Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок десятый
Сунны молитвы
К суннам молитвы относятся:
- Мольба аль-истифтах.
- Охватывание правой рукой кисть левой руки во время стояния до поясного поклона и после.
- Поднятие рук с обращенными вперёд ладонями до плеч или до ушей во время первого такбира, перед поясным поклоном и при выпрямлении после него, а также при вставании с первого ташаххуда на третий ракаат.
- Все азкары поясного и земного поклона, произнесённые больше одного раза.
- Все азкары и мольбы после слов: «Рабба-на уа-лякя-ль-хамд», — произнесённые вслед за поясным поклоном после вставания, а также все мольбы между двумя земными поклонами, произнесённые сверх однократного «Рабби-гфир ли».
- Держание головы на одном уровне со спиной при поясном поклоне.
- Отдаление локтей от тела, а коленей от живота в земном поклоне.
- Поднятие локтей от пола во время земного поклона.
- Сидение на левой ноге, в то время как правая опирается на переднюю часть стопы, во время первого ташаххуда и между двумя земными поклонами.
- Тауаррук во время последнего ташаххуда в трех и четырехракаатных молитвах. Это сидение на земле, подложив левую ногу под правую, в то время как правая опирается на переднюю часть стопы.
- Поднятие указательного пальца во время первого и последнего ташаххуда и шевеление им во время мольбы.
- Саляуат вместе с благословением Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его семейству, а также Ибрахиму и его семейству в первом ташаххуде.
- Мольба во время последнего ташаххуда.
- Чтение вслух во время утренней, пятничной и обеих праздничных молитв, молитвы просьбы о дожде, а также в первых двух ракаатах вечерней и ночной молитв.
- Чтение про себя во время обеденной и послеобеденной молитв, в последнем ракаате вечерней молитвы и двух последних ракаатах ночной молитвы.
- Чтение чего-либо из Корана после «Аль-Фатиха».
- Также следует обратить внимание на то, что пришло в Сунне, но не было упомянуто нами, например слова, которые человек — будь он имам, молящийся за имамом, или молящийся отдельно — добавляет после «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд», вставая с поясного поклона. К этому также относится расположение ладоней с растопыренными пальцами на коленях во время поясного поклона.
Объяснение
В этом уроке автор упоминает некоторые желательные действия во время молитвы, первое из которых —
мольба «аль-истифтах»,
— которая дошла до нас в разных версиях. Например, имамы Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры, в котором пришла следующая мольба:
اللَّهُمَّ بَاعِدْ بَيْنِي وبيْنَ خَطَايَايَ، كما بَاعَدْتَ بيْنَ المَشْرِقِ والمَغْرِبِ، اللَّهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الخَطَايَا كما يُنَقَّى الثَّوْبُ الأبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ، اللَّهُمَّ اغْسِلْ خَطَايَايَ بالمَاءِ والثَّلْجِ والبَرَدِ.
«О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада! О Аллах, очисть меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи! О Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом!» — «Аллахумма, ба‘ид байни уа-байна хатайайа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрикы уа-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайайа кя-ма йунакка-с-саубу-ль абйаду мина-д-данаси, Аллахумма-гсиль-ни мин хатайайа би-ль-маи уа-с-сальджи уа-ль-барад»[1],
— и это наиболее достоверная версия, поскольку она вошла в оба достоверных сборника.
Наиболее известная версия мольбы «аль-истифтах»:
سُبحانَكَ اللَّهمَّ وبِحُمْدِكَ، وَتَبارَكَ اسْمُكَ، وَتَعالى جَدُّكَ، وَلا إلهَ غَيْرُكَ
«Пречист Ты, О Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет божества, кроме Тебя» — «Субхана-кя-Ллахумма уа-би-хамди-кя уа-табаракя-сму-кя уа-та‘аля джадду-кя уа-ля иляха гайру-кя»[2],
— приходит в достоверном хадисе от ‘Умара.
Также есть и другие виды этой мольбы, имеющие отношение к ночным бдениям, например:
اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرَائِيلَ، وَمِيكَائِيلَ، وإسْرَافِيلَ، فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأرْضِ، عَالِمَ الغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، أَنْتَ تَحْكُمُ بيْنَ عِبَادِكَ فِيما كَانُوا فيهِ يَخْتَلِفُونَ، اهْدِنِي لِما اخْتُلِفَ فيهِ مِنَ الحَقِّ بإذْنِكَ؛ إنَّكَ تَهْدِي مَنْ تَشَاءُ إلى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ.
