Разъяснение ташаххуда

Разъяснение ташаххуда

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок девятый
Разъяснение ташаххуда

Ташаххуд — это слова: «Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова! Мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха, и благословения Его! Мир нам и праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник»

«Ат-тахийату ли-Лляхи уа-с-саляуату уа-т-тайибату, ас-саляму ‘алей-кя аййуха-н-набиййу, уа-рахмату-Ллахи уа-баракяту-ху, ас-саляму ‘алей-на уа-‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина. Ашхаду аль-ля иляха илля-Ллаху уа-ашхаду анна Мухамадан ‘абду-ху уа-расулю-ху».

Затем молящийся произносит саляуат нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, воссхвали Мухаммада и семейство Мухаммада, как воссхвалил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!»

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа-‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима уа-‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа-‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля Ибрахима уа-‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун Маджид».

После ташаххуда и саляуата молящийся говорит: «О Аллах, поистине я прибегаю к тебе от мук Ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искушения Даджаля»

«Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнама уа-мин ‘азаби-ль-кабри уа-мин фитнати-ль-махйа уа-ль-мамати уа-мин фитнати-ль-масихи-д-даджжаль».

После этого следует произнести мольбы по своему выбору, желательно те, которые дошли до нас в Сунне, например:

«О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе!»

«Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя уа-шукри-кя уа-хусни ‘ибадати-кя!»;

«О Аллах, поистине, я совершал несправедливость по отношению к себе много раз, а никто, кроме Тебя, не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий»

«Аллахумма, инни залямту нафси зульман кясиран, уа-ля-йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфирли магфиритан мин ‘индикя уа-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим».

После первого ташаххуда молящийся встает на третий ракаат в обеденной, послеобеденной, вечерней и ночной молитвах. А общий контекст этой Сунны указывает на чтение саляуата после первого ташаххуда.

Объяснение

Формы ташаххуда дошли до нас от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в разных версиях: от ‘Умара, Ибн Мас‘уда, Ибн ‘Аббаса и других сподвижников.

Когда говорят «ташаххуд ‘Умара», или «ташаххуд Ибн Мас‘уда», или «ташаххуд Ибн ‘Аббаса», это не означает, что они сами это придумали, они лишь передали в разных версиях слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Каждая правовая школа (мазхаб) выбрала какую-либо из этих версий. Например, маликитские ученые предпочли версию ‘Умара, ханбалиты — в основном версию Ибн Мас‘уда, шафииты — версию Ибн ‘Аббаса; а лучше всех поступил тот, кто выучил и использует все эти версии, поскольку все они пришли в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и разница между ними небольшая. То же самое можно сказать про мольбу аль-истифтах, читаемую в начале молитвы, она также дошла до нас в разных версиях, и желательно все их знать и практиковать, о чём мы упомянем ниже.

«Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова! Мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха, и благословения Его! Мир нам и праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник».

Некоторые добавляют к этим словам выражение: «наш господин Мухаммад» — «сайиди-на Мухаммад», — и утверждают, что таким образом они проявляют почтение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако проявлением истинного почтения к нему является следование его повелениям, поскольку любовь к нему — это подчинение ему, как сказал поэт:

«Если бы твоя любовь была истинной, ты подчинился бы ему.
Поистине, любящий подчиняется тому, кого он любит».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который научил нас этим формам ташаххуда, не упомянул в них никаких добавок. Как же можно после этого добавлять что-либо к тому, чему научил нас Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Подобное дозволено только в чем-либо помимо молитвы и других видов поклонения, ведь в хадисе сказано:

«Я господин рода человеческого, но без гордости»[1].

Однако в поминания и мольбы, установленные для определённых видов поклонения и чтения, мы не имеем права ничего добавлять.

Затем молящийся произносит саляуат нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, воссхвали Мухаммада и семейство Мухаммада, как воссхвалил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!». После ташаххуда и саляуата молящийся говорит

— то есть после завершения саляуата и до саляма.

«О Аллах, поистине я прибегаю к тебе от мук Ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искушения Даджаля»[2].

اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِن عَذَابِ جَهَنَّمَ، وَمِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْيَا وَالْمَمَاتِ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ المَسِيحِ الدَّجَّالِ

Имам Таус даже посчитал это дуа обязательным и повелел своему сыну ‘Абдуллаху восполнить молитву, когда он не произнёс в ней эту мольбу. Однако большинство учёных сказали, что это лишь Сунна, оставление которой нежелательно.

После этого следует произнести мольбы по своему выбору, желательно те, которые дошли до нас в Сунне, например: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе!»

Это пришло в хадисе от Му‘аза ибн Джабаля, которому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя! Никогда не оставляй в конце молитвы произнесение слов:

اللَّهُمَّ أعِنِّي على ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ

«О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе!»[3]

Слова «в конце молитвы» можно понимать двояко и произносить эту мольбу либо до произнесения саляма, к чему склоняется автор, либо после саляма; и то, и это дозволено.

«О Аллах, поистине, я совершал несправедливость по отношению к себе много раз, а никто, кроме Тебя, не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Свое прощение и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий»[4].

اللَّهُمَّ إنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْماً كَثِيراً وَلا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أنْتَ فاغْفِرْ لي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْني إنَّكَ أنْتَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ‏

Эта мольба также приходит в Сунне. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил этой мольбе Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, после того как тот попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, научить его какой-нибудь мольбе, чтобы он читал её в молитве. Также после молитвы или до саляма можно произнести:

ربِّ قِنِي عَذابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبادَكَ

«О мой Господь, огради меня от Твоего наказания в день, когда Ты воскресишь Своих рабов» — «Рабби кыни ‘азаба-кя яума таб‘асу ‘ибада-кя»[5]

 — это тоже достоверно пришло из Сунны.

После первого ташаххуда молящийся встаёт на третий ракаат в обеденной, послеобеденной, вечерней и ночной молитвах. А общий контекст этой Сунны указывает на чтение саляуата после первого ташаххуда.

Если человек не сделает саляуат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в первом ташаххуде, то ничего страшного, а если сделает, то это тоже является дозволенным, как сказали некоторые учёные.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привёл с этими словами Ибн Маджа (4308), хадис от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. А также привел его Муслим (2278) со словами: «Я господин сыновей Адама в Судный день», хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

  • [2]

    Привели аль-Бухари (1377) и Муслим (588).

  • [3]

    Привели Абу Дауд (1522) и ан-Насаи (1303), хадис от Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Его посчитали достоверным Ибн Хузейма (751), Ибн Хиббан (2020) и Ибн Хаджар в Булугъ аль-Марам (325).

  • [4]

    Привёл Бухари (834), хадис от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

  • [5]

    Привёл Имам Ахмад (18711), Ибн Хузейма (1563) от Бара’, да будет доволен им Аллах.

Новое на сайте