Рассматриваемые темы:
- История нашего праотца Адама
- Сотворение Адама и Евы.
- Земной поклон ангелов Адаму.
- История Адама после совершения им греха, а затем совершения им покаяния и прощения его Аллахом.
- Преемничество Адама на земле.
История нашего праотца Адама
С именем Аллаха, Милостивого, Милующего.
Восхваление и приветствие миром всем пророкам и посланникам, и тем, кто последовал за ними во благе до Судного дня.
А затем:
Действительно, Куран уделяет особое внимание пророку Аллаха Адаму, мир ему, упоминая его историю от начала его сотворения, затем в двух местах ведая о сотворении нашей матери Евы, а также подчеркивает особый статус Адама, и то, как Аллах почтил его знанием и возвысил, на что указывает повеление Аллаха ангелам совершить земной поклон Адаму в виде приветствия. Затем, в Куране упоминается история грехопадения Адама, мир ему, когда он вкусил в пищу с запретного дерева, а после этого описывается история его покаяния и то, как Аллах простил ему этот грех и стёр его так, как будто он его и не совершал. Далее, Куран повествует историю о том, как Адам был назначен наместником на земле, дабы его потомство проживало на ней и возделывало её вплоть до Судного дня поколение за поколением.
Затем Куран закрепляет основной посыл всех этих стадий историй об Адаме, мир ему, чем является поклонение Единому Творцу, у Которого нет сотоварищей, а также то, что это поклонение невозможно правильно осуществить, кроме как следуя тем законам и повелениям, которые были ниспосланы Всевышним своим пророкам на протяжении всех веков, начиная от пророка Адама и до последнего из них – Мухаммада, мир им всем и благословение.
Ислам избрал в отношении Адама срединный путь. Дьявол (он же – Иблис) проявил презрение к Адаму и отказался почтить его поклоном, как это повелел Господь, и на это у него были две причины:
- Высокомерие.
Поистине, он отказался исполнить волю Всевышнего, потому что он создан из огня, а Адам из глины, и, по его мнению, огонь лучше, чем глина. Истина же в том, что и глина, и огонь – творения Аллаха, и их различие не может стимулировать высокомерие и быть причиной оставления повелений Аллаха.
- Зависть.
И ведь дьявол проявил зависть к нашему отцу Адаму за то, что он достиг такого почтения, что даже ангелам было велено совершить поклон перед ним, тем самым демонстрируя приветствие и почтение ему.
Для дьявола было обязательным исполнить повеление Всевышнего, и он не имел права отказываться и отстраняться от этого, ведь Аллах является Мудрым. Он управляет и устанавливает порядок вещей, и желает своим рабам только успеха и блага.
С другой стороны, христиане избрали для себя в отношении Адама неверный путь. Из их воззрений следует, что грех Адама с момента, когда он вкусил в пищу с запретного дерева, по наследству распространился и на его потомство вплоть до пришествия Иисуса, сына Марии, и посредством его распятия и последующего воскресения этот грех был прощен каждому, кто уверовал в него, как в спасителя. Таким образом, по их мнению, Иисус стал искупителем первородного греха. И каждого, кто не уверует в это, в день Суда ожидает огонь, ибо он не искупил первородный грех, который достался ему по наследству.
Нет сомнений в том, что такое убеждение является неприемлемым как с точки зрения разума, так и Евангелия, с которым пришёл Иисус, и, более того, противоречащим как разуму, так и истинной религии Иисуса, что и будет разъяснено в данной книге, как и то, что корнем этих убеждений являются искажения, совершаемые иудеями и священнослужителями христианства на протяжении двадцати веков.
А истина, в которой нет сомнений, – это то, что наш отец Адам, мир ему, раскаялся в своем грехе, попросил прощения у Аллаха, и Аллах простил его. На этом и завершилась эта история, и ничего из этого не было унаследовано его потомством, ведь этот грех был полностью стёрт в то же самое мгновение.
Что же касается Иисуса, сына Марии, то он не умирал и не был распят, и не служил искуплением грехов человечества. Напротив, Аллах спас его от козней его недоброжелателей из числа иудеев, которые желали казнить его. Он вознес его на небеса великим божественным знамением, аналогов которому не было в истории. Иудеи же убили человека, который был похож на Иисуса, сына Марии. Они распяли его и всячески унижали. Сам же Иисус был спасён от того, чтобы подвергнуться подобным унижениям со стороны иудеев.
Куран уже разъяснил суть этих событий, и это разъяснение произошло через шесть веков после миссии Иисуса, потому как Аллах Милостив к своим рабам. Он не оставил их жить в сомнениях и заблуждении, лишив их руководства и указания. Напротив, Он послал к ним Мухаммада, ниспослал им Куран, взял на себя ответственность за его сохранение от искажений и изменений, разъяснил истории Адама и Иисуса, сына Марии, мир им обоим, не оставив ни сомнения, кроме как ответив на него, и не оставив сути чего-либо, не разъяснив это. Хвала Аллаху за милость ниспослания Курана.
