Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Часть 4

Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Часть 4

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок восемнадцатый
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение.

Рассматриваемы вопросы:

  • Описание захоронения умершего;
  • Заупокойная молитва после захоронения для тех, кто не помолился до него;
  • Приготовление пищи во время похорон.

Описание захоронения умершего

Является узаконенным, чтобы глубина могилы была не меньше, чем по пояс человеку, а также чтобы был ляхд со стороны кыблы и чтобы умершего положили в ляхд на правый бок, не развязывая при этом узлов савана и не открывая его; напротив, необходимо оставить всё как есть и не открывать лица покойника, будь он мужчиной или женщиной.

Затем этот ляхд закрывается глиной так, чтобы уберечь тело от земли. Если не получается закрыть ляхд глиной, то в качестве защиты от земли можно использовать доски или камни. После могилу засыпают землей, при этом желательно говорить: «БисмиЛляхи уа-‘аля милляти расулиЛлях».

Высота могилы не должна превышать пяди. После засыпания могилы на неё кладут мелкие камни и поливают её небольшим количеством воды.

Является узаконенным, чтобы присутствующие стояли у могилы и возносили мольбы за умершего. Когда наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершал захоронение умерших, он стоял над могилой и говорил: «Просите прощения для вашего брата и просите для него стойкости. Поистине, его сейчас спрашивают».

Объяснение

Является узаконенным, чтобы глубина могилы была не меньше, чем по пояс человеку

— как минимум до середины тела стоящего человека.

Это необходимо, чтобы снаружи не чувствовался запах умершего, — ведь из глубокой могилы запах не будет выходить наружу, сколько бы времени ни провёл там умерший, — а также чтобы могиле не навредили потоки воды и ветер.

Предназначение могилы — надежное сокрытие тела умершего, именно поэтому Сунна — углублять могилы до уровня пояса человека.

…а также чтобы был ляхд со стороны кыблы.

Ляхд — это углубление внутри могилы со стороны кыблы.

Лучше поместить покойного в это углубление, чем просто похоронить его в могиле. Однако если земля очень рыхлая и ляхд сделать невозможно, то в этом случае достаточно похоронить умершего в могиле без ляхда.

…и чтобы умершего положили в ляхд на правый бок.

Покойника следует положить так, чтобы он был повёрнут в сторону кыблы, поскольку Сунна предписывает такое возлежание в качестве одного из адабов сна, а ведь, поистине, сон — это малая смерть. И если для живых предпочтительнее лежать во сне на правом боку, то тем более предпочтительно положить на правый бок умершего.

…не развязывая при этом узлов савана и не открывая его; напротив, необходимо оставить всё как есть

— не следует ничего менять в саване умершего.

…и не открывать лица покойника, будь он мужчиной или женщиной.

Затем этот ляхд закрывается глиной.

Умершего закрывают глиной, но не его тело, а стены ляхда. Нужно промазать глиной кирпичи, из которых сложены стены ляхда, для большей устойчивости и изоляции. Глина не должна быть слишком влажной, чтобы она не обрушилась в могиле на умершего.

…так, чтобы уберечь тело от земли.

Эта глина будет защищать тело умершего от земли, потому что если не использовать глину для укрепления ляхда, то земля обрушится на умершего.

Если не получается закрыть ляхд глиной, то в качестве защиты от земли можно использовать доски или камни. После могилу засыпают землей, при этом желательно говорить: «БисмиЛляхи уа-‘аля милляти расулиЛлях».

Высота могилы не должна превышать пяди.

Запрещается возвышать могилу над землей более чем на пядь (около 18 см), всё, что больше этого, порицаемо.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ‘Али ибн Абу Талибу сравнивать с землёй любую могилу, возвышающуюся над ней[1].

После засыпания могилы на неё кладут мелкие камни

Это делается для защиты намогильной земли от ветра, чтобы она держалась сверху могилы и ветер не сдул её.

…и поливают её небольшим количеством воды.

Это также делается для укрепления могилы.

Является узаконенным, чтобы присутствующие стояли у могилы

— особенно если эти люди являются праведниками.

…и возносили мольбы за умершего

— просили, чтобы Всевышний укрепил и простил умерших.

Когда наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершал захоронение умерших, он стоял над могилой и говорил: «Просите прощения для вашего брата и просите для него стойкости. Поистине, его сейчас спрашивают»[2].

