Трактат третий. Часть 2.

Трактат третий. Часть 2.

Трактат третий.
Четыре исламских трактата для христиан.

Рассматриваемые темы:

  • Сотворение Адама;
  • Избрание Аллахом Адама;
  • Сотворение Евы;
  • Почтение, оказанное Всевышним роду человеческому, потомкам Адама и Евы;
  • Цель сотворения людей и джиннов;
  • Цель прихода посланников;
  • Значение слова «поклонение» в Исламе;
  • Земной поклон ангелов Адаму.

С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

1. Сотворение Адама.

Всевышний сказал:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из влажной и изменившейся по цвету и запаху глины».
[Сура «Аль-Хиджр», аят 28]

Толкование аята: «Поистине, мы сотворили Адама из твердой глины»

Эта глина такой консистенции, что, когда по ней стучат, она издает звук, подобно звуку из глиняных горшков при стуке, и именно на это значение указывает данный аят.

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной»
[Сура «Ар-Рахман», аят 14].

И эта твердая глина из черной гладкой глины, которая изменилась в своем цвете и запахе из-за длительного пребывания.

В других аятах Корана приходит обобщенное упоминание о сотворении Адама, как в словах Всевышнего:

«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам человека из глины”…»
[Сура «Сад», аят 71]

Также, имеется упоминание, что наш отец Адам был сотворен из земли, как об этом сказано в Коране:

«Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». – и тот возник»
[Сура «Али Имран», аят 59].

Суть этого аята в том, что сотворение Аллахом Иисуса без отца подобно сотворению Аллахом Адама без отца и матери, когда Он сотворил Адама из земли и затем сказал ему: «Будь», и он стал человеком.

Эти четыре аята повествуют нам о сотворении нашего отца Адама, мир ему.

Здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые значения слов Всевышнего:

«Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». — и тот возник.»
[Сура «Али Имран», аят 59]

Аят разъясняет, что заявление о божественности Иисуса потому, что он был сотворен без отца, является неприемлемым и ложным, ведь и Адам был сотворен без отца и матери, но никто не утверждает, что он является божеством. Кроме этого, Всевышний вдохнул в Адама из Своего духа и приказал ангелам совершить ему земной поклон для приветствия, и научил его именам всякой вещи, однако, несмотря на это, все единогласны (и мусульмане, и христиане, и иудеи), что Адам является лишь человеком и рабом Божьим, и не обладает никакими атрибутами божественности.

Если бы божественность Иисуса была истинной из-за того, что он рождён без отца, то божественность Адама была бы ещё правдоподобнее, так как он был сотворен без отца и матери. И известно, что никто не утверждает подобного, что указывает на то, что любые заявления о божественности, основанные на этом, являются ложными.

2. Избрание Аллахом Адама.

Всевышний сказал:

«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана.»
[Сура «Али Имран», аят 33]

То есть, Аллах выбрал Адама, Нуха, семейство Ибрахима и семейство Имрана, и сделал их лучшими людьми своего времени.

3. Сотворение Евы.

Всевышний говорит об этом в Коране:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.»
[Сура «Ан-Ниса», аят 1]

А также говорит:

«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоём воззвали к Аллаху, своему Господу: «Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных».
[Сура «Аль-‘Араф», аят 189]

То есть, одна душа – это Адам, и из нее Аллах сотворил ей пару, которую звали Ева, и сотворена она была из ребра Адама. На это указывают вышеприведенные аяты, и это мнение большинства толкователей Корана.

Также, в этих аятах указание на то, что она сотворена для того, чтобы Адам находил возле неё спокойствие и отдохновение. В итоге, всё это разъясняет нам, что наша мать Ева сотворена из ребра Адама. Аллах творит всё, что пожелает и как пожелает, потому что Он над каждой вещью мощен, и ничто не способно ослабить Его, и Его не спрашивают о том, что Он делает, однако люди будут спрошены о содеянном.

Небольшое примечание

Аллах сотворил Адама из земли, не от мужчины и не от женщины, и сотворил Еву от мужчины, но не от женщины, и сотворил Иисуса от женщины без мужчины, и сотворил всех остальных людей от мужчин и женщин, и Свят Тот, чья сила превосходит человеческий разум.

