Является ли Мессия Богом?
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Автор: Маджид ибн Сулейман
Рассматриваемые темы:
- Рождение Марьям и её воспитание;
- Достоинства Марьям и чудеса, связанные с ней.
Рождение Марьям и её воспитание
‘Имран был первосвященником сынов Исраиля, человеком знатного рода, праведным и благочестивым. Его жена Ханна дала обет Всевышнему, что, если Он дарует ей ребёнка, она отдаст его в храм для служения Ему. После этого она забеременела и родила девочку, которую назвали Марьям, что на древнееврейском языке означает «поклоняющаяся».
Марьям была праведнейшей из женщин, обладавшей многочисленными достоинствами. Среди них то, что шайтан не смог прикоснуться при рождении ни к ней, ни к её ребенку. Об этом рассказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует:
«К каждому младенцу при рождении прикасается шайтан, и он начинает кричать от этого прикосновения. Исключением являются лишь Марьям и её сын».
Передатчик этого хадиса Абу Хурейра добавил: «Если хотите, читайте слова Всевышнего:
فَلَمَّا وَضَعَتۡهَا قَالَتۡ رَبِّ إِنِّي وَضَعۡتُهَآ أُنثَىٰ وَٱللَّهُ أَعۡلَمُ بِمَا وَضَعَتۡ وَلَيۡسَ ٱلذَّكَرُ كَٱلۡأُنثَىٰۖ وَإِنِّي سَمَّيۡتُهَا مَرۡيَمَ وَإِنِّيٓ أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ ٱلشَّيۡطَٰنِ ٱلرَّجِيمِ ٣٦
“Когда она родила её, то сказала: «Господи! Я родила девочку, — но Аллаху было лучше знать, кого она родила. — А ведь мальчик не подобен девочке. Я назвала её Марьям (Марией) и прошу Тебя защитить её и потомство её от шайтана изгнанного, побиваемого».”
[Сура «Али ‘Имран», аят 36]»[1]
Также передается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Шайтан прикасается пальцем к каждому новорождённому во время рождения, кроме ‘Исы, сына Марьям, для которого Он сделал преграду».
— Аль-Бухари (3286) и Муслим (2366).
Завершив кормление Марьям, Ханна принесла девочку в храм, чтобы она воспитывалась там в подчинении Аллаху и поклонении Ему, и отдала служителям. Поскольку девочка была дочерью первосвященника, каждый хотел получить право опёки над ней, и они стали спорить между собой из-за этого. Пророком того времени был Закария, который также хотел воспитывать её, однако остальные не согласились с этим, несмотря на то, что он был их пророком и лучшим среди них, и решили бросить жребий. И жребий выпал Закарии, который стал опекуном и воспитателем Марьям. Это также указывает на достоинство матери ‘Исы: она была воспитана пророком, а не обычным человеком.
Марьям росла праведной и богобоязненной, получая пророческое воспитание. У неё была небольшая комната при храме, и приходя к ней, Закария обнаруживал у неё летние фрукты зимой, а зимние фрукты летом, что было явным чудом. В Коране сказано об этом:
كُلَّمَا دَخَلَ عَلَيۡهَا زَكَرِيَّا ٱلۡمِحۡرَابَ وَجَدَ عِندَهَا رِزۡقٗاۖ قَالَ يَٰمَرۡيَمُ أَنَّىٰ لَكِ هَٰذَاۖ قَالَتۡ هُوَ مِنۡ عِندِ ٱللَّهِۖ إِنَّ ٱللَّهَ يَرۡزُقُ مَن يَشَآءُ بِغَيۡرِ حِسَابٍ ٣٧
«Каждый раз, когда Закария (Захария) входил к ней в молельню, он находил возле неё пропитание. Он сказал: “О Марьям (Мария)! Откуда у тебя это?” Она ответила: “Это — от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание без счета, кому пожелает”.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 37]
Достоинства Марьям и чудеса, связанные с ней
Марьям была избранницей Аллаха, которую Он возвысил над всеми остальными женщинами, о чём ей сообщили ангелы. В Коране сказано:
وَإِذۡ قَالَتِ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ يَٰمَرۡيَمُ إِنَّ ٱللَّهَ ٱصۡطَفَىٰكِ وَطَهَّرَكِ وَٱصۡطَفَىٰكِ عَلَىٰ نِسَآءِ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٤٢ يَٰمَرۡيَمُ ٱقۡنُتِي لِرَبِّكِ وَٱسۡجُدِي وَٱرۡكَعِي مَعَ ٱلرَّٰكِعِينَ ٤٣
«Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется”.»
