Является ли Мессия Богом?
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Автор: Маджид ибн Сулейман
Рассматриваемые темы:
- Разногласия христиан относительно Марии;
- Значение пришедшего в Коране атрибута Мессии «Слово Аллаха».
Разногласия христиан относительно Марии
В убеждениях относительно Марии христиане разделились на несколько течений. Даже три доминирующих направления христианства имеют догматические различия по её поводу. Так, православные считают, что она была рождена, как и все остальные люди, неся на себе первородный грех; католики же утверждают, что ввиду грядущих заслуг Иисуса она не была осквернена пятном первородного греха. Они также убеждены, что Мария была вознесена на небеса, обожествляют её великим обожествлением, поклоняются ей, ставят в церквях её статуи.
✻✻✻
Примечание редактора
Далее автор пишет: «…убеждены в том, что она является одной из Троицы».
Мы сочли целесообразным переместить это утверждение в сноску, снабдив его небольшим, но необходимым комментарием, поскольку этот вопрос часто поднимают враги Ислама. Дело в том, что ни одна из христианских конфессий, признающих Троицу, не включает в число трёх ипостасей Марьям. Правда, во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Аравии существовала христианская секта — «люди из Найрана», — члены которой преобразовали поклонение женскому идолу Иштар в поклонение Марьям, а малопонятную нормальному человеку Троицу — в семейство своих богов: отца, мать и сына, однако в целом такое прямое и откровенное многобожие нетипично для христианства. Нам неизвестно, на какие источники опирался автор в своём утверждении, но, несомненно, существуют определённые предпосылки для формирования таких представлений о Троице у нехристиан, что не могло не найти отражения в трудах некоторых нехристианских авторов. В свою очередь, враги Ислама, оперируя неправильными толкованиями некоторых аятов Корана, заявляют, что, Коран не может быть Божественным Писанием, поскольку он якобы неверно отражает учение о Троице, закреплённое на догматическом уровне и известное всем христианам. Действительно, было небольшое число толкователей Корана, которые, комментируя три аята (сура «Ан-Ниса’», аят 171; сура «Аль-Ма’ида», аят 73; сура «Аль-Ма’ида», аят 116), называли Марьям третьей ипостасью Троицы, что связано с общей запутанностью тринитарного догмата и неизвестностью его подробностей большинству мусульман. Однако сами эти аяты не подразумевают такого толкования, и большинство комментаторов Корана не говорили ничего подобного, зато такая трактовка широко распространилась среди недобросовестных европейских исследователей и, разумеется, оказалась весьма востребованной в антиисламских кругах. Здесь уместно привести слова христианского учёного Джеффри Парриндера:
«Христианские комментаторы часто видели в этом аяте (сура «Аль-Ма’ида», аят 116) указание на то, что Троица состоит из Отца, Матери и Сына, этакая божественная семья. Но аят Корана не подразумевает этого, это простое опровержение практики, противной каждому монотеисту».
Существует множество подробных исследований этого вопроса, которые не составит труда найти в интернете, однако для формата данной работы достаточно этого небольшого комментария, обрисовывающего контуры проблемы в общем виде и при этом не загромождающего мысли читателя сложнейшими богословскими тонкостями.
✻✻✻
Что же касается протестантов, то они считают Марию простой женщиной, запрещают обожествлять её или называть Божьей Матерью. Они убеждены, что она является только матерью Иисуса-человека и не рождала ничего божественного. Православные и католики единогласны в том, что Мария была непорочной девой и у Мессии не было братьев по крови.
Что касается иудеев, то они, в отличие от христиан, считают, что Марьям совершила прелюбодеяние и родила от этого греха Мессию, да унизит их Аллах!
Затем пришёл Ислам и развеял все заблуждения относительно девы Марии. Всевышний поведал в Коране, что она была богобоязненной и целомудренной женщиной, покорной Аллаху, и не призывала поклоняться ни себе, ни своему сыну. Её имя упоминается в Коране тридцать один раз; а имя её сына ‘Исы — двадцать пять, и девять раз он упоминается как Мессия. Каждое из этих упоминаний сопровождается уважением и почётом, подобающими людям, без чрезмерности, доходящей до обожествления. Они оба были людьми и поклонялись Аллаху так же, как мы поклоняемся Ему; они надеялись на Рай и искали спасения от Огня подобно остальным людям.
Значение пришедшего в Коране атрибута Мессии «Слово Аллаха»
Аллах в Коране говорит, обращаясь к иудеям и христианам:
يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ ۚ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللَّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَىٰ مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِّنْهُ ۖ فَآمِنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ ۖ وَلَا تَقُولُوا ثَلَاثَةٌ ۚ انتَهُوا خَيْرًا لَّكُمْ ۚ إِنَّمَا اللَّهُ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ سُبْحَانَهُ أَن يَكُونَ لَهُ وَلَدٌ ۘ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَكَفَىٰ بِاللَّهِ وَكِيلًا ١٧١ لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْدًا لِّلَّهِ وَلَا الْمَلَائِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ ۚ وَمَن يَسْتَنكِفْ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيَسْتَكْبِرْ فَسَيَحْشُرُهُمْ إِلَيْهِ جَمِيعًا ١٧٢ فَأَمَّا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ فَيُوَفِّيهِمۡ أُجُورَهُمۡ وَيَزِيدُهُم مِّن فَضۡلِهِۦۖ وَأَمَّا ٱلَّذِينَ ٱسۡتَنكَفُواْ وَٱسۡتَكۡبَرُواْ فَيُعَذِّبُهُمۡ عَذَابًا أَلِيمٗا وَلَا يَجِدُونَ لَهُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ وَلِيّٗا وَلَا نَصِيرٗا ١٧٣
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далёк от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! Ни Мессия, ни приближённые ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберёт к Себе вместе. Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по Своей милости. А тех, которые считали для себя унизительным поклоняться Ему и проявляли высокомерие, Он подвергнет мучительным страданиям. Они не найдут себе вместо Него ни покровителя, ни помощника.»
[Сура «Ан-Ниса’», аяты 171–173]