Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Часть 2

Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение. Часть 2

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок восемнадцатый
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение

Рассматриваемы вопросы:

  • Описание омывания умершего;
  • Саван умершего;
  • Кто имеет больше прав на омывание умершего, молитву над ним и его захоронение.

Описание омывания умершего

Сначала следует покрыть аурат умершего, затем немного приподнять его и мягко надавить на живот, после чего омывающий надевает перчатки и совершает омовение аурата. Далее он делает покойному малое омовение, подобное омовению для молитвы, затем омывает его голову и бороду водой и лотосом, затем омывает правую сторону тела, затем левую. Всё это следует повторить два или три раза; если после нажатия на живот из тела что-либо выходит, каждый раз это смывается; затем места выхода наджаса закрываются хлопком или чем-то подобным. Если этого недостаточно, то накладывается горячая глина, или специальные медицинские салфетки, или пластыри. При необходимости малое омовение повторяют три, пять или семь раз.

После этого тело умершего вытирают насухо и наносят благовония на суставы и складки, а также на те части тела, которые касались земли при совершении земных поклонов. Можно нанести благовония на всё тело, и это является желательным.

Саван окуривают ладаном, а если усы или ногти покойного нуждаются в очищении, их очищают. Волосы умершего не расчесывают, ничего не сбривают и не подстригают, поскольку нет никаких доводов на совершение этих действий. Женщине заплетают три косы и убирают их назад.

Объяснение

Сначала следует покрыть аурат умершего.

Это является обязательным; открывать аурат покойника и дотрагиваться до него без преграды запрещено, так как необходимо проявлять такое же уважение к телу мусульманина после его смерти, как и до неё.

…затем немного приподнять его и мягко надавить на живот,

чтобы оттуда вышло то, что может выйти.

…после чего омывающий надевает перчатки и совершает омовение аурата

— то есть смывает наджас, который вышел из тела.

Далее он делает покойному малое омовение, подобное омовению для молитвы.

Довод на это пришёл в хадисе от Умм Атыи, повествующем о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам, которые омывали его дочь Зайнаб:

«Начните с правой стороны её тела и с мест малого омовения».

— Привели аль-Бухари (1255) и Муслим (939).

Таким образом, умершему делают малое омовение как для молитвы, а затем большое омовение; и это подобно тому, что делает живой человек, совершая большое омовение.

…затем омывает его голову и бороду водой и лотосом.

Лотос используют для очищения тела, но можно применять и другие средства: мыло, шампунь и т. д. — так как сутью является достижение чистоты.

…затем омывает правую сторону тела.

Доводом на это также является хадис от Умм Атыи, который был приведён выше:

«Начните с правой стороны ее тела…»

…затем левую. Всё это следует повторить два или три раза.

Если есть необходимость, то омывающий может повторить омовение до семи раз, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в том же хадисе от Умм Атыи:

«Омойте её три, пять или семь раз, если посчитаете необходимым».

— Привели аль-Бухари (1254) и Муслим (939).

Омывать покойного нужно нечетное количество раз до полного очищения.

…если после нажатия на живот из тела что-либо выходит, каждый раз это смывается

— если наджас выходит после завершения предыдущих омовений.

…затем места выхода наджаса закрываются хлопком или чем-то подобным. Если этого недостаточно

— то есть если наджас выходит, несмотря на наложение хлопка.

…то накладывается горячая глина,

которая своей прочностью и способностью удерживать различные вещества подобна цементу. Первым мусульманам были известны эти свойства горячей глины, и они использовали её, поскольку ничего подобного современным пластырям и подгузникам в то время не существовало. Однако сегодня их можно купить в каждой аптеке, поэтому автор говорит: «…или специальные медицинские салфетки, или пластыри».

При необходимости малое омовение повторяют

— если вышел наджас, потому что это подобно нарушению омовения у живого человека.

…три, пять или семь раз

— как это пришло в хадисе от Умм Атыи:

«Омойте её три, пять или семь раз, если посчитаете необходимым».

Если омывающий видит, что в этом есть необходимость, то он омывает тело до семи раз.

