Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок седьмой.
Столпы молитвы
У молитвы четырнадцать столпов: стояние по возможности, первый такбир, чтение «Аль-Фатиха», поясной поклон, выпрямление после поясного поклона, земной поклон с опорой на семь частей тела, поднятие с земного поклона, сидение между двумя земными поклонами, спокойствие во всех действиях, последовательность во всех столпах, последний ташаххуд, сидение для ташаххуда, саляуат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и два саляма в конце молитвы.
Объяснение
У молитвы четырнадцать столпов.
Столпы — это нечто подобное условиям, без которых молитва не принимается; различие между ними заключается в том, что столпы относятся к самой молитве, в то время как условия предшествуют ей. Этих столпов четырнадцать.
Первый столп: стояние по возможности.
Для того, кто может стоять в молитве, это является обязательным, и молитва без этого не принимается.
Здесь имеется в виду обязательная молитва, как пришло в хадисе от ‘Имрана ибн Хусейна:
«Молись стоя; а если не можешь, то сидя; а если не можешь, то на боку».
— Привёл аль-Бухари (1117), хадис от Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах.
Поэтому обязательная молитва, совершённая сидя, не принимается от того, кто может выполнить её стоя; а молитва, совершённая лежа, не принимается от того, кто может выполнить её сидя; в отличие от добровольной, которую может выполнять сидя даже тот, у кого есть возможность совершить её стоя, однако в таком случае ему будет записана только половина награды. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Награда молящегося сидя равна половине награды молящегося стоя».
— Привёл Ахмад (12395), хадис от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах.
Этот достоверный хадис говорит о добровольной молитве, исходя из правильного понимания хадиса от ‘Имрана ибн Хусейна, а также из тех причин, которые побудили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести слова, приведённые во втором хадисе. Сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл в мечеть, а в то время в Медине распространилась болезнь и заболевшие люди молились сидя. Увидев это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Награда молящегося сидя равна половине награды молящегося стоя», — и услышав это, молящиеся поспешили встать. И известно, что при Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники не совершали без него обязательную молитву, кроме тех редких случаев, когда знали, что он, да благословит его Аллах и приветствует, задержится, или когда он, да благословит его Аллах и приветствует, назначал человека, который будет руководить молитвой вместо него. Также этот текст указывает на то, что хотя они и молились сидя, они могли молиться стоя. Если же добровольную молитву совершает сидя человек, не имеющий возможности совершать её стоя, то он получит полную награду, как тот, кто совершает ее стоя.
Второй столп: первый такбир.
Первый такбир является столпом молитвы, по мнению большинства ученых.
Ханафиты считают его условием молитвы.
Разница между двумя этими мнениями заключается в указанном нами ранее различии между столпами и условиями: первые относятся к действию, а вторые предшествуют ему. Приведем примёр.
Если человек сделал первый такбир, держа в руках наджас, и отложил его, совершив такбир, то, согласно мнению большинства учёных, его молитва не принимается, поскольку он начал совершать её, не удалив наджас. Однако ханафиты считают такую молитву действительной, поскольку, согласно их мнению, этот человек держал наджас в руках до начала молитвы. Также из этого разногласия вытекает, что, по мнению ханафитов, человек может изменить намерение с добровольной на обязательную молитву до завершения такбира: те же, кто считает такбир столпом молитвы, не признают подобное изменение намерения возможным.
Такбир — это произнесение слов «Аллаху Акбар», и без этих слов такбир невозможен. И не дошло никаких иных форм такбира ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от его сподвижников, ни от праведных халифов, а если было бы дозволено говорить что-то иное, то они сделали бы это хоть один раз, чтобы указать на такую дозволенность. Поскольку же они не отклонялись от этого такбира, это является твёрдым доводом на то, что ничто иное не принимается. Поэтому запрещается произносить в качестве такбира выражения «Аллаху Кабир», или «Аллаху А‘азз», или «Аллаху Аджалль»; произносится единственное дозволенное выражение «Аллаху Акбар».
Третий столп: чтение «Аль-Фатиха».
Доводом на это является хадис от ‘Убады ибн ас-Самита, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нет молитвы у того, кто не прочитал суру “Аль-Фатиха”»
— Привели аль-Бухари (756) и Муслим (394).
— то есть любая молитва, в которой не прочитана эта сура, является недействительной, и это относится и к имаму, и к тому, кто молится за имамом, и к тому, кто совершает молитву отдельно; единственным исключением является тот, кто опоздал на молитву и вошёл в неё, когда имам был в поясном поклоне, или не успел прочитать «Аль-Фатиха» до поясного поклона.
