Важные уроки для всей общины. Предисловия и введение

Важные уроки для всей общины. Предисловия и введение

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Перевод: Абу Ислам Аш-Шаркаси.

Благодарность переводчика

Уважаемые читатели!

Пусть вас не обольщает моё имя как переводчика этой книги на её обложке. Уверен, что без некоторых братьев и сестёр эта книга не увидела бы свет в том виде, в каком вы её читаете. В первую очередь выражаю свою благодарность руководителю редакционного коллектива «Ма‘алим ас-Сунан» устазу Абу Сальману Абдуллах Юсуф, администратору моих каналов устазу Хасану Карачаю и, конечно, моей семье за помощь и поддержку. Также благодарю всех братьев и сестёр, участвовавших в работе над этой книгой, которая, на мой взгляд, может стать настольной книгой каждого мусульманина и каждой мусульманки в базовых вопросах нашей великой религии.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Аравия
2 Рамадан 1441 по хиджре (24.04.2020)

Предисловие центра «Ма‘алим ас-сунан»

Хвала Аллаху, который возвысил учёных посредством знаний, избрал их и сделал их теми, кто унаследовал знания Его Книги! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам, от первых и до последних из них, а также всем, кто последовал за ними во благе до Судного дня и сделал их для себя примером и образцом для подражания!

А затем.

Поистине, ни у кого не вызывает сомнений та высокая степень, которой обладают учёные нашей общины, ведь они наследники пророков, подобные звездам на небесах и украшению этого мира, и именно посредством их знаний утверждается наша религия. Как сообщается от Абу ад-Дарды, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кто отправился в путь в поисках знаний, Аллах облегчит дорогу к Раю. Поистине, ангелы преклоняют свои крылья перед требующими знания в знак своего довольства. И поистине, просят для него прощения те, кто на небесах, и те, кто на земле, и даже киты в море. И превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству луны над остальными светилами. И поистине учёные — наследники пророков, а пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставили знания, и кто взял их, тот приобрел великий удел».

— Привёл Абу Дауд (3641).

Достопочтенный шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах, является одним из учёных, посвятивших свою жизнь получению знаний и их распространению. Среди ученых и людей, стремящихся к знаниям, он известен своим глубоким пониманием религии и преданностью науке. Всевышний помог шейху изучить множество работ учёных в самых разных областях знания. Ко многим из этих работ он написал превосходные объяснения и комментарии, указывающие на обширность и глубину его познаний, и эти труды распространились среди требующих знания самых разных уровней.

Всевышний также помог центру «Ма‘алим ас-Сунан» служить знаниям и распространять их разными методами с самого момента создания центра в 1433 году хиджры. И вот теперь, по милости Аллаха, мы спешим обрадовать любителей знаний изданием книги «Разъяснение важных уроков для всей общины». Эта книга основана на аудио уроках шейха, которые с его позволения были записаны, упорядочены и научно обработаны. Поскольку это тяжёлый и кропотливый труд, требующий ответственного и методичного подхода, центр разработал план, согласно которому эта книга и была подготовлена к публикации наилучшим образом с позволения Аллаха. Работа над этой книгой шейха включала следующие стадии:

  1. Расшифровка аудиоматериала и преобразование его в текст с последующим полным сравнением.
  2. Выстраивание и упорядочивание объяснений так, чтобы это соответствовало структуре самой книги и не искажало слов автора. При наличии каких-либо затруднений текст отправлялся к нему для уточнения.
  3. Указание на все сообщения, высказывания и правовые мнения — те первоисточники, которые стали научным фундаментом этой книги.
  4. Языковое редактирование книги для устранения грамматических, стилистических, логических и пунктуационных ошибок, которые могли появиться в процессе работы.
  5. Научное редактирование книги специалистами в той области, в которой написана данная книга, для исправления возможных упущений и неточностей.
  6. Окончательная проверка книги научными советниками нашего центра.

Мы хотим поблагодарить автора за усердное распространение света знаний среди тех, кто в них нуждается, и просим Аллаха увеличить его награду, благословить его в знаниях, деяниях и годах жизни и сделать его знания полезными Исламу и мусульманам.

Мы также благодарим рабочую группу нашего центра за огромный вклад в издание этой замечательной книги. И, конечно же, мы не можем обойти благодарностью научных советников и редакторов нашего центра, а также всех, кто как-либо участвовал в издании книги. Да воздаст им Аллах благом и да благословит их в деяниях. Мы просим у Всевышнего успеха и правильности и призываем научные круги протянуть нам руку наставления и поспешить с предложениями и замечаниями, которые возникнут в ходе ознакомления с этим и другими изданиями шейха, ведь человек силён в единстве со своими братьями, а Всевышний благословляет усердие и принимает его.

Хвала Аллаху, по милости Которого совершаются благие дела, мир и благословение нашему Пророку, лучшему из пророков и посланников, его семье и всем его сподвижникам.

Предисловие автора толкования

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем и Его просим о помощи и прощении. Мы каемся перед Ним и прибегаем к Нему от зла наших душ и зла наших дел. Кого Аллах ведёт прямым путем, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он введёт в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он избрал из Своих творений и которому доверил откровение.

Да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников и да приветствует!

А затем.

