Трактат четвёртый. История остальных пяти соборов

Трактат четвёртый. История остальных пяти соборов

Четыре исламских трактата для христиан.

Рассматриваемые темы:

  • История остальных пяти соборов;
  • Объяснение состояния христиан в основе их вероубеждения.

История шестого собора

После этого, во время правления Маркиона произошёл шестой собор. Этому предшествовало то, что собравшиеся из разных стран священнослужители пожаловались Маркиону о событиях последнего собора и той несправедливости, и предвзятости, которая имела место, и высказались, что воззрение Отэсуса распространилось среди людей и исказило христианство.

Император вызвал всех видных священнослужителей, количество которых достигло 630 человек. Они стали изучать высказывания Отэсуса и александрийского патриарха и пришли к заключению, что их убеждения суть искажение и их носители являются проклятыми. Они утвердили, что Мессия является и богом, и человеком, имеет две полные природы, в то время как является одним объектом. Они признали, что сын и отец находятся в одном месте, и что он – истинный бог от истинного Бога. Они также придали проклятию Ариуса и вынесли решение, что святой дух тоже является богом. И отец, и сын, и святой дух имеют единую природу и три ипостаси. Они утвердили догмат третьего собора, что дева Мария родила господа бога Мессию, который подобен Аллаху в божественной природе, и подобен нам – людям в своём человеческом облике, и что у Мессии есть две природы и одна ипостась. В добавок, они прокляли Нестора и александрийского патриарха. И этот собор тоже окончился проклятиями одних другими.

История седьмого собора

В дальнейшем, во время правления императора Анастаса произошёл седьмой по счету собор. К нему обратился человек по имени Сурс, заявив, что прошлый собор ошибся, и 630 человек, которые в нём участвовали, были неправы, а правда была на стороне Отэсуса и александрийского патриарха, поэтому следует донести во все страны, чтобы все участники прошлого собора были преданы проклятью, и чтобы все люди признали одно естество, одно желание и одну ипостась. Император последовал этому совету, но, когда это дошло до иерусалимского патриарха, тот собрал монахов и вместе они прокляли императора Анастаса, Сурса и каждого, кто говорит подобное.

Когда об этом узнал император, это ввергло его в гнев, и он отправил в ссылку иерусалимского патриарха в сторону Айля и заменил его на священника по имени Иоанн в иерусалимской патриархии, потому как этот Иоанн поддержал императора в этом конфликте.

Когда Иоанн прибыл в Иерусалим, монахи принялись уговаривать его и убеждать, чтобы он признал решение шестиста тридцати священников прошлого собора. Он согласился с ними и встал против императора. Узнав об этом, император послал войска, которые арестовали Иоанна. Монахи стали приходить к нему в темницу, советуя согласиться с предводителем войска в отношении того, что он призовёт проклятие на каждого, на кого призовут проклятие монахи.

В итоге, собралось более десяти тысяч монахов, которые прокляли несторианцев, Отэсуса, Сурса и всякого, кто не подчинился прошлым соборам. Это привело к замешательству предводителя войск, и он поспешил сообщить об этом императору с тем, чтобы Иоанна также подвергнуть ссылке. После этого монахи и священнослужители написали письмо императору, что они ни при каких обстоятельствах не примут воззрения Сурса, даже если прольётся их кровь. Также они требовали оставить их в покое. Римский патриарх также написал императору, осуждая его действия и проклиная его. На этой ноте проклятий и завершился этот собор.

У Сурса был ученик, которого звали Яков Бородей. Назван он был так потому, что надевал одежду из ткани, которая обычно служила для верховой езды. Она была пошита, и вся в заплатках. К этому человеку, который аннулировал первый догмат, и относятся яковиты.

После смерти Анастаса пришёл Константин, который вернул всё, что запретил предыдущий, на свои места. Он написал об этом в Иерусалим, так что все монахи собрались, держа перед собой его послание и радуясь этому. Однако, течение яковитов с тех пор стало главным в Александрии. Они убили патриарха, которого звали Павел.

После прихода к власти императора Юстиана, он послал большое войско в Александрию. Предводитель этого войска переоделся в одежду патриархов и вошёл в церковь, однако на него напали люди и чуть было не убили его, но он смог бежать, а через три дня он явился, заявив, что у него есть послание от императора. И был назначен день для прочтения этого послания. И, говорят, что весь народ Александрии был свидетелем этого события.

Этот полководец дал своим воинам приказ, что по выбранному заранее сигналу они обрушатся с мечами на людей. Он поднялся на кафедру и сказал:

«О жители Александрии, либо вы вернетесь к истине и оставите воззрения яковитов, либо вы не будете в безопасности от войска императора, которые прольют вашу кровь».

