Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок второй
Столпы Ислама
Разъяснение пяти столпов Ислама, первый из которых, а также самый великий — свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха. Разъяснение смысла свидетельства и его условий; а также смысла слов «нет божества» — отрицание всего, чему поклоняются помимо Аллаха; и смысла слов «кроме Аллаха» — утверждение, что поклонения достоин лишь Аллах, у Которого нет сотоварищей. Что же касается условий свидетельства, то ими являются: знание, исключающее невежество; убежденность, исключающая сомнения; искренность, исключающая многобожие; правдивость, исключающая ложь; любовь, исключающая ненависть; следование, исключающее ослушание; принятие, исключающее отрицание; а также неверие во все то, чему поклоняются помимо Аллаха. И все эти условия собраны в четверостишии:
«Знание, убежденность, искренность вместе с твоей правдивостью, любовь, следование и принятие, а также добавлено восьмым неверие во всё то, что помимо Аллаха было обожествлено».
Также разъяснение того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха, что означает веру во всё, что он сообщил; подчинение всему, что он повелел; отдаление от всего, что он запретил; и запрет любых форм поклонения Аллаху, кроме тех, что он узаконил.
Затем объясняются остальные столпы Ислама: молитва; закят; пост в месяц Рамадан; паломничество к дому Аллаха, если есть такая возможность.
Объяснение
Разъяснение пяти столпов Ислама
— хотя может показаться, что эта тема была бы более уместной в самом начале, автор разбирает её во второй главе, посчитав такое расположение более подходящим для композиции книги.
…первый из которых, а также самый великий — свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха. Разъяснение смысла свидетельства и его условий.
Первой обязанностью совершеннолетнего, до того, как он узнает «Аль-Фатиху» и что-либо ещё, является познание смысла слов свидетельств, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха. Это коренным образом противоречит странным заявлениям нововведенцев о том, что первой обязанностью является изучение или же намерение к изучению; а некоторые пошли ещё дальше, поставив на первое место сомнение: якобы сначала надо во всём сомневаться, потом вознамериться изучать, а затем приступить к изучению. На подобные заявления нет никаких доводов и, конечно же, первая обязанность — это произнесение свидетельств единобожия и послания, посредством которых человек становится мусульманином.
…а также смысла слов «нет божества» — отрицание всего, чему поклоняются помимо Аллаха.
Запрет на поклонение касается всего и всех, чему или кому бы ни поклонялись, будь это ангел, человек, дерево, камень, цари, предводители, ученые или монахи.
…и смысла слов «кроме Аллаха» — утверждение, что поклонения достоин лишь Аллах, у Которого нет сотоварищей.
После отрицания поклонения всему, кроме Аллаха, Свят Он и Велик, Всевышний утвердил поклонение Одному лишь Себе.
Некоторые объяснили, что формула свидетельства означает «не существует божества, кроме Аллаха», — то есть отсутствие каких-либо божеств, которым поклоняются наряду с Аллахом. И здесь возникает вопрос: как можно отрицать наличие таких божеств, если они существуют? На это мы отвечаем: несмотря на заявления тех, кто поклоняется этим божествам, что они обладают божественными атрибутами, на самом деле они таковыми не обладают, следовательно, их существование подобно их отсутствию.
Итак, первым столпом из столпов Ислама являются два свидетельства. Если немусульманин произнесёт их, понимая их значение, он переходит в лоно Ислама.
Это противоречит заявлениям нововведенцев о том, что человек, который произнесёт слова «нет божества», а затем умрёт, не успев завершить формулу свидетельства, — умрёт, отрицая всех божеств и не утвердив божественность Аллаха, Свят Он и Велик. Поэтому они даже в своих поминаниях произносят только слово «Аллах», а более крайние из них вообще заявили, что достаточно произносить: «Он, Он». Мы видим, что заблуждения не имеют границ, и просим Аллаха вести нас прямым путём и уберечь нас от блуждания дорогами заблудших и тех, кто находится под Его гневом. Некоторые из них могут в течение одного дня произнести сто тысяч раз слово «Аллах», но в этом нет никакой пользы, ведь полезны лишь те слова, которые несут какой-то смысл. Если кто-то говорит: «Аллах», — его могут спросить: «Что “Аллах”?» — поскольку это слово не несёт никакого законченного смысла. А те, кто говорит в своих поминаниях: «Он, Он», — ушли от истины дальше.
