Толкование книги «Важные уроки для всей общины»
Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.
Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.
Урок тринадцатый
Обязательные действия омовения
Обязательных действий омовения шесть:
1. Омывание лица, к чему также относится ополаскивание рта и носа.
2. Омывание рук до локтей.
3. Протирание всей головы, к чему также относится протирание ушей.
4. Омывание ног до щиколоток.
5. Последовательность.
6. Непрерывность.
Желательно омывать лицо, руки и ноги по три раза, а также трижды очищать рот и нос. Обязательным же является единичное выполнение этих действий. Что касается протирания головы, то оно совершается единожды, на что указывают достоверные хадисы.
Объяснение
В этом уроке автор указывает на шесть обязательных действий малого омовения.
1. Омывание лица
— является обязательным, по единогласному мнению учёных, на это указывают Коран и Сунна. Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا قُمۡتُمۡ إِلَى ٱلصَّلَوٰةِ فَٱغۡسِلُواْ وُجُوهَكُمۡ وَأَيۡدِيَكُمۡ إِلَى ٱلۡمَرَافِقِ وَٱمۡسَحُواْ بِرُءُوسِكُمۡ وَأَرۡجُلَكُمۡ إِلَى ٱلۡكَعۡبَيۡنِۚ وَإِن كُنتُمۡ جُنُبٗا فَٱطَّهَّرُواْۚ وَإِن كُنتُم مَّرۡضَىٰٓ أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوۡ جَآءَ أَحَدٞ مِّنكُم مِّنَ ٱلۡغَآئِطِ أَوۡ لَٰمَسۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَلَمۡ تَجِدُواْ مَآءٗ فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدٗا طَيِّبٗا فَٱمۡسَحُواْ بِوُجُوهِكُمۡ وَأَيۡدِيكُم مِّنۡهُۚ مَا يُرِيدُ ٱللَّهُ لِيَجۡعَلَ عَلَيۡكُم مِّنۡ حَرَجٖ وَلَٰكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمۡ وَلِيُتِمَّ نِعۡمَتَهُۥ عَلَيۡكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ٦
«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на молитву, то омойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и омойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришёл из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны»
[Сура «Аль-Ма’ида», аят 6].
Границы лица, то, что обязательно омывать: от начала волосяного покрова сверху до подбородка снизу и от правого уха до левого уха.
…к чему также относится ополаскивание рта и носа.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда будешь совершать омовение, прополощи рот».
— Привёл Абу Дауд (144), хадис от Лякита ибн Сабира, да будет доволен им Аллах[1].
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
«Тщательно прополаскивай рот и нос, если только ты не постишься».
— Привели Абу Дауд (142), ат-Тирмизи (788), ан-Насаи (87) и Ибн Маджа (407)[2].
И сказал:
«Когда кто-либо из вас будет совершать омовение, пусть втянет воду носом, а потом высморкается».
— Привёл Муслим (237), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Все эти хадисы указывают на обязательность очищения рта и носа, и на то, что они являются частью лица, поэтому омывание лица не принимается без очищения рта и носа, в отличие от очищения глаз под веками, которые не относятся к лицу и по этой причине не обязательно очищать их.
2. Омывание рук до локтей
— от кончиков пальцев до локтей включительно. На это следует обратить внимание, потому что некоторые люди, помыв кисти в начале омовения перед лицом, после лица омывают руки без кистей, что является ошибкой. Необходимо омывать и кисти, и руки до локтей включительно, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, доводил воду до своих локтей[3].
3. Протирание всей головы.
Недостаточно протирать только часть головы, хотя некоторые учёные и упоминают подобное. Слова Аллаха:
وَٱمۡسَحُواْ بِرُءُوسِكُمۡ
«…оботрите ваши головы»
[Сура «Аль-Ма’ида», аят 6],
— указывают на то, что следует протирать всю голову.
…к чему также относится протирание ушей,
поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Уши — часть головы».
— Привели Абу Дауд (134), ат-Тирмизи (27) и Ибн Маджа (444), хадис от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах.
Для протирания головы необходимо использовать новую воду, а не ту, что осталась на руках после их омывания. Что же касается ушей, то не обязательно обновлять воду для их протирания, достаточно использовать ту влагу, которая осталась на руках после протирания головы.
4. Омывание ног до щиколоток.