4. Почтение, оказанное Всевышним роду человеческому, потомкам Адама и Евы.

Разумеется, все люди произошли от Адама и его супруги, и Коран неоднократно подчеркивает, что все люди достойны почтения и не являются приниженными или презренными, как предметы или животные. Из доводов на это почтение является то, что Аллах подчинил им всё, что на небесах и на земле. Всевышний сказал:

«Сколько же поколений мы погубили после Нуха (Ноя)! Достаточно того, что Аллах знает и видит грехи Своих рабов».
[Сура «Аль-Исра», аят 70]

В этих аятах Всевышний поведал нам о своём почтении к потомкам Адама тем, что Он сотворил их в наилучшем образе. Как сказал Всевышний:

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике».
[Сура «Ат-Тин», аят 4]

То есть, Аллах сотворил человека, превосходящим иные творения, дал ему слух, которым он слышит, зрение, которым он видит, разум, которым он понимает и различает то, что является полезным для него, и то, что является вредным. Он сотворил ему ноги, которыми он ходит, и на которых он стоит, руки, которыми он работает, даёт и берёт, и возделывает эту землю, в то время как все другие животные не имеют всего этого, и, в частности, у них отсутствует эта огромная милость в виде разума.

Также, Всевышний почтил потомков Адама тем, что вывел из их числа посланников, подчинил людям разные виды животных, верблюдов, коней, мулов, подчинил им железо, дабы они производили из него средства для передвижения, которые известны сегодня всем, подчинил им моря, по которым они передвигаются на своих кораблях, дал им пропитание из благого и благие напитки, и выделил их над многими Своими творениями, и наделил великими достоинствами.

И разве за все эти милости Аллах не достоин благодарности в том, чтобы направить к нему все виды поклонения и отдалиться от поклонения чему-либо из творений?!

5. Цель сотворения людей и джиннов.

Всевышний Аллах по Своей мудрости сотворил джиннов и людей для великой цели, а именно – поклонения Ему.

Доводом на это являются слова Всевышнего:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
[Сура «Аз-Зарият», аят 56],

«Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона».
[Сура «Аль-Муминун», аят 116],

«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?»
[Сура «Аль-Кийама», аят 36].

То есть, неужели человек полагает, что он будет оставлен без внимания, без повеления и запретов, без воздаяния и наказания!?

6. Цель прихода посланников.

Всевышний отправил посланников, дабы они довели до людей откровение (поклонение Единому Аллаху), потому как посланники являются посредниками между Аллахом и Его творениями.

Помимо того, что посланники доводят до людей откровение, они также обучают их тому определенному закону, который был ниспослан каждому из них. Всё это можно классифицировать в шесть категорий:

1. Один только Аллах достоин поклонения, и все пророки призывали именно к этому, а также к оставлению поклонения кому-либо, помимо Него, будь это идолы, люди, пророки, камни и т.п. И с этой стороны религия всех пророков одна – это поклонение Единому Аллаху.

2. Вероубеждение, которое заключается в вере в Аллаха, Его ангелов, Его Писание, Его посланников, Судный День и в предопределение с его добром и злом.

3. Поклонение. Они обучали людей, как молиться, поститься и т.п.

4. То, что пришло в этих откровениях в отношении призыва к благонравию и морали и отдалению от непристойностей. Все эти откровения повелевают оказывать почет родителям, поддерживать родственные связи, почитать гостей, проявлять мягкость к бедным и обездоленным, говорить правдивые слова, хорошо относиться к соседям и тому подобные качества. В то же время эти откровения запрещают всякую несправедливость, агрессию, непослушание родителям, задевание чести, ложь, воровство, непристойные слова и подобные скверные поступки.

5. Все небесные откровения повелевают оберегать пять наиважнейших сфер человеческой жизни – религию, разум, имущество, честь и здоровье.

