Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Глава 4

Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Глава 4

Послание «Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий»

Автор: Абдурахман ибн Насыр ас-Саади (1307–1376), да смилуется над ним Аллах.

ГЛАВА 4.

Из самого важного, на что следует обратить внимание учёным, это не делать религиозные вопросы, которые не доходят до уровня нововведений и многобожия, причиной к разобщенности, на основе которой происходит дружба и непричастность. Поистине, это является несправедливостью и единогласно недозволенно среди мусульман. Праведные предшественники из сподвижников и их последователей не переставали разногласить в вопросах религии, но это не приводило к порицаемому или к тому, чтобы кто-нибудь из них считал другого заблудшим за противоречие себе. Эта степень имеет отношение только к посланникам, потому как заблудшими являются те, кто противоречат им. Что же касается других людей, то любой может ошибаться.

Из милостей Аллаха к людям то, что Он сделал разногласия в этой общине милосердием, дабы наградить правого и простить ошибающегося, и объединить в каждом из них спасение, довод и добродетель. Поэтому для учёных является обязательным бросить все свои силы на поиски истины, но в то же время не считать заблудшими тех, кто противоречит им из тех, кто на их же уровне, правы они или же ошиблись. Это касается тех вопросов, в которых есть разногласия у праведных предшественников. Каждый из них выбрал какое-то мнение, опираясь на свой иджтихад.

Примером этого можно привести тех, кто считает воду не загрязняющейся, кроме как если поменялись её свойства какой-либо скверной. Эти учёные не должны поносить тех, кто считает, что вода загрязняется, даже если она не изменилась при прикосновении со скверной, если этой воды при этом было менее двух чанов. То же самое можно сказать о тех, кто считает использованную воду чистой, но не очищающей. Они не должны считать заблудшими тех, кто считает эту воду очищающей, и наоборот.

Также те, кто дозволяют молитву по забывчивости в одежде, на которой есть скверна, в противовес тем, кто считают, что такую молитву надо переделать, не должны считать друг друга заблудшими. Также тот, кто считает обязательным поститься в тридцатый день Шаабана, если он является пасмурным, не должен обвинять в заблуждении тех, кто так не считает, и наоборот. И те, кто дозволяют совершать дополнительные молитвы, если у них есть причины, в запретное время, не должны считать заблудшими тех, кто это запрещают, или наоборот.

И подобных вопросов, имеющих разногласия со времён праведных предшественников по сегодняшний день, очень много. Важно знать, что никому не позволяется порицать в подобном оппонента в виде поношения, ведь это несправедливость, однако знающие люди в подобных вопросах объясняют то, что они считают правильным в меру своих сил на основе доводов — Корана, Сунны, единогласного мнения ученых, правильной аналогии.

Однако, делать из подобного разногласия причину для конфликта является неприемлемым. Конечно, если учёный обнаружил, что кто-то явно противоречит шариатскому доводу, то он обязан наставить его и доходчиво объяснить шариатский довод, но, ни в коем случае, не говорить за его спиной, попрекая его. Это не является методом людей знания, однако их метод — это искренний совет в тайне без распространения.

Поэтому, как мы сказали ранее, каждый должен стремиться понять истину и усердствовать в её исполнении, помогая друг другу в этом, любя для своего брата то, что он любит для себя, согласен он с ним или противоречит ему. И если один совершил ошибку, второй не должен стремиться распространить её, так же как он не распространял бы её, если бы это была его ошибка. Более того, он должен находить оправдание ошибке своего брата, ведь, поистине, награда подобна деянию. Тому, кто относился к своим братьям таким образом, Аллах так же скроет его ошибки по причинам, которые ему известны или неизвестны. Это произойдёт таким образом, как не произойдет с теми, кто не обладает такими качествами. Как ты относишься к другим, так и относятся к тебе.

Мы просим Аллаха, чтобы Он даровал успех нам и нашим братьям-мусульманам в том, что Он любит, и чем Он доволен, и привёл дела мусульман к наилучшему, объединил их сердца и вёл их правильным путем. И хвала Аллаху, Господу миров, восхваление и приветствие пророку Мухаммаду.

Важное дополнение

Знай, что каждому преподавателю следует открыть для изучающих дверь исследования, повторения и избирательного подхода в научных вопросах. В этом есть огромные религиозные пользы, которые невозможно перечислить в подробностях, но укажем на некоторые из этих польз.

К ним относится то, что это имеет отношение к взаимопомощи, благочестии и богобоязненности, ведь благо двух миров не достигается, кроме как с взаимопомощью, и научные вопросы имеют к этому прямое отношение. И без этого они имеют неполноценность.

К ним также относится то, что человек самовоспитывается и получает опыт в диспутах в применении доводов, понимании сильных и слабых мнений. Это улучшает их мысленный процесс и даёт им способность быстро понимать и давать ответ, ведь поистине, посредством испытаний полируется разум.

Также к этому относится то, что отсутствие подобных качеств в преподавателях воспитывает в обучающихся некритичность, что впоследствии закрывает для них двери к знаниям, как в отношении преподавателей, так и в отношении учеников.

