Сокращенное изложение законоположений о посте
Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи
Перевод: Яхья Хусейн
Литературная редакция: Умм Хурайра
Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна
✻✻✻
Положения поста, касающиеся путешествия и болезни
✦1 — Путник может оставить пост в месяц Рамадан на срок своего путешествия, а затем ему следует возместить пропущенные дни, согласно словам Всевышнего Аллаха:
فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»
[Сура «Аль-Бакара», аят 185].
✦2 — Постящемуся путнику в месяц Рамадан предоставляется выбор: он может поститься, а может прервать свой пост и восполнить пропущенное в последующем, — согласно хадису от ‘Аиши, вошедшему в оба достоверных сборника, в котором сообщается, что Хамза ибн ‘Амр аль-Аслями, который много постился, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Поститься ли мне в пути?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись».
— Аль-Бухари (1943); Муслим (1121).
Среди учёных есть разногласия относительного того, что лучше. Одни сказали, что лучше не поститься, поскольку предпочтительнее воспользоваться облегчением от Аллаха; другие выбрали противоположное мнение из-за отсутствия долгов; и это более верно, а Аллах знает лучше.
✦3 — Больному также разрешается нарушить пост в Рамадан, а затем восполнить пропущенное.
Беременные и кормящие женщины могут не поститься, если опасаются, что пост может навредить им или их детям, и возместить пропущенные дни позже, поскольку их положение аналогично положению больного. Всевышний Аллах сказал:
وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»
[Сура «Аль-Бакара», аят 185].
Разрешено не поститься в том случае, если пост препятствует выздоровлению или же по его причине болезнь прогрессирует[1]. И, хотя учёные единогласно сошлись на разрешении для больного прервать пост в общем, согласно словам Всевышнего Аллаха:
وَمَا جَعَلَ عَلَيۡكُمۡ فِي ٱلدِّينِ مِنۡ حَرَجٖۚ
«И не сделал для вас никакого затруднения в религии»
[Сура «Паломничество», аят 78],
— однако легкая болезнь, которая пусть и затрудняет пост, но он не оказывает негативного влияния на её течение, не является уважительной причиной для прерывания поста. При легкой болезни человек обязан поститься, поскольку он попадает под общее положение, указанное в аяте:
فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»
[Сура «Аль-Бакара», аят 185].
✻✻✻
Положения поста, касающиеся разговения и сухура
✦1 — Если закат солнца был зрительно зафиксирован или о нём сообщил надёжный человек, желательно поспешить с разговением, согласно хадису от Сахля ибн Са‘да, вошедшему в оба достоверных сборника, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока не перестанут спешить с разговением».
— Аль-Бухари (1957); Муслим (1098).
Поспешность в разговении указывает на повиновение, а его откладывание — на чрезмерность, свойственную иудеям и христианам; так поступают некоторые отклонившиеся группы, откладывая разговение до появления звёзд. В «Сунан» Абу Дауда приводится похожий хадис о разговении, заканчивающийся словами:
«…потому что иудеи и христиане откладывают его [разговение]».
— Абу Дауд (2353).
Ибн Хиббан и аль-Хаким приводят версию этого хадиса от Сахля:
«Люди будут пребывать на моей Сунне до тех пор, пока не начнут ожидать появления звёзд, чтобы разговеться».
— Ибн Хиббан (3510); аль-Хаким (1584). Аль-Хаким сказал: «Этот хадис соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, но они не привели его в этой версии».
✦2 — Желательность сухура.
Всевышний Аллах сказал:
وَكُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ ٱلۡخَيۡطُ ٱلۡأَبۡيَضُ مِنَ ٱلۡخَيۡطِ ٱلۡأَسۡوَدِ مِنَ ٱلۡفَجۡرِۖ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной»
[Сура «Аль-Бакара», аят 187].
В обоих достоверных сборниках сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:
«У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было два муэдзина: Биляль и Ибн Умм Мактум, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Биляль произносит азан ночью, вы же продолжайте есть и пить, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум”».
Аль-Касим ибн Мухаммад, один из передатчиков этого хадиса, добавил:
«А между их азанами проходило столько времени, сколько требовалось, чтобы один спустился, а другой поднялся».
— Аль-Бухари (617); Муслим (1092).
К доказательствам желательности совершать предрассветную трапезу относится приведённый в обоих достоверных сборниках хадис от Анаса, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре заключена благодать».
— Аль-Бухари (1923); Муслим (1095).
✦3 — Желательно откладывать сухур ближе к рассвету.
В обоих достоверных сборниках передаётся, что Зайд ибн Сабит сказал:
«Однажды во время Рамадана мы поели перед рассветом вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». У Зайда спросили: «А сколько времени прошло между азаном и сухуром?» Он ответил: «Столько, что можно было прочитать пятьдесят аятов».
— Аль-Бухари (1921); Муслим (1097).