Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Глава 3

Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий. Глава 3

Послание «Побуждение к единству мусульман и порицание разногласий»

Автор: Абдурахман ибн Насыр ас-Саади (1307–1376), да смилуется над ним Аллах.

ГЛАВА 3

Если всё это стало известным, то для мусульман, в частности для людей знания, становится обязательным, чтобы они действовали в этом направлении. Даже если это приведёт к трудностям, им следует проявить усердие в достижении взаимной симпатии среди мусульман и в отстранении от порывания отношений и избегания друг друга. Также они должны призывать к этому других, следуя повелениям Аллаха в том, что Он любит, и ища в этом приближение к Нему, готовя себя к всевозможным трудностям и неудобствам от людей, будь они словесные или выраженые действиями, ведь, в конечном итоге, это всё обернётся, с позволения Аллаха, благом и религиозной связью.

Им следует отвечать на действия недоброжелательных людей прощением и добродушием, а не тем же. Ведь если они будут отвечать им тем же, это не принесёт результатов или результаты будут противоположными. Если к верующим относятся с враждебностью, они отвечают любовью, если обижают, они отвечают добром, если с ними порывают отношения, то они отвечают приветствием, мягким словом, добрым лицом и мольбой.

Верующим не следует подчиняться своим страстям, призывая к запретному, что выражается в том, чтобы отвечать на зло людей таким же злом. Ведь это не путь пророков и их последователей, которые отличались всепрощением и добротой, как упомянул Посланник одного из пророков, которого избил до крови его народ за то, что он призывал к Аллаху. И, стирая кровь со своего лица, он говорил:

«О Аллах, прости моему народу, поистине, они не ведают».

— Бухари (3477).

Это и есть совершенное превосходство, которое гарантирует для своего обладателя похвалу в этом мире и награду в следующем. Всевышний сказал:

مُّحَمَّدٞ رَّسُولُ ٱللَّهِۚ وَٱلَّذِينَ مَعَهُۥٓ أَشِدَّآءُ عَلَى ٱلۡكُفَّارِ رُحَمَآءُ بَيۡنَهُمۡۖ تَرَىٰهُمۡ رُكَّعٗا سُجَّدٗا يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضۡوَٰنٗاۖ سِيمَاهُمۡ فِي وُجُوهِهِم مِّنۡ أَثَرِ ٱلسُّجُودِۚ ذَٰلِكَ مَثَلُهُمۡ فِي ٱلتَّوۡرَىٰةِۚ وَمَثَلُهُمۡ فِي ٱلۡإِنجِيلِ كَزَرۡعٍ أَخۡرَجَ شَطۡـَٔهُۥ فَـَٔازَرَهُۥ فَٱسۡتَغۡلَظَ فَٱسۡتَوَىٰ عَلَىٰ سُوقِهِۦ يُعۡجِبُ ٱلزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ ٱلۡكُفَّارَۗ وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ مِنۡهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمَۢا٢٩

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая сеятелей. Аллах привёл эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»
[Сура «Аль-Фатх», атя 29].

Также, описывая Своего посланника, Он сказал:

لَقَدۡ جَآءَكُمۡ رَسُولٞ مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ عَزِيزٌ عَلَيۡهِ مَا عَنِتُّمۡ حَرِيصٌ عَلَيۡكُم بِٱلۡمُؤۡمِنِينَ رَءُوفٞ رَّحِيمٞ ١٢٨

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим»
[Сура «Ат-Тауба», аят 128],

لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا ٢١

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 21],

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحِلُّواْ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ وَلَا ٱلشَّهۡرَ ٱلۡحَرَامَ وَلَا ٱلۡهَدۡيَ وَلَا ٱلۡقَلَٰٓئِدَ وَلَآ ءَآمِّينَ ٱلۡبَيۡتَ ٱلۡحَرَامَ يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّن رَّبِّهِمۡ وَرِضۡوَٰنٗاۚ وَإِذَا حَلَلۡتُمۡ فَٱصۡطَادُواْۚ وَلَا يَجۡرِمَنَّكُمۡ شَنَـَٔانُ قَوۡمٍ أَن صَدُّوكُمۡ عَنِ ٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡحَرَامِ أَن تَعۡتَدُواْۘ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡبِرِّ وَٱلتَّقۡوَىٰۖ وَلَا تَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡإِثۡمِ وَٱلۡعُدۡوَٰنِۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ٢

«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнёт вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»
[Сура «Аль-Маида», аят 2].

А о побуждении отвечать добром на зло Всевышний сказал:

وَإِنۡ عَاقَبۡتُمۡ فَعَاقِبُواْ بِمِثۡلِ مَا عُوقِبۡتُم بِهِۦۖ وَلَئِن صَبَرۡتُمۡ لَهُوَ خَيۡرٞ لِّلصَّٰبِرِينَ ١٢٦

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых»
[Сура «Ан-Нахль», аят 126];

وَإِن طَلَّقۡتُمُوهُنَّ مِن قَبۡلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدۡ فَرَضۡتُمۡ لَهُنَّ فَرِيضَةٗ فَنِصۡفُ مَا فَرَضۡتُمۡ إِلَّآ أَن يَعۡفُونَ أَوۡ يَعۡفُوَاْ ٱلَّذِي بِيَدِهِۦ عُقۡدَةُ ٱلنِّكَاحِۚ وَأَن تَعۡفُوٓاْ أَقۡرَبُ لِلتَّقۡوَىٰۚ وَلَا تَنسَوُاْ ٱلۡفَضۡلَ بَيۡنَكُمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ بِمَا تَعۡمَلُونَ بَصِيرٌ ٢٣٧

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (брачный дар), то отдайте им половину его, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете»
[Сура «Аль-Бакара», аят 237];

وَجَزَٰٓؤُاْ سَيِّئَةٖ سَيِّئَةٞ مِّثۡلُهَاۖ فَمَنۡ عَفَا وَأَصۡلَحَ فَأَجۡرُهُۥ عَلَى ٱللَّهِۚ إِنَّهُۥ لَا يُحِبُّ ٱلظَّٰلِمِينَ ٤٠

«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников»
[Сура «Аш-Шура», аят 40];

وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَٰلِكَ لَمِنۡ عَزۡمِ ٱلۡأُمُورِ ٤٣

«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»
[Сура «Аш-Шура», аят 43].

