Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок третий
Столпы веры
Столпов веры шесть — вера:
- в Аллаха,
- в Его ангелов,
- в Его книги,
- в Его посланников,
- в Судный день,
- а также в то, что и хорошее, и дурное предопределено Аллахом.
Объяснение
После того как во втором уроке автор разъяснил два свидетельства, их значение и условия, он переходит к изучению столпов веры.
Вера в своей основе — это убеждение, в котором нет сомнения. В исламской же терминологии — это слова языка, убеждения сердца и деяния тела. Вера может увеличиваться и уменьшаться, как на это указали праведные предшественники.
Таким образом, вера — это произнесение языком двух свидетельств, подтверждение сердцем всего, что пришло от Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также действия на основе этого.
Столпов веры шесть.
Все эти шесть столпов имеют отношение к вере и упомянуты в разных местах Корана, а также в известном хадисе о Джибриле. Когда Джибриль спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, тот ответил:
«Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день и в предопределенность хорошего и дурного».
— Привёл Муслим (8), хадис от Умара, да будет доволен им Аллах.
1. Вера в Аллаха
— это твёрдое убеждение в том, что Аллах существует и только Он Один достоин поклонения, а также вера в Его имена и атрибуты, пришедшие в Его Книге или в словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Вера в Его ангелов
— твёрдая, лишённая малейшего сомнения убеждённость в том, что у Аллаха есть ангелы, описания которых приведены в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал о них:
عَلَيۡهَا مَلَٰٓئِكَةٌ غِلَاظٞ شِدَادٞ لَّا يَعۡصُونَ ٱللَّهَ مَآ أَمَرَهُمۡ وَيَفۡعَلُونَ مَا يُؤۡمَرُونَ
«Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено»
[сура «Ат-Тахрим», аят 6].
Их количество огромно, это великий сонм. В хадисе сказано:
«Небеса заскрипели, и они имели право на это, ведь не было на них места даже размером со стопу, на котором не находился бы ангел, стоящий или совершающий поклон».
— Привели ат-Тирмизи (2312), Ибн Маджа (4190), хадис от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах. Его посчитал достоверным аль-Хаким (3883).
Также в Сунне сообщается о небесном храме, в котором ежедневно молятся семьдесят тысяч ангелов, а после того, как они выходят оттуда, они больше не возвращаются в него[1].
Мы верим во все атрибуты ангелов, упомянутые в священных текстах, в подробностях, а в те, которые не упомянуты, в общем.
Ангелы — это творения из света, которых Аллах сотворил для того, чтобы они поклонялись Ему. Он сотворил их, как и все Свои творения не потому, что нуждался в них, напротив они ничего не прибавляют к Его Величию. Всевышний сказал в хадисе аль-Кудси:
«О сыны Адама! Я не создал вас, чтобы стать больше в численности или для того, чтобы спастись от одиночества. Я также не создал вас, чтобы справиться с чем-то, с чем не справлялся без вас, или для того, чтобы вы принесли Мне какую-то пользу, или избавили Меня от того, что мне вредит. А создал Я вас только для того, чтобы вы поклонялись Мне, были Мне премного благодарны и славили Имя Моё днём и ночью. И если для поклонения Мне соберутся вместе те, кто был до вас, и те, кто придёт после вас, и те, кто уже умер, и те, кто ещё жив, великие из них и простые, свободные и рабы, люди и даже джинны, то это не прибавит к Величию Моему ничего, даже на вес пылинки. Также, если с целью преступить против Меня, соберётесь все вы и те, кто был до вас, и те, кто придёт после вас, те, кто уже умер, и те, кто ещё жив, великие из них, и простые, свободные и рабы, люди и даже джинны, то это не убавит от Величия Моего ничего, даже на вес пылинки. Тот, кто ведёт борьбу на пути Аллаха, борется ради себя самого, так как Аллах не нуждается в людях. А люди нуждаются в Нём. Ведь Аллах не нуждается ни в чём, Он Преславен, Достохвален!»
— Привёл Муслим (2577), хадис от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах.
Очевидно, что Аллах сотворил ангелов, как и все свои творения, не из-за нужды в них, напротив, Всевышний абсолютно самодостаточен.
