Пять проповедей в Рамадан | Проповедь 2

Пять проповедей в Рамадан | Проповедь 2

Автор: Маджид Сулейман

Проповедь № 2

✻✻✻

Часть 1

Тридцать особенностей месяца Рамадан

Поистине, хвала Аллаху, Его мы восхваляем, и просим о помощи, и у Него просим о прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от зла наших деяний. Кого Аллах ведёт, того никто не собьёт, а кого Он сбил, того никто не наставит.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

А затем:

О мусульмане! Я завещаю вам и себе бояться Аллаха, ведь, поистине, это завещание Аллаха к первым и последним. Как сказал об этом Всевышний:

وَلِلَّهِ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِۗ وَلَقَدۡ وَصَّيۡنَا ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ وَإِيَّاكُمۡ أَنِ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ وَإِن تَكۡفُرُواْ فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِۚ وَكَانَ ٱللَّهُ غَنِيًّا حَمِيدٗا١٣١

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Богатый, Достохвальный.»
[Сура «Ан-Ниса», аят 131]

Поэтому бойтесь Аллаха Всевышнего и остерегайтесь, проявляйте послушание к Нему и не ослушайтесь!

Знайте же, что Всевышний Аллах создает то, что пожелает и делает избранным, то что пожелает — и всё это на основе того, что предполагает Его мудрость, Свят Он и Велик. Так, Он избрал некоторых ангелов над другими; некоторые писания над другими; некоторых пророков над другими, также некоторые места над другими и некоторые времена над другими. Это же относится и к месяцу Рамадан, который Всевышний возвысил над другими месяцами — всё это по милости Аллаха к Его рабам. Ведь Он облегчил совершение благодеяний в некоторые сезоны, в которые увеличиваются награды, стираются грехи, и поднимаются степени верующего в Раю.

О рабы Аллаха! Поистине, месяц Рамадан имеет 30 особенностей:

1. Этот месяц и пост в нём является четвёртым столпом Ислама.

Передаётся от ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, который слышал, как Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил:

بُنِيَ الإسْلَامُ علَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أنْ لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وأنَّ مُحَمَّدًا رَسولُ اللَّهِ، وإقَامِ الصَّلَاةِ، وإيتَاءِ الزَّكَاةِ، والحَجِّ، وصَوْمِ رَمَضَانَ

«Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад — Его раб и Посланник, выстаивание молитвы, выдача закята, хадж к Дому и пост в месяц Рамадан».

— Бухари (8), Муслим (16).

2. Этот пост был узаконен в откровениях до Ислама.

Это указывает на то, какое великое место он занимает. Всевышний об этом сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ ١٨٣

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 183].

3. Аллах, Свят Он и Велик, связал этот пост с Самим Собой, конечно же, указывает на величие этого поклонения.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

قالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ له إِلَّا الصِّيَامَ، فإنَّه لي وَأَنَا أَجْزِي به

«Всевышний Аллах сказал: “Всякое деяние человека — ему самому, кроме поста. Поистине, он — для Меня, и Я вознагражу за него”».

— Муслим (1155), Бухари (1904, 5927).

О рабы Аллаха! То, что Всевышний связал пост с Самим Собой, выделив его над остальными поклонениями, указывает на его величие, на Его любовь к этому деянию, так как это деяние показывает искренность в отношении к Аллаху. Ведь это тайна между человеком и его Господом. Никто о ней не знает, кроме Аллаха. Когда человек находится наедине с собой и его не видят люди, он может себе позволить принять пищу — то, что запретил Аллах — и нарушить таким образом свой пост. Однако он этого не делает, так как он знает, что у него есть Господь, Который видит его и в одиночестве и Который запретил ему принимать пищу. Поэтому он оставляет приём пищи ради Аллаха, боясь Его наказания и желая Его награды. Из-за всего этого Всевышний Аллах возблагодарил его за эту искренность и сделал это поклонение, связанным с Самим Собой, в отличие от другие деяний.

4. Всевышний Аллах также соединил с Самим Собой и награду за этот пост, как сказано в хадисе, приведённом выше: «И я вознагражу за него».

