Действия, нарушающие малое омовение

Действия, нарушающие малое омовение

Толкование книги «Важные уроки для всей общины»

Автор: Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

Автор толкования: Шейх ‘Абду-ль-Карим ибн ‘Абдуллах аль-Худейр, да сохранит его Аллах.

Урок четырнадцатый
Действия, нарушающие малое омовение

Действий, нарушающих малое омовение, шесть:

1. Выход чего-либо из двух путей.

2. Выход скверны из тела в большом количестве.

3. Сон или иное помутнение разума.

4. Прикосновение к половым органам без преграды.

5. Приём в пищу верблюжатины.

6. Вероотступничество от Ислама, да сохранит Аллах от этого нас и всех мусульман.

Важное примечание: по мнению большинства учёных, омывание покойника не нарушает малого омовения, поскольку на это нет никакого довода. Однако если при омывании человек дотронулся до половых органов покойного без преграды, то в этом случае он обязан взять омовение. И прикосновение к половым органам умершего без преграды является запретным.

Также, по наиболее сильному мнению учёных, прикосновение мужчины к женщине не нарушает омовения, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дотрагивался до своих жён, а затем молился, не обновляя омовения. Что же касается слов Всевышнего в 43 аяте суры «Ан-Ниса’» и в 6 аяте суры «Аль-Ма’ида», то наиболее сильное мнение заключается в том, что речь идёт не о прикосновении, а о близости между супругами; и это является мнением Ибн ‘Аббаса и других ранних и поздних правоведов.

Объяснение

Действий, нарушающих малое омовение, шесть.

Если малое омовение было совершено с соблюдением всех его условий на основе того, что было объяснено ранее из Корана и Сунны, его нарушают шесть действий.

1. Выход чего-либо из двух путей.

Сюда относятся как естественные вещи, выходящие из этих двух путей: моча или кал, так и неестественные: мочевые камни или какие-либо выделения. Что бы ни выходило из двух путей, оно нарушает омовение.

2. Выход наджаса из тела в большом количестве,

Например, рвоты, поскольку рвота является наджасом. Если она вышла в большом количестве, это нарушает малое омовение. То же самое можно сказать о крови, которая также является наджасом. Если она вышла из тела в большом количестве, это нарушило малое омовение, по мнению большинства учёных.

3. Сон…

Имеется в виду глубокий сон, когда спящий не ощущает происходящего вокруг него. Такой сон нарушает малое омовение, поскольку глубоко спящий человек не знает наверняка, нарушил он его или нет, как сказано в хадисе:

«Во время сна глаза не контролируют тело, поэтому пусть тот, кто уснул, возьмёт омовение».

— Привели Абу Дауд (203), Ибн Маджа (477) и Ахмад (887), хадис от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.

В другой версии сказано:

«Если глаза уснули, то теряется контроль над телом».

— Привёл Ахмад (16879), хадис от Муауия ибн Аби Суфьяна, да будет доволен им Аллах.

…или иное помутнение разума

— временное нарушение сознания, вызванное чем-либо иным, кроме сна, например алкоголем или другим опьяняющим веществом. В этом случае омовение тем более нарушается.

4. Прикосновение к половым органам без преграды

нарушает омовение, исходя из хадиса от Бусры, который передаётся в сборниках Сунны:

«Тот, кто дотронулся до своего полового органа, пусть возьмёт малое омовение».

— Привели Абу Дауд (181), ат-Тирмизи (82), который сказал: «хороший достоверный хадис»[1].

Этот хадис является приемлемым, но ему противоречит хадис от Талька ибн ‘Али, в котором сказано:

«Поистине, это часть тебя самого»

— Привели Абу Дауд (182), ат-Тирмизи (85)[2].

То есть прикосновение к половому органу не нарушает омовение. Однако хадис от Бусры является более достоверным. Ибн Таймия попытался объединить оба хадиса, сказав, что повеление совершать омовение является предпочтительным, но не обязательным, и если человек не сделает омовение в этом случае, то его молитва принимается. Из осторожности предпочтительней будет совершить омовение, чем его не совершать.

5. Приём в пищу верблюжатины.

Повеление совершать после него малое омовение пришло в двух хадисах. Данное законоположение касается всех частей верблюда. В хадисе от Джабира ибн Самура передаётся, что один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Совершать ли мне омовение после баранины?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если хочешь — соверши, а если хочешь — не совершай». Тогда человек спросил: «Совершать ли мне омовение после верблюжатины?» — на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, соверши».

— Привёл Муслим (360).

От аль-Бары ибн ‘Азиба передают хадис, который близок к предыдущему[3].

6. Вероотступничество от Ислама, да сохранит Аллах от этого нас и всех мусульман.

Вероотступничество аннулирует все деяния человека, а малое омовение тоже является деянием. Вероотступничество не означает лишь переход в христианство, иудаизм или язычество, как думают многие люди, это гораздо более опасное и распространенное явление. Мусульманин может стать вероотступником из-за одного слова, шутки или насмешки над Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, просим Аллаха уберечь нас от этого.

Важное примечание: по мнению большинства учёных, омывание покойника не нарушает малое омовение, поскольку на это нет никакого довода.

Что же касается хадиса, в котором сказано:

«Тот, кто омыл покойника, пусть возьмёт большое омовение, а тот, кто понес его, — малое»,

— Привёли Абу Дауд (3161), ат-Тирмизи (993), и назвал его «хорошим»[4].

— то он является слабым, поэтому омовение того, кто омыл покойника, не портится.

Однако если при омывании человек дотронулся до половых органов покойного без преграды, то в этом случае он обязан взять омовение

Автор выбрал мнение, что в этом случает омовение нарушается, как и тогда, когда человек дотронулся до своих половых органов. И мы уже упоминали, что Ибн Таймия считал омовение для такого человека предпочтительным, а не обязательным.

И прикосновение к половым органам умершего без преграды является запретным.

Тому, кто омывает покойников, запрещено дотрагиваться до их аурата, поэтому он должен надеть перчатки, а также покрыть аурат покойного какой-нибудь тканью и омывать его через эту ткань.

Также, по наиболее сильному мнению учёных, прикосновение мужчины к женщине не нарушает омовение.

Если же следствием этого прикосновения стали какие-то выделения, то омовение нарушается по причине этих выделений, а не из-за самого прикосновения к женщине.

…потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дотрагивался до своих жён, а затем молился, не обновляя омовения.

Некоторые учёные, опираясь на 43 аят суры «Ан-Ниса’», сказали, что если мужчина дотронулся до женщины, то омовение нарушается в любом случае. Другие же посчитали, что омовение нарушается, если в прикосновениях присутствовала страсть.

Что же касается слов Всевышнего в 43 аяте суры «Ан-Ниса’» и в 6 аяте суры «Аль-Ма’ида», то наиболее сильное мнение заключается в том, что речь идёт не о прикосновении, а о близости между супругами; и это является мнением Ибн ‘Аббаса и других ранних и поздних правоведов.

Именно поэтому автор выбрал мнение о том, что простое прикосновение к женщине не портит омовения.

©Перевод
Абу Ислам аш-Шаркаси
  • [1]

    Также ан-Насаи (447), и Ибн Маджа (479). Хадис посчитали достоверным Ибн Хузейма (22) и Ибн Хиббан (1116).

  • [2]

    Также ан-Насаи (165), Ибн Маджа (483) и Ахмад (16286). Его посчитал достоверным Ибн Хиббан (1120) и другие.

  • [3]

    Привёл Абу Дауд (184).

  • [4]

    Хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Также его привели Ибн Маджа (1463) и Ахмад (9862).

Новое на сайте