Условия молитвы. Важные уроки для всей общины

Условия молитвы. Важные уроки для всей общины

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок шестой.
Условия молитвы

Условий молитвы девять: Ислам, разум, здравый смысл, избавление от осквернения, удаление скверны, покрытие аурата, время, кыбла и намерение.

Объяснение

Условий молитвы девять. Условие

— это то, при отсутствии чего отсутствует и обусловленное им, а если оно присутствует, то обусловленное им может как присутствовать, так и отсутствовать; поэтому если отсутствует условие, то отсутствует и обусловленное им, даже если и есть какие-то его формы.

Первое из них — это Ислам,

— поэтому молитва неверных не принимается. Кто-то может спросить: «Разве правоведы не говорили, что, если неверный совершит молитву, он становится мусульманином, поскольку в молитву входят два свидетельства?»

Мы ответим, что да, внешне он считается мусульманином и относиться к нему следует как к мусульманину, но это не значит, что он становится мусульманином в полном смысле этого слова. Если он оставляет молитву, то подвергается наказанию за вероотступничество (казни), а положение вероотступника хуже, чем положение многобожника, который никогда не молился.

Второе условие — разум,

— поскольку неразумный, неважно, по причине сумасшествия или по причине возраста, не понимает смысла молитвы и не может совершать её подобающим образом.

Третье условие — здравый смысл,

— способность к логичному мышлению и пониманию. Тот, кто не достиг такой способности, подобен неразумным, поэтому в хадисе сказано:

«Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснётся; от сумасшедшего, пока к нему не вернётся разум; и от ребёнка, пока он не станет взрослым».

— Абу Дауд (4401), ат-Тирмизи (1423), Ибн Маджа (2042), хадис от Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.

Это означает, что от них поднято перо ответственности, они не будут отвечать ни за деяния, ни за их оставление, и так будет продолжаться до тех пор, пока спящий не проснётся, или сумасшедший не выздоровеет, или ребёнок не повзрослеет. Может возникнуть вопрос: «Если в хадисе говорится про совершеннолетие, то почему автор упоминает вместо него здравый смысл?» Дело в том, что в хадисе упоминается условие обязательности (то есть молитва необязательна для человека, пока он не повзрослеет). А что касается здравого смысла, то это имеет отношение к условию принятия молитвы, поэтому, когда ребёнок начинает понимать, он учится совершать молитву и совершает её. И если иногда он оставляет её, то на нём нет греха, поскольку понимание не делает молитву обязательной, в отличие от совершеннолетия. Таким образом, когда ребёнок достигает возраста понимания, он ещё не обязан совершать молитву, но если он совершает её, то она от него принимается. Обычно ребёнок приобретает здравый смысл к семи годам, но возможно и раньше. Если на заданный вопрос ребёнок отвечает подобающим ответом, значит он достиг возраста понимания, но до семи лет ребёнку не приказывают совершать молитву, это общее положение.

Если бы не были установлены подобные возрастные рамки, то возникла бы путаница, так как некоторые родители из сострадания к своим детям не обучали бы их молитве до десяти лет, оправдывая это тем, что они ещё не являются понимающими. Поэтому правильнее считать, что возраст понимания наступает в семь лет, тогда как наступление совершеннолетия связано с определёнными изменениями в теле.

Четвёртое условие — избавление от осквернения,

— большого или малого. Понятно, что от большого осквернения избавляются большим омовением, а от малого — малым. Доводом на это являются слова Всевышнего:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا قُمۡتُمۡ إِلَى ٱلصَّلَوٰةِ فَٱغۡسِلُواْ وُجُوهَكُمۡ وَأَيۡدِيَكُمۡ إِلَى ٱلۡمَرَافِقِ وَٱمۡسَحُواْ بِرُءُوسِكُمۡ وَأَرۡجُلَكُمۡ إِلَى ٱلۡكَعۡبَيۡنِۚ وَإِن كُنتُمۡ جُنُبٗا فَٱطَّهَّرُواْۚ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то совершите большое омовение»
[Сура «Аль-Ма’ида», аят 6];

А также хадис:

«Не принимается молитва того, кто в осквернении, пока он не очистится».

— Бухари (135) и Муслим (225), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Пятое условие — удаление скверны,

— исходя из слов Всевышнего:

وَثِيَابَكَ فَطَهِّرۡ ٤

«Одежды свои очищай!»
[Cура «Аль-Мудассир», аят 4].

Таким образом, от того, на чьём теле или одежде есть наджас[1], а также от того, кто совершает молитву на месте, где есть наджас, молитва не принимается; всё это необходимо удалить до совершения молитвы.