На это люди начали бросать в него камни и дошло до того, что чуть было не убили его. Тогда он подал знак своим воинам, которые напали на всех тех, кто был в церкви. И было убито огромное количество народа, о котором известно только Аллаху. А после этого в Александрии распространились убеждения малконитов.

История восьмого собора

После всего этого состоялся восьмой собор. Этому предшествовало то, что священник по имени Манбидж проповедовал убеждения переселения душ, и что нет никакого Судного Дня, и нет воскресения. А также некоторые священнослужители города Руха и Мопсуестии распространяли убеждения, что тело Мессии – это лишь иллюзия, а не нечто буквальное.

Всех их привезли в Константинополь, где они были спрошены патриархом этого города:

«Если его тело было лишь иллюзией, то его слова и дела тоже были лишь фантазией и воображением».

Также он сказал им:

«Поистине, Мессия восстал из мёртвых и научил нас, что все люди так же восстанут в Судный День».

Также он привёл другие тексты из Евангелия. После этого он вынес на них проклятие, а император повелел собрать собор, в котором проклятие будет обобщено. Собралось около 446 священнослужителей, которые прокляли еретиков и утвердили догмат, что тело Мессии является настоящим, а не иллюзией, и что он является совершенным богом и совершенным человеком, известен своими двумя природами, двумя желаниями и двумя действиями, и что он является единой ипостасью, и что этот мир будет уничтожен, и что Судный День наступит, и Мессия придёт в великолепие и будет судить живых и мертвых.

То есть, этот догмат соответствовал тому, с которым пришли ранее 380 священнослужителей первых соборов.

На этом этот собор завершился.

История девятого собора

Затем у них был девятый собор во время правления Муавии ибн Абу Суфьяна, да будет доволен ими Аллах. На этом соборе также имело место проклятие. Предшествовало этому всему то, что в Риме жил один монах, у которого было два ученика. Этот монах пришёл к правителю и начал порицать его за неприемлемые вероубеждения и неверие. За это правитель приказал отрубить ему руки и ноги и вырвать язык. И с одним из его учеников поступили так же. Второго же ученика просто избили плетьми и отправили в ссылку.

Об этом узнал император Константинополя, который назначил доверенных епископов, дабы они изучили произошедшее и поняли, кто на самом деле должен быть обвинен и проклят.

Было собрано 140 священников и 300 дьяконов. Когда те прибыли, император также привёл с собой 168 священников. Собрав всех их, он лишил дьяконов возможности присутствовать на этом соборе, и остались только 308 священников.

Руководили этим собором патриархи Константинополя и Антакии, которые низвели проклятие поименно каждому из священнослужителей прошлых соборов. После этого они изменили догмы путём добавления и удаления. Они сказали:

«Мы верим в единого от людей, единого сына, который является словом извечным и постоянным, равным с отцом богом по сути, который является нашим господом Мессией, имеющим две совершенные природы, два действия и два желания в одной ипостаси с одним ликом, совершенным в своей божественности и совершенным в своей человечности. И свидетельствуем, что божество сын в последние дни пречистой святой госпожи Марии стал телесным человеком, разговаривающим и разумеющим, и всё это по милости Аллаха, любящего человечество. И в отношении Иисуса не было ни смешения, ни дефекта, ни разъединения, ни разобщения, однако, он единый, совершающий то, что подобает совершать человеку в его естестве и совершающий то, что подобает божеству совершать в его естестве. Он является единым сыном, вечным словом, принявшим телесный облик, как на это указывает Евангелие. Но вместе с тем, этот переход не уменьшил его извечной возвышенности, однако ему присущи два действия, два желания и два естества: божественное и человеческое, посредством которых достигается совершенство слов истины. И каждая из этих двух природ взаимодействует с обратной стороной этого сущего, ведь два его желания не приходят в противоречие друг с другом, но человеческое желание взаимодействует вместе с божественным желанием, способным на всякую вещь».

Это был новый догмат этого собора, который они установили. Они прокляли всех священников, начиная с пятого собора и до их времён, и это примерно сто лет.

История десятого собора

Затем произошел десятый собор, когда умер прошлый император и пришёл к власти его сын. Собрались участники девятого собора и заявили, что их прошлый собор был ошибочным. Вследствие этого новый император собрал 300 священнослужителей, которые признали догматы пяти последних соборов и прокляли каждого, кто противоречил им.

Это и есть десять вселенских соборов, которые известны в истории. Участниками этих соборов было около 14000 священнослужителей, патриархов и монахов, в конце концов либо проклинающих, либо проклятых.

