Виды единобожия и многобожия. Важные уроки для всей общины

Виды единобожия и многобожия. Важные уроки для всей общины

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок четвертый.
Виды единобожия и многобожия

Рассматриваемые темы:

  • Виды единобожия;
  • Виды многобожия.

Три вида единобожия

Разъяснение классификации единобожия, согласно которой оно делится на три вида:

  • единобожие в Господстве;
  • единобожие в Божественности;
  • и единобожие в именах и атрибутах Аллаха.

Единобожие в Господстве — это вера в то, что Аллах является Творцом всякой вещи и управляет всякой вещью, не имея в этом сотоварищей.

Единобожие в Божественности — это вера в то, что Всевышний Аллах, и только Он Один, достоин поклонения и у Него нет в этом сотоварищей. Это и есть значение слов: «Нет божества, кроме Аллаха», — нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. Все виды поклонений, такие как молитва, пост и другие, необходимо искренне обращать только к Единому Аллаху, и запрещается поклоняться кому-либо другому.

Единобожие в именах и атрибутах Аллаха — это вера во все имена и атрибуты Аллаха, упоминающиеся в Коране и достоверных хадисах. Причём человек должен верить в них, утверждая их так, как подобает Аллаху, без искажения, отрицания, уподобления или вопросов «как», основываясь на словах Всевышнего:

قُلۡ هُوَ ٱللَّهُ أَحَدٌ ١ ٱللَّهُ ٱلصَّمَدُ ٢ لَمۡ يَلِدۡ وَلَمۡ يُولَدۡ ٣ وَلَمۡ يَكُن لَّهُۥ كُفُوًا أَحَدُۢ٤

«Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»
[сура «Аль-Ихляс», аяты 1–4],

— а также на Его словах:

لَيۡسَ كَمِثۡلِهِۦ شَيۡءٞۖ وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий»
[сура «Аш-Шура», аят 11].

Некоторые учёные объединили этот вид единобожия с единобожием Господства, иначе говоря, согласно их классификации, единобожие делится только на два вида. Однако это лишь терминологическое разногласие, не меняющее значения, которое и так понятно.

Объяснение

В этом уроке автор сначала рассказывает о классификации единобожия, а затем многобожия. Существует три вида единобожия.

1. Единобожие в Господстве

— это признание существования Аллаха и того, что Он является Господом, Творцом, Дающим пропитание, Управляющим, у Которого нет сотоварищей ни в чём из этого.

Признания единобожия в Господстве недостаточно без признания единобожия в Божественности, иначе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не воевал бы с неверными курайшитами, ведь они признавали существование Аллаха и то, что никто, кроме Него, не творит и не даёт пропитания, но вместе с тем они придавали Ему сотоварищей в поклонении и Божественности.

2. Единобожие в Божественности

— это признание единственности Аллаха в качестве объекта поклонения, то есть человек не обращает никаких актов поклонения ни к кому, помимо Аллаха: он никого не обожествляет, никому не даёт обеты, никого не просит о помощи, ни к кому не взывает и никому не молится.

Таким образом человек достигает единобожия в Божественности.

3. Единобожие в именах и атрибутах Аллаха

— вера в то, что Аллах, Свят Он и Велик, обладает прекрасными именами и величайшими атрибутами, которые пришли в Книге Всевышнего и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Они присущи Ему так, как подобает Его величию, и мы верим, что великие атрибуты Аллаха абсолютно совершенны, без малейшего изъяна, поэтому мы не занимаемся их искажением, неправильным толкованием и отрицанием, не уподобляем их атрибутам творений и не задаем относительно них вопроса «как».

Имена и атрибуты Аллаха ниспосланы свыше, поэтому запрещается давать Аллаху имена или приписывать Ему атрибуты, отличные от тех, которыми назвал или описал себя Он Сам или Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Виды многобожия.

Большое многобожие

Видов многобожия три:

  • большое;
  • малое;
  • и скрытое.

Большое многобожие уничтожает все деяния и ввергает в вечный Огонь того, кто умирает на нём, как сказал Всевышний:

مَا كَانَ لِلۡمُشۡرِكِينَ أَن يَعۡمُرُواْ مَسَٰجِدَ ٱللَّهِ شَٰهِدِينَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِم بِٱلۡكُفۡرِۚ أُوْلَٰٓئِكَ حَبِطَتۡ أَعۡمَٰلُهُمۡ وَفِي ٱلنَّارِ هُمۡ خَٰلِدُونَ ١٧

«Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне»
[сура «Ат-Тауба», аят 17].

