли? И можно ли представить себе, что Мессия, который испытывает жажду и голод, спит, устает, боится, тревожится, плачет и испытывает боль, является Богом? Какая же разница между подобным “богом” и людьми?».
Поистине, Аллах — Самодостаточный Могущественный Творец, совершенный в Своих атрибутах! Тот, Кто сотворил все сущее, не может нуждаться в чем-либо для Своего существования; а нуждающийся в чем-либо не может быть Богом, как сказал Аллах в Коране:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ٥٦ مَا أُرِيدُ مِنْهُم مِّن رِّزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَن يُطْعِمُونِ ٥٧ إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ ٥٨
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким»
[сура «Аз-Зарийат», аят 56–58].
Соответственно, Мессия, который принимал пищу, пил воду и нуждался, никак не может быть Богом и Господом.
Наличие у Мессии этих атрибутов означает, что отсутствие чего-либо, в чем у него возникла бы крайняя нужда, могло бы повлечь за собой его смерть. Но смерть не могла бы постичь его, если бы он был Богом, ведь Господь — Живой, Неподверженный смерти.
Далее, тот, кто принимает пищу, конечно же, нуждается в том, чтобы его тело освобождалось от её остатков. Люди обычно стесняются говорить об этом по причине неполноценности и скверны этого процесса, так неужели это подобало бы Мессии, если бы он был Богом?! Подобное явно и наотрез исключает его божественность.
Кроме того, известно, что Мессия в течение девяти месяцев был в утробе матери, будучи эмбрионом, затем он родился, как рождаются все дети, и, как и все дети, был беспомощен и пачкал пеленки. Может ли тот, кто обладает разумом, после всего этого говорить о его божественности?!
О том, что Мессия обладал человеческими атрибутами, свидетельствует также происшествие, описываемое в Евангелии от Марка:
«На следующий день, когда они вышли из Вифании, Иисус почувствовал голод. Увидев вдали покрытую листьями смоковницу, он подошел посмотреть, нет ли на ней плодов, но не нашел ничего, кроме листьев, ибо время для сбора смокв ещё не пришло. Тогда Иисус сказал дереву: “Пусть же никто никогда больше не ест твоих плодов!” И ученики слышали Его слова».
— (Евангелие от Марка 11:12–14)
Объяснение. В этой истории сообщается, во-первых, что Мессия почувствовал голод. Во-вторых, он предположил, что на дереве будут спелые смоквы (инжир). И до тех пор, пока он не подошел к дереву, он не знал, что на нём нет плодов. Он даже не знал, когда наступает сезон инжира! Как такое могло быть возможным, если он был Богом?! В-третьих, он разгневался на дерево, повелев ему больше не плодоносить.
Посмотрите на эти качества: почувствовал голод, предположил, не нашел, не обнаружил, не знал, разгневался. Они ясно указывают на то, что Мессия был человеком, а не Богом. А иначе какая разница между Богом и людьми?
Кроме того, если он был Богом, то почему не повелел дереву дать плоды, которыми он бы насытился, решив проблему таким образом? Это было бы гораздо более уместно, чем гневаться на дерево и проклинать его бесплодием.
Шестой довод
Шестой довод, опровергающий представления о том, что Мессия — Бог или сын Бога, опирается на следующий текст Нового Завета:
«Бога не видел никто никогда».
— (Евангелие от Иоанна 1:18)
Так сказал Мессия, стоя перед своим народом, что однозначно указывает на то, что он не был Богом. Если бы он был таковым (Аллах превыше подобного!), то он бы сказал: «Вы видите перед собой Бога, которым я являюсь, смотрите же на меня».
И этот довод является неопровержимым.
В Евангелии от Иоанна сказано:
«Это Отец мой, пославший меня, свидетельствует обо мне. Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели».
— (Евангелие от Иоанна 5:37)
Получается, что истинный Бог, Которому принадлежит хвала и почет, не виден. Соответственно, Мессия, сын Марии, не мог быть им, поскольку люди видели его и прикасались к нему руками.