Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Предисловие

Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Предисловие

Послание
«Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий»

Автор: Абдурахман ибн Насыр ас-Саади (1307–1376), да смилуется над ним Аллах.

Предисловие

С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

У Него я прошу помощи и на Него уповаю.

Хвала Аллаху, Господу миров, восхваление и приветствие пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам.

А затем:

Поистине, Аллах сотворил творение из ничего для поклонения Ему одному, не придавая Ему сотоварищей, для подчинения Ему, богобоязненности и постоянного поминания Его. И всё это возвращается к исполнению Его права, а также прав других творений: или обязательных, или дополнительных.

Эти права узаконены в Книге Аллаха, а также в Сунне Его посланника, мир ему и восхваление. У этих прав много ответвлений и классификаций. В них есть то, что является либо убеждением, либо законоположением, либо каким-то обобщённым правилом, под которым разветвляются всевозможные законоположения. Также среди этих прав есть то, что является целью, а есть то, что является причиной, приводящей к этой цели. И всё это в совокупности основывается на достижении благ или их совершенства, а также аннулировании вреда или его уменьшении.

Одним из самых великих божественных повелений и пророческих заветов является крепкое удержание верви Аллаха, единство мусульман и их единогласие. Побуждение к этому необходимо с избранием любого пути и любого способа в словах и деяниях, с взаимопомощью, а также с запрещением разногласий и раздоров, используя для этого все возможные способы, которые могут быть. На всё это указывает Коран, Сунна, единогласное мнение пророков и их последователей вплоть до Судного дня.

Указывая на все эти значения, Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِۦ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسۡلِمُونَ ١٠٢ وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ وَٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ كُنتُمۡ أَعۡدَآءٗ فَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِكُمۡ فَأَصۡبَحۡتُم بِنِعۡمَتِهِۦٓ إِخۡوَٰنٗا وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمۡ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَهۡتَدُونَ ١٠٣

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём»
[Сура «Али ‘Имран», аяты 102–103].

Также Всевышний, запрещая разногласия и раздоры, приводящие к поражению, сказал:

وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَا تَنَٰزَعُواْ فَتَفۡشَلُواْ وَتَذۡهَبَ رِيحُكُمۡۖ وَٱصۡبِرُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ ٤٦

«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми»
[Сура «Аль-Анфаль», атя 46].

Кроме этого, Всевышний, напоминая Своим рабам о Своей милости, на которую не способен никто, кроме Него, Мудрого, сказал:

وَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِهِمۡۚ لَوۡ أَنفَقۡتَ مَا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا مَّآ أَلَّفۡتَ بَيۡنَ قُلُوبِهِمۡ وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ أَلَّفَ بَيۡنَهُمۡۚ إِنَّهُۥ عَزِيزٌ حَكِيمٞ ٦٣

«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал всё, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он — Могущественный, Мудрый»
[Сура «Аль-Анфаль», аят 63].

Порицая лицемеров за разногласия их сердец, Всевышний сказал:

لَا يُقَٰتِلُونَكُمۡ جَمِيعًا إِلَّا فِي قُرٗى مُّحَصَّنَةٍ أَوۡ مِن وَرَآءِ جُدُرِۭۚ بَأۡسُهُم بَيۡنَهُمۡ شَدِيدٞۚ تَحۡسَبُهُمۡ جَمِيعٗا وَقُلُوبُهُمۡ شَتَّىٰۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمۡ قَوۡمٞ لَّا يَعۡقِلُونَ ١٤

«Они не станут сражаться с вами вместе, разве что в укреплённых селениях или из-за стен. Меж собой у них жестокая вражда. Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это потому, что они — люди неразумные»
[Сура «Аль-Хашр», аят 14].

Всевышний Аллах сказал Своему посланнику за его мягкость в призыве, которая собирала вокруг него людей:

فَبِمَا رَحۡمَةٖ مِّنَ ٱللَّهِ لِنتَ لَهُمۡۖ وَلَوۡ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ ٱلۡقَلۡبِ لَٱنفَضُّواْ مِنۡ حَوۡلِكَۖ فَٱعۡفُ عَنۡهُمۡ وَٱسۡتَغۡفِرۡ لَهُمۡ وَشَاوِرۡهُمۡ فِي ٱلۡأَمۡرِۖ فَإِذَا عَزَمۡتَ فَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُتَوَكِّلِينَ١٥٩

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих»
[Сура «Али ‘Имран», аят 159].