И Рай становится запретным для того, кто умер на этом многобожии, не покаявшись:

إِنَّهُۥ مَن يُشۡرِكۡ بِٱللَّهِ فَقَدۡ حَرَّمَ ٱللَّهُ عَلَيۡهِ ٱلۡجَنَّةَ وَمَأۡوَىٰهُ ٱلنَّارُۖ وَمَا لِلظَّٰلِمِينَ مِنۡ أَنصَارٖ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников»
[сура «Аль-Маида», аят 72].

Аллах сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَغۡفِرُ أَن يُشۡرَكَ بِهِۦ وَيَغۡفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَآءُۚ وَمَن يُشۡرِكۡ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱفۡتَرَىٰٓ إِثۡمًا عَظِيمًا ٤٨

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех»
[сура «Ан-Ниса’», аят 48].

К большому многобожию относится взывание к умершим, идолам, обращение к ним с просьбами о помощи, принесение им обетов и жертв и тому подобное.

Объяснение

Видов многобожия три: большое, малое и скрытое.

Автор называет три вида многобожия, и мы постараемся разъяснить их ниже.

Большое многобожие уничтожает все деяния и ввергает в вечный Огонь того, кто умирает на нём, как сказал Всевышний:

مَا كَانَ لِلۡمُشۡرِكِينَ أَن يَعۡمُرُواْ مَسَٰجِدَ ٱللَّهِ شَٰهِدِينَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِم بِٱلۡكُفۡرِۚ أُوْلَٰٓئِكَ حَبِطَتۡ أَعۡمَٰلُهُمۡ وَفِي ٱلنَّارِ هُمۡ خَٰلِدُونَ ١٧

«Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне»
[сура «Ат-Тауба», аят 17].

Слова Аллаха: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха», — указывают на то, что поклонение неверного в мечети не приносит ему пользы, напротив, все его деяния напрасны из-за его многобожия. Нет сомнения в том, что поклонение в мечетях — одно из лучших деяний, однако необходимо, чтобы поклонению физическому сопутствовало поклонение духовное:

إِنَّمَا يَعۡمُرُ مَسَٰجِدَ ٱللَّهِ مَنۡ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَلَمۡ يَخۡشَ إِلَّا ٱللَّهَۖ فَعَسَىٰٓ أُوْلَٰٓئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ ٱلۡمُهۡتَدِينَ ١٨

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути»
[сура «Ат-Тауба», аят 18].

Есть такие люди, которые принижают поклонение в мечетях и их оживление, приводя в качестве аргумента аят:

أَجَعَلۡتُمۡ سِقَايَةَ ٱلۡحَآجِّ وَعِمَارَةَ ٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡحَرَامِ كَمَنۡ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَجَٰهَدَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِۚ لَا يَسۡتَوُۥنَ عِندَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلظَّٰلِمِينَ ١٩

«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей»
[сура «Ат-Тауба», аят 19].

Мы же ответим, что, конечно, сами по себе эти деяния не подобны вере в Аллаха, однако если вера сопутствует им, то они становятся лучшими деяниями. Если же выбирать между поклонением в мечети и верой в Аллаха, то, разумеется, ни поклонение в мечети, ни поение паломников не являются благом сами по себе и при отсутствии веры не приносят ни малейшей пользы тому, кто их совершает, потому что вера является условием принятия всех благих дел; а всё, что упомянуто, является благими делами.

И Рай становится запретным для того, кто умер на этом многобожии, не покаявшись:

إِنَّهُۥ مَن يُشۡرِكۡ بِٱللَّهِ فَقَدۡ حَرَّمَ ٱللَّهُ عَلَيۡهِ ٱلۡجَنَّةَ وَمَأۡوَىٰهُ ٱلنَّارُۖ وَمَا لِلظَّٰلِمِينَ مِنۡ أَنصَارٖ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников»
[сура «Аль-Маида», аят 72].

Аллах сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَغۡفِرُ أَن يُشۡرَكَ بِهِۦ وَيَغۡفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَآءُۚ وَمَن يُشۡرِكۡ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱفۡتَرَىٰٓ إِثۡمًا عَظِيمًا ٤٨

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех»
[сура «Ан-Ниса’», аят 48].

