Трактат четвёртый. Четыре исламских трактата для христиан.

Трактат четвёртый. Четыре исламских трактата для христиан.

Рассматриваемые темы:

  • Постепенные изменения, которые произошли на протяжении веков с посланием Мессии после его вознесения;
  • История первых пяти вселенских собора.

Постепенные изменения, которые произошли на протяжении веков с посланием Мессии после его вознесения

Избранное из книги «Игъасату Ляхфан» Ибн Каййима аль-Джаузия

Ибн Каййим упоминает в своём послании после истории Мусы и его народа, что произошло с Торой, как она была искажена, и как они последовали воззрениям философов:

«Затем Всевышний, Свят Он и Велик, послал своего раба, посланника и своё Слово – Мессию, сына Марии, мир ему и благословение, который обновил для сынов Исраиля их религию, разъяснил им их особенности, призвал их к поклонению Единому Аллаху и отстранению от всяких новшеств и вредоносных воззрений, однако они оболгали его и стали враждовать с ним, обозвав его и его мать великими словами, преследуя цель убить его. Однако, Аллах очистил его имя и вознёс к себе так, что ничего из их козней не коснулось его. Также, Всевышний даровал Мессии апостолов, которые призывали к его религии и закону так, что религия стала очевидной, против каждого, кто ей противился, и даже цари начали принимать эту религию, и призыв распространился и утвердился через 300 лет после Мессии.

Затем религия Мессии стала подвергаться искажениям до тех пор, пока полностью не была утеряна христианами. Они стали придерживаться религии, которая была чем-то между религией Иисуса и многобожием, и всё это было с целью угождения другим народам, дабы они приняли христианство. Они переняли нечто у многобожников, которые поклонялись солнцу, изменив это поклонением в сторону востока. Кроме этого, они переняли философию единства разума, разумного и разумения к воззрению единства отца, сына и святого духа.

И в то время у них ещё оставались некоторые практики из религии Мессии, такие как обрезание, полное омовение, возвеличивание субботы, запрет свинины, запрет всего, что запретила Тора, но затем и эти практики были отменены, и дошло до того, что они разрешили свинину, дозволили субботу, заменив её на воскресенье, оставили обрезание и полное омовение.

Известно, что Мессия молился в сторону Иерусалима, однако они стали молиться в сторону востока. Мессия никогда не почитал и не возвеличивал крест, однако они стали поклоняться кресту. Мессия никогда не постился таким постом, который придумали они, и не призывал к этому, однако они установили этот пост, сделав так, чтобы он выпадал на весенний сезон, таким образом, поменяв количество дней лунного месяца на измененное количество солнечного. Они стали поклоняться, будучи оскверненными, в то время как Мессия был крайне чистоплотен и очищен. Всем этим они хотели отличиться от иудеев, однако изменили религию Мессии, приблизившись к философам-многобожникам, дабы они оказали им поддержку против иудеев».

История первого собора

Когда религия Мессии пришла в упадок, представители христианства стали собирать собрания, которые они нарекли соборами. Таких соборов было более восьмидесяти. После каждого из них их разногласия только увеличивались, проклинания в адрес друг друга стали обычным делом. Это достигло таких масштабов, что даже некоторые из них сказали:

«Если десять христиан соберутся для обсуждения чего-то, они разойдутся с одиннадцатью мнениями».

Так, император Константин собрал собор из священнослужителей, монахов, ученых с различных стран, количество которых достигло 318 человек. Он сказал им:

«Вы сегодня являетесь учеными христианства, так найдите согласие, чтобы объединить эту религию и придайте того, кто будет противоречить этому анафеме и проклятью».

Они стали раздумывать и анализировать и пришли к некоторым решениям, которые по сей день имеют место в христианстве. Все это произошло в городе Никея при правлении Константина.

Причиной этому послужило то, что патриарх Александрийский запретил Ариусу вход в церковь и проклял его. После этого Ариус вместе с двумя своими сподвижниками отправился к правителю Константину и пожаловался ему. Им было предложено организовать открытую полемику в присутствии правителя. Константин собрал их и, обратившись к Ариусу, сказал:

«Объясни свои воззрения».

Ариус ответил:

«Я говорю, что Отец был, когда ещё не было сына, затем Он создал сына, который был Его словом, однако он был сотворенным. Затем, Он поручил некоторые решения этому слову, в то время как сам являлся Творцом небес и земли и того, что между ними. После этого, это слово объединилось вместе со святым духом в деве Марии, которое впоследствии стало Мессией. Поэтому, Мессия имеет два значения: слово и тело, и всё это является сотворенным».