Описывая верующих, Он сказал:

مُّحَمَّدٞ رَّسُولُ ٱللَّهِۚ وَٱلَّذِينَ مَعَهُۥٓ أَشِدَّآءُ عَلَى ٱلۡكُفَّارِ رُحَمَآءُ بَيۡنَهُمۡۖ تَرَىٰهُمۡ رُكَّعٗا سُجَّدٗا يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضۡوَٰنٗاۖ سِيمَاهُمۡ فِي وُجُوهِهِم مِّنۡ أَثَرِ ٱلسُّجُودِۚ ذَٰلِكَ مَثَلُهُمۡ فِي ٱلتَّوۡرَىٰةِۚ وَمَثَلُهُمۡ فِي ٱلۡإِنجِيلِ كَزَرۡعٍ أَخۡرَجَ شَطۡـَٔهُۥ فَـَٔازَرَهُۥ فَٱسۡتَغۡلَظَ فَٱسۡتَوَىٰ عَلَىٰ سُوقِهِۦ يُعۡجِبُ ٱلزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ ٱلۡكُفَّارَۗ وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ مِنۡهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمَۢا٢٩

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая сеятелей. Аллах привёл эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»
[Сура «Аль-Фатх», аят 29].

Также, описывая Своего посланника, Он сказал:

لَقَدۡ جَآءَكُمۡ رَسُولٞ مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ عَزِيزٌ عَلَيۡهِ مَا عَنِتُّمۡ حَرِيصٌ عَلَيۡكُم بِٱلۡمُؤۡمِنِينَ رَءُوفٞ رَّحِيمٞ١٢٨

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим»
[Сура «Ат-Тауба», аят 128],

لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا٢١

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 21],

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحِلُّواْ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ وَلَا ٱلشَّهۡرَ ٱلۡحَرَامَ وَلَا ٱلۡهَدۡيَ وَلَا ٱلۡقَلَٰٓئِدَ وَلَآ ءَآمِّينَ ٱلۡبَيۡتَ ٱلۡحَرَامَ يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّن رَّبِّهِمۡ وَرِضۡوَٰنٗاۚ وَإِذَا حَلَلۡتُمۡ فَٱصۡطَادُواْۚ وَلَا يَجۡرِمَنَّكُمۡ شَنَـَٔانُ قَوۡمٍ أَن صَدُّوكُمۡ عَنِ ٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡحَرَامِ أَن تَعۡتَدُواْۘ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡبِرِّ وَٱلتَّقۡوَىٰۖ وَلَا تَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡإِثۡمِ وَٱلۡعُدۡوَٰنِۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ٢

«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»
[Сура «Аль-Маида», аят 2].

И наилучшим проявлением благочестия является поспешность в объединении мусульман любым путём так же, как и одним из самых худших содействий в грехе и враждебности являются деяния, которые разобщают мусульман.

Всевышний рассказал нам в Cвоей книге истории посланников, которых Он отправил донести Cвоё послание, дабы они напомнили своим народам, сделали им наставление и объединили их на религии Ислам, и запретили им разногласия и раздоры. И таких историй в Коране множество. Также пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, показал эту великую основу в своей жизни, призывая к единству и запрещая разногласия, как это сказано в достоверном хадисе:

«Не завидуйте друг другу и не взвинчивайте цены, не проявляйте враждебность и не показывайте спину. Будьте, рабы Аллаха, братьями. Мусульманин брат мусульманину, и он не проявляет к нему несправедливости, не предаёт его и не лжёт на него».

— Аль-Бухари (4648), Муслим (4650).

Также Ат-Тамим Ад-Дари говорил:

«Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Религия — это искренний совет», мы спросили: «Кому, о посланник Аллаха?», он сказал: «Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и простым мусульманам»».

— Муслим (82).

И одним из самых важных, искренних советов для мусульман является побуждение их к единству и запрещение им разногласий.