Что касается учеников, то здесь все понятно. Если он не будет подвергать все критике и анализу, то не достигнет правильного мнения, в особенности это касается сложных вопросов, для которых требуется глубокий анализ. Если у него нет опыта, то он не сможет во всём этом разобраться. Даже возможно, что ученик, который считал какой-то вопрос для себя правильным, но затем увидел от своего учителя противоречие этому, то это может привести его к сомнению и потрясению, потому как он не был готов к критике изначально. Если так будет продолжаться длительное время, то у таких учеников угаснет мотивация, и мысленный процесс будет ослабевать, ведь, как известно, сила мысли бывает лишь тогда, когда к ней требовательны, а иначе она ослабевает, как и любая часть тела человека: если имели место ленность и бездействие, то её постигает слабость и может дойти до вреда, и, наоборот, совершением деяний увеличивается сила, активность и постоянство.

Что же касается того, кто требует знания, то закрытие перед ним дверей пользы в этом, ещё более очевидно, ведь ученики могли бы достичь этой пользы с наименьшими препятствиями, так как, если между учеником и учителем происходит диспут и обсуждение, о котором мы упомянули выше, то, конечно же, возникнет нечто новое, приносящее пользу, либо же вспомнится нечто забытое, либо разъяснится то, что было ранее затрудненным, либо же человек по причине этого перестанет утверждать что-то, хотя до этого он был уверен в этом, хоть оно и противоречит истине.

Также из польз вышеприведённого, что человек приходит в состояние бдительности и осторожности во всём, что он говорит или передаёт. Если же человек не чувствует критики к своим словам или цитированиям, то он расслабляется и, возможно, это приведёт его к разного рода ошибкам. Однако, тот, кто знает о наличии критики, и что есть люди, внимательно изучающие его слова, будет, как следствие, более внимательным и осторожным по мере своих сил во всём, что исходит от него.

Более того, из польз этого, что это заставляет человека много читать, много исследовать и много анализировать, и, как следствие, он будет более внимательным к тому, как следует выражать свои мысли в словах.

И из польз этого, что это будет улучшать его нрав и даст ему силу противостоять той критике, которая направлена против него. Ведь, поистине, те, кто достигли высокого положения, должны отличаться от простых людей в их отношении к критике, которая к ним направлена, и порой даже его высокое положение не даёт ему возможности принимать критику от себе подобных, не говоря уже о тех, кто ниже его, поэтому есть опасность в отношении этих людей, что они могут отдалиться от истины или помочь лжи, даже если он и знает для себя это очевидным знанием, как это сегодня и наблюдается.

Поэтому из этикета критики и её приёма, что, если человек понимает свою правоту, то не противопоставляет её в виде критики, однако делает это в виде вопроса или просьбы назидания, или обращения внимания на тему с другого угла, и всеми другими мягкими способами, которые приводят к принятию критики. И тот человек, который готов к принятию критики и обсуждению, и воспитал на этом своих учеников, внушая им такой метод, без сомнений, будет иметь сильные основы и способности, а критика, от кого бы она не исходила, не будет сбивать его с толку. Если даже он сказал что-то, а потом понял свою ошибку, то без какого-либо стеснения сможет вернуться к истине, потому как его главной целью является именно она. О, если бы подобное было доступно многим людям, ведь подобным нравом удостаиваются лишь те, кто обладает великим уделом!

И из очередных польз этого, когда учитель воспитывает своих учеников на подобной методологии, ведущей к благому, и становится причиной для распространения этого блага, ведь эти ученики будут воспитывать своих учеников таким же образом, и первый, с кого началось это благо, достигнет такой награды, о которой не знает никто, кроме Аллаха.

В добавок, из польз этого, что посредством этого познаются степени людей в том, что они приобрели из знаний. Умение понять степени людей — это одно из самых важных умений, и, в частности, это касается тех, кто управляет ими. Скажем так, человек обязан знать эти степени, ведь без этого знания он не сможет понять степени людей.

Ко всему вышеперечисленному, это приводит к надежности и доверию словам подобных людей, и обычно такие люди ведомы на истине. Те же, кто закрыли для себя эти двери, сами запретили себе многое из знаний, деяний и наград. А также, возможно, они будут в великой опасности по причине скверного нрава, который ведёт к тому, к чему ведут скверное знание, плохие результаты, отсутствие искренности, которая, на самом деле, и есть основа образования и основа каждого деяния. Такие люди самовосхищаются самими собой, поэтому нет надёжности в их словах.

Просим Аллаха, чтобы Он привёл нас ко всякому благу и отдалил нас от всякое зла.

На этом завершается этот трактат, и хвалит Аллаха тот, кто написал эти строки, нуждающийся во Всевышнем.

Абдурахман ибн Насыр ас-Саади, да помилует его Аллах, его родителей и всех мусульман. О Аллах, восхвали и приветствуй пророка Мухаммада!

Вы можете прочитать эту книгу в формате PDF (нажмите на изображение).

Читать

Новое на сайте