Сокращенное изложение законоположений о посте
Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи
Перевод: Яхья Хусейн
Литературная редакция: Умм Хурайра
Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна
✻✻✻
Облегчения для постящегося
✦1 — Пост человека, который поел или попил, забыв, что он постится, действителен, и на забывшего не возлагается возмещение, согласно наиболее правильному мнению учёных.
В обоих достоверных сборниках передаётся от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если постящийся по забывчивости поест или попьёт, пусть доведёт свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его».
— Аль-Бухари 1933; Муслим 1155.
Этот хадис указывает на то, что постящийся, который съел или выпил что‑нибудь по забывчивости, не обязан возмещать свой пост. Таково наиболее правильное мнение, разделяемое большинством учёных.
✦2 — Если при совершении большого омовения или полоскании рта, или носа вода случайно, без намерения постящегося, попала в его горло, то его пост не нарушается. Таково же положение постящегося, в рот которого залетела муха, или дорожная пыль, или мука или нечто похожее, и он случайно проглотил это, поскольку от этого нельзя уберечься, и он сделал это непреднамеренно.
Всевышний Аллах сказал:
لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»
[Сура «Аль-Бакара», аят 286].
✦3 — Постящемуся разрешается совершить большое омовение, чтобы избавиться от большого осквернения.
В хадисе от ‘Аиши, вошедшем в оба достоверных сборника, сообщается, что, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и постился днём[1].
✦4 — Постящийся может поливать свою голову водой для охлаждения и полоскать рот.
Абу Дауд приводит следующий хадис от одного из сподвижников:
«Я видел, как в аль-Ардже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдая пост, поливал голову водой от жажды или зноя».
— Абу Дауд (2365).
✦5 — Если человек попил или поел, сомневаясь относительно наступления времени утренней молитвы и не имея возможности убедиться в этом, то его пост действителен, согласно словам Всевышнего:
وَكُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ ٱلۡخَيۡطُ ٱلۡأَبۡيَضُ مِنَ ٱلۡخَيۡطِ ٱلۡأَسۡوَدِ مِنَ ٱلۡفَجۡرِۖ ثُمَّ أَتِمُّواْ ٱلصِّيَامَ إِلَى ٱلَّيۡلِۚ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи»
[Сура «Аль-Бакара», аят 187].
Что же касается человека, который поел или попил, сомневаясь относительно захода солнце, а потом выяснилось, что он разговелся преждевременно, то он обязан восполнить этот пост, потому что основа здесь в том, что день ещё продолжается.
✦6 — Постящийся может целовать и обнимать свою жену, если он не боится, что им овладеет страсть или произойдёт выделение жидкости.
В обоих достоверных сборниках сообщается, что ‘Аиша сказала:
«Во время поста Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко целовал и обнимал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас».
— Аль-Бухари (1927); Муслим (1106).
В достоверном сборнике аль-Бухари сообщается, что ‘Аиша сказала:
«А если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал некоторых из своих жён, когда соблюдал пост?!» — а затем она рассмеялась.
— Аль-Бухари (1928).
В достоверном сборнике Муслима сообщается, что Хафса сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал своих жён, когда постился».
— Муслим (1107).
В достоверном сборнике аль-Бухари передается от Умм Салямы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал её, будучи постящимся[2].
Эти хадисы указывают на дозволенность для постящегося поцелуев и объятий, при условии, что он не опасается выхода смазки или же спермы из-за своей склонности к быстрому семяизвержению. При наличие же подобных опасений постящийся обязан сторониться поцелуев и объятий, что следует из слов ‘Аиши: «…(однако) он владел собой лучше любого из вас».
Обязанностью постящегося является оберегание своего поста от всего, что может его испортить, ведь то, без чего нельзя выполнить обязательное, само является обязательным.
Если поцелуи или прикосновения привели постящегося к семяизвержению, то его пост испортился. Если семяизвержение произошло по причине преднамеренного повторного взгляда на женщину, то его пост будет нарушен. Это относится и к мастурбации. В перечисленных случаях человеку необходимо возместить нарушенный пост, однако, искупление на него не возлагается, оно установлено только для полового акта.
Если семяизвержение произошло в результате непреднамеренной мысли или единственного случайного взгляда, то пост не портится, поскольку это случилось непроизвольно.
✦7 — Престарелые люди, а также те, кто болен хроническими неизлечимыми болезнями, имеют право не поститься, а за каждый пропущенный день поста они должны накормить бедняка.
Это относится к тем, кто не в состоянии выдержать пост, согласно мнению большинства учёных, которые ссылаются на аят:
وَعَلَى ٱلَّذِينَ يُطِيقُونَهُۥ فِدۡيَةٞ طَعَامُ مِسۡكِينٖۖ
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»
[Сура «Аль-Бакара», аят 184].
Хотя этот аят был отменён, однако такое положение осталось в силе для стариков и неизлечимо больных.
Желательно, чтобы кто‑то из близких родственников умершего человека возместил пропущенные им дни поста. Такой пост будет действителен и будет засчитан умершему. В хадисе от ‘Аиши, вошедшем в оба достоверных сборника, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто‑нибудь из его близких».
— Аль-Бухари (1952); Муслим (1147).
При желании родственник покойного может накормить одного бедняка за каждый день пропущенного умершим поста, поскольку у него есть выбор между постом и кормлением бедняков.