6. Все эти откровения напоминают людям о великом воздаянии Судного Дня, когда люди будут воскрешены из своих могил и будут призваны к ответу за свои поступки. И кто следовал пророкам, которые были посланы Всевышним, будет из обитателей Рая, а кто ослушался их, будет из обитателей Ада, как сказал об этом Всевышний:

«После этого вы непременно умрете. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены».
[Сура «Аль-Муминун», аяты 15-16]

7. Значение слова «поклонение» в Исламе.

Поклонение – это любовь и возвеличивание Аллаха с принижением себя перед Ним, выполняя Его приказы и отдаляясь от Его запретов таким образом, как это установлено в Откровении.

Всевышний сказал:

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера».
[Сура «Аль-Баййина, аят 5]

То есть, людям не было велено во всех этих откровениях ничего, кроме поклонения Единому Аллаху, и чтобы они были единобожниками, проявляли искренность по отношению ко Всевышнему во всем, что касается их обрядов и ритуалов, будь это молитва или милостыня, которая даётся бедным, и всё это и есть твердая религия, и всё это и есть Ислам. Поэтому, Ислам – это подчинение Аллаху в единобожии, следование Ему с послушанием и отдалением от многобожия.

8. Аллах повелел ангелам совершить земной поклон нашему отцу Адаму дабы поприветствовать его, однако Иблис возгордился и не выполнил повеление Всевышнего.

Всевышний Аллах упоминает историю земного поклона ангелов в нескольких местах Корана, что указывает на её важность, а повторение этой истории лишь увеличивает интерес к ней и желание вникнуть в неё с разных сторон в различных красноречивых формах.

Так, Всевышний говорит:

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих».
[Сура «Аль-Бакара», аят 34],

также говорит:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». Все ангелы до единого пали ниц, за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц. Аллах сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?». Иблис сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». Аллах сказал: «Изыди, и отныне ты будешь изгнан и побит. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния». Иблис сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Аллах сказал: «Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен». Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». Аллах сказал: «Это — путь, ведущий прямо ко Мне. Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой». Воистину, Геенна — это место, обещанное всем им. Там — семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть».
[Сура «Аль-Хиджр», аяты 28-44],

также говорит:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?». Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». Аллах сказал: «Изыди, и отныне ты будешь изгнан и побит. И проклятие Мое пребудет над тобой до Дня воздаяния». Иблис сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Аллах сказал: «Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен». Иблис сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». Аллах сказал: «Вот истина! Я говорю только истину. Я непременно заполню Геенну тобою и всеми, кто последует за тобою».
[Сура «Сад», аяты 71-85]

Объяснение аятов

Аллах выделил нашего отца Адама четырьмя особенностями, которые не были дарованы никому, кроме него[1]. Аллах сотворил его Своими обеими Руками, вдохнул в него из Своего Духа, обучил его именам всякой вещи и затем повелел ангелам совершить ему земной поклон для приветствия и почтения, но не для поклонения. И все ангелы поспешили выполнить волю Аллаха, кроме Иблиса, который отказался от поклона по причине зависти и высокомерия, будто ему не годится преклониться перед тем, кто сотворен из глины, в то время как он сотворен из огня. Он посчитал, что огонь лучше, чем глина из-за того, что огонь поднимается и возвышается, и он воспротивился Господу и ослушался Его, и его постигло самообольщение, которое обернулось против него же, и Аллах отдалил его от Своей милости, назвал его Иблисом, дабы все знали, что он тот, кто потерял надежду на милость Всевышнего, потому что слово «абляса» означает «потерявший надежду» или «впавший в отчаяние».

Иблис, хоть и не был из числа ангелов, однако приказ Аллаха ангелам распространялся и на него, так как он был в их сонме и уподоблялся им в поклонении и благочестии. Но, когда он ослушался Аллаха, то был отдален от них, как об этом сказал Всевышний:

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!»
[Сура «Аль-Кахф», аят 50]

И важно знать, что все джинны сотворены из огня. Передается от жены пророка Айши, что посланник Аллаха говорил:

«Ангелы сотворены из света, джинны сотворены из огня, а Адам сотворен из того, что вам известно».

— Муслим (2996).

После этого, Всевышний пригрозил Иблису и тем, кто последовал за ним из джиннов и людей, сказав: «Это – мой прямой путь», то есть: «ваше возвращение – ко Мне, и Я воздам вам за ваши деяния: благом за благо, злом за зло».