В том случае, если мусульмане последуют этим назиданиям, Всевышний объединит их и свяжет их сердца, поведёт их прямым путём, выведет из мрака невежества, несправедливости и заблуждения к свету знания, справедливости и веры. Также, если мусульмане видят тех, кто следует за своими страстями в желании разделить мусульман для своих низменных целей, они обязаны остановить их, сделать им назидание и не обращать внимание на их слова, ведь, поистине, это слова тех, кто является врагом этой религии.

К тому же, следует, насколько это возможно, скрывать ошибки мусульман, не стараться выведать это. В особенности это касается учёных религии и стремящихся к знанию, ведь, поистине, их право перед мусульманами является великим за то, что они встали во главе призыва и исполнения этого Шариата. Если бы не они, то люди не познали бы свою религию: как молиться, как поститься, как давать закят, как делать Хадж и даже не знали бы, как правильно покупать и продавать, и были бы подобны животным, которые не знают дозволенного и запретного им, и не знают, что значит призывать к одобряемому и запрещать порицаемое.

Именно поэтому мусульмане обязаны проявлять к обладателям знания высокое почтение и отдалять от них всякий вред, останавливая каждого, кто пожелает обидеть их, стараться скрывать их ошибки, не распространяя их, ведь в этом распространении огромное зло. Знай, что, как у добра, так и у зла есть свои признаки, посредством которых люди узнают их.

Признаком счастья человека является то, что ты видишь его желающим блага для всех мусульман, дорожащим их прямым руководством, дающим им благой совет в том, что он может, скрывающим их ошибки, и всё это он делает ради Лика Аллаха.

Признаком же несчастья человека является то, что ты видишь его распространяющим клевету и поклёп среди людей, стремящимся узнать их ошибки и распространить их, возможно даже добавляя к этим ошибкам от себя. Поистине, такой человек в наихудшем состоянии у Аллаха, ненавистен Ему и близок к Его гневу и к тому, что он будет опозорен уже в этом мире, если только он не покается и не заменит плохое на хорошее.

Пусть же каждый, кто уважает себя, возвысится над всеми этими плохими качествами и обратит внимание на слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Того, кто скрыл мусульманина, Аллах скроет в этом и следующем мирах».

— Муслим (2699).

Также он сказал:

«О те, кто уверовали на словах, но вера не дошла до их сердец, не обижайте мусульман и не ищите их ошибок. Ведь тот, кто будет искать ошибки своего брата, то и Аллах будет искать его ошибки. А тот, у кого ошибки будет искать Аллах, будет опозорен даже внутри своего дома».

— Абу Дауд (4880), Тирмизи (2032).

И это остережение касается всех мусульман. Что же касается учёных и праведников, то дело обстоит ещё хуже, ведь скверное обращение к ним является признаком того, что Аллах враждует с подобными людьми и объявляет им войну, как сказал Всевышний словами нашего Пророка:

«Кто враждовал с моим приближённым, Я объявил ему войну».

— Бухари (6502).

Некоторые праведные предшественники говорили, что, если учёные не являются приближенными Аллаха, то неизвестно, кто тогда является таковым. Безусловно, это является истиной, ведь близость к Аллаху достигается исполнением Его велений, а у учёных, как известно, самый большой удел в этом. Человек не может достигнуть чего-то в знаниях, пока не проявит огромное усердие и длительное время только для этих знаний, оставляя многое из того, чем заняты люди и тратя всё своё ценное время для этих знаний, которые и являются наилучшим видом поклонения.

Так может ли кто-нибудь, кроме обладающих знанием, называться приближённым к Аллаху, и как можно после этого позволить кому-либо из тех, кто является несчастным, кто заполнил своё время пустословием и не может сравниться с праведниками в благих деяниях, поносить учёных? Ты не увидишь таких, чтобы они стремились к повелениям религии или находились в собраниях учёных, чтобы получить пользу, но, напротив, если ты спросишь их о простейших вопросах религии, они не произнесут ни слова.

В то же время, они не перестают говорить то, что порочит учёных из клеветы и ругани, утверждая, что в этом они правы. Конечно, они правы в том, что они избрали путь злодеяния и уподобились мерзким животным, которые, оставляя благое питание, принимают в пищу падаль. Также и эти, оставляя благое, отправляются к скверному. Таким образом, они отдаляются от пути благодеяния и не имеют права быть упоминаемыми наравне с учёными и праведниками, однако их упоминают лишь для того, чтобы остеречь от них людей, и дабы несведующие не попали в их сети. Однако, возможно, они покаются, оставят свои злодеяния и вернутся к своему Господу, ведь, как известно, у покаяния нет преграды и нет греха, который не мог бы быть прощён Аллахом, Царём, Дарующим тем, кто покаялся и вернулся к Нему.

Новое на сайте