Тогда александрийский патриарх сказал:

«Сообщи нам, что является для нас обязательным: поклоняться тому, кто нас сотворил или тому, кто нас не сотворил?».

На это Ариус ответил:

«Напротив, конечно, поклоняться тому, кто нас сотворил».

На что патриарх сказал:

«Поклоняться сыну, который сотворил и сотворён правильнее, чем поклоняться Отцу, который не сотворен»[1].

Услышав это, император Константин и присутствующие посчитали слова патриарха прекрасными, и было велено проклинать Ариуса и каждого, кто имеет его убеждения.

После этого патриарх предложил императору, чтобы он собрал всех священнослужителей в месте, где они могут рассказать эту историю и разъяснить людям религию. В свою очередь, Константин через год и два месяца собрал с разных городов и областей 2048 священнослужителей. Их идеи были разными и их религиозные убеждения были многообразны. Когда они собрались, начались крики и рёв так, что император пришёл в удивление от подобных разногласий. Он предложил им гостеприимство и повелел вести диспуты, пока не выявится истинная религия. Эти диспуты продолжались долгое время, пока 318 человек из них не пришли к одному мнению и не стали оспаривать остальных до тех пор, пока их мнение не взяло вверх.

В это время император уединился с этими 318 священниками. Он взял с собой свою печать, свой меч и свой кинжал. Всё это он предложил этим священнослужителям, сказав:

«Теперь вы правите этим царством. Делайте то, что вы считаете правильным для пользы вашей религии и народа».

Они благословили его, вручили ему его же меч, сказав при этом:

«Распространяй христианство и защищай его».

А также они вручили ему тот договор «аль-амана», который был итогом этого собора, и было решено, что никто не может быть христианином, пока не признает то, что было утверждено на этом соборе, и без принятия этого ничьё поклонение не будет принятым.

Текст этого решения таков:

«Мы веруем в Аллаха – Единого Отца, Царя всякой вещи, Создателя того, что мы видим и не видим, а также в Единого Господа – Иисуса, Мессию, сына Аллаха Единого, первого творения, который был рожден от своего Отца до всех миров и который не является сотворенным. Истинный бог от истинного Бога, от сути своего Отца, в руке которого управление мирами и сотворение всего. Того, из-за которого было искупление всем людям с небес, который принял облик из святого духа, стал человеком, был в утробе матери, затем был рожден девой Марией. Он испытывал боль, ранения, был убит, распят и похоронен. На третий день он воскрес и вознесся на небеса, и воссел по правую сторону от своего Отца, и он готов прийти ещё раз, дабы судить между мёртвыми и живыми. Также мы веруем в святого духа единого. Дух истинный, который вышел от Отца, дух Его любви и единого искупления для прощения грехов. Также мы веруем в единую святую общину первосвященников, а также в воскрешение наших тел и в вечную жизнь».

И это было решением, на котором объединились самые основные течения христианства, и которое было подтверждено патриархами и священнослужителями как символ христианства. Главами этого собора были патриархи Александрии, Антакии и Иерусалима. Так, они утвердили данное решение, а затем разъехались в согласовании, что проклят каждый, кто противоречит этому единому догмату, и от подобных людей отрекаются и придают анафеме.

История второго собора

Ариус стал призывать к своему вероубеждению, внушая антипатию христиан к тем 318 священникам. Он собрал огромное количество людей и направился в Иерусалим. Следует отметить, что многие христиане не одобряли тот собор. Когда же они собрались, Ариус сказал:

«Поистине, те люди проявили ко мне несправедливость, не выслушали мои аргументы и лишили меня сана не по праву».

Многие из присутствующих поверили ему, однако некоторые всё же оставались на другой стороне. Впоследствии, они напали на него и чуть было не убили, если бы не сын сестры царя, спасший его. В таком положении они разошлись.

История третьего собора

Спустя 58 лет после первого собора состоялся третий вселенский собор. Причиной этому послужило обращение вельмож и полководцев к императору, которые сетовали:

«Поистине, убеждения людей пришли в упадок и мнение Ариуса возобладало над людьми. Прикажи же собраться всем патриархам и священнослужителям, дабы разъяснить христианскую религию».

После этого приказа в Константинополе собралось 150 священнослужителей, во главе которых были патриархи Александрии, Антакии и Иерусалима. Они стали изучать убеждения Ариуса, который считал, что святой дух является творением, а не богом.

Александрийский патриарх сказал:

«У святого духа, согласно нашим убеждениям, нет другого значения, кроме как дух Аллаха, а дух Аллаха – это ничто иное, как Его жизнь. Если мы скажем, что святой дух является сотворенным, то придётся сказать, что дух Аллаха также является сотворенным, а если это так, то и Его жизнь сотворена, а это ведёт к тому, что он не является живым, а всякий, кто сказал подобное, становится неверным, а всякий, кто становится неверным, заслуживает проклятия».