Большое многобожие — это поклонение наряду с Аллахом кому-то другому, и это многобожие аннулирует все деяния, как сказал Всевышний:

لَئِنۡ أَشۡرَكۡتَ لَيَحۡبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ ٱلۡخَٰسِرِينَ

«Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»
[сура «Аз-Зумар», аят 65].

Этот вид многобожия обязательно ввергает того, кто совершил его и не покаялся, в вечный Огонь, прибегаем к защите Аллаха от этого.

К большому многобожию относится взывание к умершим, идолам, обращение к ним с просьбами о помощи, принесение им обетов и жертв и тому подобное

— например упование на кого-то, помимо Аллаха или земной поклон перед кем-то, помимо Аллаха, а также любые акты поклонения. Всё это запрещено обращать к кому-либо, помимо Всевышнего; и подобное обращение является большим многобожием.

И наиболее ужасным и распространенным на землях мусульман поклонением не Аллаху является поклонение могилам: обход вокруг них, земные поклоны и жертвоприношения, совершаемые перед ними, просьбы о помощи и мольбы, которые обращают к этим могилам. Всё это запрещено и всё это является многобожием, как, например, слова, произнесенные у какой-либо могилы: «О такой-то! О Али! О Джайляни!» А ещё ужаснее, что люди проявляют постоянство в этом многобожии, совершая его в дни бедствий и в дни благоденствия, тогда как ранние многобожники совершали подобное только во время благоденствия, когда же их постигали бедствия, они возвращались к своему естеству и обращались только к Единому Аллаху.

Малое многобожие

К малому многобожию относится ряд деяний, упомянутых в текстах Корана и Сунны и названных многобожием, но при этом не доходящих по степени своей тяжести до категории большого многобожия. Это, например, такие деяния как показуха, клятва кем-то, помимо Аллаха, слова: «Как пожелал Аллах и ты», — и тому подобное.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Больше всего я опасаюсь, что вас поразит малое многобожие». Его спросили: «Что это?» — и он ответил: «Показуха».

Этот хадис приводят имам Ахмад, ат-Табарани и аль-Байхаки по хорошей цепочке от Махмуда ибн Лябида аль-Ансари; а также ат-Табарани по достойным цепочкам от Махмуда ибн Лябида от Рафи‘ ибн Хадиджа от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто поклялся чём-то помимо Аллаха, тот совершил многобожие».

Хадис передал имам Ахмад с достоверным иснадом от ‘Умара ибн Хаттаба.

Также Абу Дауд и Тирмизи передали с достоверным иснадом от Ибн ‘Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто поклялся не Аллахом, поистине, совершил неверие». И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: “Пожелал Аллах и пожелал такой-то”, — а говорите: “Пожелал Аллах, а затем такой-то”»,

— как передал Абу Дауд с достоверным иснадом от Хузейфы ибн аль-Ямана.

Этот вид многобожия не выводит человека из Ислама и не становится причиной вечного пребывания в Огне, однако уменьшает совершенство обязательного единобожия.

Объяснение

К малому многобожию относится ряд деяний, упомянутых в текстах Корана и Сунны и названных многобожием, но при этом не доходящих по степени своей тяжести до категории большого многобожия.

Малое многобожие представляет для человека несколько меньшую угрозу, чем большое, но не исключает опасности полностью. Некоторые ученые даже сказали, что малое многобожие не прощается, в отличии от больших грехов; известно, что прощение больших грехов, совершаемых мусульманином, зависит от желания Всевышнего: если Он захочет, Он простит их, а если захочет — накажет за них.

В священных текстах приходит множество указаний на то, что многобожие, даже если оно малое, не прощается. Сказал Всевышний:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَغۡفِرُ أَن يُشۡرَكَ بِهِۦ وَيَغۡفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَآءُۚ وَمَن يُشۡرِكۡ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱفۡتَرَىٰٓ إِثۡمًا عَظِيمًا ٤٨

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех»
[Сура «Ан-Ниса’», аят 48].

Однако это не означает, что совершивший малое многобожие стал вероотступником и вечно пребудет в Огне; он будет подвергаться наказанию до тех, пор пока не очистится от этого многобожия, а потом войдет в Рай, если пожелает Аллах.