Всевышний Аллах сказал:
قُلۡ هَلۡ نُنَبِّئُكُم بِٱلۡأَخۡسَرِينَ أَعۡمَٰلًا ١٠٣ ٱلَّذِينَ ضَلَّ سَعۡيُهُمۡ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَهُمۡ يَحۡسَبُونَ أَنَّهُمۡ يُحۡسِنُونَ صُنۡعًا ١٠٤
«Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?»
[Сура «Кахф», аяты 103–104].
От некоторых из них[1] даже передаются слова, в которых говорится, что поминание Аллаха увеличивает грехи и запечатывает очи и сердца. Сказавший это является одним из их предводителей, которого они считают приближённым Аллаха и даже поклоняются ему помимо Всевышнего.
Однако истина, в которой нет сомнения, заключается в том, что невозможно войти в лоно Ислама без произнесения двух свидетельств, как это приходит в текстах Шариата.
Что же касается условий свидетельства…
Условий свидетельства семь, а некоторые учёные добавили восьмое. Здесь мы приводим их разъяснение.
1. Знание, исключающее невежество.
Необходимо знать значение свидетельства, потому что незнание его может привести к совершению деяний, противоречащих ему, а человек даже не будет подозревать об этом. Так, например, есть люди, которые говорят, что нет божества, кроме Аллаха, но вместе с тем делают обход вокруг могил, совершая многобожие, что указывает на невежество подобных людей относительно этого свидетельства.
Когда неверных курайшитов призвали сказать: «Нет божества, кроме Аллаха», — они воспротивились, сказав:
أَجَعَلَ ٱلۡأٓلِهَةَ إِلَٰهٗا وَٰحِدًاۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيۡءٌ عُجَابٞ ٥
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!»
[Сура «Сад», аят 5]
Положение того, кто считает себя мусульманином, говорит: «Нет божества, кроме Аллаха», — и при этом обходит могилы, хуже положения Абу Джахля, который знал значение слов: «Ля иляха илляЛлах». При подобных обстоятельствах свидетельство не принесет пользы тому, кто его произносит.
2. Убежденность, исключающая сомнения.
Человека, который сомневается, произнося свидетельство, и продолжает колебаться в дальнейшем, иногда нарушая его и совершая то, что ему противоречит, нельзя называть убеждённым в этом свидетельстве, и он не получит никакой награды за него.
Сомнения, в терминологии учёных, — это когда мы располагаем нечто посередине между истиной и ложью; мы говорим о чём-то, что с вероятностью 50% это истина и с вероятностью 50% — ложь. Если мы больше склоняемся к тому, что это истина, то это уже будет предположением; а если уверены в истинности меньше, чем наполовину, то это называется ошибкой или плодом воображения. Важно понимать, что отсутствие сомнений в данном случае не должно соотноситься с градацией научного определения: убежденность должна быть стопроцентной, без малейшего сомнения; именно это и называется убежденностью, противопоставленной сомнению во всех его формах, как предположение, воображение и т.п. Отсюда следует, что очевидность — это твердое знание, которое не подразумевает несовершенства даже в мельчайших деталях.
После того как мы узнали значение слова «предположение» в терминологии учёных, у нас может возникнуть вопрос: «Как тогда объяснить слова Всевышнего:
ٱلَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلَٰقُواْ رَبِّهِمۡ وَأَنَّهُمۡ إِلَيۡهِ رَٰجِعُونَ ٤٦
“…которые полагают, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему”
[Сура «Аль-Бакара», аят 46]?»
Учёные сказали, что в этом аяте слово «предположение» приходит в значении очевидности и убеждённости, иначе получилось бы, что вера возможна при наличии сомнений во встрече с Аллахом, а это, разумеется, не так.
3. Искренность, исключающая многобожие.
Очевидно, что искренность необходима в любых актах поклонения. Никакое поклонение не будет принято без искренности и следования Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о чём автор подробно расскажет позднее. Необходимо, чтобы произнесение двух свидетельств, а также совершение других благих деяний было искренним ради Всевышнего Аллаха — не ради близких или дальних, старших или младших, правителей или подчинённых. И конечно же, в первую очередь нарушают искренность многобожие и лицемерие.
4. Правдивость, исключающая ложь.
Тот, кто произносит слова свидетельства, должен быть правдивым как в их произнесении, так и во всём, к чему это свидетельство обязывает.
5. Любовь, исключающая ненависть.
Необходимо полюбить Аллаха и всё, что исходит от Него. Любовь же к кому-то иному, подобная любви к Аллаху, является многобожием, как сказал Всевышний:
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَندَادٗا يُحِبُّونَهُمۡ كَحُبِّ ٱللَّهِۖ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее»
[Сура «Аль-Бакара», аят 165].