То есть Он, Свят Он и Велик, связал эту награду с Самим Собой, без упоминания какого‑либо количества в награде, в отличие от других поклонений. Он не сказал, что наградой за пост будет десятикратное воздаяние, например. Однако Он сказал, что за это будет награда, которой Он воздаст. Всё это указывает на величие этого деяния и того, что Аллах, Свят Он и Велик, является Самым Щедрым из щедрейших, и то, что Он дарует подобно тому, Каким является Он Сам.

5. Поистине, в посте собираются все три разновидности терпения:

  • первое: терпение в подчинении Аллаху;
  • второе: терпение от запретов Аллаха;
  • третье: терпение в предопределенном, которое является болезненным, как, например, голод, жажда, слабость тела и тому подобное.

Поэтому все эти виды терпения имеют свою суть в отношении постящегося. И, поистине, он являются из тех, кого Аллах назвал терпеливыми. Как сказал Всевышний:

قُلۡ يَٰعِبَادِ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ رَبَّكُمۡۚ لِلَّذِينَ أَحۡسَنُواْ فِي هَٰذِهِ ٱلدُّنۡيَا حَسَنَةٞۗ وَأَرۡضُ ٱللَّهِ وَٰسِعَةٌۗ إِنَّمَا يُوَفَّى ٱلصَّٰبِرُونَ أَجۡرَهُم بِغَيۡرِ حِسَابٖ ١٠

«Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета».
[Сура «Аз-Зумар», аят 10]

6. Аллах приготовил для постящихся дверь в Раю, через которые никто не зайдёт в Рай, кроме них.

Так, передаётся от Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ فِى الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ، يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ يُقَالُ: أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَيَقُومُونَ، لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ، فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ

«Поистине, в Раю есть двери, которые называют Раййан. Через неё войдут постящиеся в Судный День, и никто не войдёт через неё, кроме них. Будет сказано: “Где же постящиеся?”, тогда они встанут и никто, кроме них, не войдёт через эту дверь. Когда же они войдут в неё, она будет закрыта вслед за ними».

— Бухари (1896), Муслим (1152).

7. Пост является защитой от огня.

Передаётся от Усмана ибн Аби Аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

الصِّيامُ جُنَّةٌ، كجُنَّةِ أحدِكم منَ القتالِ

«Я слышал, как Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил: “Пост является щитом от огня так же, как щит является защитой для вас во время войны”».

— Ахмад (4/22), Ан-Насаи (2229).

8. Человек, который постился с верой и надеждой, ему будут прощено всё, что он сделал из грехов.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тот, кто постился в Рамадан с верой и надеждой, ему прощены все грехи, которые были ранее».

— Бухари (38), Муслим (760).

Также от Абу Хурейры передаётся, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, однажды забрался на минбар и сказал три раза:

«Амин». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, ты поднялся на минбар и три раза сказал «амин»». На что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, Джибриль, мир ему, пришёл ко мне и сказал: “Тот, кто достиг месяца Рамадан и ему не было прощено, войдёт в огонь, и Аллах отдалит его. Скажи: «Амин»”, и тогда я сказал: «Амин».

— Ахмад (2/246). Основа этого хадиса в сборнике Муслима (2551).

Также от Абу Хурейры передаётся, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил:

الصَّلَوَاتُ الخَمْسُ، وَالْجُمْعَةُ إلى الجُمْعَةِ، وَرَمَضَانُ إلى رَمَضَانَ، مُكَفِّرَاتٌ ما بيْنَهُنَّ إِذَا اجْتَنَبَ الكَبَائِرَ.

«Пять молитв от пятницы до пятницы, от Рамадана до Рамадана — это то, что стирает грехи между ними, если человек отдалялся от больших грехов».

— Муслим (233).

9. Этот пост является облегчённым для мусульман.

Ведь, поистине, если постящийся чувствует, что общество вокруг него тоже постится, то это то, что облегчает ему этот пост и делает для него мотивированным в дополнение к этому поклонению.

10. Во время этого поста принимаются мольбы.

Доводом на это являются слова Пророка, да восхвалит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Три мольбы не отвергаются: мольба родителя, мольба постящегося и мольба путника».