Заупокойная молитва после захоронения для тех, кто не помолился до него

Является узаконенным для тех, кто не успел совершить заупокойную молитву до захоронения покойного, совершить её после его погребения, потому что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доводилось делать подобное, с условием, что эта задержка не превышает одного месяца. Если же после похорон прошло больше месяца, совершение молитвы над могилой не является узаконенным, поскольку неизвестно, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву над могилой спустя месяц после захоронения умершего.

Объяснение

Является узаконенным для тех, кто не успел совершить заупокойную молитву до захоронения покойного, совершить её после его погребения, потому что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доводилось делать подобное, с условием, что эта задержка не превышает одного месяца.

Доводом на это является хадис от Абу Хурейры о женщине, которая убирала в мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сразу узнал о её смерти, а узнав, помолился над её могилой[3]. Также в Сунне пришло, что однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, помолился над могилой через месяц после похорон[4].

Опираясь на эти сообщения, учёные установили временные рамки для подобной молитвы.

Если же после похорон прошло больше месяца, совершение молитвы над могилой не является узаконенным, поскольку неизвестно, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву над могилой спустя месяц после захоронения умершего.

Однако указание на этот временной промежуток вытекает из случившегося во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нет явного запрета на проведение заупокойной молитвы по истечению этого срока. Тем не менее, нет ничего страшного в том, чтобы придерживаться тех временных рамок, которым отдал предпочтение автор.

Приготовление пищи во время похорон

Семье умершего запрещается готовить пищу для приходящих на соболезнования людей, исходя из слов великого сподвижника Джарира ибн ‘Абдуллаха аль-Баджали: «Мы считали собрание людей в доме умершего и приготовление пищи после похорон проявлением запретного причитания» (привел имам Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков).

Однако приготовление пищи для семьи умершего и для их гостей дозволено, родственники и соседи могут готовить для них еду. Когда до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о смерти Джа‘фара ибн Абу Талиба в землях Шама, он повелел родственникам приготовить еду для семьи Джа‘фара, сказав при этом: «Поистине, их постигло то, что облекло их заботами». Нет ничего страшного,если семья умершего пригласит соседей или других людей разделить с ней приготовленную для неё пищу. И нам неизвестно, чтобы в религии пришли какие-то временные рамки для этого.

Объяснение

Семье умершего запрещается готовить пищу для приходящих на соболезнования людей, исходя из слов великого сподвижника Джарира ибн ‘Абдуллаха аль-Баджали: «Мы считали собрание людей в доме умершего и приготовление пищи после похорон проявлением запретного причитания»[5] (привёл имам Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков).

Однако приготовление пищи для семьи умершего

— если кто-то, не являющийся членом семьи умершего, готовит для них еду, даже если он является гостем.

…и для их гостей дозволено,

— однако эта пища не должна готовиться из того, что принадлежит умершему или его семье.

…родственники и соседи могут готовить для них еду. Когда до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о смерти Джа‘фара ибн Абу Талиба в землях Шама, он повелел родственникам приготовить еду для семьи Джа‘фара, сказав при этом: «Поистине, их постигло то, что облекло их заботами»[6].

Если человек умирает, то вопросами приготовления еды занимаются родственники и соседи, потому что это бедствие возложило на семью умершего множество забот. И это является Сунной, которую следует практиковать.

Нет ничего страшного, если семья умершего пригласит соседей или других людей разделить с ней приготовленную для неё пищу.

— когда это не уподобляется пиршеству, а является лишь угощением соседей и родственников излишками еды.

И нам неизвестно, чтобы в религии пришли какие-то временные рамки для этого.

— то есть это не ограничивается одним, двумя или тремя днями.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привёл Муслим (969).

  • [2]

    Привёл Абу Дауд (3221), хадис от Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах. Его посчитал достоверным аль-Хаким (1372).

  • [3]

    Привели аль-Бухари (460) и Муслим (956).

  • [4]

    Привёл Даракутни (1847).

  • [5]

    Привёл Ахмад (6950).

  • [6]

    Привёл Абу Дауд (3132) и ат-Тирмизи (998), хадис от Абдуллаха ибн Джа’фара, да будет доволен им Аллах. Его посчитали хорошим Ибн Маджа (1610) и Ахмад (1750), а аль-Хаким (1377) и Ибн аль-Муляккъин (аль-Бадр аль-Мунир, 5-355) посчитали достоверным.

Новое на сайте