Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок пятнадцатый
Украшение себя исламской нравственностью
Каждый мусульманин обязан украсить себя исламской нравственностью, составными частями которой являются:
- честность;
- надёжность;
- целомудрие;
- скромность;
- смелость;
- щедрость;
- верность;
- отдалённость от всего, что запретил Всевышний Аллах;
- добрососедство;
- помощь нуждающимся по мере возможностей и другие нравственные ценности, на которые указывают Коран и Сунна.
Объяснение
Каждый мусульманин обязан украсить себя исламской нравственностью,
— то есть он должен соответствовать определенным этическим качествам, узаконенным в этой религии.
…составными частями которой являются:
1. Честность.
В хадисе от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, честность ведёт к благочестию, и поистине, благочестие ведёт к Раю».
— Привели аль-Бухари (6094) и Муслим (2607), хадис от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.
Честность — это похвальное и благородное качество, которого должен придерживаться каждый человек.
Не стоит оправдывать себя тем, что сложившаяся ситуация вынудила тебя отказаться от правдивости. Ведь несомненно, что спасение заключено именно в честности, и тот, кто останется честным даже в самых трудных обстоятельствах, спасётся, и это неоднократно доказано опытом. История о трёх сподвижниках, которые не вышли в поход с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, является явным доказательством этого[1].
Что же касается лжи и обмана, то это единогласно является запретным и допустимо лишь в некоторых ситуациях, например, для примирения людей или для того, чтобы склонить сердца супругов друг к другу (имеется в виду небольшой обман в бытовых вопросах: сказать о пересоленной пище, что она нормальная, и тому подобное).
В основе же обман запрещён, и у него есть степени.
Так, ложь по отношению к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, опаснее, чем ложь по отношению к людям. Примером такой погибельной лжи могут служить слова человека, говорящего о религии без знания. Всевышний сказал:
وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلۡسِنَتُكُمُ ٱلۡكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٞ وَهَٰذَا حَرَامٞ لِّتَفۡتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفۡتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَ لَا يُفۡلِحُونَ١١٦
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха»
[Сура «Ан-Нахль», аят 116].
Также Он сказал:
وَيَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ تَرَى ٱلَّذِينَ كَذَبُواْ عَلَى ٱللَّهِ وُجُوهُهُم مُّسۡوَدَّةٌۚ أَلَيۡسَ فِي جَهَنَّمَ مَثۡوٗى لِّلۡمُتَكَبِّرِينَ٦٠
«И в День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся?»
[Сура «Аз-Зумар», аят 60].
Угрозы, звучащие в этих аятах, в первую очередь адресованы тому, кто говорит об Аллахе без знания.
2. Надёжность
— также является обязательным качеством. Его противоположностью является предательство, к которому относится вероломство по отношению к мусульманам, отказ от возврата доверенного, измена — все это является запретным, согласно Корану, Сунне и единогласному мнению ученых. Всевышний сказал:
إِنَّ ٱللَّهَ يَأۡمُرُكُمۡ أَن تُؤَدُّواْ ٱلۡأَمَٰنَٰتِ إِلَىٰٓ أَهۡلِهَا وَإِذَا حَكَمۡتُم بَيۡنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحۡكُمُواْ بِٱلۡعَدۡلِۚ
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей»
[Сура «Ан-Ниса», аят 58].
Он также сказал:
إِنَّا عَرَضۡنَا ٱلۡأَمَانَةَ عَلَى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ وَٱلۡجِبَالِ فَأَبَيۡنَ أَن يَحۡمِلۡنَهَا وَأَشۡفَقۡنَ مِنۡهَا وَحَمَلَهَا ٱلۡإِنسَٰنُۖ إِنَّهُۥ كَانَ ظَلُومٗا جَهُولٗا٧٢
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 72].
К исполнению доверенного также относится неукоснительное соблюдение всех шариатских обязанностей, возложенных на человека: молитвы, поста, очищения и тому подобного; пренебрежение этим равнозначно предательству.
3. Целомудрие.
Человек должен быть целомудренным во всех смыслах этого слова: соблюдать целомудрие сердца, избегая зависти и озлобленности, и целомудрие языка, оберегая от него как честь других мусульман (что означает не говорить ни о ком без права и не порочить), так и собственное достоинство (с которым не сочетаются ни крикливость на рынках, ни чрезмерная необоснованная болтливость).