Это, например, такие деяния как показуха, клятва кем-то, помимо Аллаха, слова: «Как пожелал Аллах и ты»,

— и тому подобное — к примеру, слова: «Если бы не Аллах и такой-то». Всё перечисленное относится к малому многобожию.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Больше всего я опасаюсь, что вас поразит малое многобожие». Его спросили: «Что это?» — и он ответил: «Показуха». Этот хадис приводят имам Ахмад, ат-Табарани и аль-Байхаки по хорошей цепочке от Махмуда ибн Лябида аль-Ансари; а также ат-Табарани по достойным цепочкам от Махмуда ибн Лябида от Рафи‘ ибн Хадиджа от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Этот хадис является доводом на то, что показуха относится к малому многобожию, и иногда он передается от Махмуда ибн Лябида от Пророка , да благословит его Аллах и приветствует без посредника[1], а иногда при посредничестве Рафи‘ ибн Хадиджа[2]. Махмуд ибн Лябид был одним из самых молодых сподвижников, он вспоминал, как Пророк , да благословит его Аллах и приветствует играл с ним, когда ему было пять лет[3], и рассказывал, как он , да благословит его Аллах и приветствует набрал воды в рот и обрызгал его. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые хадисы он передавал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через посредника.

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поклялся чем-то помимо Аллаха, тот совершил многобожие». Хадис передал имам Ахмад с достоверным иснадом от ‘Умара ибн Хаттаба[4]. Также Абу Дауд и Тирмизи передали с достоверным иснадом от Ибн ‘Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, поистине, совершил неверие»[5].

Запрещено клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха, будь это родители, безопасность, Кааба, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Джибриль и т.д. Дозволена только клятва каким-либо из имён Всевышнего Аллаха или его атрибутов. Что же касается Всевышнего, то Он клянется любым Своим творением, каким пожелает, возвеличивая его таким образом.

И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: “Пожелал Аллах и пожелал такой-то”, — а говорите: “Пожелал Аллах, а затем такой-то”», — как передал Абу Дауд с достоверным иснадом от Хузейфы ибн аль-Ямана.

Этот вид многобожия не выводит человека из Ислама и не становится причиной вечного пребывания в Огне, однако уменьшает совершенство обязательного единобожия.

Скрытое многобожие

Третий вид многобожия — это скрытое многобожие, и доводом на это являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не сообщить ли вам о том, чего я опасаюсь для вас больше, чем Даджаля?» Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он ответил: «Это скрытое многобожие. Когда человек встает на молитву и украшает её, если видит, что на него кто-то смотрит». Привёл имам Ахмад в своем муснаде от Абу Са‘ида аль Худри»[6].

Объяснение

Третий вид многобожия — это скрытое многобожие, его также называют показухой.

Если человек совершает благие деяния, чтобы его увидели другие, например удлиняет молитву и проявляет в ней смиренность, когда на него смотрят люди, то это, конечно, является одним из видов многобожия, прибегаем к защите Аллаха от этого.

Подобные деяния скрываются от человека и заметить их сложнее, чем муравья, ползущего среди ночи[7], поэтому в хадисе передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал мусульманам обращаться к Аллаху с таким дуа:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ

/Аллахумма инни а’узубика ан ушрика бика уа ана а’лям, уа астагъфирука лима ля а’лям/

«О Аллах, я прибегаю к твоей защите от того, чтобы приобщать тебе сотоварищей сознательно, и прощу у тебя прощения за то, что сделал по незнанию»[8].

Эти слова становятся искуплением скрытого многобожия, в которое человек может впасть незаметно для самого себя, ведь шайтан проявляет максимум усилий, чтобы уничтожить деяния человека, поэтому показуха, примешиваясь к праведному деянию, уничтожает его или как минимум уменьшает награду за него. Если показуха сопровождала деяние от начала до конца, то оно не принимается. Если же она появилась во время совершения деяния, такого как молитва, пост, хадж или другие, и человек сопротивлялся этому, то ему это не навредит, если пожелает Аллах.

Этот вид многобожия очень опасен ввиду своей незаметности, поэтому каждому верующему необходимо выявлять его, наблюдая за своим сердцем и не давая ему возможности отвлекаться направо и налево. Человек должен неустанно направлять своё сердце к искренности в поклонении Аллаху.

С этой темой также связан вопрос объединения нескольких намерений в поклонении, например совершение омовения и для поклонения, и для охлаждения. Подобное объединение бывает разных видов:

  • объединение поклонения с поклонением;
  • поклонения с чем-то дозволенным;
  • или поклонения с чем-то запретным.

Разъясним это подробнее.

