Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок восемнадцатый
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение.
Рассматриваемы вопросы:
- Описание заупокойной молитвы.
Описание заупокойной молитвы
Произносится четыре такбира.
После первого читается «Аль-Фатиха», вместе с ней дозволено прочитать короткую суру, аят или два аята, опираясь на достоверное сообщение об Ибн ‘Аббасе.
Затем произносится второй такбир и читается саляуат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такой же, как в ташаххуде.
Затем произносится третий такбир, после чего читается эта мольба:
«O Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, прости и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений подобно тому, как очистил Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и введи его в Рай, и защити его от мук могилы и от мук огня! Сделай для него могилу просторной и освети её. О Аллах, не лишай нас награды за него (имеется в виду награда за проявление терпения после кончины этого человека) и не сбивай нас с пути после него».
«Аллахумма-гфирли-хайи-на, уа-майити-на, уа-шахиди-на, уа-га’иби-на, уа-сагыри-на, уа-кябири-на, уа закяри-на уа унса-на! Инна-кя тааляму мункалябана уа-масуана. Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа-ман таваффайта-ху мин-на, фа таваффа-ху ‘аля-ль-иман! Аллахумма гфир ля-ху, уа-рхам-ху, уа-‘афи-хи уа-‘фу ‘ан-ху уа-акрим нузуля-ху уа-уасси‘ мудхаля-ху, уа-гсиль-ху би-ль-ма’и уа-ссальджи уа-ль-баради, уа-наккы-хи мин аль-хатая кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абъяда мин ад-данаси уа-абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, уа-ахлян хайран мин ахли-хи, уа-зауджан хайран мин зауджи-хи, уа-адхыль-ху-ль-джанната уа-а‘ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа-‘азаби-н-нар! Уа-фсах ляху фи кабрихи уа-наууир ляху фихи. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа-ля тудылля-на ба‘да-ху!».
Затем произносится четвертый такбир и совершается одно приветствие в правую сторону.
Является предпочтительным поднимать руки с каждым такбиром.
Над женщиной говорят: «Аллахумма гфир ля-ха», если умерших двое — «Аллахумма гфир ля-хума», если больше двух — «Аллахумма гфир ля-хум».
Над умершим ребенком вместо мольбы о прощении говорят:
«О Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас в Раю, и сбереги его для своих родителей, и сделай его приемлемым заступником! О Аллах, сделай посредством него весы родителей тяжелыми, увеличь их награду, присоедини его к праведным предшевственникам из верующих, и помести его под опекой Ибрахима, да прибудут над ним благословения и мир, и убереги его по Своей милости от наказания огня».
«Аллахумма дж‘аль-ху ля-на фаратан уа-зухран ли-уалидейхи, уа шафиан муджабан, Аллахумма саккыль бихи мауазинахума, уа а‘азым бихи уджурахума, уа альхыкху бисалихис-саляфи ль-му‘минин, уа джъаль-ху фи кяфаляти Ибрахима алейхи ссаляту уа с-салям, уа кыхи бирахматикя азаба ль-джахим».
Является Сунной, чтобы имам становился напротив головы умершего мужчины и напротив середины тела женщины, а если умерших несколько — чтобы мужчина был ближе к имаму или со стороны имама, а женщина — со стороны Кыблы. Если среди умерших есть мальчики, то сначала кладут их, а затем женщин, а если есть девочки, то их кладут после всех. Голова мальчика должна быть на уровне головы мужчины, а середина тела женщины должна быть на уровне головы мужчины. Голова девочки должна быть на уровне головы женщины, а середина её тела — на уровне головы мужчины.
Все молящиеся должны стоять позади имама, если только с ним не молится только один человек; в таком случае он становится справа от имама.
Объяснение
Заупокойная молитва является коллективной обязанностью. Если её совершило достаточное количество людей, то с остальных грех спадает. В таком случае человеку позволено не совершать эту молитву если другой человек совершил эту обязанность. Однако при этом он многое теряет, ведь наименьшая награда за участие в каждой заупокойной молитве подобна горе Ухуд. Поэтому тот, кто оставляет заупокойную молитву, многое теряет несмотря на то, что Аллах облегчил это для каждого. Зная об этой великой награде, мы должны стремиться к совершению погребальной молитвы, особенно если молитва проводится за нескольких умерших, поскольку в таком случае награда увеличивается. Например, есть надежда, что за твоё участие в молитве за пятерых умерших, будет записана награда, подобная пяти горам. И это за одну молитву, которая не занимает и нескольких минут! Какой же огромной награды лишается тот, кто пренебрегает этим деянием!