И нельзя забывать про важнейший вид целомудрия — целомудрие тела, оберегая его органы и чувства (слух, зрение и т. п.) от всего, что не дозволено Всевышним.
4. Скромность.
Поистине, скромность приводит только к благому.
Передают со слов Абу Мас‘уда ‘Укбы ибн ‘Амра аль-Ансари аль-Бадри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, дошло до людей из первых пророчеств: если ты не стесняешься, делай что пожелаешь».
— Привёл аль-Бухари (3484), хадис от ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах.
Скромность — это нравственное качество, которое украшает мусульманина и помогает ему совершенствоваться.
Смысл скромности — отдаление от тех действий, которые запрещены религией или обычаями. Однако стеснительность, мешающая человеку выполнять обязательное, оставлять запретное, призывать к одобряемому, порицать недозволенное или обучать невежественных, не является благой.
5. Смелость.
— это нравственное качество, которое украшает мусульманина.
Каждый мусульманин должен быть смелым, высказывая истину и практикуя её. В особенности это касается ситуаций, когда без смелости обойтись невозможно, например во время войн или при необходимости сказать слова истины.
Противоположностью смелости является трусость, одна из самых низких черт человеческого характера. Не случайно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к защите от неё, и этого должны придерживаться все мусульмане.
6. Щедрость.
Пришло много доводов на то, что щедрость является украшением человека, и предостережений от её противоположности — скупости. Поэтому мусульманин должен быть щедрым и при необходимости расходовать свои средства, если это не приносит ему вреда или чрезмерно не обременяет его.
Как мы уже сказали, противоположностью щедрости является скупость, а наихудший вид скупости — это скаредность[2], то есть скупость с усердием в ней. И то, и другое является запретным. Всевышний сказал:
وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلۡإِيمَٰنَ مِن قَبۡلِهِمۡ يُحِبُّونَ مَنۡ هَاجَرَ إِلَيۡهِمۡ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمۡ حَاجَةٗ مِّمَّآ أُوتُواْ وَيُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفۡسِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ٩
«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберёгшиеся от собственной алчности являются преуспевшими»
[Сура «Аль-Хашр», аят 9].
7. Верность.
— это приверженность своим обещаниям и обязательствам. Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَوۡفُواْ بِٱلۡعُقُودِۚ
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам»
[Сура «Аль-Маида», аят 1].
Поэтому мусульманин обязан быть верным тому, что он обещал, и не нарушать своих обещаний и, тех прав и обязательств, которые из них вытекают.
8. Отдалённость от всего, что запретил Всевышний Аллах.
Отстранение от всего, что запрещено Всевышним, обязательно для мусульманина. Ему запрещается совершать запретное, будь он наедине с самим собой или среди людей. Конечно, запретное, совершённое открыто, перед всеми, хуже скрытых грехов, на что указывает хадис:
«Вся моя община близка к прощению, кроме тех, кто совершал грехи открыто».
— Привели аль-Бухари (6069) и Муслим (2990), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
9. Добрососедство.
Известно, что у соседей есть свои права, как есть права у тех, кто связан с человеком братством в Исламе или родственными узами, — это три группы людей, у которых есть права на человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Джибриль не переставал завещать мне благое отношение к соседям, пока я не подумал, что они станут моими наследниками».
— Привели аль-Бухари (6015) и Муслим (140), хадис от ’Аиши, да будет доволен ею Аллах.
А в другом хадисе рассказывается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул:
«Клянусь Аллахом, не уверовал! Клянусь Аллахом, не уверовал! Клянусь Аллахом, не уверовал!» Его спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от него».
— Привели аль-Бухари (6016) и Муслим (46), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Необходимо хорошо относиться к соседям, избегать причинения им любого вреда и проявлять терпение к тому, что от них исходит.
10. Помощь нуждающимся по мере возможностей.
Необходимо помогать делающим благое и тем, кто не может это сделать, и это является благодеянием. Например, благим поступком будет проводить слепого к мечети или по каким-то его надобностям, однако это не должно быть для тебя чересчур затруднительным или мешать тебе в исполнении твоих обязанностей. Так, если ты отправился для совершения чего-то необходимого из числа своих обязанностей и встретил слепого, который направляется в другую сторону, ты не обязан провожать его, оставив свои обязанности (если ему не угрожает никакой опасности)
.…и другие нравственные ценности, на которые указывают Коран и Сунна.