Важно указать на то, что в случае забывчивости между этим условием и предыдущим есть разница. Хотя и то, и другое является условием принятия молитвы, положение тех, кто нарушил эти условия из-за забывчивости, различны. Так, например, есть два человека: один совершил молитву, забыв, что у него нет омовения; а другой совершил её, забыв, что на его теле или одежде есть наджас. Нарушается ли их молитва? Учёные сказали, что у каждого из них своё положение. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву в обуви, не зная, что на ней есть наджас, и ему пришло повеление снять обувь, но не пришло повеления переделать молитву. Это указывает на то, что молитва человека, не убравшего наджас с одежды или тела по незнанию или забывчивости, принимается. Если бы это было не так, то Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было бы велено восполнить молитву. На это указывают слова Всевышнего:

رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذۡنَآ إِن نَّسِينَآ أَوۡ أَخۡطَأۡنَاۚ

«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись»
[Сура «Аль-Бакара», аят 286],

— и достоверное сообщение о том, что Всевышний сказал: «Я ответил на эту мольбу».

Также в другом хадисе передается:

«Прощены людям моей общины ошибки, забывчивость и то, к чему их принудили».

— Привёл Муслим (126), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

Учёные сказали, что забывчивость делает существующее подобным тому, чего не существует. Поэтому если о существующем наджасе забыли, это подобно тому, что его и вовсе нет. Однако то, чего не существует, не приобретает положения, существующего ни при каких обстоятельствах, поэтому отсутствующее омовение не становится подобным совершённому, если о нём забыли. Тот, кто помолился без омовения, должен восполнить свою молитву.

В итоге наджас, который не удалили по забывчивости, не нарушает молитву, а осквернение, от которого по забывчивости не избавились, нарушает.

Шестое условие — покрытие аурата.

У мужчин ауратом является область от пупка до колена. Если во время совершения молитвы мужчиной какая-то часть этой области открылась, то его молитва становится недействительной. Также мужчины обязаны покрывать в молитве плечи или одно из них, как сказано в хадисе:

«Пусть никто из вас не молится в одной одежде, не прикрыв плечо»,

— Привели Бухари (359) и Муслим (516), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

— в другой версии:

«…не прикрыв оба плеча».

— Привёл Абу Дауд (626), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Таким образом, прикрытие аурата является условием принятия молитвы, и тот, кто нарушил это условие, нарушил свою молитву.

Что же касается покрытия плеч, это является обязательным; молитва того, кто не покрыл плечи, принимается, но ему записывается грех.

Ауратом женщины в молитве является всё её тело, кроме лица, однако если рядом есть посторонние мужчины, то она обязана покрыть и лицо. Некоторые учёные сказали, что кисти рук тоже не являются ауратом, а некоторые добавили к ним и стопы; это мнение правовой школы ханафитов, к которому склонился также шейх аль-Ислям Ибн Теймия. Поэтому если женщина совершила молитву с открытыми стопами, то в этом нет ничего страшного, однако лучше покрывать всё тело.

Что же касается аурата женщины перед другими женщинами, то это также всё тело, кроме тех его участков, которые обычно не покрывают среди женщин, как волосы, предплечья и стопы; аурат женщины перед другими женщинами подобен её аурату перед её махрамами. Мы можем наблюдать эту связь в словах Всевышнего:

وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِنَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ أَخَوَٰتِهِنَّ أَوۡ نِسَآئِهِنَّ أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُنَّ أَوِ ٱلتَّٰبِعِينَ غَيۡرِ أُوْلِي ٱلۡإِرۡبَةِ مِنَ ٱلرِّجَالِ أَوِ ٱلطِّفۡلِ ٱلَّذِينَ لَمۡ يَظۡهَرُواْ عَلَىٰ عَوۡرَٰتِ ٱلنِّسَآءِۖ وَلَا يَضۡرِبۡنَ بِأَرۡجُلِهِنَّ لِيُعۡلَمَ مَا يُخۡفِينَ مِن زِينَتِهِنَّۚ وَتُوبُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ٣١

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете»
[Сура «Ан-Нур», аят 31].

Седьмое условие — наступление времени молитвы.

Доводом на это являются слова Всевышнего:

إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ كَانَتۡ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ كِتَٰبٗا مَّوۡقُوتٗا

«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время»
[Сура «Ан-Ниса’», аят 103].

То есть верующие обязаны совершать молитву в определённое время. Ниже разъясняется, как определять время каждой обязательной молитвы.

1. Обеденная молитва («Зухр»), которая считается первой. Её время наступает, когда солнце достигнет зенита, и заканчивается, когда тень предмета становится равной ему.

2. Послеобеденная молитва («’Аср»). Её время — от конца обеденной молитвы до захода солнца, что включает в себя как время обязательное для молитвы, так и время, когда её совершение порицаемо (макрух)[2].

3. Время вечерней молитвы («Магъриб») начинается с закатом солнца и продолжается до исчезновения красноты на горизонте.

4. Время ночной молитвы («’Иша») — от конца предыдущей молитвы до середины ночи.

5. Время утренней молитвы («Фаджр») начинается с появлением зари и продолжается до восхода солнца.

На это указывает хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, приведённый в достоверном сборнике Муслима[3], и хадис о совершении молитвы Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, под руководством ангела Джибриля[4]. Между двумя этими хадисами есть небольшая разница. В версии ‘Абдуллаха ибн ‘Амра время ночной молитвы истекает в полночь, а в хадисе о молитве под руководством Джибриля — в третью часть ночи.