Щиколотки — это две косточки, выступающие в месте соединения стопы с голенью. На каждой ноге есть две щиколотки. Под щиколотками не подразумевается кость стопы в том месте, где обычно завязывают шнурки, и на это указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Горе пяткам от Огня[4]».
— Привели аль-Бухари (60) и Муслим (241), хадис от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен ими Аллах.
Если мы скажем, что под щиколотками подразумевается кость, где обычно завязывают шнурки, то получится, что пятки мыть не нужно, что является неприемлемым пониманием.
5. Последовательность.
При омовении необходимо соблюдать такую же последовательность частей тела, на какую указал Всевышний Своими словами:
فَٱغۡسِلُواْ وُجُوهَكُمۡ وَأَيۡدِيَكُمۡ إِلَى ٱلۡمَرَافِقِ وَٱمۡسَحُواْ بِرُءُوسِكُمۡ وَأَرۡجُلَكُمۡ إِلَى ٱلۡكَعۡبَيۡنِۚ
«…омойте ваши лица и ваши руки до локтей, и оботрите ваши головы и омойте ваши ноги до щиколоток»
[Сура «Аль-Ма’ида», аят 6].
Если кто-то скажет, что союз «и» в этом аяте не указывает на последовательность, то мы ответим, что упоминание протирания между двумя омываниями явно указывает на необходимость последовательности. В хадисе сказано:
«Бери омовение, как повелел тебе Аллах».
— Привели Абу Дауд (860) и ат-Тирмизи (302), который посчитал его достоверным.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал омовение именно в такой последовательности и неизвестно, чтобы он хотя бы раз нарушил её. Поэтому омовение человека, нарушившего эту последовательность, например, протиранием головы прежде мытья лица или рук, недействительно.
6. Непрерывность.
Нельзя затягивать перерыв между очищениями частей тела до тех пор, пока одна из них не высохнет в естественных обстоятельствах, то есть не во время сильного холода, сильной жары или сильного ветра. Если после очищения одной части тела человек задержался и не закончил омовение, пока она не высохла в естественных обстоятельствах, то ему следует взять омовение заново.
Желательно омывать лицо, руки и ноги по три раза.
Три раза — это максимум, и это количество дошло до нас из сообщений о том, как совершал омовение Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Известно, что порой он омывал все по одному разу[5], порой по два[6] или по три[7], а порой некоторые части тела мыл один раз, а другие — два[8]. А тот, кто превышает троекратное омывание, противоречит Сунне и вступает на путь нововведения, поскольку это количество является поклонением. А если кто-то скажет, что он омывает части тела более трёх раз для полной уверенности, то мы ответим, что именно так и возникают все нововведения. Лучший способ достичь уверенности в поклонении — это оставление самостоятельных поисков уверенности и следование Сунне.
…а также трижды очищать рот и нос.
Подобным образом поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на что указывается в достоверных сборниках[9].
Обязательным же является единичное выполнение этих действий. Что касается протирания головы, то оно совершается единожды, на что указывают достоверные хадисы.
Сподвижники, которые детально описывали омовение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают, что омывание частей тела было троекратным в отличие от протирания головы. ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Асим передал, что он видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал омовение. Он, да благословит его Аллах и приветствует, полоскал рот и нос, затем трижды мыл лицо, трижды правую руку и трижды левую и протирал свою голову. И не передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды протирал голову, потому что протирание — это нечто меньшее, чем омывание. Если бы оно совершалось трижды, то стало бы омыванием.
Также предпочтительным действием во время омовения является мытье кистей рук пред умыванием лица. А только что проснувшийся человек обязан вымыть кисти рук, и ему запрещается окунать их в сосуд с водой, пока он не омоет их трижды, как сказано в хадисе:
«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает свою руку в сосуд, пока не помоет её трижды, ибо, поистине, не знает он, где находилась его рука во время сна».
— Привели аль-Бухари (162) и Муслим (278), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Если же он всё-таки окунёт свои руки в сосуд до того, как он их помоет, то вода от этого не испортится, однако ему запишется грех за ослушание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые учёные сказали, что эта обязанность относится только к ночному сну и не относится к дневному, потому что в хадисе пришло слово «باتت», указывающее на ночь. Другие же ответили, что даже если это и указывает на ночь, то только потому, что это обычное время для сна, что не исключает обязательности мытья рук после дневного сна.