— Хадис привёл Байхаки (3/345) от Анаса ибн Малика, Альбани посчитал его достоверным в своей книге «Сильсиля сахиха» (1797).

Также Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

ثَلاَثٌ لاَ تُرَدُّ دَعْوَتُهُمْ، الإِمَامُ العَادِلُ، وَالصَّائِمُ حِينَ يُفْطِرُ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ

«У трёх мольба не отвергается: это справедливый имам; постящийся, пока он не разговится, а также тот, к кому отнеслись несправедливо».

— Ахмад (9743).

11. Человеку, молившемуся в этот месяц с верой и надеждой, прощены грехи, которые были прежде.

От Абу Хурайры передаётся, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тот, кто совершал молитву в Рамадан с верой и надеждой, ему прощены грехи, которые были прежде».

— Бухари (35, 37, 38, 1901, 2008, 2009 и 2014), Муслим (759), Абу Дауд (1371), ат-Тирмизи (808), Ибн Хиббан (3682), ан-Насаи (4/156).

12. Награда, которая достается тому, кто совершал молитву в этот месяц.

Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ الرَّجُلَ إِذَا صَلَّى مَعَ الإِمَامِ حَتَّى يَنْصَرِفَ حُسِبَ لَهُ قِيَامُ لَيْلَةٍ

«Тот, кто молился вместе с имамом, пока он не оставил молитву, ему записывается бдение всей ночи».

— Абу Дауд (1375).

13. Этот месяц является временем желательной милостыни.

Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал:

كانَ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ أجْوَدَ النَّاسِ، وكانَ أجْوَدُ ما يَكونُ في رَمَضانَ

«Поистине, Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, был самым щедрым из людей, и наиболее щедр он был во время Рамадана».

— Бухари (6), Муслим (2308).

14. В этот месяц увеличивается награда малого хаджа.

Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал женщине из ансаров:

فَإِذَا كَانَ رَمَضَانُ اعْتَمِرِي فِيهِ فَإِنَّ عُمْرَةً فِيه تعدل حَجَّة

«Когда придёт Рамадан, то соверши малый хадж. Поистине, малый хадж в это время подобен большому».

— Бухари (1782), Муслим (1256).

15. Аллах каждую ночь этого месяца освобождает от огня определённых людей.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

إذا كانَت أوَّلُ ليلةٍ من رمَضانَ صُفِّدتِ الشَّياطينُ ومَردةُ الجِنِّ وغلِّقت أبَوابُ النَّارِ فلم يُفتَحْ منها بابٌ وفُتِحت أبوابُ الجنَّةِ فلم يُغلَقْ منها بابٌ ونادى منادٍ يا باغيَ الخيرِ أقبِلْ ويا باغيَ الشَّرِّ أقصِر وللَّهِ عتقاءُ منَ النَّارِ وذلِك في كلِّ ليلةٍ

«В первую ночь Рамадана связываются дьяволы, а также упорствующие из джиннов. Также закрываются врата ада и ничто из этого не открывается, а также открываются врата Рая и ничто из этого не закрывается. А также возвещается: “О тот, кто стремится к благу — делай его! О тот, кто стремится ко злу — остановись! И, поистине, у Аллаха каждую ночь есть те, которых Он освобождает от огня”».

— Тирмизи (682), шейх Альбани посчитал хадис хорошим в книге «Джами‘-с-сахих» (759).

Также передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, у Аллаха перед каждым разговением есть те, которых Он освобождает от огня и так каждую ночь».

— Ахмад (22202), Ибн Маджа (1643), Альбани посчитал его достоверным в книге «Сахих ибн Маджа» (1340).

16. В Рамадан открываются врата Рая.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

إذا جاءَ رَمَضانُ فُتِّحَتْ أبْوابُ الجَنَّةِ، وغُلِّقَتْ أبْوابُ النَّارِ، وصُفِّدَتِ الشَّياطِينُ.

«Когда приходит Рамадан, открываются врата Рая, и закрываются врата ада, и связываются дьяволы».

— Бухари (1899), Муслим (1079).

