Нормы исламского этикета

Нормы исламского этикета

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок шестнадцатый
Нормы исламского этикета

К исламскому этикету относятся:

1. приветствие;

2. приветливость;

3. приём пищи и воды с помощью правой руки; поминание Всевышнего в начале приёма пищи; восхваление Всевышнего в конце приёма;

4. восхваление Аллаха после чиханья;

5. мольба за того, кто чихнул и восхвалил Аллаха;

6. посещение больных;

7. присутствие на заупокойной молитве и на погребении;

8. нормы исламского этикета во время входа в мечеть или в дом, или выхода из них;

9. нормы этикета во время путешествия, а также в отношениях с родителями, родственниками, соседями, стариками и детьми;

10. поздравление с новорожденным;

11. мольба о благословении молодоженам;

12. соболезнования при бедствиях.

А также нормы исламского этикета, касающиеся одежды, обуви и т. п.

Объяснение

К исламскому этикету относятся…

В этом уроке автор упоминает некоторые нормы исламского этикета.

1. Приветствие.

Мусульманину следует приветствовать всех мусульман независимо от того, являются ли они его знакомыми или нет. В хадисе сказано:

«Среди предзнаменований Часа то, что человек будет заходить в мечеть, не совершая в ней даже двух ракаатов приветствия, а люди будут здороваться только с теми, кого они знают».

— Привёл Ибн Хузейма (1326), хадис от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.

Хадис указывает на то, что подобное разделение в приветствиях неприемлемо.

За распространение приветствия среди знакомых и незнакомых полагается награда. В хадисе ‘Имрана ибн Хусейна передаётся, что однажды один человек пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

«Мир тебе!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие, а когда тот сел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир тебе и милость Аллаха!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие, а когда тот сел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Двадцать». Затем пришёл третий и сказал: «Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему, а когда тот сел, он, да благословит его Аллах и приветствует, произнес: «Тридцать»,

— Привели Абу Дауд (5195), ат-Тирмизи (2689) и Ахмад (19948), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

— имея в виду вознаграждение.

Если такова награда только за одно приветствие, то какой же она будет, если человек станет приветствовать каждого, кого он встречает! И он достигнет этой огромной награды, не прилагая больших усилий.

Здесь также следует добавить, что приветствие является причиной взаимной симпатии и укрепления уз между мусульманами. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не указать ли мне на действие, совершая которое, вы полюбите друг друга? — Распространяйте приветствия между собой».

— Привёл Муслим (54), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Ответить на приветствие ещё более важно, чем поприветствовать человека первым.

Если кто-то поприветствовал тебя, ты обязан ответить ему таким же образом или даже лучше. Если тебе сказали: «Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение!» — ты должен произнести в ответ как минимум то же самое или же добавить к этому нечто благое, например: «Добро пожаловать!» — как ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Хани, сказав ей: «Добро пожаловать, Умм Хани!»[1].

Поистине, за это полагается великая награда.

2. Приветливость.

Это качество мусульманин должен проявлять по отношению к своему брату, в отличие от сектантов, нововведенцев и неверных. По отношению к ним приветливость допустима только для того, чтобы призвать их к Исламу или же защитить себя от их зла. Если ты подходишь к подобным людям с приветливым лицом, чтобы твоя приветливость помогла им принять от тебя истину и Всевышний Аллах наставил их посредством тебя, то ты, безусловно, совершаешь великое благо.

Сообщается со слов Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если Аллах посредством тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, то это будет для тебя лучше, чем обладание красными верблюдами».

— Привели аль-Бухари (2942) и Муслим (2406), хадис от Сахля ибн Са’ада, да будет доволен им Аллах.

Однако основой в отношениях с сектантами, нововведенцами и неверными является суровость. Как сказал поэт:

«Не встречай сектанта или еретика иначе, чем с суровым лицом».

Суровость же по отношению к мусульманам запрещена, ведь Всевышний выразил за это порицание даже Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав:

عَبَسَ وَتَوَلَّىٰٓ ١ أَن جَآءَهُ ٱلۡأَعۡمَىٰ ٢

«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошёл слепой».
[Сура «‘Абаса», аяты 1–2]

Хотя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так, поскольку был занят призывом немусульман и полагал, что в тот момент важнее уделить внимание этому призыву, чем слепому мусульманину. Эти аяты подчеркивают, насколько права мусульман на уважение, внимание и соблюдение обязательств превосходят права других людей.

3. Приём пищи и воды с помощью правой руки; поминание Всевышнего в начале приёма пищи; восхваление Всевышнего в конце приёма.

Доводом на это является достоверный хадис от ‘Умара ибн Абу Салямы, который рассказывал:

«В детстве я жил в доме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и порой во время еды я баловался за столом. Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О мальчик, поминай Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой”».

— Привели аль-Бухари (5376) и Муслим (2022), хадис от ’Амра ибн Салямы, да будет доволен им Аллах.