Объяснение состояния христиан в основе их вероубеждения

То, что мы упомянули выше, это состояние первых христиан, чьё время было близко ко времени Мессии, и ещё имелась какая-то информация о нём. Они имели действительную власть в государстве и могли самостоятельно принимать решения. Знающих и учёных было достаточно, но, несмотря на это, их отношение к религии было таковым, как было описано выше. Они постоянно находились в колебаниях, сомнениях и заблуждениях, не имея твердых основ даже в том, что касается их божества.

Напротив, каждый из них взял божеством свои страсти, обвиняя в неверии каждого, кто противоречит этим утверждённым новоявленным догматам. И они разделились в отношении своего пророка и по совместительству бога на разные мнения, как об этом сказал Всевышний:

«Скажи: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые ещё раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути».
[Сура «Аль-Маида», аят 77]

Если ты спросишь членов одного семейства из них об их религии и верубеждении в отношении их Господа и их пророка, то услышишь один ответ от мужа, совершенно другой ответ от жены, третий ответ от сына и четвертый ответ от прислуги. Что же говорить о тех, кто живёт в наше время, и является ничем иным, как отсеянным от предыдущих и остатком от прошедших.

И, поистине, удлинилось время между Мессией и его религией. Они и есть те, которые обязали людей следовать врагам посланников в виде безбожников и философов, и стали объяснять людям религию Мессии через призму этого безбожия, что ввергло их религию в непримиримое противоречие с разумом. Их мысли о посланниках и писаниях стали отдалённее от них, нежели мнения безбожников и философов. После всего этого они всё ещё имеют дерзость говорить людям: «Это и есть религия Мессии!», в то время, как это есть лишь смесь их непонимания посланников и писания вместе с возвеличиванием и принятием философов и безбожников.

Именно поэтому, когда одному из царей Индии упомянули три религии, он сказал:

«Что касается христиан и тех, кто сражается с ними, то я считаю, что сражение с ними обосновано и разумно, даже если в основе своей мы и не призываем к войне. Но именно для христиан я делаю исключение, потому как этот народ вознамерился противоречить разуму и воздвигнул вражду против него. Они углубились во всякие невероятные с точки зрения разума вещи, отдалившись от того, на чём люди всех религий из разумного, полезного и узаконенного. Они посчитали всякое невозможное возможным, и на этом образовали законодательство, которое ни в коей мере не может привести к благу. Однако, всё наоборот: разумное становится глупым, ясное становится заблуждённым, а благодетельное становится скверным, ведь те, чьё вероубеждение основано на непочтении к Творцу, а также на преуменьшении его высоких качеств, тем более отнесутся к творениям ещё в худшей степени. Всё это вкупе с тем, что до нас дошло об их невежестве, слабоумии, малости стеснения и нерешительности».

Я бы здесь добавил, что до него дошло от этих людей только самое малое и те, о ком он говорит, были ближе к эпохе пророчества. Платон, который был руководителем жрецов в Египте, а не тот Платон, который был учеником Сократа, говорил:

«Когда появился Мухаммад на берегах Аравии и мы увидели, как его дело побеждает всех, кто вокруг него, мы решили отправиться к Стефану вавилонскому, чтобы расспросить его и узнать его мнение. Когда мы уже были готовы к выходу из Египта, мы решили отправиться к Каратысу, который был нашим учителем, чтобы попрощаться с ним. Когда он увидел всех нас вошедшими к нему, он понял, что алтари остались без их жрецов. От этого он потерял сознание, и мы побоялись, что он мог умереть, однако через некоторое время он очнулся и приказал нам не плакать. Мы стали сдерживать себя, он же открыл глаза и сказал: «Это то, что я вам говорил ранее, и то, что я запрещал вам, и то, от чего остерегал. Поистине, вы народ, который изменил, и вас изменят. Вы подчинились невеждам из ваших правителей, и они перемешали вашу религию, и вы стали возвеличивать людей тем, чего достоин только Творец, и вы уподобились тому, кто хвалит перо, забывая писца, в то время как перо – лишь его действие».

Известно, что христиане совершили две великие ошибки, которые не может принять разум:

  • Первая из них – это обожествление творения, которое было сделано ими сотоварищем Творцу и его частью, без признания, что он является лишь рабом этого Творца.
  • Вторая же – опорочивание Творца ругательством в его сторону и кощунство. Это выражается в их заявлении, что Он, Свят Он и Велик, снизошёл со своего Трона и присутствовал в утробе женщины в течение девяти месяцев, покрытый её внутренностями, а после этого был рождён, принимал молоко матери, пеленался, плакал, испытывал голод и жажду, справлял естественные нужды, был ношен на руках и на плечах, пока не достиг взросления, был избит иудеями, и схвачен ими, и распят с колючками на голове, и, якобы, был прибит гвоздями, и испытывал великую боль, и всё это является их истинным богом, в руках которого мироздание, и которому они поклоняются.