17. В Рамадан закрываются врата Ада, как приводится в этом же хадисе.

18. Это месяц, когда связываются дьяволы.

Доводом на это являются два хадиса, которые приведены выше.

Имеется ввиду, что эти дьяволы связаны настолько, что уже не могут совершать то, что совершали вне Рамадана, поэтому их зло уменьшается. Некоторые сказали, что это касается только самых скверных из них, переходящих границы.

19. Это месяц, в котором желательно увеличивать чтение Корана.

Ведь, поистине, стремление прочитать Коран полностью в Рамадан, следуя в этом нашему Пророку, да восхвалит его Аллах и приветствует, — путь праведных предшественников. Ведь, поистине, Джибриль, мир ему, обучал нашего Пророка, да восхвалит его Аллах и приветствует, всему Корану каждый год в месяц Рамадан.

20. Пост будет заступаться за человека в Судный День, дабы его степени увеличились, а его грехи были стерты.

Передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал, что Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил:

الصيامُ والقرآنُ يشفعانِ للعبدِ يومَ القيامَةِ، يقولُ الصيامُ: أي ربِّ إِنَّي منعْتُهُ الطعامَ والشهواتِ بالنهارِ فشفِّعْنِي فيه، يقولُ القرآنُ ربِّ منعتُهُ النومَ بالليلِ فشفعني فيه، فيَشْفَعانِ

«Поистине, пост и Коран будут заступаться за человека в Судный День. Пост будет говорить: “О Господь! Я запретил ему пищу и страсти днём, так сделай же меня заступником за него”. А Коран будет говорить: “О мой Господь! Я запретил ему сон ночью, так сделай же меня заступником за него”, и их заступничество будет принято».

— Ахмад (2/174), Альбани посчитал его достоверным в книге «Сахих аль-джами‘а» (7329).

21. Запах изо рта постящегося более приятен Аллаху, чем благоухание миска.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ…

«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, поистине, запах изо рта постящегося приятнее Аллаху, чем благоухание миска».

— Бухари (1894, 1904), Муслим (1151).

22. Аллах даровал постящемуся две радости: радость, когда он разговляется и радость, когда он встретит своего Господа.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ يَفْرَحُهُمَا: إِذَا أَفْطَرَ فَرِحَ، وَإِذَا لَقِىَ رَبَّهُ فَرِحَ بِصَوْمِهِ

«У постящегося две радости: когда он разговляется и когда он встретит своего Господа, он будет радоваться своему посту».

— Бухари (1904), Муслим (1151).

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он дал нам успех провести месяц поста Рамадан наилучшим образом, которым Он доволен, чтобы Он помог нам в поминании Его, в благодарении Его, а также в благом поклонении Ему.

Прошу Аллаха для вас благословения и для себя в этом Великом Коране, чтобы он принёс пользу мне и вам из того, что есть в нём из великих знамений и мудрых напоминаний. Говорю вам свои слова и прошу прощения у Аллаха для себя и для вас от всех грехов, так и вы просите прощения. Поистине, Он Прощающий для тех, кто кается.

/БаракаЛлаху ли уа лякум фи-ль-Къурани-ль-‘азъым, уа нафа‘ани уа иййакум би ма фихи миналь аяти уа зикри-ль-хаким, акъулю къаули хаза, уа-стагъфираЛлаха ли уа лякум мин кулли замбин фа-стагъфируху иннаху кана ли-ттаууабина гъафура/.

✻✻✻

Часть 2

Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!

А затем:

23. В этот месяц был ниспослан Коран, как об этом сказал Всевышний:

شَهۡرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِيٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلۡقُرۡءَانُ هُدٗى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَٰتٖ مِّنَ ٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡفُرۡقَانِۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ يُرِيدُ ٱللَّهُ بِكُمُ ٱلۡيُسۡرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلۡعُسۡرَ وَلِتُكۡمِلُواْ ٱلۡعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ١٨٥