После этого тело умершего вытирают насухо и наносят благовония на суставы и складки.

Это также упоминается в вышеприведенном хадисе:

«…и в конце примените камфару».

— Привели аль-Бухари (1254) и Муслим (939).

Камфара — это одна из разновидностей благовоний, кроме того, она отпугивает насекомых и помогает в сохранности тела. Вместо неё можно использовать и другие благовония, как жидкие, так и в виде паров или дыма. Под складками автор подразумевает те участки тела, в которых может собираться грязь.

…а также на те части тела, которые касались земли при совершении земных поклонов

— благовония на эти части тела накладывают из почтения к ним.

Можно нанести благовония на всё тело, и это является желательным

— если благовоний хватит на всё тело, то это будет лучше.

Саван окуривают ладаном, а если усы или ногти покойного нуждаются в очищении, их очищают. Волосы умершего не расчёсывают,

— чтобы они не выпали.

…ничего не сбривают и не подстригают, поскольку нет никаких доводов на совершение этих действий. Женщине заплетают три косы и убирают их назад

— на всё это указывает хадис от Умм Атыи, да будет доволен ею Аллах.

Саван умершего

В качестве савана для мужчины предпочтительнее взять три куска белой ткани и обернуть ими его тело, не используя при этом ни чалму, ни рубаху, как это было сделано с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Если саван состоит из рубахи, изара и полотна, то в этом также нет проблем.

На саван для женщины идёт пять кусков ткани: на грудь, на лицо, на нижнюю часть тела и два больших полотна.

Мальчика заворачивают в один кусок ткани, можно в два или три. Девочку заворачивают в рубаху и два полотна.

Обязательным для всех является хотя бы одно полотно, которое полностью покрывает всё тело умершего; однако если умерший является паломником в ихраме, то после омывания водой и лотосом, его заворачивают в одежды паломника или другие одежды, при этом запрещается накрывать его голову и лицо. Также запрещено умащать его благовониями, потому что Аллах воскресит его в Судный день произносящим тальбию, как сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от Ибн ‘Аббаса. Если же в ихраме умерла женщина, то её заворачивают в саван, как обычно заворачивают женщин, однако не умащают благовониями, не закрывают её лицо никабом и не надевают ей на руки перчатки, однако покрывают её лицо и руки общим полотном, которым оборачивают всё её тело, как это было указано выше.

Объяснение

В качестве савана для мужчины предпочтительнее взять три куска белой ткани и обернуть ими его тело, не используя при этом ни чалму, ни рубаху, как это было сделано с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

В достоверном хадисе от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что сподвижники похоронили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в трёх белых йеменских саванах, без рубахи и без чалмы[1]. И не вызывает сомнений, что Аллах избрал для Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, самое наилучшее.

Некоторые считают, что дозволено использовать рубаху, и утверждают, что это даже лучше, поскольку Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,  похоронил Ибн Убайя в своей рубахе[2], а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершает ничего, кроме наилучшего. Однако известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал свою рубаху, чтобы утешить его сына, а также взамен той рубахи, которую Ибн Убай дал дяде Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аббасу, тогда ещё немусульманину, попавшему в плен при Бадре.

Если саван состоит из рубахи, изара и полотна, то в этом также нет проблем,

— поскольку главное предназначение савана — это покрытие тела. Но лучше использовать три полотна.

На саван для женщины идёт пять кусков ткани: на грудь, на лицо, на нижнюю часть тела и два больших полотна.

Женщина нуждается в покрытии больше, чем мужчина, поэтому её саван больше.

Мальчика заворачивают в один кусок ткани, можно в два или три.

Здесь под мальчиком подразумевается ребёнок, не достигший совершеннолетия, которому, как правило, достаточно одного куска ткани. Если же он нуждается в двух или трёх, то это дозволено. Однако обычно используется лишь один.

Девочку заворачивают в рубаху и два полотна

— вместо того чтобы завернуть её как взрослую женщину в пять кусков ткани.

Обязательным для всех является хотя бы одно полотно, которое полностью покрывает всё тело умершего.