[Сура «Али ‘Имран», аяты 42–43]
Она стала матерью великого пророка, приближенного к Аллаху, Мессии ‘Исы, сына Марьям, зачатого непорочным образом. Радостную весть об этом ей также сообщили ангелы, как сказано в Коране:
إِذۡ قَالَتِ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ يَٰمَرۡيَمُ إِنَّ ٱللَّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٖ مِّنۡهُ ٱسۡمُهُ ٱلۡمَسِيحُ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَ وَجِيهٗا فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِ وَمِنَ ٱلۡمُقَرَّبِينَ ٤٥
«Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных”.»
[сура «Али ‘Имран», аят 45]
Марьям приняла эту радостную весть от своего Господа, несмотря на удивление, как у неё может быть ребенок, если она не знала мужчины:
قَالَتۡ رَبِّ أَنَّىٰ يَكُونُ لِي وَلَدٞ وَلَمۡ يَمۡسَسۡنِي بَشَرٞۖ قَالَ كَذَٰلِكِ ٱللَّهُ يَخۡلُقُ مَا يَشَآءُۚ إِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٤٧
«Она сказала: “Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина”. Он сказал: “Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» — как это сбывается”.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 47]
Этот аят объясняет, что если Всевышний желает чего-либо, то Ему достаточно сказать: «Будь!» — и желаемое Им сбывается. Он сказал: «Будь!» — и ‘Иса возник в чреве своей матери, поэтому его называют словом Аллаха:
إِذۡ قَالَتِ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ يَٰمَرۡيَمُ إِنَّ ٱللَّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٖ مِّنۡهُ ٱسۡمُهُ ٱلۡمَسِيحُ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَ وَجِيهٗا فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِ وَمِنَ ٱلۡمُقَرَّبِينَ ٤٥
«Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных”.»
[Сура «Али ‘Имран», аят 45]
Обратите внимание на потрясающее совпадение этого аята Корана со следующими строками из Евангелия от Луки:
«Ангел пришёл к ней и сказал: “Здравствуй, получившая милость! С тобой Господь!” Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие. Ангел продолжал: “Не бойся, Мария, потому что Бог проявил милость к тебе! Ты забеременеешь и родишь сына и назовешь его Иисусом”… “Как это может быть? — спросила Мария. — Ведь я не замужем!” … Для Бога нет ничего невозможного!»
— Евангелие от Луки 1:28–31,34,37.
Несмотря на то, что Марьям была обрадована этой великой вестью, её серьезно беспокоило, как объяснить своему народу это чудо — рождение Мессии без участия отца, ведь её народ не знал о ниспосланном ей знамении и мог обвинить её в мерзости прелюбодеяния, поэтому она была близка к отчаянию, боясь этого обвинения, — подобно любой верующей женщине, которая предпочла бы смерть такому позору. И сравните это целомудрие с положением женщин христианских народов современности, к которому их привело разрушение института семьи, распространение нечестия и безнравственности как внутри церкви, так и снаружи, и исчезновение целомудрия и скромности из этикета и одежды, что очевидным образом противоречит учению Мессии и всех пророков и той морали, которая украшала благородных мужчин и женщин.
А самое удивительное, что при этом христиане называют мусульманок бесправными и притеснёнными и говорят, что женщины в христианстве якобы обладают свободой и правами, хотя христианские богословы до XIX в. вообще не считали женщину человеком и женщины были совершенно бесправны.
✻✻✻
Несколько слов о христианском тезисе: «Бог есть любовь».