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, как руководство для людей, разъяснения из руководства и различение. А кто из вас застанет этот месяц — пусть постится. Тот же, кто болен, либо в пути, пусть (не постится, а) восполнит это в другие дни. Аллах хочет для вас облегчения и не хочет для вас затруднения, и чтобы вы завершили количество (всех дней поста) и возвеличили Аллаха за то, как Он привёл вас (к истине), дабы вы были благодарны.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 185]

Нет сомнения, что он был ниспослан в ночь предопределения, как об этом сказал Всевышний:

إِنَّآ أَنزَلۡنَٰهُ فِي لَيۡلَةِ ٱلۡقَدۡرِ ١

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь предопределения.»
[Сура «Аль-Къадр», аят 1]

То есть эта великая ночь, в которую был ниспослан Коран из хранимой скрижали к Дому Величия на первом небе. После этого он ниспосылался отдельными частями нашему Пророку, да восхвалит его Аллах и приветствует, в зависимости от обстоятельств.

Ночь предопределения была названа так, из-за её величия. Некоторые сказали, что под «аль-къадр» имеется в виду «ночь могущества», а некоторые сказали, что это «ночь, когда предопределяются деяния», которые произойдут в этот год. Как об этом сказал Всевышний:

فِيهَا يُفۡرَقُ كُلُّ أَمۡرٍ حَكِيمٍ ٤

«В ней решаются все мудрые дела»
[Сура «Ад-Духан», аят 4]

Ибн аль Къаййим сказал, что это второе мнение более достоверное и сильное. Смотри книгу «Шифауль алиль» (1/110).

Поистине, Аллах назвал эту ночь «благословенной», как Он сказал в Священном Коране:

إِنَّآ أَنزَلۡنَٰهُ فِي لَيۡلَةٖ مُّبَٰرَكَةٍۚ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ ٣

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем.»
[Сура «Ад-Духан», аят 3]

24. Тот, кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой, ему будут прощены его прежние грехи.

То есть тот, кто оживлял эту ночь своей молитвой, веря в то, что Аллах, Свят Он и Велик, приготовит ему из вознаграждения за то, что он выстаивал эту великую ночь с надеждой на награду, то в этом случае ему будут прощены те грехи, которые были прежде.

Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

مَن قَامَ لَيْلَةَ القَدْرِ إيمَانًا واحْتِسَابًا، غُفِرَ له ما تَقَدَّمَ مِن ذَنْبِهِ

«Тот, кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой, ему прощаются грехи, которые были прежде».

— Бухари (1901, 35 и 2014), Муслим (760).

25. То, что выстаивание ночи предопределения лучше, чем выстаивание тысячи месяцев.

То есть лучше наградой того, кто выстаивал в молитвах эту ночь. Это выше, чем награда того, кто выстаивал 83 года, поклоняясь. Всевышний сказал:

لَيۡلَةُ ٱلۡقَدۡرِ خَيۡرٞ مِّنۡ أَلۡفِ شَهۡرٖ ٣

«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.»
[Сура «Аль-Къадр», аят 3]

Также Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

أَتَاكُمْ رَمَضَانُ شَهْرٌ مُبَارَكٌ فَرَضَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ تُفْتَحُ فِيهِ أَبْوَابُ السَّمَاءِ وَتُغْلَقُ فِيهِ أَبْوَابُ الْجَحِيمِ وَتُغَلُّ فِيهِ مَرَدَةُ الشَّيَاطِينِ لِلَّهِ فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِمَ

«К вам пришёл Рамадан, благословенный месяц, Всевышний обязал вас в нём поститься. В нём открываются врата небес и закрываются врата огня и связываются упрямые дьяволы. И у Аллаха есть в этот месяц ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. И тот, кто не достиг её, то, поистине, он не достиг её блага».

— Хадис привёл Насаи (4/129, 2106 и 2427 в «Сунан аль-Кубра») от Абу Хурайры, Ахмад (2/230, 385, 425).

Сказал Ибн Са‘ди:

«Подобные сообщения поражают разум. Ведь только задумайтесь, как Всевышний облагодетельствовал эту общину одной ночью, поклонение в которой подобно, и даже больше, чем поклонение тысячи месяцев».

Это сравнимо с жизнью одного человека, которая больше восьмидесяти лет.

