Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок восемнадцатый
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение
Рассматриваемы темы:
- Напомнить умирающему слова свидетельства «Ля иляха илляЛлах»;
- Действия, необходимые после фиксации смерти;
- Обязательность омывания умершего.
Во-первых, является узаконенным напомнить умирающему слова свидетельства «Ля иляха илляЛлах». Имам Муслим привёл в своём достоверном сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Напоминайте своим умирающим о произнесении “Ля иляха илляЛлах”», — здесь под умирающими подразумеваются те, у кого появились признаки скорой смерти.
Объяснение
Подготовка умершего к похоронам, молитва над ним и захоронение.
Поистине, смерть — это конец всего живого в этом мире, и всякое творение, имеющее душу, обязательно должно пройти через смерть. Поэтому знание законоположений, связанных с уходом человека из этого мира: вопросов подготовки умершего, его омывания, заворачивания в саван, молитвы над ним, захоронения и тому подобных действий — является коллективной обязанностью мусульман (фард кифая).
Во-первых, является узаконенным напомнить умирающему слова свидетельства «Ля иляха илляЛлах»
— напомнить больному, который близок к смерти, слова свидетельства является сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Имам Муслим привёл в своём достоверном сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Напоминайте своим умирающим о произнесении “Ля иляха илляЛлах”»[1].
В этом напоминании заключается большая польза для умирающего, поскольку для мусульманина будет великим благом, если его последними словами в этом мире станут слова свидетельства. Как приводится в достоверном хадисе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, чьими последними словами станут слова “Ля иляха илляЛлах”, войдёт в Рай».
— Привели Абу Дауд (3116) и Ахмад (22034), хадис от Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Его посчитали достоверным Ибн Хиббан (3004) и аль-Хаким (1299).
Слова единобожия следует напоминать умирающему мягко и спокойно, учитывая его тяжелое положение. Не подобает говорить с тем, кто готовится покинуть этот мир, сурово, так как если его что-то разозлит, он может под воздействием гнева сказать такие слова, которые выведут его из религии.
…здесь под умирающими подразумеваются те, у кого появились признаки скорой смерти
— то есть не имеется в виду тот, кто уже умер.
Действия, необходимые после фиксации смерти
Если смерть была зафиксирована, необходимо закрыть глаза покойного и подвязать его подбородок, как пришло в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Объяснение
Если смерть была зафиксирована
— т. е. если душа вышла из тела и появились признаки смерти, известные тем, кто с ней сталкивается.
Является обязательным удостовериться в том, что душа покинула тело, фиксации клинической смерти недостаточно, потому что при ней человек не является умершим, хотя врачи и говорят, что он подобен умершему. Запрещается совершать по отношению к больному любое из действий, которые совершаются по отношения к умершим или которые могут стать причиной его смерти.
…необходимо закрыть глаза покойного.
Когда душа выходит из тела, взор следует за ней, поэтому необходимо закрыть глаза умершего, чтобы его вид был благопристойным, и чтобы открытым глазам не был нанесён какой-либо вред извне, например насекомыми и т. п.
…и подвязать его подбородок, как пришло в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Это делается из уважения к телу мусульманина, чтобы рот покойника не открылся, и умерший выглядел пристойно после смерти, как и при своей жизни.
Обязательность омывания умершего
Омывание тела умершего мусульманина является обязательным. Исключением является только тот, кто погиб в сражении, — его не омывают, не совершают над ним молитву и хоронят его в той одежде, в которой он стал шахидом, потому что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, не омывал шахидов битвы при Ухуде и не читал над ними погребальную молитву.
Объяснение
Омывание тела умершего мусульманина является обязательным.
Бόльшая часть учёных считает это коллективной обязанностью (фард кифая). Если умершего похоронили, не омыв его, то все, кто знал об этом и так и не омыл его, являются грешниками. На это указывают многие хадисы, например, хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о человеке, умершем, упав с верхового животного:
«Омойте его водой и лотосом и заверните в два куска ткани».
— Привели аль-Бухари (75/2) и Муслим (1206), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
Исключением является только тот, кто погиб в сражении, — его не омывают, не совершают над ним молитву и хоронят его в той одежде, в которой он стал шахидом,
— потому что молитва над умершим — это своего рода заступничество за него и просьба о прощении для него; но шахиду прощаются все его грехи, поэтому он не нуждается в заступничестве и просьбах за него. Если же на шахиде было какое-то оружие, то его снимают с тела перед захоронением.