Любой разумный человек задумается над тем, где была эта христианская любовь, когда на протяжении веков палачи инквизиции пытали и мучили людей, вся вина которых заключалась в том, что они задавали логичные вопросы о запутанном и полном противоречий вероубеждении, придуманном церковью.
✻✻✻
Доказательством превосходства Марьям является также то, что самый великий из ангелов — Джибриль — лично обрадовал её вестью о рождении Мессии, хотя до этого к ней уже приходили другие ангелы с этой благой вестью. Когда Марьям была недалеко от Иерусалима, Джибриль пришёл к ней в образе человека, и сообщил, что настало радостное время, о котором она ранее узнала от ангелов. И опять Марьям удивилась, как у неё может быть ребенок, хотя она никогда не была замужем. Ангел Джибриль сказал, что это повеление Аллаха, которое необходимо принять, ведь Аллах — Обладатель великой мудрости. После этого Джибриль последовал повелению своего Господа, и от его дуновения Марьям понесла благословенное чадо, носила его девять месяцев, а затем родила. Коран подробно рассказывает нам эту историю:
وَٱذۡكُرۡ فِي ٱلۡكِتَٰبِ مَرۡيَمَ إِذِ ٱنتَبَذَتۡ مِنۡ أَهۡلِهَا مَكَانٗا شَرۡقِيّٗا ١٦ فَٱتَّخَذَتۡ مِن دُونِهِمۡ حِجَابٗا فَأَرۡسَلۡنَآ إِلَيۡهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرٗا سَوِيّٗا ١٧ قَالَتۡ إِنِّيٓ أَعُوذُ بِٱلرَّحۡمَٰنِ مِنكَ إِن كُنتَ تَقِيّٗا قَالَ إِنَّمَآ أَنَا۠ رَسُولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلَٰمٗا زَكِيّٗا ١٩ قَالَتْ أَنَّىٰ يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ وَلَمْ أَكُ بَغِيًّا ٢٠ قَالَ كَذَٰلِكِ قَالَ رَبُّكِ هُوَ عَلَيَّ هَيِّنٌ ۖ وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِّلنَّاسِ وَرَحْمَةً مِّنَّا ۚ وَكَانَ أَمْرًا مَّقْضِيًّا ٢١ ۞ فَحَمَلَتْهُ فَانتَبَذَتْ بِهِ مَكَانًا قَصِيًّا ٢٢ فَأَجَاءَهَا الْمَخَاضُ إِلَىٰ جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَٰذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا ٢٣ فَنَادَىٰهَا مِن تَحۡتِهَآ أَلَّا تَحۡزَنِي قَدۡ جَعَلَ رَبُّكِ تَحۡتَكِ سَرِيّٗا ٢٤ وَهُزِّيٓ إِلَيۡكِ بِجِذۡعِ ٱلنَّخۡلَةِ تُسَٰقِطۡ عَلَيۡكِ رُطَبٗا جَنِيّٗا ٢٥فَكُلِي وَٱشۡرَبِي وَقَرِّي عَيۡنٗاۖ فَإِمَّا تَرَيِنَّ مِنَ ٱلۡبَشَرِ أَحَدٗا فَقُولِيٓ إِنِّي نَذَرۡتُ لِلرَّحۡمَٰنِ صَوۡمٗا فَلَنۡ أُكَلِّمَ ٱلۡيَوۡمَ إِنسِيّٗا ٢٦ فَأَتَتۡ بِهِۦ قَوۡمَهَا تَحۡمِلُهُۥۖ قَالُواْ يَٰمَرۡيَمُ لَقَدۡ جِئۡتِ شَيۡـٔٗا فَرِيّٗا ٢٧ يَٰٓأُخۡتَ هَٰرُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ ٱمۡرَأَ سَوۡءٖ وَمَا كَانَتۡ أُمُّكِ بَغِيّٗا ٢٨ فَأَشَارَتۡ إِلَيۡهِۖ قَالُواْ كَيۡفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي ٱلۡمَهۡدِ صَبِيّٗا ٢٩ قَالَ إِنِّي عَبۡدُ ٱللَّهِ ءَاتَىٰنِيَ ٱلۡكِتَٰبَ وَجَعَلَنِي نَبِيّٗا ٣٠ وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيۡنَ مَا كُنتُ وَأَوۡصَٰنِي بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱلزَّكَوٰةِ مَا دُمۡتُ حَيّٗا ٣١ وَبَرَّۢا بِوَٰلِدَتِي وَلَمۡ يَجۡعَلۡنِي جَبَّارٗا شَقِيّٗا ٣٢ وَٱلسَّلَٰمُ عَلَيَّ يَوۡمَ وُلِدتُّ وَيَوۡمَ أَمُوتُ وَيَوۡمَ أُبۡعَثُ حَيّٗا ٣٣ ذَٰلِكَ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَۖ قَوۡلَ ٱلۡحَقِّ ٱلَّذِي فِيهِ يَمۡتَرُونَ ٣٤ مَا كَانَ لِلَّهِ أَن يَتَّخِذَ مِن وَلَدٖۖ سُبۡحَٰنَهُۥٓۚ إِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٣٥ وَإِنَّ ٱللَّهَ رَبِّي وَرَبُّكُمۡ فَٱعۡبُدُوهُۚ هَٰذَا صِرَٰطٞ مُّسۡتَقِيمٞ ٣٦
«Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она ушла от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: “Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен”. Он сказал: “Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика”. Она сказала: “Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?” Он сказал: “Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!»” Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели её к стволу финиковой пальмы, и она сказала: “Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!” Тогда он воззвал к ней из-под нее: “Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми»”. Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: “О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей”. Она показала на него, и они сказали: “Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?” Он сказал: “Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни”. Таков ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Слово Истины, относительно которого они препираются. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается. ‘Иса (Иисус) сказал: “Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь”.»
[Сура «Марьям», аяты 16–36]
Объяснение этих аятов.
Чудесное рождение ‘Исы без участия мужчины указывает на совершенство силы Аллаха. Поистине, это легко для Него, ведь сотворение небес и земли более величественно, чем сотворение человека, однако большая часть людей не разумеет. Всевышний сказал в Коране:
لِّلَّهِ مُلۡكُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۚ يَخۡلُقُ مَا يَشَآءُۚ يَهَبُ لِمَن يَشَآءُ إِنَٰثٗا وَيَهَبُ لِمَن يَشَآءُ ٱلذُّكُورَ ٤٩ أَوۡ يُزَوِّجُهُمۡ ذُكۡرَانٗا وَإِنَٰثٗاۖ وَيَجۡعَلُ مَن يَشَآءُ عَقِيمًاۚ إِنَّهُۥ عَلِيمٞ قَدِيرٞ ٥٠
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает — мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий.»
[Сура «Аш-Шура», аяты 49–50]
Смысл этих аятов в том, что Аллаху принадлежат небеса и земля, а также всё, что между ними; Он творит всё, что пожелает, дарует своим рабам детей: мужского, женского или обоих полов — или делает их бесплодными. Он знает, что Он творит, и обладает могуществом творить то, что пожелает.
Таким образом, сотворение Мессии было знамением для сынов Исраиля и остальных людей, указывающим на величие Творца.
Здесь следует упомянуть, что на мудрость сотворения Мессии от матери без отца указывает и Библия:
«Но Господь Сам даст вам знак. Смотрите, Дева зачала — и родит сына, и назовёт его Эммануил.»
— Книга пророка Исаии 7:14.
Господь — это Аллах; знамения — указания на Его силу; Эммануил— одно из имён Мессии; но, несмотря на это, христиане невежественно утверждают, что Мессия был сыном Бога, Пресвят Аллах от всего этого.