26. Это месяц, когда желательно делать и‘тикяф в его последние 10 дней.

И‘тикяф — это нахождение человека в мечети, подчиняясь Аллаху.

Передаётся от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — يَعْتَكِفُ الْعَشْرَ الأَوَاخِرَ مِنْ رَمَضَانَ

«Поистине, Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, становился затворником в десять последних ночей Рамадана, пока Аллах не забрал его душу. А затем это делали его жёны после его смерти».

— Бухари (2026), Муслим (1172).

Причиной его затворничества было то, что он искал ночь предопределения.

Передаётся от Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, я уединялся в первые десять ночей, ища эту ночь. Затем — в средние десять ночей. Потом ко мне пришли и сказали, что эта ночь в последние десять ночей. Пусть же тот, кто хочет уединиться, делает это в это время».

— Муслим (1167).

27. Аллах предписал в конце этого месяца давать закяту-ль-фитр, для того чтобы очистить постящегося от того, что могло стать недостатком его поста, таких как прегрешения или слова.

Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал:

فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنَ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ

«Поистине, Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, установил закяту-ль-фитр для очищения постящегося от всякого рода недостатков и речей, а также для того, чтобы помочь в еде нуждающимся».

— Абу Дауд (1609).

28. После Рамадана Аллах установил великий праздник для мусульман.

Поистине, у мусульман есть два праздника после двух великих месяцев: первый месяц — это месяц Рамадан, когда люди постятся, а второй — это хадж к Дому.

Поэтому праздник разговения приходит после завершения поста в Рамадан. И после того, как они постились, и Аллах отдалил их от огня, в виде благодарности от них будет закяту-ль-фитр, а также молитва в день праздника. Поэтому они собираются в этот день даже больше, чем они собираются в день пятницы. И в это время видится их сила, величие и количество. Поэтому выходить на праздник желательно всем, даже женщинам и детям, и даже тем женщинам, которые находятся в цикле, дабы они присутствовали на мольбе мусульман, но отдалялись от молитвы. Поистине, в праздник проявляется радостью и весельем — тем, что Аллах завершил Свою милость с завершением этого месяца и приходом этого праздника. И всё это совершенство Его благодеяний.

Так же, Всевышний Аллах узаконил мусульманам праздник жертвоприношения, когда они завершают своё паломничество, и это великий день, когда люди спасаются от огня. Нет дня, подобного этому дню, когда прощаются грехи в день ‘Арафа, стираются прегрешения и приходит прощение. Поэтому день следующий после него, Всевышний Аллах сделал праздником для всех мусульман. Он называется «великим праздником».

29. Такбиры, которые человек произносит после завершения Рамадана.

То есть, когда заходит солнце последнего дня месяца Рамадан, и наступает ночь праздника, люди начинают делать такбир, пока не завершат праздничную молитву. Как сказал об этом Всевышний:

شَهۡرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِيٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلۡقُرۡءَانُ هُدٗى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَٰتٖ مِّنَ ٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡفُرۡقَانِۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ يُرِيدُ ٱللَّهُ بِكُمُ ٱلۡيُسۡرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلۡعُسۡرَ وَلِتُكۡمِلُواْ ٱلۡعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ١٨٥

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, как руководство для людей, разъяснения из руководства и различение. А кто из вас застанет этот месяц — пусть постится. Тот же, кто болен, либо в пути, пусть (не постится, а) восполнит это в другие дни. Аллах хочет для вас облегчения и не хочет для вас затруднения, и чтобы вы завершили количество (всех дней поста) и возвеличили Аллаха за то, как Он привёл вас (к истине), дабы вы были благодарны.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 185]

То есть после того, как вы завершили числом Рамадана 30 дней, то вы возвеличивайте Аллаха после этого завершения и благодарите Его за то, что Он довёл Свою милость, облегчил и помог в совершении этого великого поклонения, и тем, что этот месяц дошёл до конца.

Каким образом делать такбир?

Это слова: «Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, вся хвала и благодарность только Аллаху!».

الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله، والله أكبر، الله أكبر، ولله الحمد.

/Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллах, Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа лиЛляхи-ль-хьамд/».