В достоверном хадисе пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ансарам, напоминая им о милости Аллаха, который повёл их, объединил и обогатил:

«О ансары, разве я не нашёл вас заблудшими и Аллах не повёл вас прямым путём посредством меня? И разве вы не были разобщены и Аллах не объединил вас посредством меня? И разве вы не были обездоленными и Аллах не обогатил вас посредством меня?».

— Аль-Бухари (3985), Муслим (1758).

Всякий раз, когда Пророк спрашивал их, они признавали это.

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал своих сподвижников совершать доносительства, которые портят сердца, сказав:

«Пусть никто из вас не доносит мне на другого. Поистине, я хочу выходить к вам с чистым сердцем».

— Ахмад (3571), Абу Дауд (4218), Тирмизи (3831).

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда с ним посоветовались сподвижники, пожелавшие казнить некоторых лицемеров:

«Не совершайте этого, дабы люди не сказали, что Мухаммад убивает своих сподвижников».

— Аль-Бухари (3257), Муслим (1761).

То есть, в убийстве лицемеров Пророк видел отталкивание людей от Ислама, поэтому он оставлял им жизнь, даже если они и заслуживали казни, и всё это для сохранения единства.

Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал назидание каждому, кого он отправлял для призыва и обучения, говоря им:

«Радуйте, но не отпугивайте. Облегчайте, но не усложняйте. Помогайте друг другу, но не разногласьте».

— Муслим (3262).

Также Пророк, мир ему и благословение, говорил:

«Не разнитесь в рядах, иначе будут разногласить ваши сердца».

— Муслим (654).

То есть, внешнее разногласие может стать причиной для разногласия внутреннего. И он сказал:

«Поистине, погубило тех, которые были до вас, множество вопросов и их разногласия с их пророками».

— Аль-Бухари (6744), Муслим (4348).

Все эти хадисы являются достоверными и преданий от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, огромное количество, где он запрещает выходить против правителей мусульман и призывает к послушанию и подчинению им, даже если они являются несправедливыми и грешниками. И всё это по причине того, что выход против правителей несёт в себе огромное зло.

Всевышний и Его Посланник повелевали и побуждали к единству мусульман во многих поклонениях, в числе которых паломничество, праздники, пятница, коллективная молитва. Все это потому, что посредством единства в этом возникает сплоченность и любовь.

Аллах и Его Посланник запретили клевету, поклёп, предательство, зависть и злобу, потому как всё это несёт нечестие и разногласие. Также мусульманам велено примирять конфликты и ссоры между людьми любым способом. Это настолько важно, что для этого даже дозволена ложь, исключительно если это приведёт к примирению и благу.

И тот, кто обратит внимание на жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в том, как он относился к творениям, мусульманам и не мусульманам, близким и далёким, найдёт только лишь мягкость, великодушие, благой нрав, всепрощение и объединение людей на религии Ислам. Он давал подарки, чтобы люди принимали Ислам или закрепились в нём, и оставлял всё, что может привести к отталкиванию и отвращению от религии, даже путём оставления чего-то лучшего, заботясь о людях, и принимая во внимание их чувства.

Так, известно, что он, мир ему и благословение, хотел возвести Каабу заново, так как она была возведена пророком Авраамом, мир ему. Он сказал своей жене Аише:

«Если бы твой народ не был из тех, кто недавно оставил многобожие, то я бы обязательно переделал Каабу таким образом, как она была возведена Авраамом».

— Аль-Бухари (1483), Муслим (2369).

Любой изучающий понимает, что Пророк был послан с чистым Единобожием. И тот, кто понял это, должен знать, что из наиболее важных основ религии является искренний совет всей общине мусульман о том, чтобы их слово было единым и они были объединены между собой, а также аннулирование вражды между ними, обид и ненависти.

Таким образом, эта основа — одна из самых великих основ религии, к которой следует призывать и повелевать. И, стало быть, потеря этой основы представляет собой одно из великих преступлений, от которого надо остерегать, ведь это обязанность каждого мусульманина: и учёных, и правителей, и подчинённых.

Более того, сама вера не будет совершенной без этой основы, на которую, становится ясно, следует обратить внимание, и необходимо заботиться об этом словом и делом. Всё это потому, что это приводит к благам мирским и религиозным, которых невозможно счесть, а исчезновение этой основы приводит к вреду мирскому и религиозному, которые также невозможно счесть. Для этого я собрал по этой тематике две главы.

Новое на сайте