Сокращенное изложение законоположений о посте
Автор: ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ар-Раджихи
Перевод: Яхья Хусейн
Литературная редакция: Умм Хурайра
Каноническая редакция: Минхадж ас-Сунна
✻✻✻
Действия, узаконенные для постящегося
✦1 — Узаконено и желательно для постящегося пользоваться сиваком перед каждой молитвой и омовением.
В обоих достоверных сборниках сообщается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы я не боялся обременить членов своей общины, то велел бы им использовать сивак перед каждой молитвой».
— Аль-Бухари (887); Муслим (252).
В другой версии этого хадиса говорится:
«Если бы я не боялся обременить членов своей общины, то велел бы им использовать сивак перед каждым омовением».
— Привёл аль-Бухари без иснада перед хадисом (1934); Ахмад (9928) и ан-Насаи (3037) привели с иснадом.
Ибн Хузайма сказал в своём «Сахихе»:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал в этом различия между постящимся и не постящимся».
Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ахмад привели следующий хадис от ‘Амира ибн Раби‘а:
«Я бесчисленное количество раз видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком во время поста».
— Абу Дауд (2364); ат-Тирмизи (725).
В иснаде этого хадиса присутствует ‘Асым ибн ‘Убайду-Ллах ибн ‘Асым ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, которого аль-Бухари, Ибн Ма‘ин и некоторые другие учёные сочли слабым передатчиком, но ат-Тирмизи сказал:
«Обладатели знания не видят проблем в том, чтобы действовать согласно этому хадису и использовать сивак хоть в начале дня поста, хоть в его конце».
Правильное мнение заключается в том, что постящемуся дозволено пользоваться сиваком в любое время дня при условии, чтобы его волокна не отщеплялись, попадая в горло; не были слишком жесткими, способными поранить десны; и чтобы не было никаких добавок, придающих вкус.
✦2 — Человек, который увидел, как кто‑то по забывчивости ест или пьёт в дневное время Рамадана, должен напомнить забывшему о посте, и ему не дозволено молчать, вопреки мнению некоторых простых людей, поскольку такое напоминание относится к области побуждения к благому и удерживания от порицаемого, ведь приём пищи или питья в дневное время Рамадана безусловно порицаем. И хотя у забывшего есть оправдание, напомнить ему о посте обязательно; этот поступок относится к взаимопомощи в благих делах и богобоязненности.