Таким образом и мужчины, и женщины произносят этот такбир, будь это в домах или на рынках. Что касается мужчин, то они произносят это вслух. Что же касается женщин, они произносят это про себя, если есть рядом чужие мужчины.

Передаётся от Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

كُنَّا نُؤْمَرُ أنْ نَخرُجَ يَومَ العِيدِ حتَّى نُخْرِجَ البِكْرَ مِن خِدْرِهَا، حتَّى نُخْرِجَ الحُيَّضَ، فيَكُنَّ خَلْفَ النَّاسِ، فيُكَبِّرْنَ بتَكْبيرِهِمْ، ويَدْعُونَ بدُعائِهِمْ، يَرْجُونَ بَرَكَةَ ذلكَ اليَومِ وطُهْرَتَهُ.

«Нам было велено выходить в день праздника. Даже те женщины, которые ожидали замужества и не выходили обычно из дома, выходили в этот день. И те, которые находились в состоянии цикла, выходили в этот день и становились за людьми, произнося такбир, и делая мольбу так, как делают мусульмане. И всё это с надеждой на благо этого дня и его чистоты».

— Бухари (971), Муслим (890).

Что касается праздничной молитвы, то имам произносит такбиры. Во-первых, он делает такбирату-ль-ихрам, затем он делает шесть такбиров, после этого он читает этот рака‘ат, затем, когда он встаёт на второй рака‘ат, он делает такбир этого вставания на второй рака‘ат, затем произносит ещё пять такбиров.

У такбиров в празднике имеется великая мудрость — это напоминание о том, что надо возвеличивать Аллаха, возвеличивать Его права, и то, что Аллах выше всякого, Он выше как Сам по Себе, так и в Своих атрибутах и качествах, а также в Своих правах.

Эти права: соблюдение поста в месяц Рамадан, а также хаджа к Дому.

Это то, что совершают мусульмане вместе и потом вместе собираются для праздника после этих двух поклонений. Таким образом проявляется их сила перед их врагами из джиннов и людей.

30. Тот, кто постился после Рамадана шесть дней из месяца Шаууаль, подобен тому, кто постился целый год, так как одно благодеяние записывается за десять.

Поэтому получается, что он постился 36 дней. Так от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ بِسِتٍّ مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصَوْمِ الدَّهْرِ

«Тому, кто постился Рамадан, затем постился шесть дней из месяца Шаууаль, записывается как пост целого года».

— Муслим (1164), Ахмад (5/417), Абу Дауд (2433), ат-Тирмизи (759).

Это 30 особенностей, которые связаны с Рамаданом.

Каждому мусульманину необходимо знать их и вспоминать о них, когда он постится, дабы это всё помогло ему для его поста, который он совершает с верой и надеждой. Затем знайте, да смилуется над вами Аллах, что Всевышний повелел вам великое повеление, сказав:

إِنَّ ٱللَّهَ وَمَلَٰٓئِكَتَهُۥ يُصَلُّونَ عَلَى ٱلنَّبِيِّۚ يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيۡهِ وَسَلِّمُواْ تَسۡلِيمًا ٥٦

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 56]

/Аллахумма сЪалли уа саллим ‘аля ‘абдика уа расулика Мухаммад, уа-рдъа‘ан асхабихи хуляфа, уа-рдъы‘ани-тта- би‘ин уа мин таби‘ан би-ихсани иля йауми-ддин. Аллахума а‘изза-ль-исляму уа-ль-муслимин, уа азилля-шширка уа-ль-мушрикин, уа даммир а‘даака а‘даа-д-дин, уа-нсур ‘ибадака муваххидин. Аллахумма амин нафи‘ аутъанина уа аслих имматана уа уалята умурина, уа-дж‘альхум худатан мухтадин. Аллахумма уаффих джами‘аль уа лята-ль-муслимин литахкими китабик уа ‘изади диник уа-дж‘альхум рахматан ‘аля райаахум. Субхана раббина раббиль ‘иззати, ‘амма йасыфун, уа салямун ‘аля-ль-мурсалин, уа-ль-хамдулиЛляхи рабби-ль-‘алямин/.

Новое на сайте