«О Аллах, Господь Джибраиля, Микаиля и Исрафиля, Создатель небес и земли. Знающий сокрытое и явное, Ты рассудишь рабов Своих в том, относительно чего они расходились между собой. Приведи меня с соизволения Твоего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведёшь Ты прямым путём, кого пожелаешь» — «Аллахумма, Рабба Джибраиля уа Микаиля уа Исрафиля, Фатыра-с-самауати уа-ль-арды, ‘Алима-ль-гайби уа-ш-шахадати, Анта тахкуму байна ‘ибади-кя фи-ма кяну фи-хи йахталифун. Ихди-ни ли-ма-хтулифа фи-хи мина-ль-хакки би-изни-кя, инна-кя тахди ман таша’у иля сыраты-ль-мустакым».
— Привёл Муслим (770), хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Как мы уже сказали, мольба «аль-истифтах» приходит в разных формах, между которыми есть небольшие различия, не влияющие на значение этой мольбы и не ведущие к противоречиям. Поэтому мусульманину следует выучить их и читать в намазе разные формы, дабы применить всю Сунну.
Охватывание кистью правой руки кисти левой руки во время стояния до поясного поклона и после.
Это положение относится к стоянию до поясного поклона, когда человек читает «Аль-Фатиха» и другие суры. В такое же положение он возвращается после поясного поклона. Именно так рабу подобает стоять перед своим Творцом, поскольку это указывает на его приниженность, страх перед Всевышним Аллахом и просьбу, обращённую к Нему. Кроме того, это ближе к смирению, потому что при ином положении рук не исключались бы их движения.
Поднятие рук с обращенными вперед ладонями до плеч или до ушей
— и то и другое достоверно дошло до нас от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки до мочек ушей[3], а в другом хадисе сообщается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал их до плеч[4], поэтому молящемуся дозволяется делать и так и этак. Некоторые учёные сказали, что следует объединить оба сообщения, поднимая руки так, чтобы кончики пальцев были на уровне ушей, а ладони — на уровне плеч. Но более достоверно, что обе эти формы являются Сунной.
…во время первого такбира
— во время «такбирату-ль-ихрам».
…перед поясным поклоном и при выпрямлении после него, а также при вставании с первого ташаххуда на третий ракаат.
Таким образом, поднятие рук осуществляется в четырёх местах молитвы: первые три упомянуты в двух достоверных сборниках[5], а упоминание четвёртого пришло в сборнике Бухари от Ибн ‘Умара[6].
Возникает вопрос: а разве в книгах ханбалитского мазхаба не утверждается, что руки следует поднимать в трёх местах молитвы, а не в четырёх? Не могли же имамы, составившие эти книги, не заметить в сборнике Бухари хадис Ибн ‘Умара?
Дело в том, что наличие этого хадиса в сборнике Бухари не обязывало имама Ахмада следовать за имамом Бухари, поскольку он является таким же учёным и даже его шейхом. Имам Ахмад не признавал этот хадис восходящим к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, считая его лишь деянием Ибн ‘Умара. Поэтому краткие книги ханбалитского мазхаба не упоминают четвёртое место поднятия рук в молитве в отличие от трёх первых.
Мнения имамов и их решения не обязывают других имамов и учёных следовать за ними, так пусть же тот, кто ищет истину, не следует за людьми, а следует тому, что достоверно пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в сборнике Бухари и от чего мы никак не можем отклониться; но в то же время мы находим оправдания тем учёным, которые не применили эту Сунну.
Все азкары поясного и земного поклона, произнесённые больше одного раза.
Выше мы уже говорили о том, что произнесение азкаров поясных и земных поклонов хотя бы один раз является обязательным. А всё, что более этого: три, пять или семь раз — желательно, и оставивший это не несёт греха и не совершает «саджда ас-саху» из-за этого, а произнесший это заслуживает награду, если пожелает Аллах.
Все азкары и мольбы после слов: «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд», — произнесённые вслед за поясным поклоном после вставания, а также все мольбы между двумя земными поклонами, произнесённые сверх однократного «Рабби-гфир ли»
— всё это является Сунной. Если молящийся сказал: «Рабби-гфир ли», — один раз, то он совершил уаджиб, а всё, что сверх этого, является благом.
Держание головы на одном уровне со спиной при поясном поклоне
— доводом на это является хадис Абу Хумейда ас-Са‘иди, описывающий молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Затем он совершал поясной поклон, возлагая ладони на колени и выпрямляя спину. При этом он не опускал голову слишком низко и не поднимал её слишком высоко».
— Привёл Муслим (498).