Таким образом, они прокляли Ариуса и всех его последователей и заявили, что святой дух есть творец и истинный бог, а не творение. А также они утвердили, что природа отца и сына едина, и добавили этот пункт в ту догму, которую установил первый собор из 318 священников:

«Мы веруем, что святой дух – оживляющий, который от отца исходит».

В то время, как в первом догмате было написано: «Верим в святой дух».

Затем они объяснили, что отец, сын и святой дух – это три ипостаси в одном, таким образом, исказив откровение. Также александрийский патриарх разрешил монахам и священнослужителям принимать в пищу мясо, хотя до этого они не совершали подобного. Итогом этого собора стало проклятье всех, кто противоречит установленной

История четвертого собора

Через 51 год состоялся очередной, четвертый по счету собор под предводительством Нестора.

Его убеждения заключались в том, что Марьям не является богородицей в прямом смысле этого слова, однако это два сущего: божество, которое от отца, и человек, который от Марьям, и что этот человек не является сыном в буквальном смысле, однако является чудом и знамением.

Эти воззрения дошли до священнослужителей в разных городах, что привело к переписке, и, в конечном итоге, к признанию этого мнения ошибочным.

Около двухсот священнослужителей собрались в городе Эфес, откуда они написали Нестору, приглашая его на диспут, от которого он три раза отказался. Они объявили его неверным, лишили сана и прокляли, затем утвердили, что Марьям родила бога и что Мессия является истинным богом и человеком, имея две природы, которые едины в ипостасях.

После проклятия Нестора это разгневало патриарха Антакии, который вместе со своими последователями встретился с теми, кто призывал к диспуту. Среди них возникла смута, дошедшая до кровопролития, и продолжалось это до того момента, пока не вмешался император. В конечном счете, была утверждена догма, что святая Марьям родила бога, который со своей матерью имеют и человеческую природу.

Проклятие Нестора отменено не было. Он же после всех этих событий отправился в Египет и прожил там семь лет вплоть до своей смерти. И его воззрения подверглись забвению, пока не были воскрешены Ибн Сарма Мутраном, который распространил эти воззрения на востоке, поэтому большинство христиан Ирака и востока являются несторианцами.

В итоге, четвертый собор был распущен на решении проклятия Нестора и всякого, кто говорит подобное ему. И, как мы видим, все их соборы приводили к одному итогу, а именно: обвинение в заблуждении между проклинаемыми и проклинающими.

История пятого собора

После этого, состоялся пятый по счету собор. В то время в Константинополе жил врач-монах, которого звали Отэсус, и который утверждал, что тело Мессии не было подобно нашим телам, и до того, как Мессия стал телесным, у него были две природы, а после этого осталась только одна.

Это были воззрения якубитов. К этому врачу отправился один из служителей, провёл с ним диспут, в котором врач превзошёл его в аргументах.

Затем этот священнослужитель вернулся в Константинополь и сообщил о произошедшем патриарху, который послал к этому врачу александрийского патриарха, а также собрал толпу людей, которым врач сказал:

«Если мы скажем, что Мессия обладал двумя природами, то мы примем убеждения несторианцев, однако мы говорим, что Мессия обладает одной природой и одной ипостасью. И, поистине, у него были две природы до его телесности, но после того, как он обрёл тело, его ипостась стала одна».

Константинопольский патриарх, в свою очередь, ответил:

«Если у Мессии только одна природа, то она либо вечная, либо сотворённая, потому как не может объединиться в одно и то же время и вечное, и сотворенное, а иначе стоящий был бы сидящим, а жаркий был бы холодным».

Несмотря на это, врач отказался признавать свою ошибку, за что был проклят. Затем он обратился к императору, сказав, что, он был обвинён несправедливо, и попросил собрать всех главных служителей церкви, которые и были собраны в городе Эфес. На этом соборе александрийский патриарх защитил убеждения Отэсуса и оспорил патриархов Константинополя, Антакии, Иерусалима и других областей. Также он написал письмо римскому патриарху и всем отсутствующим, что они предадутся анафеме и лишатся сана, если не признают убеждение Отэсуса.

Таким образом, догмат был нарушен, и убеждение Отэсуса распространилось в большей степени в Египте и Александрии, и впоследствии стало течением якубитов.

Так был распущен пятый собор на основе проклятий и проклинающих, заблуждений и заблуждённых.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    От переводчика: то есть тот, кто объединил в себе качества творца и качества творения больше достоин поклонения чем тот, что объединил в себе лишь качества творца.

Новое на сайте