Пренебрежение некоторых людей к деяниям, за которые обещана награда, указывает на то, что Аллах лишил этих людей Своей помощи и поддержки. В ещё большей степени указывает на это устремленность человека к горам грехов или же совершение им поступков, ежедневно уменьшающих его награду на размер двух гор. На один из таких поступков указывает, например, хадис о человеке, который завёл себе собаку не для охраны: награда такого человека каждый день будет уменьшаться на размер двух гор. Есть люди, которые спешат совершить молитву в тех мечетях, где проводят джаназа, чтобы не упустить великой награды. А есть другие, которые заводят собаку и ежедневно уменьшают свою награду на две горы. И нет сомнения в том, что степени этих людей различны. Также есть люди, которые во время заупокойной молитвы сидят на своих местах и не присоединяются к ней. Молитва завершается — а они всё в том же положении, хотя ничто не препятствовало им совершить эту молитву; однако Аллах сделал награду за неё запретной для них, и у этого запрета нет границ. Это можно увидеть даже в двух Заповедных мечетях: когда призывают к молитве над умершими, человек встает и молится, а когда призывают к следующей джаназе, он остается на месте, говоря себе: «Достаточно и одной!» — и он не понимает, что Аллах вознаграждает за все благое, сколько бы человек ни совершал его, и за каждую молитву — своя награда, и у милости Аллах нет границ.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вся моя община войдёт в Рай, кроме тех, кто отказался».
Разве можно представить себе, что человеку предлагают войти в Рай, а он отказывается?! Но в действительности так и происходит, людям говорят: «Заходите в Рай!» — а они отказываются. И когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:
«Кто же откажется?» — он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто подчинился мне, вошёл в Рай, а тот, кто ослушался меня, отказался».
— Привёл аль-Бухари (7280), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
И если человек видит перед собой совершающих погребальную молитву и не присоединяется к ней, не обращая на нее внимания, — это как раз пример подобного отказа.
Произносится четыре такбира
— их произносит имам.
После первого читается «Аль-Фатиха»
— сразу после первого такбира, без дуа «истифтах» имам говорит: «Аллаху Акбар», «Аузу би-Лляхи минаш-шайтани ар-раджим», «БисмиЛляхи рРахмани рРахим» и читает «Аль-Фатиху».
…вместе с ней дозволено прочитать короткую суру, аят или два аята.
Но если имам не прочитает ничего, кроме «Аль-Фатихи», этого будет достаточно.
…опираясь на достоверное сообщение об Ибн ‘Аббасе
— на сообщение Тальхи ибн ‘Абдуллаха о том, что Ибн ‘Аббас читал после первого такбира погребальной молитвы «Аль-Фатиху» и суру.
Затем произносится второй такбир и читается саляуат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такой же, как в ташаххуде:
«О Аллах, восхвали Мухаммада и семейство Мухаммада, как восхвалил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!»
«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа-‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима уа-‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа-‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля Ибрахима уа-‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун Маджид».
Затем произносится третий такбир,
— после чего читается эта мольба.
«O Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам!»
Поистине Ты знаешь наш исход и место нашего возвращения.
«О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере![1] O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы), и окажи ему милость, и окажи ему хороший прием (то есть, сделай его удел в Раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня![2] Сделай для него могилу просторной и освети её[3]. О Аллах, не лишай нас награды за него (имеется в виду награда за проявление терпения после кончины этого человека) и не сбивай нас с пути после него.»
«Аллахумма-гфир ли-хайи-на, уа-майити-на, уа-шахиди-на, уа-га’иби-на, уа-сагыри-на, уа-кябири-на, уа закяри-на уа унса-на! Инна-кя тааляму мункалябана уа-масуана. Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа-ман таваффайта-ху минна, фа таваффа-ху ‘аля-ль-иман! Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха)[4], уа-рхам-ху(ха), уа ‘афи-хи(ха), уа-‘фу ‘ан-ху(ха), уа-акрим нузуля-ху(ха), уа-уасси’ мудха-ля-ху(ха), уа-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, уа-с-сальджи уа-ль-баради, уа-наккы-хи(ха) мина-ль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина-д-данаси, уа-абдиль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), уа-ахлян хайран мин ахлихи(ха), уа-адхыль-ху(-ха)-ль-джанната уа-а‘ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азаби-н-нари! Уа-фсах ляху фи кабрихи уа-наууир ляху фихи[5]. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа-ля тудылля-на ба‘да-ху!».
Дозволено добавить к этой мольбе что-нибудь из упомянутого в Сунне, например:
«О Аллах, Ты — его Господь, и Ты создал его, и Ты привёл его в Ислам, мы же пришли в качестве заступников, сделай же нас для него заступниками. О Аллах, поистине он находится под твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений Огня!»[6]
«Аллахумма Анта раббу-ху уа-Анта халяктаху уа-анта хадейта-ху ли-ль-ислям джи’на шуфа‘аа фа-шаффа‘ана фи-хи. Аллахумма инна-ху фи зиммати-кя уа-хабли джиуари-кя факы-хи мин фитнати-ль-кабри уа-‘азаби-н-нар».