Тот же, кто проявил ненависть к Аллаху или к чему-то, что исходит от Него, нарушил свидетельство, поскольку любовь является условием того, что свидетельство будет принято от человека и принесёт ему пользу. Всевышний сказал:
ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمۡ كَرِهُواْ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأَحۡبَطَ أَعۡمَٰلَهُمۡ ٩
«Это — потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!»
[Сура «Мухаммад», аят 9]
Неприязнь к Аллаху, или к чему-то, что пришло от Него, или к Его религии, или к Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, или к чему-то, с чем пришёл Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — всё это нарушает слова единобожия. Каково же положение людей, которым неприятны некоторые требования религии, например, борода или хиджаб, или те, кто призывает к соблюдению этих требований? Подобные люди находятся в большой опасности, потому что соблюдение требований религий, а также призыв к одобряемому и запрещение порицаемого — это путь нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если же кто-то проявляет неприязнь к призывающим по личным мотивам, а не из-за их призыва, то это не относится к теме нашего исследования и положение таких людей не такое серьёзное.
6. Следование, исключающее ослушание.
Обязанность мусульманина — полная покорность Аллаху, Свят Он и Велик, ведь значение слова «Ислам» — это полное подчинение и следование. Не имеет смысла называть мусульманином человека, который не подчиняется Аллаху и не следует Его повелениям. Если кто-то скажет: «Многие мусульмане не подчиняются Аллаху, разве они становятся немусульманами?» — мы ответим, что если человек не подчиняется, признавая свою ошибку, то он является грешником. Если же он отрицает какое-либо из очевидных положений религии, то дело обстоит иначе.
Например, если человеку говорят: «Постись в рамадан», — а он отвечает: «Я не буду поститься», — и на вопрос: «Почему?» — заявляет, что пост необязателен, то это является неверием, поскольку обязательность поста очевидна в нашей религии. Однако если человек будет оправдываться и скажет, что не постится из-за жаркой погоды или из-за своей работы и тому подобное, то в этом случае он совершает большой грех и находится в великой опасности.
Некоторые учёные даже считали оставление хотя бы одного столпа Ислама неверием, но согласно более сильному мнению, среди оставления всего этого человека выводит из Ислама только оставление молитвы, неважно, оставил ли её человек, отрицая её обязательность или не отрицая.
7. Принятие, исключающее отрицание.
Необходимо принять слова свидетельства, а также всё, к чему они обязывают и призывают, не отрицая ничего из этого.
8. А также неверие во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха.
Человек обязан проявлять неверие во всё, чему поклоняются помимо Творца, и во всех, кому поклоняются помимо Него, кто бы это ни был и какой бы степенью он ни обладал у Всевышнего.
Невозможно представить себе человека, который произносил бы слова единобожия и поклонялся Аллаху, соблюдая условия единобожия, и при этом не проявлял бы неверие в то, чему поклоняются помимо Аллаха. Ведь вера в Аллаха — это одновременно и неверие в тагута, это два столпа свидетельства единобожия.
И все эти условия собраны в четверостишии: «Знание, убежденность, искренность вместе с твоей правдивостью, любовь, следование и принятие, а также добавлено восьмым неверие во всё то, что помимо Аллаха было обожествлено».
Первые семь условий — в двух первых строках, а восьмое — в последних.
Также разъяснение того, что Мухаммад, благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха.
Это вторая половина первого столпа Ислама, а именно двух свидетельств, посредством которых человек приходит в лоно Ислама и которые являются первой обязанностью человека.
Если человек скажет: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха», — не добавив: «Свидетельствую, что Мухаммад, благословит его Аллах и приветствует — Посланник Аллаха», — он не становится мусульманином, он обязан принести свидетельство посланничества Пророка Мухаммада, благословит его Аллах и приветствует. В связи с этим некоторые толкователи сказали, что аят:
وَرَفَعۡنَا لَكَ ذِكۡرَكَ ٤
«Разве Мы не возвеличили твоё поминание?»
[Сура «Аш-Шарх», аят 4],
— означает: «Меня (Аллаха) не упоминают, не упомянув тебя (Пророка Мухаммада, благословит его Аллах и приветствует)».
Поэтому следует произнести оба предложения, так как они взаимосвязаны, и, кроме этого, необходимо быть убеждённым, что Мухаммад, благословит его Аллах и приветствует, является печатью пророков, примером и образцом для верующих, а условием принятия любого поклонения после искренности является следование ему, благословит его Аллах и приветствует.