Далее, Всевышний повествует, что Иблис не имеет власти над искренними рабами Аллаха, и его власть распространяется лишь над обольщенными и заблудшими. А затем, Всевышний пригрозил Иблису и тем, кто последовал за ним из числа людей, адским огнем. Всевышний поведал, что у этого огня есть семь врат, через которые войдут последователи дьявола, да убережет нас Аллах от этого. Каждый войдет в ту дверь, которая соответствует его деяниям, и у него не будет никакого убежища. Каждая из этих дверей приводит к той степени Ада, которая хуже предыдущей, и так до тех пор, пока все обитатели Ада не будут поглощены огнем по мере своих мерзких деяний, и всё это по справедливости Аллаха, Свят Он и Велик.

Стоит обратить внимание на то, что земной поклон, который Аллах повелел совершить ангелам, не был с целью поклонения или обожествления Адама, а был лишь поклоном приветствия и почтения, подобно тому поклону, который совершили родители Юсуфа, когда прибыли в Египет, как сказано об этом в Коране:

«Он поднял своих родителей на трон, и они вместе с братьями пали ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это – толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как дьявол посеял вражду между мною и моими братьями. Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он — Знающий, Мудрый».
[Сура «Юсуф», аят 100]

То есть, Юсуф посадил своих родителей на трон возле себя, а его родители вместе с братьями совершили земной поклон для приветствия и почета, а не для поклонения и обожествления, и подобное считалось допустимым в их законе. Однако, в постановлениях Ислама такое является запрещенным и считается одним из видов поклонения, как мольба, молитва или пост. И всем известно, что в Исламе любое поклонение направляется только к Аллаху, и никому не позволяется совершать земной поклон перед кем-либо ни в качестве приветствия и почтения, ни, тем более, в качестве обожествления.

И только Аллах обладает правом что-то запрещать или разрешать, и, быть может, что-то запретное может стать разрешенным или что-то разрешенное может стать запретным по Его велению, потому как Он – Творец и Управитель, и, подобно тому, как никто не творит, кроме Него, так же никто не имеет власти повелевать, кроме Него. Всевышний сказал:

«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — Мать Писания».
[Сура «Ар-Раад», аят 39]

То есть, Аллах стирает то, что пожелает и оставляет то, что пожелает из своих законов по великой мудрости, которая известна только Ему, и которая, несомненно, приносит пользу людям.

Также, история о земном поклоне упоминается в суре «Аль-‘Араф». Всевышний сказал:

«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?». Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины». Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты — один из униженных». Иблис сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Аллах сказал: «Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка». Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». Аллах сказал: «Изыди презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами».
[Сура «Аль-‘Араф», аяты 11-18]

Эти аяты свидетельствуют о том, о чем мы упоминали ранее, и о том, что Всевышний приказал Иблису выйти из Рая по причине того, что он недостоин находиться там, ведь Рай создан для самых чистых творений, а зависть и высокомерие присущи лишь скверным творениям, поэтому он был изгнан из Рая и унижен, и стал одним из презренных.

В других аятах сказано, что он стал «побиваемым камнями» («раджим»), то есть «отдаленным от милости Всевышнего».

После всего этого, Иблис, отчаявшись в милости Аллаха, попросил отсрочки до Дня Воскресения, дабы он, не умирая, прожил до этого дня, и все это лишь с целью обольщения человеческого рода.

Всевышний дал ему эту отсрочку и сказал, что он и те, кто за ним последуют, будут обитателями Ада, по причине того, что Аллах пожелал испытать человеческий род посредством него, дабы стал явен правдивый и лживый, и дабы отличился тот, кто подчиняется Аллаху, от того, кто подчиняется дьяволу.

