Обязательные действия молитвы

Обязательные действия молитвы

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок восьмой.
Обязательные действия молитвы

Обязательных действий молитвы восемь: все такбиры, кроме первого; слова «Сами‘а-Ллахули-ман хамида-ху» для имама и совершающего молитву отдельно; слова «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд» для всех; слова «Субхана Рабби-ль-‘Азым» при поясном поклоне; слова «Субхана Рабби-ль-А‘ля» при земном поклоне; слова «Рабби-гфирли» между двумя земными поклонами; первый ташаххуд и сидение во время него.

Объяснение

Обязательные действия (уаджибы) молитвы отличаются от столпов тем, что оставление столпа нарушает молитву, даже если человек оставил его по забывчивости, в отличие от оставления уаджиба, следствием которого являются лишь два земных поклона искупления за ошибку, — конечно же, если уаджиб был оставлен по забывчивости.

Например, если человек забыл прочитать «Аль-Фатиха» или совершить земной либо поясной поклон, он обязан вернуться к пропущенному столпу и восполнить его; в случае же, если он уже завершил молитву, ему следует восполнить тот ракаат, в котором был пропущен столп молитвы: то есть человек дал салям, потом вспомнил о пропущенном столпе молитвы, после этого он встает и совершает целый ракаат. Это в том случае, если между окончанием молитвы и моментом, когда человек вспомнил о своём упущении, прошёл небольшой отрезок времени. Если же этот промежуток времени был долгим, то человек обязан восполнить молитву полностью. А когда человек забыл совершить одно из обязательных действий: какой-либо из такбиров кроме первого, или первый ташаххуд, или мольбы во время поясных и земных поклонов, — то он обязан лишь искупить свою ошибку двумя земными поклонами в конце молитвы.

Обязательных действий молитвы восемь.
Первое: Все такбиры, кроме первого

— это все такбиры, посредством которых человек переходит в молитве из одного положения в другое.

Второе и третье: Слова «Сами‘а-Ллаху ли-ман ха-мида-ху» для имама и совершающего молитву отдельно; слова «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд» для всех.

Слова «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху» при выпрямлении из поясного поклона должен сказать имам и человек, молящийся в одиночестве. Тому же, кто совершает молитву за имамом, достаточно сказать: «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд».

Доводом на это является хадис, переданный Абу Даудом со слов Абу Хурейры:

«Если имам сказал: “Сами‘а-Ллаху лиман хамида-ху”, — то вы скажите: “Рабба-на уа лякя-ль-хамд”».

— Привели аль-Бухари (689) и Муслим (411), хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

В хадисе не говорится, что нужно повторять за имамом слова: «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху».

Что касается слов: «Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд», — то в Сунне пришло четыре варианта этого восхваления: первый был упомянут выше; второй: «Рабба-на ля-кя-ль-хамд»; третий: «Аллахумма! Рабба-на ля-кя-ль-хамд»; четвертый «Аллахумма! Рабба-на уа-ля-кя-ль-хамд», — и молящийся может выбрать любой из них.

Четвертое и пятое: Слова «Субхана Рабби-ль-‘Азым» при поясном поклоне; слова «Субхана Рабби-ль-А‘ля» при земном поклоне.

Искуплением для того, кто оставил это по забывчивости, будут два суджуда в конце молитвы. Хотя некоторые учёные посчитали эти слова Сунной, для мусульманина будет лучше читать их, не забывая, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не оставлял их, более того, повеление произносить их пришло в Коране. ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, передал, что когда был ниспослан аят:

فَسَبِّحۡ بِٱسۡمِ رَبِّكَ ٱلۡعَظِيمِ ٧٤

«Прославляй же имя Великого Господа твоего!»
[Сура «Аль-Уакы‘а», аят 74],

— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Произносите это в поясных поклонах». А когда был ниспослан аят:

سَبِّحِ ٱسۡمَ رَبِّكَ ٱلۡأَعۡلَى ١

«Славь имя Господа твоего Всевышнего»
[Сура «А‘ля», аят 1],

— он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Произносите это в земных поклонах».

— Привели Абу Дауд (869) и Ибн Маджа (887)[1].

Молящийся должен произнести это прославление как минимум один раз, но лучше сделать это трижды.

Шестое: Слова «Рабби-гфир ли» между двумя земными поклонами.

До нас дошли и другие слова, которые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил между двумя суджудами, например: «Рабби-гфирли уа-рхам-ни уа-джбур-ни уа-хди-ни уа-рзук-ни»[2].

В некоторых версиях пришло: «Рабби-гфир ли, Рабби-гфир ли»[3].

Седьмое и восьмое: Первый ташаххуд и сидение во время него

— являются не столпами молитвы, а обязательными действиями, поскольку известно, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пропустил их и не вернулся к их совершению, а только искупил их двумя земными поклонами в конце молитвы.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Посчитал достоверным его Ибн Хузейма (600) и аль-Хаким (818)

  • [2]

    Привели именно с такими словами ат-Тирмизи (284) и Ибн Маджа (898), хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах. Также его привёл Муслим (2697), в хадисе от Тарика аль-Ашджаи, но без слов «уаджбурни».

  • [3]

    Привели Абу Дауд (874), ан-Насаи (1145) и Ибн Маджа (897), хадис от Хузейфы, да будет доволен им Аллах.

Новое на сайте