Главное проявлять искренность в мольбах за умершего, что является обязанностью мусульманина перед мусульманином.
Затем произносится четвертый такбир,
— после которого дозволено сказать:
«О Аллах, не лишай нас его награды, и не вводи нас в искушение после него, и прости нас и его!»[7]
«Аллахумма ля тахрим-на аджра-ху уа-ля тафтин-на ба‘да-ху уа-гфир ля-на уа-ля-ху».
Также разрешается читать это дуа после третьего такбира с основной мольбой.
…и совершается одно приветствие в правую сторону.
Большинство учёных остановились на мнении, что у молитвы джаназа четыре такбира, а некоторые даже назвали это мнение единогласным, поэтому предпочтительнее не превышать этого количества. Разногласие в этом вопросе появилось очень рано, ещё среди сподвижников и табиинов, но более сильное мнение — мнение большинства.
Является предпочтительным поднимать руки с каждым такбиром
— подобно тому, как поднимают их во время молитвы, и это пришло в достоверном сборнике имама Бухари от Ибн ‘Умара без иснада. То же, что передается в этом вопросе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является слабым, поэтому бόльшую основу имеет поднимание рук во время такбира в джаназа.
Над женщиной говорят: «Аллахумма гфир ля-ха»,
— а также: «уа-рхам-ха уа-‘афи-ха уа-‘фу ‘ан-ха», — поскольку в арабском языке есть местоимения, указывающие на мужчин, и местоимения, указывающие на женщин. Если же человек не может определить пол умершего, он может сказать: «Аллахумма гфир ля-ху», — имея в виду его тело, или: «Аллахумма гфир ля-ха», — имея в виду джаназа.
…если умерших двое — «Аллахумма гфир ля-хума»,
или: «уа-рхам-хума уа-‘афи-хума уа-‘фу ‘ан-хума», — используя местоимение двойственного числа.
…если больше двух — «Аллахумма гфир ля-хум»,
или: «уа-рхам-хум уа-‘афи-хим уа-‘фу ‘ан-хум», — то есть местоимение меняется в зависимости от количества умерших.
Над умершим ребенком вместо мольбы о прощении говорят…
Если умерший был несовершеннолетним, то не говорят: «Аллахумма гфир ля-ху», — так как у него нет грехов, за которые надо просить прощения, и перо ответственности поднято от него, и он не нуждается в подобных дуа.
Является Сунной, чтобы имам становился напротив головы умершего мужчины и напротив середины тела женщины,
— поэтому если кладут ряды умерших, предпочтительно располагать тела так, чтобы середина тела женщины была на уровне головы мужчины, тогда имам, встав напротив головы мужчины, окажется на уровне середины тела женщины.
…а если умерших несколько — чтобы мужчина был ближе к имаму
— то есть был непосредственно возле имама.
…или со стороны имама, а женщина — со стороны кыблы. Если среди умерших есть мальчики, то сначала кладут их, а затем женщин
— то есть мальчиков кладут между мужчинами и женщинами.
…а если есть девочки, то их кладут после всех.
Таким образом, порядок расположения умерших относительно имама будет таким: сначала мужчины, затем дети мужского пола, затем женщины, затем дети женского пола. Если же среди умерших несколько мужчин, то первым по праву кладут того, кто больше знал из Книги Аллаха, ведь знатоки Корана — это любимцы Всевышнего и Его приближённые.
Голова мальчика должна быть на уровне головы мужчины, а середина тела женщины должна быть на уровне головы мужчины. Голова девочки должна быть на уровне головы женщины, а середина её тела — на уровне головы мужчины. Все молящиеся должны стоять позади имама.
Желательно увеличивать количество рядов молящихся, даже если они не заполнились, потому что от нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаются сообщения о достоинстве трёх и более рядов. Если заупокойную молитву совершили сорок, сто и более мусульман, то их заступничество за умерших будет принято. Поэтому следует усердствовать в соблюдении этих Сунн, чтобы получить награду от Аллаха и принести пользу умершим.
…если только с ним не молится только один человек; в таком случае он становится справа от имама.
Часто происходит так, что родственники умершего приносят тело и кладут его перед имамом, а тем временем все ряды оказываются заполнены. В этом случае они становятся возле имама, либо все с правой стороны от него; либо все позади него, между ним и рядами; либо часть из них — с правой стороны от имама, а другая часть — с левой.
Родственникам дозволено встать позади имама, даже если это приведёт к тому, что расстояние между рядами сузится, потому что в погребальной молитве нет ни поясных, ни земных поклонов.