Обстоятельства, нарушающие молитву

Обстоятельства, нарушающие молитву

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок одиннадцатый
Обстоятельства, нарушающие молитву

Обстоятельств, нарушающих молитву, восемь:

1. Преднамеренная речь, не относящаяся к молитве; однако если человек сказал что-либо по забывчивости или незнанию, то это не портит молитву.

2. Смех.

3. Приём пищи.

4. Приём воды.

5. Открытие аурата.

6. Сильное отклонение от кыблы.

7. Многочисленные движения, не относящиеся к молитве.

8. Нарушение омовения.

Объяснение

Обстоятельств, нарушающих молитву, восемь.

Мы узнали условия молитвы, её столпы и обязательные действия, и нам осталось узнать, что её нарушает. Существует восемь обстоятельств, которые приводят к нарушению молитвы, ниже приводятся их разъяснения.

1. Преднамеренная речь, не относящаяся к молитве.

Доводом на это являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Поистине, в молитве не дозволено произносить то, что произносят люди. Однако она состоит из тасбиха, такбира и чтения Корана».

— Привёл Муслим (537), хадис от Муауия ибн аль-Хакама ас-Сулями.

Молитва человека, который произнёс что-то внятное, имеющее значение, преднамеренно и зная о запрещённости этого, считается недействительной. Учёные сказали, что нарушение молитвы происходит посредством произнесения двух букв, на что указывают некоторые книги ханбалитского мазхаба. Например, если человек сказал слово «да», или «ну», или «он» преднамеренно, помня, что он в молитве, то его молитва недействительна.

…однако если человек сказал что-либо по забывчивости или незнанию, то это не портит молитву.

Например, если человек по забывчивости совершил обеденную молитву в три ракаата, а потом заговорил с кем-нибудь, кто сообщил ему о его ошибке, ему следует только совершить четвертый ракаат вместе с «суджудом ас-саху», а его разговор не навредил этой молитве. Довод на это пришёл в хадисе о Зуль-Ядайне, в котором сообщается о том, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил в одной из дневных молитв только два ракаата, после чего человек которого называли Зуль-Ядайн спросил:

«О Посланник Аллаха, молитва сокращена или ты просто забыл?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернувшись к людям, спросил: «Что говорит Зуль-Ядайн?» Они ответили «Он сказал правду, ты совершил только два ракаата». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ещё два ракаата вместе с саджда ас-саху.

— Привели аль-Бухари (1229) и Муслим (573), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Здесь мы видим, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал, считая, что его молитва является полной.

Также не нарушается молитва у человека, который произнёс что-то в молитве непреднамеренно, например, нечто причинило ему боль, и он воскликнул «ах» или «ой». Хотя эти восклицания и состоят из двух букв, они не нарушают молитву в данном случае, поскольку молящийся не намеревался произносить их.

2. Смех

полностью противоречит духу молитвы и её смыслу, которым является стояние перед Господом со смирением и кротостью.

То, что смех нарушает молитву, не означает, что он нарушает омовение. Те, кто утверждает, что смех в молитве нарушает как молитву, так и омовение, опираются на хадис, слабость которого известна большинству учёных.

3. Приём пищи.

4. Приём воды.

Эти два действия также нарушают молитву.

Есть учёные, которые дозволили глоток воды во время добровольных молитв, однако мусульманину лучше отдаляться от подобного и быть внимательным к своей молитве, поскольку в ней он предстаёт перед Всевышним и общается с Ним, и неважно, добровольная эта молитва или обязательная. Поэтому следует целиком отдавать себя молитве, проявляя смирение и покорность, и не делать различий между обязательными и добровольными молитвами, если на это не пришло надежного довода.

5. Открытие аурата.

Мы уже говорили о том, что покрытие аурата является условием действительности молитвы, а также разъясняли, что является ауратом и какие у него границы. Если обнажилась часть аурата, называемая большим ауратом (то, что закрывает нижнее белье), то молитва нарушается автоматически. Если что-либо, кроме этого, обнажилось на продолжительное время, то молитва также нарушается, а если было прикрыто сразу, то молитва принимается.

6. Сильное отклонение от кыблы

нарушает молитву, поскольку направление в сторону кыблы является условием действительности молитвы, как было сказано выше. Если же отклонение было небольшим, то это не вредит, потому что необходимо повернуться в сторону кыблы, но не к ней самой. Правда, шафиитские правоведы посчитали условием молитвы направление к самой Каабе, однако большинство учёных сочло достаточным повернуться в сторону кыблы и доводом на это является хадис:

«Кыбла находится между востоком и западом».

— Ибн Маджах (1011), ат-Тирмизи (342) и ан-Насаи (4/171)[1].

Поэтому если ты встанешь так, что с одной стороны будет восток, с другой — запад, а кыбла — перед тобой, то этого будет достаточно, даже если ты немного отклонился вправо или влево непреднамеренно. Однако всё это относится к человеку, который находится далеко от Каабы. Тот же, кто видит её, обязан повернуться к ней, и ему запрещается отклоняться даже на фалангу пальца.

7. Многочисленные движения, не относящиеся к молитве.

Здесь критерием многочисленности являются обычаи людей. То, что люди сочли большим количеством движений в молитве, является таковым, а иначе нет. Некоторые учёные сказали, что три действия (движения) во время одного столпа молитвы нарушают её, потому что считаются многочисленными.

8. Нарушение омовения

без сомнения нарушает молитву, потому что Аллах не принимает молитву человека, находящегося в состоянии осквернения, пока он не совершит омовение[2]. Поэтому очищение является условием, которое должно сохраняться до конца молитвы.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки. И если жители Медины обратят свои лица в направлении Мекки, то справа от них будет запад, а слева – восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной мечети.

  • [2]

    Привели аль-Бухари (135) и Муслим (225), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Новое на сайте