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — «поминай Аллаха», — означают: «говори: “С именем Аллаха (бисмиЛ-лях)”». Согласно мнению некоторых ученых дозволено добавить к этому — «Всемилостивого, Милосердного (ар-Рахмани-р-Рахим)». Другие учёные сказали, что это поминание перед приёмом пищи и воды произносится без этого добавления по аналогии с словами поминания: «С именем Аллаха», во время жертвоприношения.

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — «ешь правой рукой», — объясняет другой хадис, в котором сказано:

«Пусть тот из вас, кто станет есть или пить, пользуется правой рукой, ведь, поистине, шайтан использует для еды и питья левую руку».

— Привёл Муслим (2020), хадис от Ибн ’Умара, да будет доволен им Аллах.

Также передаётся, что один человек ел перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, левой рукой, а когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Ешь правой», — тот ответил: «Не могу». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да не сможешь ты!» — после чего тот человек никогда больше не мог поднять эту руку, так как высокомерие привело его к ослушанию.

— Привёл Муслим (2031), хадис от Салямы ибн аль-Акуа’, да будет доволен им Аллах.

4. Восхваление Аллаха после чихания.

5. Мольба за того, кто чихнул и восхвалил Аллаха.

Известно, что чихание — это милость Аллаха и благо от Него, потому что при этом из организма выводится то, что могло бы навредить человеку. Поэтому чихнувший восхваляет Аллаха, благодаря за эту милость, и произносит: «АльхамдулиЛлях!» — и услышавший его должен сказать: «ЯрхамукяЛлах!» — на что чихнувший отвечает: «Яхдику-муЛлаху уа-юслиху балякум (Да поведет вас Всевышний прямым путём и да улучшит ваши деяния)!».

Все эти мольбы, которыми обмениваются мусульмане, приводят к крепким узам взаимной симпатии и любви, а также к увеличению награды.

Некоторые люди говорят: «Яхдина уа-яхдикумуЛлах (Да поведет Аллах нас и вас прямым путем)!» — но это не является Сунной, поскольку в достоверном хадисе сказано:

«Если кто-нибудь из вас чихнул, пусть скажет: “АльхамдулиЛлях!” — и пусть его брат скажет на это: “ЯрхамукяЛлах!” — и пусть чихнувший ответит на это: “ЯхдикумуЛлаху уа-юслиху балякум”».

— Привёл Бухари (6224), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

6. Посещение больных.

В священных текстах много сказано о достоинстве посещения больных. Например, Абу Хурейра в хадисе о шести обязанностях мусульман по отношению друг к другу передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если мусульманин заболел, то навести его».

— Привёл Муслим (2162), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Так какова же будет награда того, кто навестил больного, если даже награда за посещение здорового мусульманина велика! Ведь во время этого посещения человек успокаивает своего брата, поддерживает его и проявляет к нему внимание.

Если этот больной к тому же является твоим родственником, то его посещение тем более обязательно. Это же касается посещения праведных и достойных людей, а также тех, от кого ты ждёшь, что в подобных обстоятельствах они примут наставление и исправят то, что ещё можно исправить, ведь, поистине, награда за деяние увеличивается в зависимости от обстоятельств, в которых оно совершается.

7. Присутствие на заупокойной молитве и на погребении.

Доводом на это является вышеупомянутый хадис о шести правах мусульман, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если мусульманин умер, то похорони его»,

— то есть последуй за похоронной процессией, помолись за него, прими участие в погребении. А награда за всё это будет подобна двум горам. Лишь тот, кто упускает подобные знания, может небрежно отнестись к такой великой награде. Поистине, мусульманам необходимо понимать важность этих деяний и стараться не упускать воздаяние за них.

8. Нормы исламского этикета во время входа в мечеть или в дом, или выхода из них.

Является Сунной заходить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой. В достоверном хадисе от Абу Хумайда и Абу Усайда приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-либо из вас будет входить в мечеть, пусть скажет: “Аллахумма! Ифтахли абуаба рахмати-к (О Аллах, открой для меня двери Своей милости)!” — а при выходе из мечети пусть скажет: “Аллахумма! Инни ас’алю-кя мин фадли-к (О Аллах, прошу у Тебя Твоей благосклонности)”».

— Привели аль-Бухари (6406) и Муслим (2694), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Также в некоторых сборниках Сунны приходят сообщения, указывающие на предпочтительность говорить при входе в мечеть: «С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного», и просить Аллаха приветствовать и благословить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как упоминается в сборнике хадисов Абу Дауда[2]. В других хадисах пришло, что это произносится также при выходе[3].

9. Нормы этикета во время путешествия…

К ним относится произнесение известной мольбы путника.

Мусульманину не следует оставлять слова поминания в таких ситуациях, как вход в отхожее место и выход из него и т. п. Об этих нормах исламского этикета написаны отдельные книги, к которым следует обращаться каждому верующему, ведь, поистине, в этом нет никакого затруднения и это является лёгким для тех, кому облегчил Аллах.

