Вещи, нарушающие пост

Вещи, нарушающие пост

Сокращенное изложение законоположений о посте

Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи

Перевод: Яхья Хусейн

Литературная редакция: Умм Хурайра

Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна

✻✻✻

Вещи, нарушающие пост

1 — Приём пищи и напитков после наступления второго рассвета[1].

Если человек поел или попил, не имея оправданий, по своей воле и помня о посте, его пост нарушился, и он подверг себя серьезной опасности, согласно словам Всевышнего:

وَكُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ ٱلۡخَيۡطُ ٱلۡأَبۡيَضُ مِنَ ٱلۡخَيۡطِ ٱلۡأَسۡوَدِ مِنَ ٱلۡفَجۡرِۖ ثُمَّ أَتِمُّواْ ٱلصِّيَامَ إِلَى ٱلَّيۡلِۚ

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи»
[Сура «Аль-Бакара», аят 187].

Он обязан восполнить этот день поста, совершить искреннее покаяние, проникнуться сожалением из-за совершённого греха и не возвращаться к нему.

2 — Половая близость в дневное время.

Если человек, соблюдающий пост Рамадана, намеренно вступил в близость со своей супругой, зная, что это запрещено, он обязан восполнить этот день, совершить искреннее покаяние, сожалея о своём грехе, и не возвращаться к нему; помимо этого на него возлагается искупление: он обязан освободить раба; если он не найдёт, кого освободить, то должен поститься два лунных месяца подряд; а если не способен и на это, то должен накормить шестьдесят бедняков, согласно хадису от Абу Хурайры, вошедшему в оба достоверных сборника.

«Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл человек и воскликнул: “О Посланник Аллаха, я погиб!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тобой случилось?” [в версии Муслима: “Что же тебя погубило?”] Он сказал: “Я вступил в половую близость с женой во время поста в Рамадан”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?” Он сказал: “Нет”. Пророк спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?” Он сказал: “Нет”. Пророк спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?” Он сказал: “Нет”». Абу Хурайра сказал: «После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время чего‑то ожидал, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Где задавший вопрос?” Он отозвался: “Я здесь”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет между двумя лавовыми полями Медины семьи беднее моей!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: “Накорми ими членов своей семьи”».

— Аль-Бухари (1936) и Муслим (1111).

В этом хадисе содержится довод на то, что половая близость, намеренно совершённая в дневное время Рамадана разумным, совершеннолетним, помнящим о посте, не являющимся путником, здоровым постящимся человеком, — это один из больших грехов, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оспорил слова обратившегося к нему сподвижника: «Я погиб», — или, как передаётся в хадисе от ‘Аиши из Сахиха Муслима: «Я сгорел»[2].

Если же человек совокупился с женой по забывчивости, то его пост действителен, по наиболее правильному мнению учёных, и нет на нём ни восполнения, ни искупления.

3 — Положение вещей, заменяющих еду и питье, аналогично положению еды и питья: они нарушают пост.

Сюда относятся питательные инъекции, поскольку человек, который получает их, не нуждается в пище; а также переливание крови, так как кровь питает организм и поддерживает в нём водный баланс. Однако большинство людей, нуждающихся в питательных инъекциях и переливании крови, — это больные, которым разрешено не соблюдать пост.

Что касается инъекций от болезней, то они не нарушают пост, будь они внутривенные или внутримышечные, поскольку они не выполняют питательных функций; однако из соображений предосторожности постящемуся лучше отложить их на ночь.

4 — Сознательное и намеренное вдыхание ароматических веществ также нарушает пост, по мнению большинства учёных фикха, поскольку через дыхательные пути эти вещества достигают мозга. Если же вдыхание произошло ненамеренно, то пост не нарушается по причине отсутствия выбора.

5 — Выход крови посредством хиджамы нарушает пост, согласно наиболее правильному мнению учёных.

Абу Дауд передал со своим иснадом от Саубана, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нарушил пост делающий хиджаму и тот, кому её делали».

— Абу Дауд (2367), Ибн Маджа (1680).

Шаддад ибн Аус рассказал:

«Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посетил аль-Бакы‘ и увидел человека, которому делали хиджаму. Это был восемнадцатый день Рамадана. Он, да благословит его Аллах и приветствует, держал меня за руку и сказал: “Нарушил пост делающий хиджаму и тот, кому её делали”».

— Абу Дауд (2369).

Относительно этого вопроса есть сообщения от ряда сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах[3].

Мнения, что хиджама портит пост, придерживались такие обладатели знания, как Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавейхи, Абу Саур, ‘Ата, ‘Абду-р-Рахман ибн Махди, аль-Аузаи, Хасан аль-Басри и Ибн Сирин; такого же мнения придерживались [некоторые] шафииты, и его выбрал шейху-ль-Ислям ибн Таймия[5] и его ученик, выдающийся ученый Ибн аль-Каййим[4], да смилуется над ними обоими Аллах.

Большинство учёных считает, что хиджама не портит пост, и это мнение некоторых сподвижников и их последователей, а также мазхаб Малика, аш-Шафии и Абу Ханифы.

6 — Рвота, вызванная намеренно, согласно наиболее правильному мнению учёных, нарушает пост; если же она была непроизвольной и человек не смог воздержаться от неё, то пост не портится, согласно хадису, переданному от Абу Хурайры, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не возмещает пост человек, которого одолела рвота; а тот, кто вызвал её намеренно, пусть возместит».

— Абу Дауд (2380), ат-Тирмизи (720), Ибн Маджах (1676); Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким сочли этот хадис достоверным.

Ибн аль-Мунзир сказал:

«Обладатели знания единогласны в том, что пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушен».

— Аль-Иджма 49\126.
©
Минхадж ас-Сунна
  • [1]

    Ибн аль-Мибрад сказал: «Второй рассвет рассеян параллельно горизонту и является истинным. Он называется рассеянным, потому что распространяется по линии горизонта» («Ад-Дурру-н-накы» 2/166). - Прим. пер.

  • [2]

    Муслим (1112).

  • [3]

    Тахзибу-с-Сунан 4\511.

  • [4]

    Маджму‘у-ль-Фатава 25\252.

  • [5]

    И’ляму-ль-Муваккы‘ин 2\26.

Новое на сайте