Посмотрите, каковы были первые слова, произнесённые чудесным образом младенцем ‘Исой в ответ на обвинения иудеев в адрес его матери: он говорит, что он раб Аллаха, и не называет себя Его сыном. А ведь если бы это было так, то нельзя было бы умолчать о столь великом достоинстве, тем более что такой ответ послужил бы мощнейшим доказательством невиновности Марьям, однако ‘Иса сказал то, что он сказал, и его слова приводятся в Коране:
قَالَ إِنِّي عَبۡدُ ٱللَّهِ ءَاتَىٰنِيَ ٱلۡكِتَٰبَ وَجَعَلَنِي نَبِيّٗا ٣٠ وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيۡنَ مَا كُنتُ وَأَوۡصَٰنِي بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱلزَّكَوٰةِ مَا دُمۡتُ حَيّٗا٣١ وَبَرَّۢا بِوَٰلِدَتِي وَلَمۡ يَجۡعَلۡنِي جَبَّارٗا شَقِيّٗا ٣٢ وَٱلسَّلَٰمُ عَلَيَّ يَوۡمَ وُلِدتُّ وَيَوۡمَ أَمُوتُ وَيَوۡمَ أُبۡعَثُ حَيّٗا ٣٣
«Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни.»
[Сура «Марьям», аяты 30–33]
Уважаемый читатель, разве может существовать ещё более ясное доказательство того, что Мессия является рабом Аллаха, человеком и посланником и не является ни Богом, ни Его сыном?
Спокойствие, охватившее Марьям после рождения ‘Исы.
Всевышний Аллах рассказывает в Своей Книге, что когда Марьям родила ‘Ису, её охватило крайнее беспокойство, поскольку она знала, что люди обвинят её в мерзости, ведь она была незамужней:
فَأَجَاءَهَا الْمَخَاضُ إِلَىٰ جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَٰذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا ٢٣ فَنَادَىٰهَا مِن تَحۡتِهَآ أَلَّا تَحۡزَنِي قَدۡ جَعَلَ رَبُّكِ تَحۡتَكِ سَرِيّٗا ٢٤ وَهُزِّيٓ إِلَيۡكِ بِجِذۡعِ ٱلنَّخۡلَةِ تُسَٰقِطۡ عَلَيۡكِ رُطَبٗا جَنِيّٗا ٢٥فَكُلِي وَٱشۡرَبِي وَقَرِّي عَيۡنٗاۖ فَإِمَّا تَرَيِنَّ مِنَ ٱلۡبَشَرِ أَحَدٗا فَقُولِيٓ إِنِّي نَذَرۡتُ لِلرَّحۡمَٰنِ صَوۡمٗا فَلَنۡ أُكَلِّمَ ٱلۡيَوۡمَ إِنسِيّٗا ٢٦
«Родовые схватки привели её к стволу финиковой пальмы, и она сказала: “Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!” Тогда он воззвал к ней из-под неё: “Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми»”.»
[Сура «Марьям», аяты 23–26]
Однако Мессия, едва родившись, успокоил свою мать, и это были первые признаки его блага. Он посоветовал ей поесть свежих фиников и выпить воды из родника, а на вопросы людей отвечать, что она постится, что в то время подразумевало обет молчания. Увидев чудеса, явленные ‘Исой, Марьям убедилась, что он является пророком, как и было обещано Господом. Конечно же, она последовала советам своего сына, ведь ребёнок в таком возрасте не смог бы ничего сказать, если бы это не было откровением от Всевышнего. Случившееся успокоило её, и она вернулась к своему народу. Люди были шокированы, увидев её с младенцем, и спросили: «Откуда у тебя ребенок, ведь ты из знатного и благочестивого рода?!» В ответ она указала на ‘Ису, дав им понять, чтобы они спросили у него. Это привело людей в ещё большее замешательство: разве может младенец говорить и, тем более, разумно отвечать на вопросы? Однако ‘Иса ответил им словами, полными великого смысла и рассеивающими все сомнения. Первым, что прозвучало из уст Мессии, стало утверждение, что он раб Аллаха, означающее, что он не является ни объектом поклонения, ни сыном Бога. Затем он сказал, что Аллах даровал ему Писание, то есть Всевышний предписал, что, когда ‘Иса повзрослеет, ему будет ниспослан Инджиль. Затем Мессия сказал, что Аллах сделал его пророком, то есть послал его к людям. И он не говорил, что Аллах сделал его Богом или сыном Бога; в его словах не было ничего похожего на те заблуждения, которых сегодня придерживаются христиане. Вот что он сказал:
قَالَ إِنِّي عَبۡدُ ٱللَّهِ ءَاتَىٰنِيَ ٱلۡكِتَٰبَ وَجَعَلَنِي نَبِيّٗا ٣٠ وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيۡنَ مَا كُنتُ وَأَوۡصَٰنِي بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱلزَّكَوٰةِ مَا دُمۡتُ حَيّٗا٣١ وَبَرَّۢا بِوَٰلِدَتِي وَلَمۡ يَجۡعَلۡنِي جَبَّارٗا شَقِيّٗا ٣٢ وَٱلسَّلَٰمُ عَلَيَّ يَوۡمَ وُلِدتُّ وَيَوۡمَ أَمُوتُ وَيَوۡمَ أُبۡعَثُ حَيّٗا ٣٣
«Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни.»