Некоторые люди могут читать множество газет и журналов, но им тяжело произнести даже несколько слов поминания, например: «СубханаЛлахи уа-би-хамдихи! СубханаЛлахи-ль-‘Азым»! А ведь в достоверном хадисе передается:

«Есть два слова, легкие для языка, но тяжёлые на весах, и любит их Всемилостивый: “СубханаЛлахи уа-би-хамдих! СубханаЛлахи-ль-‘Азым”».

— Привёл Муслим (713), хадис от Абу Усейда, да будет доволен им Аллах.

В другом хадисе сказано:

«Сотрутся грехи того, кто сто раз в день произнесет: “СубханаЛлахи уа-би-хамдих!” — даже если они будут подобны пене морской».

— Привели Бухари (6405) и Муслим (2691), хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Это не займёт больше нескольких минут, и мусульманину очень важно обратить на это внимание.

…а также в отношениях с родителями,

Послушание родителям и хорошее отношение к ним являются в нашей религии обязательными и одними из самых достойных деяний. К этому относится мягкость в словах, доброе отношение, внимание и обеспечение, особенно если родители состарились.

…родственниками,

Мусульманин обязан поддерживать родственные связи, их разрывание является грехом. Следует посещать родственников настолько часто, как это принято в обществе и в зависимости от родства, дарить им подарки и помогать нуждающимся из их числа.

…соседями,

К нормам исламского этикета в отношениях с соседями относится добропорядочное отношение к ним; дарение им подарков; посещение их и приглашение их в гости; мягкость в любых разногласиях с ними; отдаление от всего, что может навредить им; и терпимость ко всему, что может исходить от них.

…стариками и детьми.

Мусульманину свойственно благое отношение к старикам и мягкость к детям, он не может быть суровым и жестоким к ним, и они не испытывают при встрече с ним страха и тревоги. Передается со слов ‘Аиши, да будет доволен ей Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, худшими людьми перед Аллахом в Судный день станут те, кого избегают люди, опасаясь их зла».

— Привёл Бухари (6032), хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

10. Поздравление с новорожденным.

11. Благословение на брак.

Эти нормы исламского этикета относятся к событиям, радующим любого мусульманина. Если в семье родился ребёнок, то следует поздравить родителей и произнести мольбы за них и за ребенка. Также следует поздравить новобрачных и вознести за них мольбы. Это взращивает среди мусульман ростки уважения, симпатии и любви и отдаляет их от обид, злости и зависти.

12. Соболезнования при бедствиях.

Если кто-то потерял близкого человека, следует выразить ему соболезнования по поводу этой утраты, поддержать и успокоить его. В одном хадисе говорится:

«Тому, кто выразил соболезнования человеку, которого постигло бедствие, причитается такая же награда, как и этому человеку».

— Привели ат-Тирмизи (1073) и Ибн Маджа (1602), хадис от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах.

Хотя относительно этого хадиса среди учёных есть разногласия, смысл его является благим, поскольку он призывает к поддержке верующих и уменьшению их скорби.

Соболезнования можно выражать разными способами, принятыми в народе, например словами: «Да облегчит Аллах ваше бедствие!», «Поистине, Аллах даёт и забирает, и всё у Него на определенный срок!».

Затем следует произнести мольбу за умершего, если он был мусульманином и его родственники являются мусульманами. Если же родственники являются мусульманами, а умерший таковым не был, тогда следует выразить соболезнования родственникам, но нельзя обращаться к Аллаху с мольбой за умершего. Если же умерший не был мусульманином и его родственники также не являются мусульманами, то соболезнования им не выражают. Однако некоторые учёные сказали, что соболезнования подобны посещению, и указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал иудейского юношу. Поэтому они разрешают посещать неверных и выражать им соболезнования, если есть надежда склонить их к Исламу, однако с условием не делать мольбу за умершего немусульманина.

А также нормы исламского этикета, касающиеся одежды, обуви и т. п.

Соблюдение этих норм исламского этикета является необходимым, к этому призывают тексты Корана и Сунны. Например, одеваться и обуваться следует начинать с правой стороны, а снимать одежду и обувь — с левой.

То, что упомянул здесь автор, — лишь небольшая часть огромного количества норм исламского этикета, которые можно найти в специальных книгах.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Привели аль-Бухари (357) и Муслим (336), хадис от Джабира, да будет доволен им Аллах.

  • [2]

    Привели Абу Дауд (465), Ибн Маджа (772) и Ахмад (16057), хадис от Абу Хумайда, или от Абу Усейда, аль-Ансари, да будет доволен им Аллах.

  • [3]

    Привёл Ибн Маджа (771), хадис от Фатимы, да будет доволен ею Аллах, дочери Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Новое на сайте