Однако хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра более поздний и более достоверный, поскольку приходит в достоверном сборнике Муслима.

Таково время обязательных молитв в общих чертах.

Если молитва совершена до наступления своего времени, она не принимается, и тот, кто сделал подобное, обязан её восполнить, однако это не относится к тем, кто имеет право совмещать молитвы (путники и больные). Также запрещено без оправдания задерживать молитву до истечения её времени, и тот, кто сделал это преднамеренно, несомненно, совершил великое злодеяние. Некоторые учёные сказали, что подобные люди не должны возмещать её, а если возместят, то это не принесет им пользы.

Таково же положение и того, кто совершил молитву до наступления её времени, однако согласно мнению большинства учёных, он обязан восполнить эту молитву, и это ближе к предосторожности.

Восьмое условие — направление к кыбле.

Здесь подразумевается направление в сторону Каабы, а не к самой Каабе, поскольку последнее является затруднительным; достаточно соблюдать направление в сторону кыблы, как сказано в хадисе:

«Кыбла находится между востоком и западом».

— Привёл ат-Тирмизи (344) и сказал: «хороший достоверный хадис», а также ан-Насаи (2243) и Ибн Маджа (1011). Хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Это является доводом на то, что следует избегать большого отклонения от этого направления и стараться точно определить его. Исключением является путник, совершающий добровольную молитву на верховом животном, — ему дозволено направляться не в сторону кыблы. Согласно мнению большинства ученых, это касается только путника, но есть и те, кто полагает возможным и для остальных не соблюдать направление на кыблы в добровольных молитвах, поскольку они не имеют жестких рамок в отличие от обязательных. А если человек настолько болен, что не в состоянии повернуться в сторону кыблы, то ведь Аллах не возлагает на душу ничего, кроме того, что ей по силам.

Девятое условие — намерение.

Молитва без намерения не принимается, как и другие поклонения. Доводом на это является известный хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который приводится в достоверных сборниках:

«Поистине, дела (оцениваются) по намерениям, и поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)».

— Привели Бухари (1) и Муслим (1907).

Под намерением правоведы понимают то, что отличает одно поклонение от другого. Ибн Раджаб в своем разъяснении «Сорока хадисов» ан-Науауи сказал:

«В текстах учёных слово “намерение” имеет два значения. Первое — это отличие одних видов поклонения от других, например отличие обеденной молитвы от послеобеденной или отличие поста в Рамадане от других видов поста; а также отличие деяний поклонения от обычных деяний, например отличие полного омовения от принятия душа для охлаждения или очищения».

Затем Ибн Раджаб привёл второе значение — аль-Ихляс (искренность).

Поэтому, во‑первых, у молящегося должно быть намерение на совершение конкретной молитвы, а во‑вторых, это намерение должно быть искренним.

К сожалению, многие люди небрежны в этих вопросах.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Нечистоты.

  • [2]

    Обязательное время начинается с началом наступления времени послеобеденной молитвы, и продолжается до тех пор, пока солнце на горизонте не пожелтеет. А время, когда совершение молитвы порицаемо, начинается с того момента, когда солнце пожелтело, и заканчивается наступлением времени вечерней молитвы. И не дозволяется мусульманину откладывать молитву до наступления порицаемого времени, кроме как если у него есть оправдание, или необходимость, как, например, спящий человек, который только проснулся, или больной, который выздоровел.

  • [3]

    Текст хадиса: «Время обеденной молитвы продолжается, пока не начнется время послеобеденной молитвы. Время послеобеденной молитвы продолжается, пока не пожелтеет солнце. Время вечерней молитвы продолжается, пока не исчезнут сумерки. Время ночной молитвы продолжается до полуночи, а время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». Привёл Муслим (612).

  • [4]

    Текст хадиса: «Джибрииль, мир ему, будучи имамом, молился со мной у Дома два раза. И он совершил со мной обеденную молитву, когда солнце прошло зенит, и тень в зените была размером со шнурок сандалий. И он совершил со мной послеобеденную молитву тогда, когда тень (отбрасываемая от предмета) была такой же (длины). (Затем) он совершил со мной вечернюю молитву в то время, когда разговлялись соблюдающие пост. (Затем) он совершил со мной ночную молитву, когда исчезли сумерки. И он совершил со мной утреннюю молитву в то время, когда постящимся уже запрещено есть и пить. На следующий день, он (опять) совершил со мной обеденную молитву в то время, когда тень (отбрасываемая от предмета) была такой же (длины). (Затем) он совершил со мной послеобеденную молитву, когда тень (отбрасываемая от предмета) была два раза длиннее. (Затем) он совершил со мной вечернюю молитву в то время, когда соблюдающие пост уже разговелись. (Затем) он совершил со мной ночную молитву, когда прошла первая часть ночи. И он совершил со мной утреннюю молитву, когда заблистала заря. Затем он повернулся ко мне и сказал: "О Мухаммад, это времена (молитв) пророков, которые были до тебя, и время молитв длится между этими двумя временами"». Хадис привел Абу Дауд (393), ат-Тирмизи (149), Ахмад (3081), от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

Новое на сайте