Также передают, описывая поясной поклон Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что, если бы на его спину налили воду, она бы не пролилась[7]. А то, как совершают в наше время поясной поклон некоторые люди, отличается от должного: одни из них опускают голову ниже спины, а другие держат её поднятой — и всё это неправильно.
Отдаление локтей от тела, а коленей от живота в земном поклоне.
Многие люди допускают ошибку, сжимаясь в комок при совершении земного поклона. В то время как Сунной является его совершение упомянутым выше образом, при условии, что это не мешает стоящим рядом. Такое положение частей тела не означает наличия пустот в ряду, что является нарушением, также как является нарушением мешать стоящим рядом. Если совершение Сунны сопровождается каким-то вредом для других, то Сунной является оставление этой Сунны в данной ситуации.
Всё вышеупомянутое касается как мужчин, так и женщин, хоть некоторые правоведы говорят, что женщине следует совершать молитву, располагая части тела более компактно, поскольку так очертания её фигуры будут менее заметны. Однако в достоверном сборнике Бухари передаётся, что Умм Дарда совершала молитву так, как совершают её мужчины[8], а она обладала знаниями[9]. Нет достоверных сообщений о том, что намаз женщины отличается от намаза мужчины, поэтому следует придерживаться правила, гласящего, что обращение, приводимое в текстах шариата, направленное к мужчинам относится и к женщинам.
Поднятие локтей от пола во время земного поклона.
Если при земном поклоне опустить локти на землю, то получившаяся поза будет подобна позе собаки, а на такое уподобление пришёл запрет. Также запрещено расстилаться на земле подобно животному[10].
Этот пункт автор относит к Суннам, хотя уместнее было бы назвать его уаджибом. Но здесь возникает вопрос: обязан ли сделавший подобное совершить «саджда ас-саху»? — Если бы мы отнесли этот пункт к действиям, обязательным в молитве, то, конечно, его нарушение обязывало бы к «саджда ас-саху». Но поскольку класть локти на землю во время земного поклона является лишь действием, неподобающим в молитве, человек, совершивший его по ошибке или незнанию, не обязан делать «саджда ас-саху». Однако это действие противоречит ясному тексу Сунны, а совершающему то, что запретил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, записывается грех.
Сидение на левой ноге, в то время как правая опирается на переднюю часть стопы
Такое положение называется «аль-ифтираш»
…во время первого ташаххуда и между двумя земными поклонами.
В ташаххуде молитвы, состоящей из двух ракаатов, следует принять такое же положение.
Тауаррук во время последнего ташаххуда в трёх и четырехракаатных молитвах. Это сидение на земле, подложив левую ногу под правую, в то время как правая опирается на переднюю часть стопы.
В случае, если в молитве несколько ташаххудов, в последнем из них совершается тауаррук, узаконенный в достоверной Сунне.
Поднятие указательного пальца во время первого и последнего ташаххуда и шевеление им во время мольбы.
Учёные разошлись во мнениях по этому вопросу, поскольку в Сунне приходит как то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, шевелил пальцем, так и то, что не шевелил. Некоторые сказали, что следует шевелить пальцем некоторое время, а другие — что постоянно, так как это: «Железный прут для шайтана» как об этом сообщается в хадисе т. е. как будто он его им побивает. Однако наиболее правильное мнение заключается в том, что нужно шевелить пальцем во время мольбы и поднимать его только в это время. И нет сомнения в том, что нужно это делать, произнося свидетельство, которое приходит в мольбе ташаххуд.
Саляуат вместе с благословением Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его семейству, а также Ибрахиму и его семейству в первом ташаххуде.
Чтение же всего этого в последнем ташаххуде является столпом молитвы, как было сказано выше.
Мольба во время последнего ташаххуда.
Это также было разъяснено выше.
Чтение вслух во время утренней, пятничной и обеих праздничных молитв, молитвы просьбы о дожде, а также в первых двух ракаатах вечерней и ночной молитв. Чтение «про себя» во время обеденной и послеобеденной молитв, в последнем ракаате вечерней молитвы и двух последних ракаатах ночной молитвы.