И то, что послужило причиной для написания мною этого краткого исследования, это – чтобы представители других религий знали, каково убеждение мусульман в отношении Адама, мир ему, в общем, и знали концепцию первородного греха, в частности.
Я обнаружил в ходе некоторых своих диспутов с христианами, что в концепции первородного греха имеются определённые моменты, которые никак не вяжутся с разумом и с вероубеждением кого-либо из божьих пророков. Так же данная концепция не соответствует таким великим атрибутам Аллаха, как Справедливость и Милость. Более того, из их убеждений следует, что все люди, которые умерли до Мессии, сына Марии, не имели искупления и все они попадут в Ад. Конечно, это явное противоречие разуму и явная несправедливость, от которой далёк Милостивый Аллах.
И мне вспоминается один случай, как однажды я поведал об убеждениях мусульман в отношении Адама одной женщине, ищущей истину, приведя ей разные цитаты из Курана, повествующие об Адаме, что поразило её и привело в изумление, и впоследствии будто какой-то душевный узел, связывающий её до этого, отпустил её.
А затем:
Это краткое исследование освещает историю первого из пророков, нашего отца Адама так, как это описывается в священном Куране и в достоверных приданиях Пророка.
Тематика этого исследования, следующая:
- Сотворение Адама.
- Избрание Аллахом Адама.
- Сотворение Евы.
- Почтение, оказанное Всевышним Аллахом, всему человечеству.
- Цель сотворения людей и джиннов.
- Цель прихода посланников.
- Понятие «поклонения» в Исламе.
- Повеление Всевышнего ангелам совершить земной поклон Адаму в виде приветствия, и высокомерие Иблиса в неподчинении этому велению.
- Итоговое исследование в определении шайтана (Иблиса).
- Наместничество Адама на земле.
- Обучение Аллахом Адама всем именам.
- История Адама и запретного дерева.
- Самый великий и полезный вывод в истории Адама – остережение от дьявола.
- Самый великий и полезный вывод в истории запретного дерева – ложность концепции первородного греха, которая будет изложена в 18 пунктах.
Хотелось бы также указать, что комментарии к аятам в этом исследовании я в большей степени брал из известных книг по тафсиру, таких как «Краткое толкование Курана» («Ат-Тафсир аль-Муяссар») и толкование шейха ‘Абдур-Рахмана ас-Саади, именуемое «Тайсируль Карим».
Да приведёт Аллах каждого из нас к полезным знаниям, правильному вероубеждению, и да сделает Он нас из тех, кто слышит истину и следует за наилучшим.
О Аллах, Господь Джабраиля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, знающий скрытое и явное! Ты решаешь меж своих рабов то, в чём они разногласят. Веди меня по Своему велению к истине после разногласия. Поистине, Ты ведёшь, кого пожелаешь, по прямому пути.
Маджид ибн Сулейман
2 Шаабан 1435 по Хиджре / 31 Май 2014 год.
Объяснение некоторых повторяющихся терминов в книге
- Первый термин: «Да восхвалит его Аллах и приветствует» («салляЛлаху алейхи уа саллям»).
«Ас-салят» в отношении Пророка Мухаммада означает восхваление Аллаха для своего пророка среди ангелов. И это указывает на великий почёт, которому он был заслуженно удостоен, ведь посредством пророка Всевышний Аллах указал людям путь к истинной религии.
«Ас-салям» в отношении Пророка Мухаммада означает отдаление его от любых видов невзгод и неприятностей, как, например, преуменьшение достоинств его семейства или жён.
Поэтому, общим значением этого термина является: «О Аллах, восхвали своего пророка Мухаммада и защити его от всех невзгод и неприятностей».
И это предложение указывает на великое почтение и уважение. И каждый мусульманин обязан произносить эти слова при упоминании Пророка, и не подобает верующим произносить его имя так, как они произносят имена обычных людей.
- Второй термин: «Мир ему» («Алейхи салям»).
Если в отношении какого-либо пророка сказано «мир ему», то это подразумевает мольбу за него, дабы Аллах одарил его здравием и благополучием, а также безопасностью, чтобы никто не смог покуситься на его честь и достоинство даже после его смерти.
- Третий термин: «Насара».
До этого мы упоминали, что «насара» более известны как христиане. Это – последователи Мессии, то есть Иисуса, сына Марии.
Они были названы «насара» от слова «танасур», то есть взаимопомощь друг другу.
Некоторые указали, что они были названы так из-за апостолов, которые называли себя подобным образом, как это отображено в Куране, где Иисус спрашивает:
«Когда Иса (Иисус) почувствовал их неверие, он сказал: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы сказали: «Мы – помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!»
[Сура «Али Имран», аят 52]
Некоторые сказали, что это название они получили из-за селения в Палестине, где они поселились.
А некоторые посчитали, что это название селения, откуда вышел сам Иисус.
Так или иначе, слово «насара» происходит от слова «нусра» (помощь, поддержка), что, конечно же, является качеством похвальным и благородным.