Сокращенное изложение законоположений о посте. Когда становится обязательным пост Рамадана?

Сокращенное изложение законоположений о посте. Когда становится обязательным пост Рамадана?

Сокращенное изложение законоположений о посте

Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи

Перевод: Яхья Хусейн

Литературная редакция: Умм Хурайра

Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна

✻✻✻

Предисловие

Хвала Аллаху, мир и благословления Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними вплоть до Дня воздаяния.

А затем:

Эта небольшая книга о положениях поста составлена на основе работы «Знакомство с некоторыми положениями поста». Я счел необходимым написать книгу, в которой изложение основ поста было бы разбито на главы таким образом, чтобы читателю было проще понять и усвоить материал.

Прошу Аллаха, чтобы Он сделал этот труд полезным, даровал нам всем полезное знание и возможность совершать благие деяния и укрепил всех нас на прямом пути, ведь Он — Дарующий это и Способный на это.

Да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи

✻✻✻

Когда становится обязательным пост Рамадана?

Пост в месяц Рамадан становится обязательным только по одной из двух причин:

  • Первая. Зрительная фиксация молодого месяца Рамадана.
  • Вторая. Завершение месяца Ша‘бан по истечении тридцати дней.

Завершение поста Рамадана становится обязательным также только по одной из двух причин:

  • Первая. Зрительная фиксация молодого месяца Шавваль, засвидетельствованная двумя надежными мужчинами.
  • Вторая. Завершение месяца Рамадан по истечении тридцати дней.

В пречистой Сунне приходит множество доказательств этого, в том числе и хадис от ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, вошедший в оба достоверных сборника, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь, пока не увидите молодой месяц [Рамадана], и не разговляйтесь, пока не увидите молодой месяц [шавваля], а если будет облачно и вы его не увидите, то отсчитайте тридцать дней».

— Аль-Бухари (1906) и Муслим (1080).

В версии аль-Бухари сказано:

«В месяце может быть и двадцать девять ночей, а поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его, если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати».

— Аль-Бухари (1907).

В хадисе от Абу Хурайры, приведённом в сборнике Муслима, сказано:

«Если же будет облачно, и вы его не увидите, то отсчитайте тридцать дней».

— Муслим 1081.

Большинство обладателей знания считают, что тридцать дней отсчитываются от начала месяца, и это толкование подкрепляется версиями хадиса, в которых явно говорится об этом. Обусловленность начала и завершения поста только вышеуказанными причинами также подкрепляется хадисами о запрете поста в день сомнения [1]. Так, со слов Абу Хурайры передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления Рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. В таком случае пусть он постится в этот день» .

— Аль-Бухари (1914); Муслим (1082).

В сборнике аль-Бухари передаётся без иснада, что ‘Аммар ибн Йасир сказал:

«Тот, кто постился в день сомнения, ослушался Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует».

— Аль-Бухари (3/27).

Также в обоих достоверных сборниках передаётся от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, мы — народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же может быть и таким, и таким», — имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда — из тридцати дней .

— Аль-Бухари (1913); Муслим (1080).

Этот хадис доказывает, что при определении начала и конца месяца нельзя опираться на астрономические вычисления, для этого опираются лишь на зрительную фиксацию и завершение месяца по истечении тридцати дней.

Особенностью исламской общины является то, что мусульмане не вычисляют начало и конец месяца и не записывают эти вычисления, хотя и используют расчеты в торговле и других бытовых вопросах. В том же, что связано с религиозными положениями, наша община полагается не на расчёты, а только на зрительную фиксацию, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связал религиозные положения именно с ви́дением, а не с расчётами, ведь увидеть молодой месяц могут все: специалисты и простые люди, учёные и невежды; это указывает на легкость Шариата и его снисходительность.

Хвала Аллаху за то, что Он облегчил! Мудрость того, что Он предписал Своим рабам, совершенна, поскольку Он знает, в чём для них польза и милость. Он — Мудрый, Знающий, Пресвят Он и хвала Ему!

©
Минхадж ас-Сунна
  • [1]

    Ибн Кудама сказал в «Аль-Кафи»: «Это день, относительно которого есть сомнения, относится ли он к ша‘бану или к Рамадану, если небо было чистым» («Аль-Матля‘» 192). - Прим. пер.

Новое на сайте