Клянусь Аллахом, таких недостатков и непотребностей Творцу не приписывал никто из людей ни до них, ни после них, как об этом сообщил в Куране посланник Всевышнего, очистивший своего брата Мессию от всех этих непотребностей:

«Он сказал: «Всё так и будет! Господь твой сказал: «Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было»».
[Сура «Марьям», аят 9]

Посланник Аллаха сказал, передавая слова Всевышнего:

«Сын человеческий ругает меня, хотя ему не подобает этого. Сын человеческий лжёт обо мне, хотя ему не подобает этого. Что же касается ругани, то это его слова, что Аллах взял себе сына, в то время как я Единый, Вечный, не родил и не был рождён и не был мне подобен никто. Что же касается его лжи, то это его слова «Он не воскресит меня, как сотворил в начале». И поистине, воскрешение легче, чем изначальное творение».

— Аль-Бухари (3193).

Умар ибн Хаттаб говорил о христианах:

«Презирайте их, но не относитесь несправедливо, ведь, поистине, они сказали столько непристойного об Аллахе, чего не говорило ни одно творение»[1].

Клянусь Аллахом, те, кто поклоняются идолам, несмотря на свою вражду к Аллаху и его посланникам, несмотря на своё сильное неверие, не называют свои божества из камня, дерева или железа, которым они поклоняются, так, как это делают христиане с Господом земли и небес.

Всевышний Аллах в сердцах этих многобожников величественнее и почтеннее, чтобы они описывали его подобным, однако их многобожие проявляется в том, что они поклоняются наряду с Ним другим божествам, являющимся созданными и вымышленными ими, а также они считают, что эти божества приближают их к Аллаху.

И, поистине, в основе убеждений христиан, что души пророков, мир им, находились в Огне в плену Иблиса со времён Адама и до прихода Мессии, и что Авраам, и Моисей, и Ной, и другие, мир им, подвергались наказанию в Огне по причине греха Адама, когда он принял в пищу плод из запретного дерева. Каждый раз, когда умирал кто-то из потомков Адама, дьявол заключал его в темницу этого Ада за грех первоотца, а затем, когда Аллах захотел для них милости и освобождения от наказания, Он, якобы, придумал хитрость против дьявола, спустившись с трона величия в утробу Марии, после чего родившись, и достигнув зрелости, дав его врагам-иудеям распять себя, казнить и истязать. Таким образом, посредством этой крови и искупления были спасены все пророки и посланники, и эта кровь была пролита, дабы все потомки Адама достигли довольства Всевышнего, ведь до этого первородный грех обременял их всех. А каждый, кто сомневается во всём этом или же порицает это, считая Всевышнего выше всего того, что они ему приписывают, также после смерти будет наказуем в темнице дьявола в Аду, пока не признает упомянутое выше.

Мы видим, как они приписали к истинному Богу то, чего не может сказать даже ничтожнейший из людей, и даже многобожники не говорят подобного в отношении своих идолов. Они оболгали Аллаха в том, что Он не принял покаяние Адама, описали Его несправедливостью в том, что Он позволил находиться пророкам, посланникам и приближенным на протяжении всех веков в Аду за грех их праотца. А также приписали Господу крайнюю степень глупости тем, что Он избавил их от наказания, предав себя своим врагам для пролития своей крови. Кроме этого, приписали Творцу крайнюю степень слабости в том, что Он не мог спасти человечество без всех этих ухищрений одной своей силой и мощью. И, более того, приписали Творцу крайнюю степень недостатков тем, что его враги смогли взять верх над ним и над его, якобы, сыном, сделав то, что они сделали.

В итоге, мы видим, что нет ни одного народа, который бы ругал своего Господа и Бога, как это сделали христиане. Некоторые имамы мусульман, когда видели христиан, закрывали глаза, говоря при этом:

«Я не могу взирать на того, кто ругает своего Господа таким образом, как эти люди».

По этой причине некоторые цари, обладающие мудростью, говорили:

«Поистине, противостояние этим людям является обязательным по всем законам и согласно любому разуму. Они являются позором всего человечества, нарушившим всё рациональное и узаконенное».

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Подобные слова также передаются от Муаза ибн Джабаля. См. Книгу «Бугъяту аль-Муртад» С.503, автор Ибн Таймия.

Новое на сайте