Я написал это краткое объяснение книги нашего уважаемого шейха ‘Абду-ль-‘Азиза ибн База, да смилуется над ним Аллах, в ответ на просьбу некоторых братьев. Известно, что эта книга написана для обычных мусульман, поэтому и объяснение её будет кратким и подобающим, без углубления в области, выходящие за рамки понимания простых мусульман, что противоречило бы цели написания этой книги. Очевидно, что автор адресовал эту книгу тем мусульманам, которые не умеют читать и писать, поскольку он начал её с обучения суре «Аль-Фатиха» и коротким сурам Корана. А с подобным не обращаются к тем, кто умеет читать и писать, т. к. они сами могут изучить не только это, но и многое другое. До недавних пор люди знания и имамы мечетей уделяли своё время обычным мусульманам, обучая их необходимым знаниям религии, в особенности вероубеждению, трём основам и значению слов единобожия, однако сегодня, к большому сожалению, подобное не практикуется, и учёные стали передавать знания лишь студентам и тем, кто его требует и ищет. Простые же люди не находят тех, кто разъяснил бы им их религию, до них доходят лишь отдельные назидания и наставления, смягчающие сердца, но почти не увидишь, чтобы их обучали обязательным религиозным знаниям. Шейх обратил на это внимание и написал своё краткое пособие. Несмотря на то, что знания рассмотрённых в ней вопросов являются необходимыми, эту книгу можно назвать практически единственной в своём роде, и её особенностью является краткость, рассчитанная на простых мусульман. Также следует указать, что в некоторых изданиях книги отсутствует введение автора, соответственно у предыдущих составителей объяснений этой книги нет и его разъяснения.

Однако мы нашли издания, начинающиеся введением, и это, безусловно, необходимая часть, ведь не подобает автору начинать книгу, какого бы размера она ни была, без поминания имени Всевышнего и хвалы Ему. Поэтому наши объяснения начнутся именно с введения, если этого пожелает Аллах.

Введение автора

С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров, победа только богобоязненным, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

А затем.

Это краткое послание, разъясняющее простым мусульманам некоторые аспекты, обязательные для познания религии Ислам. Я назвал его «Важные уроки для всей общины». Прошу Аллаха, чтобы эта работа была полезной для мусульман, и чтобы Он принял её от меня, поистине, Он — Щедрый!

Объяснение

С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров.

Автор начинает своё послание с поминания Аллаха и хвалы Ему, следуя в этом Священному Корану, а также хадису, который сочли хорошим (хасан) некоторые ученые, в котором сказано:

«Какое бы важное дело ни было начато без хвалы Аллаху, оно не будет завершенным»[1].

Хотя есть учёные, которые посчитали все версии этого хадиса слабыми[2], в подобном действии достаточно основываться на Коран. После этого автор благословляет и приветствует нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что является крайне желательным. Всевышний повелел в Своем благородном Коране:

إِنَّ ٱللَّهَ وَمَلَٰٓئِكَتَهُۥ يُصَلُّونَ عَلَى ٱلنَّبِيِّۚ يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيۡهِ وَسَلِّمُواْ تَسۡلِيمًا ٥٦

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.»
[Сура «Аль-Ахзаб», 56 аят]

До нас дошли многочисленные сообщения, указывающие на достоинство испрашивания у Аллаха благословения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например его слова:

«Того, кто призвал на меня благословение один раз, Аллах благословит десятикратно».

— Привёл Муслим (408), хадис от Абу Хурайры.

Некоторые учёные даже посчитали, что не произнести слова приветствия и благословения Пророку после упоминания его имени, да благословит его Аллах и приветствует, порицаемо[3]. Автор, да смилуется над ним Аллах, как призывает благословение на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так и приветствует его, чтобы в точности исполнить приказ, пришедший в упомянутом выше аяте, ведь это невозможно без упоминания и того и другого.

Имам Науауи говорил, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нежелательно приветствовать без благословения или же благословлять без приветствия[4], но Ибн Хаджар сказал, что нежелательно лишь проявлять в этом постоянство, однако не заслуживает порицания тот, кто иногда упоминает лишь благословение или лишь приветствие[5].

А затем

— использовать эти слова для перехода от одного смысла к другому является сунной, и до нас дошло более тридцати сообщений о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, применял их в своих проповедях и посланиях[6].

Это краткое послание

— то есть оно является сокращенным. Краткость — это изложение многозначных тем малым количеством слов в противовес многословию, когда большим количеством слов говорят о малозначительном. Есть и третий вид, когда количество слов соответствует значению сказанного.

…разъясняющее простым мусульманам некоторые аспекты, обязательные для познания религии Ислам.

В книге разъясняется самое необходимое для любого мусульманина, хотя есть и другие необходимые знания, не упомянутые в ней. Пренебрежение этим обязательным минимумом знаний относится к деянию, называемому إعْراض (отказ от религии Аллаха). Ученые упоминают об этом деянии в своих книгах и говорят, что оно нарушает веру человека. Если человек не изучает религию Аллаха, не поступает в соответствии с ней и не обращает на неё никакого внимания, а если его призывают к ней — отворачивается, то такой человек отказывается от религии[7].

Просим у Аллаха безопасности от подобного!

Я назвал его «Важные уроки для всей общины».

Эти слова доказывают, что введение было написано самим автором, хотя некоторые издания и утратили его.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привёл Ибн Абу Шейба в своём мусаннафе (27219), а также ан-Насаи в аль-Кубра (10328). Хадис посчитал достоверным Ибн Хиббан, а ан-Науауи и Ибн ас-Салах посчитали его хорошим (см. аль-Азкар ан-Науауи, с. 112).

  • [2]

    См: Сунан Даракутни 229/1.

  • [3]

    Указывает на это хадис от Хусейна ибн ‘Али, в котором сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Скупцом является тот, в присутствии которого упоминают обо мне, а потом он не призывает на меня благословения». Хадис привёл ат-Тирмизи (3546) и Ахмад (1736), а посчитал его достоверным Ибн Хиббан (909).

  • [4]

    См: Шарх Науауи на Муслим 83/5.

  • [5]

    См: Фатх аль-Бари 167/11.

  • [6]

    См: Сахих Бухари 312/1.

  • [7]

    Личные письма Шейха Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба (стр. 214).

Новое на сайте