Сокращенное изложение законоположений о посте
Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи
Перевод: Яхья Хусейн
Литературная редакция: Умм Хурайра
Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна
✻✻✻
Положения, связанные со сном постящегося
✦1 — Если постящийся целый день спал, его пост действителен, поскольку во время сна органы чувств продолжают ограниченно воспринимать реальность. Если же постящийся потерял сознание, то ему необходимо восполнить этот пост, так как потеря сознания разрывает восприятие, а для поклонения необходимо намерение, согласно общему смыслу слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести».
— Аль-Бухари (1); Муслим (1907).
✦2 — Если днём у постящегося произошла поллюция, он должен, как обычно, совершить большое омовение. Случившееся никак не вредит его посту в силу своей непреднамеренности. Всевышний Аллах сказал:
لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»
[Сура «Аль-Бакара», аят 286].
✦3 — Если наступило время утренней молитвы, а постящийся проснулся в состоянии полового осквернения по причине полового акта или поллюции, то его пост действителен, даже если он совершит большое омовение только после наступления времени молитвы, при условии, что после начала поста он не ел, не пил и не совершал других действий, нарушающих пост, и вознамерился поститься до его наступления. В обоих достоверных сборниках передается от ‘Аиши и Умм Салямы, что, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и постился днём[1].
Сообщается, что ‘Аиша сказала:
«Бывало, что во время Рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии осквернения (по причине половой близости, а не поллюций), он совершал полное омовение и постился».
— Аль-Бухари (1930).
Таким образом, приведённые выше хадисы указывают на наиболее правильное мнение в этом вопросе, которого придерживается большинство учёных. Правда, среди последователей сподвижников в этом вопросе существовали разногласия, однако впоследствии сторонники противоположного взгляда изменили своё мнение и согласились с большинством, что пост человека, проснувшегося с наступлением рассвета в состоянии полового осквернения, действителен[2].
✦4 — Таково же положение женщин, у которых прекратились менструальные или послеродовые кровотечения: если они совершат большое омовение только после наступления утренней молитвы, их пост действителен.