[Сура «Марьям», аяты 30–33]
Когда Мессия завершил свою речь, люди убедились, что он является пророком, а слова его — истиной, и это окончательно успокоило его благородную родительницу, что стало одним из лучших проявлений сыновьей почтительности Мессии к своей матери.
Конец истории Марьям.
Завершая рассказ об этих великих событиях, Всевышний говорит:
ذَٰلِكَ عِيسَى ٱبۡنُ مَرۡيَمَۖ قَوۡلَ ٱلۡحَقِّ ٱلَّذِي فِيهِ يَمۡتَرُونَ ٣٤ مَا كَانَ لِلَّهِ أَن يَتَّخِذَ مِن وَلَدٖۖ سُبۡحَٰنَهُۥٓۚ إِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٣٥
«Таков ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Слово Истины, относительно которого они препираются. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается.»
[Сура «Марьям», аяты 34–35]
Смысл этих аятов: «История, которую мы рассказали тебе, о Мухаммад, — это подлинная история Мессии, сына Марьям, рассказывающая о вещах и событиях, относительно которых у христиан нет никакого знания, по причине чего они впали в бесчисленные заблуждения и раскололись на множество сект и течений».
Читатель, наверное, обратил внимание, что Аллах Всевышний отнёс происхождение ‘Исы к его матери Марии, а не к Себе, что также говорит о том, что ‘Иса — сын Марьям, рожденный без участия отца. Если бы Аллах был его отцом, то об этом непременно было бы сказано, тем более что ситуация располагала к подробным разъяснениям, особенно такого рода. Известно, что происхождение человека относят к его отцу и лишь при отсутствии такового — к матери.
Затем Всевышний подчеркивает, что Ему не подобает иметь детей, ведь подобное указывало бы на то, что он нуждается в них. Однако Господь, поистине, является самодостаточным: это в Нём все нуждаются, а Он не нуждается ни в ком. Поэтому в аяте сказано:
سُبۡحَٰنَهُۥٓۚ إِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ
«Пречист Он!» — то есть Аллах далёк от всяких недостатков. В завершение сказано: «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается». Также сказано в суре «Али ‘Имран»:
إِنَّ مَثَلَ عِيسَىٰ عِندَ ٱللَّهِ كَمَثَلِ ءَادَمَۖ خَلَقَهُۥ مِن تُرَابٖ ثُمَّ قَالَ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ٥٩ ٱلۡحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلَا تَكُن مِّنَ ٱلۡمُمۡتَرِينَ ٦٠
«Воистину, ‘Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: “Будь!” — и тот возник. Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе тех, кто сомневается.»
[Сура «Али ‘Имран», аяты 59–60]
— что означает: «О Мухаммад, ни в коем случае не сомневайся в истории Мессии, которая пришла к тебе от твоего Господа».
На великое достоинство Марьям в Исламе указывает также ниспослание двух сур Священного Корана, одна из которых названа её именем, а другая — именем её семьи: это сура «Марьям» и сура «Али ‘Имран».