Чтение вслух или «про себя» относится к Сунне, и это означает, что если молящийся будет читать вслух, когда нужно читать «про себя», или наоборот, то от этого его молитва не нарушится, однако он оставит Сунну. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда читал некоторые аяты в обеденной и послеобеденной молитвах вслух, чтобы его слышали люди[11]. Однако если какой-то имам постоянно читает «про себя», когда нужно читать вслух, или читает вслух, когда нужно читать «про себя», то это перестает быть просто оставлением Сунны, это становится нововведением. И тот, кто совершает подобное, — нововведенец, которому не подобает быть имамом для мусульман, поскольку он противоречит достоверной Сунне и упорствует в её оставлении. О таком не говорят, что он просто оставил Сунну. Тот, кто осознанно оставил Сунну и упорствует в этом, подвергается порицанию и наказанию. Имам Ахмад, который считал молитву уитр Сунной, говорил:
«Тот, кто оставил эту молитву на постоянной основе, является скверным человеком, у которого не принимается свидетельство (в суде)».
Однако если человек иногда совершает уитр, а иногда оставляет, то он не доходит до этого опасного состояния, и нет сомнений в том, что уитр является твердой Сунной.
Чтение чего-либо из Корана после «Аль-Фатиха».
Чтение самой «Аль-Фатиха» является столпом молитвы, как упоминалось выше. А чтение других сур или аятов после неё является Сунной, при совершении которой нужно учитывать положение молящихся, поэтому имаму не следует удлинять это чтение, чтобы не создавать трудностей тем, кто молится за ним. Тот же человек, который молится в одиночестве, пусть читает, сколько хочет.
Пришло множество хадисов, рассказывающих о том, как наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву и что он читал в ней. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал:
«Мы решили определить продолжительность стояния Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в обеденных и послеобеденных молитвах. И получилось, что в первых двух ракаатах обеденной молитвы он выстаивал столько времени, что мог прочитать суру “Ас-Саджда”, а в последних двух ракаатах — половину этого времени. В первых двух ракаатах послеобеденной молитвы он выстаивал столько же, сколько в последних двух ракаатах обеденной молитвы, а в последних двух ракаатах — половину этого времени».
— Привёл Муслим (452).
В вечерней молитве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в основном читал короткие суры, а иногда суры «Аль-А‘раф» и «Ат-Тур». Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Му‘азу не удлинять ночную молитву, сказав ему:
«Когда стоишь имамом впереди людей, читай: “Клянусь солнцем и его сиянием” (Сура «Аш-Шамс»); “Славь имя Господа твоего Высочайшего” (Сура «Аль-А‘ля»); а также: “Читай во имя твоего Господа, который сотворил” (Сура «Аль-‘Аляк»); “Клянусь ночью, которая покрывает” (Сура «Аль-Ляйль»)».
— Привёл Муслим (465).
Что же касается утренней молитвы, то известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в ней суры «Ас-Саффат», «Ар-Рум», «Каф»[12], «Ат-Таквир»[13], также читал суру «Аз-Зальзаля» в двух ракаатах[14], а в день Джумаа читал «Ас-Саджда» и «Аль-Инсан»[15], и правилом чтения утренней молитвы является удлинение.
Также следует обратить внимание на то, что пришло в Сунне, но не было упомянуто нами, например слова, которые человек — будь он имам, или молящийся за имамом, или молящийся отдельно — добавляет после «Рабба-на уа ля-кя-ль хамд», вставая с поясного поклона.
В достоверном сборнике приводится, что Рифа‘а ибн Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды мы молились позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,. Когда он выпрямился после поясного поклона и сказал: “Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху”, — один из нас произнес: “Рабба-на уа ля-кя-ль-хамду хамдан кясиран тайибан мубаракян фи-хи”. Закончив молитву, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто это сказал?” Тот человек ответил: “Я”, — на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых спешил записать эти слова первым”».
— Привёл аль-Бухари (799).
Подобные зикры желательно знать каждому мусульманину.
К этому также относится расположение ладоней с растопыренными пальцами на коленях во время поясного поклона.
Также к Суннам молитвы относится «аль-истираха» — это сидение для отдыха, довод на которое пришёл в достоверном сборнике в хадисе от Малика ибн аль-Хувайриса, который видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы не вставал после нечётных ракаатов, пока немного не задерживался в сидячем положении1. То есть, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заканчивал первый ракаат, прежде чем перейти ко второму, он задерживался в сидячем положении; и то же самое он делал после третьего ракаата, прежде чем встать на четвертый.
Это сидение учёные назвали «аль-истираха» и сказали, что следует выполнять его постоянно, а не только тогда, когда в этом есть необходимость, так как это является Сунной. Однако некоторые ученые посчитали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел так вынужденно, в силу каких-либо обстоятельств.
Это сидение должно быть очень непродолжительным по времени, чтобы не путать стоящих позади имама и не затруднять их. Достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал это действие, поэтому и нам надлежит совершать его.