Иблис сказал: «Из-за того, что моим концом будет огонь, я приложу все усилия, чтобы сбить людей с прямого пути, и я буду в засаде на пути, которого Ты повелел им придерживаться». Именно поэтому дьявол бросает все свои силы на то, чтобы люди отклонились от этого пути – пути поклонения Единому Аллаху, а также от своего природного естества. Он украшает им поклонение как неодушевленным творениям в виде идолов, так и людям, таким как Мессия и его мать Мария. Он приходит к людям со всех сторон, приукрашивая для них ложь, и устремляет к мирскому, внушая сомнения о загробном. Он внушает им любовь к грехам, дабы большая часть людей не были из числа благодарных.

По этой причине Аллах изгнал его из Рая и отдалил от своей милости дважды. И Аллах сообщает нам обо всём этом, дабы мы были внимательны к козням дьявола, остерегались его, и знали совершенную милость Аллаха, оказанную нам. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам:

«Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?». Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием. Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания дьявола — всего лишь обольщение. Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем».
[Сура «Аль-Исра», аяты 61-65]

Толкование аятов

И это уже другие аяты, которые повествуют нам о той же истории, а смысл их приблизительно одинаковый. Однако, в данных аятах упоминаются слова Иблиса о том, что Всевышний выделил Адама над ним, и что, если Иблису будет дана отсрочка, то он обязательно возьмет верх над Адамом и его потомством посредством соблазнов и нечестия, и что это постигнет всех, кроме немногих, которые действительно были искренними в вере.

Аллах ответил Иблису и его последователям, устрашая их, дабы они вышли из Рая, и поведал, что их наказанием будет огонь. Кроме этого, Он дал возможность Иблису призывать каждого, кого тот сможет призвать, к греховному, использовать все свои войска из числа дьяволов, джиннов и людей для соблазна потомков Адама и украшать для них греховное: жажду имущества, проценты, взятки, кражи и т.д., а также украшать для них греховность в отношении детей, то есть их рождение без брака, или оставляя их без воспитания и внимания после их рождения.

Многие толкователи указывали, что оставление поминания имени Всевышнего во всем, что делает человек, делает дьявола соучастником этого дела. Также Всевышний позволил ему давать обещания его последователям. Несмотря на то, что обещания дьявола ложны, он обещает человеку, что грехи никак не навредят ему, и что не будет никакого Судного Дня, и что, даже если что-то подобное и будет, то человек обязательно будет обитателем Рая, и все эти обещания до единого ложны.

Всевышний сообщает нам, что у дьявола нет власти над искренними верующими, которых Аллах защищает и укрепляет.

9. Определение слова «иблис».

Иблис из числа джиннов, как об этом упомянул Всевышний в Коране (сура «Аль-Кахф»), а джинны сотворены из огня, как об этом сказано в Коране:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи».
[Сура «Аль-Хиджр», аят 28]

То есть, Мы сотворили джиннов до сотворения Адама из сильного огня, у которого нет дыма, как об этом сказано в Коране:

«и создал джиннов из чистого пламени (или из пламени, смешанного с дымом)».
[Сура «Ар-Рахман», аят 15]

Известно, что Иблис поклонялся Аллаху на протяжении долгого времени, насколько долго знает лишь Аллах. После сотворения Адама всем было велено поклониться ему в виде приветствия, и все ангелы выполнили это повеление и поклонились, кроме Иблиса, который отказался и возгордился по причине зависти и высокомерия к Адаму, как об этом сказал Всевышний в вышеприведенных аятах.

По причине этого дьявол стал неверным. Неверие в данном случае означает отрицание истины и ее непринятие. Всевышний сказал:

«Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу».
[Сура «Аль-Исра», аят 27]

Также сказал:

«Отец мой! Не поклоняйся дьяволу, поскольку он ослушался Милостивого».
[Сура «Марьям», аят 44]

После неверия дьявола Аллах изгнал его из Рая и дьявол поклялся, что он соблазнит и сведет с прямого пути потомство Адама, кроме тех кто крепко придерживался истинной религии, узаконенной Всевышним Аллахом, поскольку над ними у него нет власти.

И первая враждебность со стороны дьявола к людям проявилась в соблазнении Адама и его жены, дабы они вкусили плод с запретного дерева, речь о котором пойдёт ниже. Само слово «иблис» производное от слова «ибляс», что означает отчаяние и отчужденность от милости Аллаха.

Новое на сайте