Доводом на существование этого исключения является хадис от Абу Бакры ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды он присоединился к молитве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в поясном поклоне, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел ему восполнять эту молитву, что указывает на то, что опоздавший не обязан читать «Аль-Фатиха».
Четвертый столп: поясной поклон.
Посредством этого столпа молящийся достигает полного ракаата, даже если он не стоял в этом ракаате и не прочитал в нем «Аль-Фатиха».
Человеку достаточно совершить поясной поклон вместе с имамом, чтобы этот ракаат был засчитан.
Что значит совершить поясной поклон вместе с имамом? Это значит, что опоздавший должен совершить поясной поклон до того, как имам начнёт выпрямляться.
Пятый столп: выпрямление после поясного поклона и стояние.
Недостаточно выпрямиться после поясного поклона и сразу совершить суджуд. Между ними обязательно должно быть короткое стояние, на что указывает хадис про ошибавшегося в молитве. Некоторые ученые даже посчитали необходимым разграничить выпрямление и это короткое стояние, сделав их двумя разными столпами, поскольку выпрямление возможно совершить и без последующего стояния, что будет неправильно. А значит, следует указать на оба действия.
Шестой столп: земной поклон с опорой на семь частей тела
— на лоб с носом, ладони, колени, и пальцы обеих ног.
На это указывает хадис со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на переносицу, на обе ладони, на оба колена и на пальцы обеих ног — и не собирать при этом ни волосы, ни одежду».
— Привели аль-Бухари (812) и Муслим (490), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
Многие люди во время земного поклона совершают грубую ошибку, отрывая от земли пальцы одной или обеих ног, что является явным нарушением и может привести к тому, что вся молитва будет испорчена. Если человек оторвал пальцы ног от земли на короткое время и быстро поставил их обратно, то это не влияет на действительность молитвы, однако лишние движения в молитве без необходимости неприемлемы.
Необходимостью является совершение таких действий, которые направлены на сохранение или полноценность молитвы, например, молящийся может почесаться, если зуд отвлекает его от намаза. В любом случае, во время земного поклона молящемуся необходимо приложить все семь вышеперечисленных частей тела к земле.
Седьмой столп: поднятие с земного поклона.
Под земным поклоном, как и под поясным, подразумевается нахождение тела в определенном положении, упомянутом выше, с произнесением мольбы: «Субхана Рабби-ль-А‘ля» («Слава моему Господу Наивысшему»), — хотя бы один раз, и всё, что больше этого, является Сунной.
Восьмой столп: сидение между двумя земными поклонами,
во время которого читаются мольбы, которые дошли до нас от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мы упомянем их позже, когда будем говорить об обязательных деяниях молитвы.
Девятый столп: спокойствие во всех действиях молитвы.
Это упоминается в хадисе от Абу Хурейры о человеке, который ошибался в молитве, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил его молиться правильно, сказав:
«Если ты встал на молитву, то прежде всего произнеси такбир; затем прочитай из Корана то, что легко для тебя; затем соверши поясной поклон со спокойствием в нём; затем поднимись и полностью выпрямись; затем соверши земной поклон со спокойствием в нём; затем поднимись со спокойствием и сиди так некоторое время, и поступай так в течение всего своего намаза».
— Привели аль-Бухари (757) и Муслим (297).
Десятый столп: последовательность во всех столпах.
Эта последовательность дошла до нас в упомянутом выше хадисе от Абу Хурейры, где приводится описание молитвы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Одиннадцатый и двенадцатый столпы: последний ташаххуд и сидение во время него.
Под ташаххудом здесь имеется в виду определенная мольба в конце молитвы, поэтому учёные сделали её и сидение при её чтении двумя раздельными столпами.
Слова «последний ташаххуд» указывают на то, что первый ташаххуд не является столпом (рукном) молитвы, а является её обязательным действием (уаджибом), о чём мы поговорим ниже.
Тринадцатый столп: саляуат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Согласно мнению некоторых ученых, он является столпом молитвы, другие же считают его обязательным действием, подобно азкарам земных и поясных поклонов.
Четырнадцатый столп: два саляма в конце молитвы.
Таслим является знаком окончания молитвы. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ключ к молитве — очищение, вход в неё — такбир, а выход из неё — таслим».
— Привели Абу Дауд (61), ат-Тирмизи (3) и Ибн Маджа (275)[1].
Молящийся должен произнести: «Ас-саляму ‘алейкум уа-рахматуЛлах», — повернув голову направо, а затем произнести эти слова второй раз, повернув голову налево. Согласно правовой школе ханбалитов, столпом молитвы являются оба саляма, хотя некоторые учёные считали, что достаточно первого саляма, а второй является Сунной. Конечно, из предосторожности лучше сделать оба.