Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Заключительная часть

Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Заключительная часть

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок восемнадцатый
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение.

Рассматриваемы вопросы:

  • Траур женщины;
  • Посещение могил.

Траур женщины

Женщине запрещено держать траур по умершему более трёх дней, если умерший не был её мужем. По мужу женщина держит траур четыре месяца и десять дней. Исключением являются беременные женщины, траур которых по мужу заканчивается с родами, как на это указывает достоверная Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Мужчинам же запрещено держать траур по кому бы то ни было.

Объяснение

Траур в Исламе заключается в отказе вдовы от украшений, нарядной одежды, умащения благовониями, а также от всего, что может привлечь к ней внимание.

Несомненно, смерть близкого человека оставляет в сердце глубокий след. Некоторым людям тяжело проявлять терпение при подобных бедствиях, поэтому они собирают всю свою волю, оставляя нечто из дозволенного, и это также является частью траура.

Шариат дозволил женщине держать траур три дня за любого умершего, кроме её мужа. Однако превышать этот срок запрещено.

Женщине запрещено держать траур по умершему более трёх дней,

будь он её отцом, братом или сыном.

…если умерший не был её мужем. По мужу женщина держит траур четыре месяца и десять дней

— и это по причине того великого права, которое есть на женщину у её мужа. Ни по каким другим людям: ни по родителям, ни по детям — нельзя держать траур больше трёх дней.

Исключением являются беременные женщины, траур которых по мужу заканчивается с родами, как на это указывает достоверная Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Беременная женщина выходит из идды и траура сразу после родов, и не имеет значения, сколько времени прошло после смерти её мужа, — меньше одного дня или все девять месяцев.

Мужчинам же запрещено держать траур по кому бы то ни было даже один день.

И то, что сегодня совершают по всему миру, опуская флаги и объявляя траур в какие-то определённые дни, является нововведением и запрещено, потому что траур касается только женщин.

Посещение могил

Является узаконенным для мужчин иногда посещать могилы, чтобы вознести мольбы за умерших и попросить о милости для них, а также для того, чтобы вспомнить о смерти и о том, что за ней последует.

В достоверном сборнике имама Муслима сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посещайте могилы, поистине, это напоминает вам о жизни вечной».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил своих сподвижников при посещении могил говорить:

«Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и пусть Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!» — «Ас-саляму ‘алей-кум ахля-д-дияри мина-ль-му’минина уа-ль-муслимин! Уа-инна ин ша’а-Ллаху би-кум ля-хыкуна уа-йархаму-Ллаху-ль-мустакдимина мин-на уа-ль-муста’хырина, ас’алю-Ллаха ля-на уа-ля-куму-ль-‘афията».

Что же касается женщин, то им запрещено посещать могилы, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы, потому что посещение ими могил чревато искушением и несдержанностью. Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил женщинам следовать за джаназой на кладбище.

А молитва за умершего в мечети или другом месте дозволена как мужчинам, так и женщинам.

Это последнее, что облегчил Аллах в собрании слов этой книги, и да восхвалит Аллах и да приветствует Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников!

Объяснение

Является узаконенным для мужчин иногда посещать могилы, чтобы вознести мольбы за умерших и попросить о милости для них.

Это благодеяние, которое тот, кто посещает могилы, оказывает умершим.

…а также для того, чтобы вспомнить о смерти и о том, что за ней последует.

А это благодеяние, которое посещающий могилы оказывает сам себе, вспоминая о смерти и извлекая наставления из этого поминания.

В достоверном сборнике имама Муслима сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Посещайте могилы, поистине, это напоминает вам о жизни вечной»[1].

В другой версии говорится:

«Раньше я запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их».

— Привёл Муслим (977), хадис от Бурайды, да будет доволен им Аллах.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил своих сподвижников при посещении могил говорить:

«Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас! И пусть Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался,»[2]

Это и есть узаконенное посещение могил, которое не подразумевает ни поиска благословения у мёртвых, ни обхода вокруг могил, ни какого-то поклонения, потому что всё это является запретным.

Что же касается женщин, то им запрещено посещать могилы, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы,

Проклятье указывает на запрет.

…потому что посещение ими могил чревато искушением и несдержанностью.

Автор перечисляет причины этого запрета, который распространяется как на молодых женщин, так и на старых.

Кто-то может спросить: «Ведь на девочках нет ни обязанностей, ни ответственности, так почему же им тоже запрещено это?» Запрет касается её опекуна, который не должен позволять ей посещение кладбищ. Это подобно тому, что несовершеннолетнему мальчику запрещается то же самое, что и взрослому мужчине, например одежда из шёлка или украшения из золота, и всё это должен запрещать опекун. Аналогично и несовершеннолетней девочке запрещается посещать могилы не из-за того, что она несёт ответственность, а потому что это обязанность её опекуна.

Так же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил женщинам следовать за джаназой на кладбище.

А молитва за умершего в мечети или другом месте дозволена как мужчинам, так и женщинам.

— поэтому награда, которую получают мужчины за эту молитву, доступна и для женщин, ведь женщины подобны мужчинам, и они имеют право на такую же награду за эту молитву. Однако женщинам запрещено следовать за джаназа, заходить на кладбище и посещать могилы.

Некоторые учёные считали нежелательным совершение заупокойной молитвы в мечети, так как это может привести к её загрязнению. Однако достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил заупокойную молитву в мечети[3], также в мечети совершалась джаназа над Абу Бакром, ‘Умаром и другими сподвижниками. Соответственно, нет никаких доводов, запрещающих совершать погребальную молитву в мечетях. Раньше люди совершали её в определённых местах, выделенных специально для джаназа, однако заупокойная молитва в мечети дозволена и в этом нет никаких проблем.

Относительно выделения пятницы для посещения могил есть только одно слабое сообщение:

«Кто посетит (могилы) своих родителей в пятничный день, будет записан в числе благонравных».

— Привёл Табарани в «Ас-Сагыр» (955).

Если кто-то выделяет пятницу для посещения могил по причине того, что в этот день бывает много захоронений и можно получить награду за участие в них, то это дозволено, поскольку совершается с правильным намерением. А выделять пятницу для посещения могил из-за того, что это пятница, запрещено, и пятничный день не выделяется ни постом, ни какими-то дополнительными молитвами и поклонениями, кроме пятничной молитвы и проповеди.

Что же касается раздачи воды на кладбище, то это дозволено, если есть нужда, например в знойный день, вызывающий у людей жажду, и тому подобное, при условии, что это не является постоянным обычаем.

Это последнее, что облегчил Аллах в собрании слов этой книги,

Хвала Аллаху Единому!

…и да восхвалит Аллах и да приветствует Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников!

Здесь мы завершаем разъяснение этой краткой полезной книги.

Просим Аллаха смилостивиться над её автором и собрать нас всех вместе в Его Раю по Его милости!

Вы можете прочитать эту книгу в формате PDF (нажмите на изображение).

Читать
©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привёл Муслим (973), хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах.

  • [2]

    Привёл Муслим (974), хадис о Аиши, да будет доволен ею Аллах.

  • [3]

    Привёл Муслим (973), хадис о Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Новое на сайте