Первый вид — объединение намерения на одно поклонения с намерением на другое поклонение. Здесь также можно выделить несколько подвидов, например, оба поклонения являются обязательными, или же оба являются желательными, или одно из них обязательное, а другое — желательное. В зависимости от этого поклонение может быть принятым или аннулированным. Так, если человек вознамерился совершить обязательную молитву и добавил намерение на молитву приветствия мечети, то его молитва будет принята. Если же он вознамерился совершить обязательную молитву и сунну-ратиба, то всё это поклонение аннулируется.

Второй вид — это объединение намерения на поклонение с намерением совершить что-то дозволенное. Например, врач посоветовал больному больше ходить, чтобы сбросить вес, и больной предпочёл совершать обход вокруг Каабы, нежели ходить по улицам и рынкам, и совершал тауаф с намерением получить награду и намерением уменьшить вес. Такому человеку причитается награда, если пожелает Аллах, потому что он заменил простую ходьбу тем, что лучше. Точно так же, если врач посоветовал голодание и больной решил поститься, то за это он получит награду, если пожелает Аллах, поскольку он заменил дозволенное действие поклонением. Ещё один пример: если имам удлиняет поясной поклон, для того чтобы опоздавшие успели войти в молитву, это также является объединением намерения в поклонении, поскольку он продлил это поклонение для пользы своего брата-мусульманина и его молитвы. Конечно, это должно совершаться с условием, чтобы не затруднять других молящихся, хоть имам Куртуби и порицал подобное.

Третий вид — это объединение намерения на поклонение с чем-то запретным, например, если принесли жертву Всевышнему Аллаху и кому-то ещё. Это запрещено, мало того, это является большим многобожием, и мясо этой жертвы запретно.

В этом вопросе есть много дополнений, ответвлений и сомнительного. Относительно каких-то моментов нет разногласий, и все ученые сошлись либо на их дозволенности, либо на их запретности; другие же являются предметом разногласий.

Однако наибольшей награды, конечно же, заслуживает такое поклонение, которое было искренним и без объединения с чем-либо.

Деление многобожия на два или три вида

Возможна классификация, выделяющая только два вида многобожия: большое и малое. Что же касается скрытого многобожия, то некоторые его формы относятся к большому многобожию, например многобожие лицемеров, скрывающих свои скверные вероубеждения и демонстрирующих на людях приверженность Исламу, дабы спасись от наказания; а некоторые его формы относятся к малому многобожию, например показуха, упомянутая в хадисе от Махмуда ибн Лябида аль-Ансари и Абу Са‘ида.

Объяснение

Автор имеет в виду, что многобожие можно разделить как на три вида: большое, малое и скрытое, — так и на два, распределив разные формы скрытого многобожия между первыми двумя его видами. В этом случае большое многобожие будет делиться на явное и скрытое; и малое многобожие будет делиться на явное и скрытое. Те формы большого многобожия, которые проявляются открыто, например поклон идолу, будут относиться к первой, явной, категории большого многобожия; а те формы большого многобожия, которые скрыты, например убеждение, что причинение вреда или пользы возможно без желания Аллаха, относятся ко второй, скрытой, категории большого многобожия. Открытые проявления малого многобожия, например клятва не Аллахом, будут относиться к явному малому многобожию, а скрытые проявления малого многобожия, например некоторые формы показухи, будут относиться к скрытому малому многобожию.

Почему только некоторые формы? — Потому что есть такие формы показухи, которые являются большим многобожием, и очевидна разница между человеком, который молится только потому, что люди наблюдают за ним, а иначе он бы не молился, как это делали лицемеры; и человеком, который совершает молитву и на людях, и в одиночестве, но украшает её из-за того, что за ним наблюдает уважаемый им человек, тем самым нарушая своё поклонение; однако, в отличие от первого, большого многобожия он не совершает.

Те виды многобожия, которые упомянул автор, выделены исследователями на основе их детального изучения.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привёл Ахмад (23630).

  • [2]

    Привёл ат-Табарани в «Кабир». 253/4.

  • [3]

    Привёл Бухари (77).

  • [4]

    Привёл Ахмад (5375).

  • [5]

    Привели Абу Дауд (3251) и ат-Тирмизи (1535), последний посчитал его хорошим.

  • [6]

    Привёл Ахмад (11252).

  • [7]

    Привёл Ахмад (19606).

  • [8]

    Привел Бухари в книге аль-Адаб аль-Муфрад (716), хадис от Ма'киль ибн Ясара, да будет доволен им Аллах.

Новое на сайте