…что означает веру во всё, что он сообщил; подчинение всему, что он повелел; отдаление от всего, что он запретил
— следуя в этом словам Всевышнего:
وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»
[Cура «Аль-Хашр», аят 7],
— и другим подобным аятам.
Следовать Пророку, благословит его Аллах и приветствует? означает сделать его образцом для себя во вс`м, что он повелел, совершая то, что он совершал, и понимая религию так, как он е` понимал. Всевышний сказал:
لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا ٢١
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»
[Cура «Аль-Ахзаб», аят 21].
А почитать Пророка, благословит его Аллах и приветствует, означает почитать его Сунну, изучать её, обучать ей, практиковать и защищать её, а также опровергать любого, кто покушается на неё.
…и запрет любых форм поклонения Аллаху, кроме тех, что он узаконил
— как сказано в хадисе:
«Если кто-то внесёт в наше дело нечто, что к нему не относится, это будет отвергнуто».
— Привели аль-Бухари (2697) и Муслим (1718), хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Это и есть следование, которое вместе с искренностью является необходимым условием принятия любого из деяний.
Значение этих двух условий таково: все деяния должны совершаться искренне ради лика Всевышнего и соответствовать Сунне Пророка, благословит его Аллах и приветствует.
Некоторые учёные ограничились упоминанием условия следования без условия искренности, сказав, что деяние не может быть искренним, если не соответствует Сунне Пророка, благословит его Аллах и приветствует.
Затем объясняются остальные столпы Ислама: молитва; закят; пост в месяц Рамадан; паломничество к дому Аллаха, если есть такая возможность.
Эти пять столпов Ислама упоминаются в двух достоверных сборниках и в других книгах Сунны. Со слов Ибн ‘Умара:
«Посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, посте в Рамадане и паломничестве к дому, если есть такая возможность”».
В сборнике Бухари хадж упоминается до поста:
«…паломничестве к дому и посте в рамадан».
— Привели аль-Бухари (8) и Муслим (16).
Эти пять столпов — величайшие из деяний, и тот, кто оставил любое из них, находится в большой опасности.
Тот, кто оставил свидетельство, не является мусульманином изначально. Тот, кто оставил молитву, даже признавая её обязательность, является неверным, по мнению группы выдающихся ученых. Оставление закята при условии, что не отрицается его обязательность, не выводит из Ислама, согласно мнению большинства ученых; однако существует также мнение о неверии любого человека, оставившего хотя бы один из пяти столпов; и это мнение является сильным, и у него есть сторонники даже в мазхабе имама Ахмада. Но даже если и не разделять мнение о неверии оставившего закят, нельзя не обращать внимания на то, сколь суровые и угрожающие тексты пришли по отношению к людям, которым Аллах даровал имущество, но они проявили скупость даже в той малости, к которой обязал их Всевышний.
Такие же предостерегающие тексты пришли в отношении тех, кому Аллах даровал здоровье и пребывание на своей родине, но они оставили пост в месяц рамадан. Поистине, велика опасность, которой подвергают себя эти люди, ведь известно, что человек, который пропустил хоть один день этого месяца без оправдания, не сможет возместить его даже постом всей своей жизни.
Таково же положение с Хаджем, который является пятым столпом Ислама. Достоверные сообщения говорят о тяжелых последствиях для тех, кто отказался совершить его, несмотря на имеющуюся возможность. Передается, что ‘Умар ибн Хаттаб во время своего правления написал своим наместникам во всех областях, чтобы они обложили подушной податью (джизьей) тех, кто не совершает Хадж, имея возможность его совершения, поскольку они не являются мусульманами. Те, кто посчитал оставление Хаджа неверием, приводят в качестве довода слова Всевышнего:
وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ
«Люди обязаны перед Аллахом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах»
[Сура «Али ‘Имран», аят 97],
— утверждая, что слова «кто не уверует» относятся к тем, кто оставил Хадж.
Эти пять столпов являются тем фундаментом, на котором держится Ислам. И оставление любого из них чрезвычайно опасно, поэтому человек должен поспешить с покаянием и исполнением всех обязанностей, возложенных на него, ведь неверие, поистине, — это нечто ужасное для человека. Что же касается грехов, то хотя они и не столь ужасны, как неверие, и Всевышний может простить их, если пожелает, и за ними не последует вечность в Аду, но всё-таки они могут привести к неверию.