В этом единогласны все учёные.

…однако если умерший является паломником в ихраме, то после омывания водой и лотосом

— вода и лотос очищают.

…его заворачивают в одежды паломника или другие одежды, при этом запрещается накрывать его голову и лицо. Также запрещено умащать его благовониями,

— поскольку законоположения ихрама в отношении этого человека не прерываются.

…потому что Аллах воскресит его в Судный день произносящим тальбию, как сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе от Ибн ‘Аббаса.

Этими словами автор объясняет, почему для умершего в ихраме сохраняются его законоположения. В хадисе о человеке, которого сбросило верховое животное, и он умер, находясь в ихраме, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его друзьям:

«…заверните его в два куска ткани. Но не умащайте его благовониями и не покрывайте его головы»,

— Привели аль-Бухари (75/2) и Муслим (1206/96), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

— в другой версии: «…его лица»[3].

Хадис является доводом на то, что умерший в ихраме остаётся в состоянии паломника.

Если же в ихраме умерла женщина, то её заворачивают в саван, как обычно заворачивают женщин, однако не умащают благовониями, не закрывают её лицо никабом…

Никаб— это покрывало для лица с продолговатым разрезом для глаз.

…и не надевают ей на руки перчатки, однако покрывают её лицо и руки общим полотном, которым оборачивают всё её тело, как это было указано выше.

О том, кто имеет больше прав на омывание умершего, молитву над ним и его захоронение

Больше всего прав на омывание умершего, молитву над ним и его захоронение имеет тот, кому он завещал это, затем его отец, затем его дед, затем следующие по близости родственники-мужчины.

Что касается омывания женщины, то больше всего прав на это имеет та, кому она это завещала, затем мать, затем бабушка, затем следующие по близости родственницы.

Супругам дозволяется омывать одному другого, поскольку Абу Бакра ас-Сыддика омыла его жена, а ‘Али ибн Абу Талиб омыл свою жену Фатиму.

Объяснение

Больше всего прав на омывание умершего, молитву над ним и его захоронение имеет тот…

— здесь идёт речь о случаях, когда возникают споры о том, кому надлежит совершать эти действия.

…кому он завещал это,

Если умерший перед смертью сказал: «Пусть меня омоет, помолится надо мной и похоронит такой-то», — то человек, которого он назвал, имеет больше всего прав на совершение этих действий.

…затем его отец, затем его дед,

Если человек, которому умерший завещал совершение над собой похоронных обрядов, отсутствует в то время, когда их необходимо совершить, то его не дожидаются, а его право переходит к следующему по очередности на это право, то есть к отцу или деду, затем к сыну или внуку.

…затем следующие по близости родственники-мужчины

— брат, племянник, дядя и т. п.

Что касается омывания женщины, то больше всего прав на это имеет та, кому она это завещала,

— это обязательно должна быть женщина. Если умирающая завещала, чтобы ее омыл сын или отец, такое завещание не исполняется, поскольку мужчины не омывают женщин и женщины не омывают мужчин, кроме тех случаев, когда умерший является ребенком, не достигшим семилетнего возраста, не важно, мужского или женского пола. Исключением являются лишь супруги, о чём мы скажем ниже.

…затем мать,

— при отсутствии завещания или при отсутствии в нужное время женщины, которой умершая завещала совершение над ней похоронных обрядов.

…затем бабушка, затем дочь,

…затем следующие по близости родственницы.

— то есть последовательность такая же, как и у мужчин.

Супругам дозволяется омывать одному другого, поскольку Абу Бакра ас-Сыддика омыла его жена,

— которую звали Асма’ бинт ‘Умайс.

…а ‘Али ибн Абу Талиб омыл свою жену Фатиму.

Таким образом, дозволяется мужу омывать свою жену и жене — своего мужа.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привели аль-Бухари (1264) и Муслим (941).

  • [2]

    Привели аль-Бухари (1269) и Муслим (2400), хадис от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах.

  • [3]

    Привёл Муслим (1206/98), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

Новое на сайте