3. Вера в Его книги
— твёрдая вера во все книги, упомянутые Аллахом, такие как Коран, Тора и Евангелие, в подробностях, а также вера в те книги, которые не упомянуты, в общем. А также убеждённость в том, что все эти книги ниспосланы от Аллаха Его посланникам и пророкам, но Тора и Евангелие были искажены впоследствии, поэтому нельзя приводить цитаты из их современных версий в качестве аргументов и называть их словами Аллаха.
К вере в книги относится также вера в то, что Коран является Словом, ниспосланным Всевышним Аллахом, и Аллах отменил все писания, которые были ниспосланы ранее, и обещал сохранить Коран до Судного дня, как сказал Всевышний:
إِنَّا نَحۡنُ نَزَّلۡنَا ٱلذِّكۡرَ وَإِنَّا لَهُۥ لَحَٰفِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»
[сура «Аль-Хиджр», аят 9].
4. Вера в Его посланников
— лишённая всяких сомнений непреклонная убеждённость в том, что Всевышний Аллах отправлял к народам посланников, чтобы они предостерегали и увещевали людей. Как приходит в хадисе от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, их количество «более трехсот». Что же касается пророков, то их ещё больше[2], и мы верим во всех из них, кто упомянут, в подробностях, и в тех, кто не упомянут, — в общем.
Миссия посланников — повелевать творениям подчиняться Аллаху и поклоняться Ему, и на них возложена лишь передача откровения. Запрещено придавать им какие-то качества Всевышнего или Его права. Лучшим из посланников, как известно, был Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланный Всевышним к людям и джиннам, но в то же время он был рабом Аллаха, и Всевышний упоминает его в Своей книге как Своего раба, при этом обстоятельства, в которых приходят эти упоминания, величественны, а степень упоминаемого — превосходна. Сказал Всевышний:
سُبۡحَٰنَ ٱلَّذِيٓ أَسۡرَىٰ بِعَبۡدِهِۦ لَيۡلٗا مِّنَ ٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡحَرَامِ إِلَى ٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡأَقۡصَا ٱلَّذِي بَٰرَكۡنَا حَوۡلَهُۥ
«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение»
[сура «Аль-Исра’», аят 1].
Он также сказал:
وَأَنَّهُۥ لَمَّا قَامَ عَبۡدُ ٱللَّهِ يَدۡعُوهُ كَادُواْ يَكُونُونَ عَلَيۡهِ لِبَدٗا ١٩
«Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему, они столпились вокруг него»
[сура «Аль-Джинн», аят 19].
Есть также много других аятов подобного рода.
И запрещается обращать к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, или к кому бы то ни было из посланников и пророков любым из видов поклонения, поскольку поклонения достоин только Один Аллах. Даже те, кого Аллах возвысил над другими людьми, — всего лишь Его творения, Всевышний почтил их пророчеством и посланничеством, но это не означает, что дозволено поклоняться им наряду с Аллахом. Вера в посланников вообще и в нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в частности обязывает нас к подчинению тому, что он повелел; признанию того, что он сообщил; отдалению от того, что он запретил; и запрету обращать к Аллаху любой из видов поклонения, кроме тех, которые он узаконил; и об этом была речь выше.
5. Вера в Судный день
— не допускающая сомнений убеждённость в воскрешении после смерти, о чём говорят все священные тексты. Сюда же относится вера в расчёт, весы справедливости, мост над Адом, блаженства Рая, наказания Ада, а также в испытания могилы, как объяснили учёные Ислама. И человек обязан приготовиться к этому Дню, после которого всех нас ждёт либо вечное блаженство, либо наказание, не имеющее конца.
6. Вера в то, что и хорошее, и дурное предопределено Аллахом
— твердая убеждённость в том, что всякая вещь предопределена Всевышним Аллахом; и всё, что постигло тебя, не могло тебя миновать, а всё, что тебя миновало, не могло постигнуть тебя. И если все люди соберутся навредить тебе, но Аллах не предписал тебе этого, то они ничего не смогут сделать тебе. И если все они соберутся принести тебе пользу, а Аллах не предписал тебе этого, то они ничего не смогут сделать для тебя. Всё, что происходит с отдельным человеком, с народами и со всем человечеством, происходит только по предопределению Всевышнего, потому что не происходит в Его творении ничего, кроме того, что Он захотел.
Каждый из упомянутых здесь шести столпов веры имеет огромное значение, и тот, кто не уверует хотя бы в один из них, не может называться верующим.